Хочу быть свободным человеком! Свобода и ответственность.
Хочу быть свободным человеком! Свобода и ответственность.
Цели:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
предметные
- создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;
Просмотр содержимого документа
«Хочу быть свободным человеком! Свобода и ответственность.»
Урок для 5 класса «Свобода и ответственность»
Цели:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
предметные
- создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;
Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты...
Татьяна Ярошевич
Вопросы:
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Учитель открывает тему: Поговорим о свободе и ответственности человека.
3. Новая тема. Вводная беседа с учащимися.
Поднимите руку, кто хочет быть свободным?
Известные герои произведения Марка Твена Том Сойер и Гекельберри Финн тоже захотели полной свободы. Они сбежали из Дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду:
Представьте, что вы вместе с ними живете в пещере, питаетесь тем, что попадается...
Долго бы выдержали вы такую "свободу"?
Почему мальчики вернулись домой?
Приняли бы их на работу?
Позволяет ли закон бродяжничать, попрошайничать?
Какими правами и свободами обладали дети в тот момент?
Вообще, о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода - это желаемое, к чему мы стремимся.
Свобода - это ответственность за ту жизнь, которую мы создаем
и для большинства людей свобода это суровое испытание.
Свобода - это способность преодолевать границы и ограничения
4.Работа с литературным текстом (ПРИТЧА).
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
5. Работа с учебником
- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)
6.Работа в парах
- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.
- Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека?
- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?
- Стр. 25, 2 абзац. Прочитайте. Коллективно.
КТО? ЗА ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?
7.Минутка отдыха. Игра «Могу и делаю».
Вопросы:
-Умеешь ли ты одеваться сам ? -Одеваешься ли ты сам всегда?
-Умеешь ли ты благодарить , - Говоришь ли ты спасибо каждый
говорить спасибо? Раз, когда это необходимо?
- Умеешь ли ты убирать свои - Наводишь ли ты порядок в своей
вещи? Комнате каждую неделю?
- Умеешь ли ты плакать? - Плакал ли ты сегодня?
- Умеешь ли ты толкаться и - Делал ли ты это сегодня?
дразнить своих товарищей?
- Умеешь ли ты лениться? - Ленился ли ты вчера на уроках?
-Умеешь ли ты вредничать? - Вредничал ли ты вчера?
- Умеешь ли ты собирать свой - Собираешь ли ты свой ранец
ранец? всегда сам?
- Умеешь ли ты ухаживать за - Делаешь ли ты это всегда сам?
своими домашними питомцами?
Учитель. На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу» и «Делаю».
Знакомство с разными видами ответственности.
Учитель. Ответственность делится на три вида: - личная, или ответственность перед собой (я)
- ответственность перед другими (другие)
- ответственность в школе (школа)
8.Работа в группах. Учитель помогает организовать работу групп по следующего алгоритму:
- один из участников группы называет какое- нибудь дело.
- остальные вместе решают, к какому виду ответственности оно относится.
-затем записывают нужное дело в нужную колонку.
Три виды ответственности
Я
Другие
Школа
9.Работа в группах. Задание «Поступаем ответственно». На карточках записана ситуация. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и предположите ваши действия в ситуации.
Ситуация № 1
Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?
Ситуация № 2
Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите
Ситуация № 3
Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?
Обсуждение ответов.
- Для чего нужно поступать ответственно?
Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?
Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
А теперь выберите каждый для себя вывод.
1. Я отвечаю за всё. 2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю) 3. За все мои поступки отвечают родители.
- Кто хочет, может прочитать, что выбрал.
Итог урока: Легко ли быть свободным?
Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?
Дома: Укажите дела за выполнение которых отвечаете вы?