Просмотр содержимого документа
«Свободный человек»
Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа -интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». с. Падинского Новоселицкого района.
Внеклассное занятие
«Свободный человек».
Цель: способствовать формированию знаний и убеждений о необходимости подчинения регуляторам личных (гражданских свобод) конструктивным обязанностям.
Оборудование: на доске плакат: «Ты спрашиваешь, каким путем достигнуты свободы? Для этого надо учиться различать добро и зло…Л. Сенека».
Ход занятия
Организационный момент
Слайд № 1
«Свободный человек»
Из разбросанных букв нужно сложить словосочетание.
Введение в тему. Актуализация опорных знаний учащихся.
Слайд № 2
Тема нашего сегодняшнего занятия называется: «Свободный человек».
А вот знаменитый Л. Сенека сказал о нашей теме вот такие слова: «Ты спрашиваешь, каким путем достигнуть свободы? Для этого надо учиться различать добро и зло…»
- Поднимите руку, кто хочет быть свободным?
- Известные герои произведения Марка Твена «Том Сойер» тоже захотели полной свободы. Они сбежали из дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду.
Представьте себе, что и вы вместе с ними живете в пещере, питаетесь тем, что попадется. Долго бы выдержали вы такую «свободу»?
- Почему мальчики вернулись домой?
- Могли ли они воспользоваться деньгами, которые были положены на их счет в банк?
- Пустили бы их на квартиру?
- Смогли бы они снять номер в гостинице?
- Приняли бы их на работу?
- Позволяет ли закон бродяжничать, попрошайничать?
- Как вы относитесь к распущенным, развязанным, грубо ведущим себя людям?
Работа над темой занятия
- Сейчас мы поговорим об обязанностях и юридической ответственности граждан России.
Слайд № 4
- Свобода человека ограничена его обязанностями перед самим собой, перед близкими людьми, перед обществом, перед природой…
Слайд № 5
- А теперь поговорим об обязанностях человека.
Основные обязанности граждан России:
- соблюдать Конституцию РФ и законы;
- забота о детях, их воспитание;
- забота о нетрудоспособных родителях;
- получение основного общего образования;
- забота о сохранении исторического и культурного наследия;
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
Но есть такая ответственность, которая называется совесть. именно она определяет внутреннюю свободу человека, который очистил сознание от дурных пороков и привычек, от страха и трусости, от невежества и предрассудков. Но часто хозяином сознания и воли человека становится лень, зависть, жестокость.
Законодательство РФ предусматривает гарантии правовой самостоятельности граждан. С момента рождения и до смерти человек обладает правоспособностью.
Слайд № 7
Правоспособность – это способность иметь гражданские права и обязанности (ст. 17. Гражданский кодекс РФ).
В содержание правоспособности входят: владеть имуществом, наследовать и завещать его, совершать любые сделки незапрещенные законом, выбирать место жительства.
Дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает дееспособность в полном объеме по достижении 18 лет.
Деликтоспособность – это способность отвечать за совершенное правонарушение.
Релаксационная пауза
Звучит тихая спокойная музыка.
Представьте, что вы птичка, что у вас крылья, и вы летаете над землей, порхаете в воздухе. Вы видите красивые леса, зеленые поля, цветные крыши домов. Некоторые крыши блестят. Вот мы пролетаем над школой, вокруг деревья. Подлетаем к окну нашего класса, и мы в своем классе. Вы отдохнули, и вам хочется теперь дальше работать.
Слайд № 8
Игра «Меню»
Раздаются карточки с извлечениями из законов РФ. В течение 5 минут дети изучают карточки, затем задаются вопросы и дети отвечают на них.
Вопрос: С какого возраста привлекают к уголовной ответственности?
Карточка: с 14 лет несут уголовную ответственность за совершение следующих преступлений: убийство, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж.
Вопрос: Оплатить стоимость сломанной парты.
Карточка: от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам и за нанесенный вред.
Вопрос: Купить тетрадь и ручку.
Карточка: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.
Вопрос: Привлекаться за мелкое хулиганство.
Карточка: административная ответственность (в виде штрафа, предупреждения) наступает с 16 лет за мелкие хищения, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественных местах, употребление наркотических веществ без назначения врача.
Отвечать за преступление по всем статьям Уголовного Кодекса.
Карточка: с 16 лет несут уголовную ответственность по всем статьям Уголовного кодекса.
Продать полученный в наследство дом
Карточка: частичная дееспособность (с 14 до 18 лет) означает, что несовершеннолетние могут совершать сделки только с письменного одобрения родителями, усыновителями, попечителями.
Положить деньги в банк
Карточка: от 14 до 18 лет самостоятельно можно распоряжаться своим заработком, стипендией, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Слайд № 9
6. Игра «Пирамида»
Перед законом все равны.
У всех нас по закону одинаковые стартовые возможности. А что будет на финише?
- Может ли ленивый, безвольный человек стать судьей, депутатом, президентом?
- Если не занимаешься спортом, часто болеешь, сможешь ли выдержать нагрузки в армии, служить в милиции?
- Если не получил среднего образования, можешь ли обучаться в вузе?
- Может ли человек без высшего образования возглавить фирму, банк, завод?
- Может ли большое наследство сделать человека полностью свободным?
- Защитят ли вас деньги от всех проблем, болезней, обид, обмана, зависти окружающих, пожара и др.?
Давайте составим небольшую пирамиду:
- Что мы поставим в основу нашей пирамиды?
Правильно, правоспособность. Почему? Потому, что наша жизнь начинается именно с нее.
- Дальше мы поставим закон о том, с кем мы можем жить: право дать согласие на опеку, выбрать с кем из родителей жить – с 10 лет.
- Следующий шаг в нашей жизни – это получение паспорта: мы начинаем отвечать за некоторые преступления, за ущерб, подвергаться некоторым мерам воспитания.
- Во сколько лет мы можем начать работать? Правильно, в 15 лет.
- Скажите, во сколько лет начинается полная дееспособность? Правильно, в 18 лет, т.е. у нас наступает полное совершеннолетие.
- Следующая ступенька взросления – 21 год. Что мы можем делать в своей жизни с 21 года? Правильно, мы можем стать депутатами Гос. Думы.
- А с какого возраста мы можем стать президентом? Правильно, с 35 лет. И на сегодня завершим нашу пирамиду.
7. Итоговая беседа
Слайд № 10
- Назовите известные вам свободы личности человека (права и обязанности).
- Что может ограничивать свободы? (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).
- От чего зависит правовая активность человека? (правовая активность человека зависит от законодательства РФ).
Запомни:
Свобода – основа демократии. Мерой свободы может быть только закон, определяющий обязанности человека и ответственность за нарушение норм права.
- Человек сам свободен выбирать КЕМ он может стать.
- Но никто не может приказать ему, КАКИМ он должен быть: добрым, чутким, великодушным, сдержанным, гуманным…Или злым, жестоким, жадным, грубым…
- Закон, так же как и мораль, стоит на страже общечеловеческих ценностей.