Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии:
- неравномерность и гетерохронность;
- поэтапность;
- дифференциация и интеграция процессов;
- смена детерминат-причин;
- пластичность.
Концепция мозга, разработанная А. Р. Лурией, на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы доказывает, что мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании:
- Энергетический.
- Приём, переработка и хранение экстероцептивной информации.
- Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.
Дизонтогенез связан со сбоем межполушарного взаимодействие. Существует 3 уровня организации такого взаимодействия. Дефицит на любом из трех уровней отражается на двигательной сфере ребенка. В 3-4 года начинается дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Именно на этом этапе онтогенеза появляется связь движений и речи, закрепляется функциональный приоритет лобных отделов полушария.
В нейропсихологии применяется метод замещающего онтогенеза (МЗО), поскольку с его помощью можно развивать высшие психические функции (ВПФ) путем воздействия на сенсомоторный уровень.
Основные задачи, которые решаются в процессе МЗО (метода замещающего онтогенеза):
1. Формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышечная—дыхательная системы и т.п. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия.
2. Формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. А поскольку произвольная саморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап МЗО акцентирует автоматизацию именно этих форм психической деятельности
Внедрение метода замещающего онтогенеза в коррекционную практику позволит оптимизировать работу логопедов и дефектологов.
Поэтому комплексный подход к преодолению речевых и интеллектуальных расстройств в детском возрасте должен активизировать энергетического потенциала организма. Прежде всего через:
1. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ) посредством дыхательных упражнений, массажа и самомассажа; через работу с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями посредством оптимизации и стабилизация общего тонуса тела (растяжки и релаксация), расширения сенсомоторного репертуара и преодоления патологических ригидных телесных установок и синкинезий, формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий
2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ) посредством соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса и пространственных представлений (освоение телесного и внешнего пространства, пространственные схемы и диктанты, конструирование и копирование, логико-грамматические речевые конструкции.
3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) посредством формирования навыков внимания и преодоления стереотипов; программирования и самоконтроля; коммуникативные навыки.
Из всего выше сказанного можно сказать, что роль нейропсихологии и ее место в решении интеллектуальных и речевых проблем детей очень значима. С одной стороны она позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или воспитанников в развитии, а с другой - она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Благодаря нейропсихологическому анализу данных диагностики позволит безошибочно определить структуру дефекта и правильно спланировать коррекционную работу всех специалистов. Такой системный подход в коррекционной работе, предполагающий прямое воздействие не только на страдающее звено или функцию, но и на все функции и процессы. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной педагогической деятельности по преодолению дефектов речи с опорой на сохранные звенья.
Список использованной литературы:
1.Голод В. И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушением речевого развития. М., 1986.
2. Пенфильд В., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000, 2002.
4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.