Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ»
Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ
Григорьева Ольга Михайловна – учитель начальных классов - МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска
Выступление на семинаре «А я делаю так…»
Если говорить об условиях, механизмах и путях индивидуализации, то следует рассматривать создание ситуации успеха, внедрение индивидуальной модели обучения (индивидуальной траектории обучения),
Создание ситуации успеха в школе предполагает:
- добровольность включения ребенка в социально значимую деятельность:
- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- учет актуальных и потенциальных интересов и потребностей учащихся, их индивидуальных вкусов;
- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.
Ситуации успеха учеников в образовательном процессе создаются постепенно, поэтапно. Выделяется шесть шагов, которые составляют модель деятельности педагога по созданию ситуаций успеха.
Первый шаг: осуществление психолого-педагогической диагностики школьников и написание на этом основании их педагогических портретов. Обязательным условием составления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.
Второй шаг: целеполагание и разработка программы индивидуализированной педагогической помощи школьнику в его развитии и социальной адаптации.
Третий шаг: выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести куспеху в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности, к их личностному росту.
Четвертый шаг: моделирование ситуации успеха для каждого школьника.
Пятый шаг: создание ситуации успеха в учебном процессе.
Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результативности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.
Индивидуализация обучения обеспечивает каждому ученику возможность выбора своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, позволяет создать собственную образовательную траекторию.
Индивидуальная траектория образования — это результат реализации личностного потенциала ученика в обучении через осуществление соответствующих видов деятельности. В индивидуальной траектории образовательной деятельности ученика выделяют следующие составные элементы: смысл деятельности(зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей,
Условием реализации целей и задач индивидуализации обучения является необходимость сохранения индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. В практике для этого используются следующие способы: индивидуальные задания ученикам на уроке; организация парной и групповой работы; формулировка таких заданий, которые предполагают их выполнение каждым учеником («моя мама», «как я провел каникулы», «кем я хочу стать после школы» и др.); предложение ученикам выбрать содержание своего домашнего задания; выбрать изделие по определенной трудовой теме и др.
Перед педагогом стоит ответственная задача – обучать учеников по их индивидуальным траекториям. Наиболее успешно решают ее те, кто знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т.е. опирается на концепцию, допускающую многообразие образовательных траекторий учеников.
Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что учитель при изучении определенной темы, может порекомендовать ему выбрать, например, один из следующих подходов: действенное, образное или логическое познание; углубленное, ознакомительное или выборочное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ достигается с помощью фиксированного объема образовательных объектов и связанных с ними проблем, что обеспечивает достижение учениками необходимого уровня социальной адаптации.
Результаты учебной деятельности могут отличаться не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и видами деятельности, применяемыми учениками при изучении одного и того же образовательного объекта. Так, эмоционально-образный подход к изучению в I классе понятия числа («оживление» чисел, сочинение сказок о них, рисование «геометрического сада») обеспечивает иное содержание результата учебной деятельности, чем решение образно-логических примеров и задач с числами в старших классах.
Учитель может и должен предлагать ученикам различные виды деятельности, но если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, то допускается выбор детьми разнообразных видов деятельности при изучении одних и тех же образовательных объектов. Тогда будет обеспечиваться индивидуальная образовательная траектория для каждого ученика, которая в каждом конкретном случае будет отличаться как объемом усвоения навыков, так и их содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах индивидуальные образовательные результаты будут различны, поскольку освоенные учениками виды деятельности и уровень их развития отличаются.
Для того чтобы обучать «всех по-разному», необходимо наличие каких-то единых методологических и организационных основ. Индивидуальный путь освоения учениками учебных тем предполагает наличие определенных «реперных точек», относительно которых выстраиваются индивидуальные образовательные траектории. Эти точки дадут возможность учителю произвести сравнение и сопоставление содержания образования каждого ученика, провести оценку индивидуального характера деятельности.
Основой реализации индивидуальных траекторий могут служить структурно-логические схемы, алгоритмические предписания, обобщенные планы деятельности.
Использование в обучении структуризации деятельности учащихся служит средством формирования их методологических обобщенных умений. Кроме того, алгоритмические планы, процедуры могут быть рассмотрены и составлены самими учениками. Например, после выполнения практической деятельности ученикам можно предложить рефлексию отдельных этапов и на этой основе составить алгоритм деятельности.
Обучая ребенка с особенностями психофизического развития, его учат учиться: учат сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом учат овладевать способами учебных действий. Для этого используются разнообразные педагогические приемы. К ним можно отнести: выделение этапов работы, дробление материала или наращивание усложнений, выбор ответа из двух, а затем и нескольких данных, использование технологических и пооперационных карт, кодирование и раскодирование содержания материала в виде опорных сигналов, планирование, поиск по подсказкам, поиск подтверждения, поиск фактов, поиск примеров обыденной жизни и др. Коррекционная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку овладеть способами учебных действий, овладеть ориентировочной основой действий с ее исполнительской и контрольной функцией, что, в конечном счете, является основой формирования знаний. Ценность данного подхода состоит в том, что ребенок, овладевая способами действий, включается в учебную деятельность, осуществляет ее, т. е. приобретает опыт самостоятельной работы, а не дожидается готового ответа или подсказки. Важными являются и процесс включения вработу, и процесс выполнения работы, т. е. собственно учебная деятельность, а не готовый результат. Порой неверный результат, нодобытый собственным трудом, более ценен, чем заимствованный у других. Мудрость учителя заключается в том, чтобы, включая различные механизмы стимулирования и поощрений, максимально использовать природный ресурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений и навыков.
Следует отметить, что вовлечение ребенка (ученика) с нарушениями развития в иное для него образовательное пространство накладывает огромную ответственность на организаторов такой формы обучения и имеет специфические особенности, связанные с созданием определенных условий. От качественного обеспечения условий совместного обучения зависит качество жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития, качество его развития и адекватное его возможностям качество усвоения знаний, успешность формирования социальных умений и навыков, а также качество жизнедеятельности обычных учеников класса.
Интеграция предполагает создание субъект-субъектных отношений при построении учебного процесса, что обуславливает создание таких психолого-педагогических условий, которые способствуют не только личностному росту, но и формированию социальной компетенции воспитанников. Данная задача реализуется при двух необходимых условиях. Во-первых, при организации индивидуального и дифференцированного коррекционно-направленного подхода в учебном процессе. Во-вторых, при построении таких отношений педагога и ребенка, в которых последний из пассивного участника процесса становится активным. В-третьих, при достижении обратной связи в совместной деятельности взрослого и ребенка (ребенка и ребенка), на основе гибкости, динамичности психолого-педагогического сопровождения. В процессе коррекционно-образовательной работы важно добиться максимально возможного снижения уровня зависимости ребенка от посторонней помощи, повышения уровня его адаптации к окружающей социальной и природной среде, овладения опытом здоровой, безопасной жизни. Необходима разработка многоуровневых программ и обеспечение вариативности выбора индивидуализированного образовательного компонента в соответствии с потребностями и способностями личности. В процессе общения с детьми по такой модели реализуется принцип: “ не рядом, не над, а вместе”. Это способствует развитию доверия ребенка к миру; стимулированию возникновения чувства радости существования, обеспечению психического здоровья; формированию личности и личностной культуры в целом; развитию индивидуальности ребенка. Значимыми для детей с нарушениями психофизического развития, помимо указанных аспектов, можно также назвать: исправление нарушений психофизического развития в единстве с развитием способностей личности и личностных качеств, необходимых на каждом конкретном возрастном этапе развития; поиск адекватных форм самовыражения личности (с учетом имеющихся нарушений развития); не приоритет нормативных программных требований в процессе коррекционно-развивающей работы, а индивидуализированный уровень сложности и трудности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса, адаптация программных требований к нуждам конкретного ребенка; недопустимость форсирования, интенсификации развития ребенка в соответствии с образовательными стандартами, а адекватная психолого-педагогическая диагностика и оценка проблем и возможностей в развитии ребенка, предупреждение возникновения вторичных психофизических нарушений и личностных отклонении.
Вышесказанное — лишь небольшая часть тех возможностей, которые могут быть использованы для индивидуализации обучения в современной школе. Учителей, обучающих ребенка с особенностями психофизического развития в классе интегрированного обучения и воспитания, необходимо знакомить с актуальным уровнем развития учащегося, выявленным в ходе комплексного психолого-педагогического обследования; со специфическими закономерностями развития психических процессов, речи, эмоционально-волевых качеств различных категорий детей с ОПФР; с методическими рекомендациями по организации процесса интегрированного обучения и воспитания; требованиями нормативных документов, учебными планами, программами. Целесообразно обсуждать возможности, которые предоставляет для реализации коррекционно-развивающих задач обучения тот или иной программный материал, параграфы, упражнения учебников; рекомендовать специальные упражнения, меру помощи, виды опор, исходя из возможностей каждого конкретного ребенка.