kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стереотипии и пути их преодоления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачастую родители детей с РАС испытывают нехватку информации об особеностях их развития. Данный буклет поможет специалистам в консультировании родителей по теме "Стереотипии и пути их предоления".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стереотипии и пути их преодоления»

Стереотипии в той или иной форме отмечаются у всех детей с осложненными формами аутизма.

Стереотипии это повторяющиеся, нефункциональные формы поведения и /или деятельности.

Таким образом, для того, чтобы отнести то или иное поведение к стереотипиям, оно должно быть:

а)повторяющимся(неоднократным);

б) не направлено на выполнение социально значимой функции — например, на общение с другими людьми. В то же время, стереотипии выполняют определенные функции для самого ребенка.

Выработка подхода к работе со стереотипиями представляется важным моментом коррекции поведения детей со сложными формами аутизма. Почему этому поведению необходимо уделить внимание?

Стереотипии препятствуют развитию, общению, обучению и социальной адаптации.

Стереотипные и повторяющиеся движения и действия

Двигательные стереотипии — прыжки, раскачивания, пробежки, хлопки, взмахивания, потряхивания руками, перебирание пальцами, вращение руками, хождение на носочках и т.д. Оральные стереотипии: повторяющиеся движения губами, языком.

Сенсорно-двигательные стереотипии — дети перебирают пальчиками у глаз; смотрят на руки; кружатся вокруг своей оси; надавливают пальцами на глаза; прищуривают глаза (когда смотрят на свет); стучат по различным поверхностям; издают ритмичные звуки; ощупывают поверхности.

Действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала — раскручивание колес; пересыпание песка; переливание воды; открывание— закрывание глаз у кукол.

Эмоционально-аффективные стереотипии — когда выполняются повторяющиеся действия, которые вызывают аффект либо со стороны взрослого, либо самого ребенка.

Речевые стереотипии — повторяющиеся вокализации, слова, фразы.

Явно выраженные специфические нефункциональные ритуалы и привычки — ребенок стремится, чтобы двери всегда оставались закрытыми или открытыми; обязательно следование одними и теми же маршрутами; ношение одной и той же одежды; одна и та же еда; ритуалы отношений.

Активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов — компьютерные игры; чтение книг на определенную тему и т.п.

Для коррекции стереотипии могут использоваться следующие приемы.

Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую, знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (отличающуюся от самой стереотипии).

Например, ребенок стереотипно раскачивается, его мягко останавливают и уводят играть с машинками.

Когда ребенок перебирает пальцами или размахивает руками во время учебного занятия, его просят положить руки на колени (на стол) или помогают это сделать (если не выполняет инструкцию).

Если у ребенка отмечаются речевые стереотипии, то вместо стереотипных высказываний, не относящихся к ситуации, ему предлагают ответить на вопросы, повторить звуки и т.п.

Замещение. Основной принцип: замена стереотипии другими, близкими по характеру действиями и/или деятельностью, более адекватными социально и не такими ригидными. Данный способ эффективен, в основном, в русле структурированной деятельности — например, учебного занятия, прогулки и т.д.

Раскачивание трансформируют в качание на качелях — выглядит более адекватно. Стереотипные прыжки можно заменить на прыжки на батуте

Сенсорные стереотипии могут быть заменены на игру с юлой, прослушивание музыки и т.п.

Используя замещение, мы вместо одной стереотипии предлагаем ребенку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется.

Трансформация — это замещение, но при этом мы меняем смысл действия и модифицируем его.

Выполнение любых заданий, не связанных с использованием речи — например, сортировки и собирания пазлов. Например, ребенок дома выстраивает непонятные конструкции из разных предметов — вместо этого, мы учим его собирать из конструктора.

Склонность ребенка к тому, чтобы все предметы были на своих местах используется для наработки различных навыков — накрывать на стол, убирать в комнате и т.д.

Прерывание — этот прием используется в том случае, если ни один из вышеописанных способов не был эффективен. Создаются такие условия, в которых реализация данной стереотипии становится недоступной.

Стереотипные привычки, ритуалы, например, одни и те же маршруты — ребенка ведут другой дорогой, несмотря на протест с его стороны; постепенно он привыкает к новым маршрутам.

Наработка гибкости — вводятся новые виды стереотипов, которые затем постепенно изменяются, а также взаимодействуют со старыми стереотипиями — таким образом, поведение становится более гибким и адаптивным.

Когда стереотип становится разветвленным и гибким, он утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды поведения.

Важный момент, о котором должны помнить родители и специалисты — стереотипии никогда не исчезают сами. Путь к их уменьшению и исчезновению — это путь длительной работы, медленное, но постоянное движение, направленное к тому, чтобы ребенок развивался, чтобы его поведение позволяло ему адаптироваться к жизни в обществе.

Подготовила рекомендации учитель - дефектолог Комиссарова Наталия Ивановна

(на основе материалов пособия для учителя-дефектолога С.С. Морозова. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах .)




МБОУ «Школа-интернат № 1»




Памятка для родителей детей с РАС



г.Саров

Нижегородская область


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Стереотипии и пути их преодоления

Автор: Комиссарова Наталия Ивановна

Дата: 16.06.2022

Номер свидетельства: 609845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Гендерный подход кaк один из путей повышения эффективности процессa обучения и воспитaния учaщихся нa урокaх физической культуры"
    ["seo_title"] => string(134) "giendiernyipodkhodkakodinizputieipovyshieniiaeffiektivnostiprotsiessaobuchieniiaivospitaniiauchashchikhsianaurokakhfizichieskoikultury"
    ["file_id"] => string(6) "310192"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458971012"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игры по формированию грамматического строя речи у младших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_po_formirovaniiu_ghrammatichieskogho_stroia_riechi_u_mladshikh_doshkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "422011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546616"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Нейропсихологические технологии в логопедии "
    ["seo_title"] => string(54) "nieiropsikhologhichieskiie-tiekhnologhii-v-loghopiedii"
    ["file_id"] => string(6) "110868"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406717565"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Эссе  «Инновационные методы и технологии обучения» "
    ["seo_title"] => string(57) "essie-innovatsionnyie-mietody-i-tiekhnologhii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "205424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429888030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства