kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью «Мастерство без границ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью «Мастерство без границ»»














Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ОВЗ и инвалидностью








«Мастерство без границ»




Возраст обучающихся: 6-12 лет


Срок реализации: 1 год










Автор-составитель: педагог дополнительного образования

Колесникова О.И













р.п Линёво, 2020 г.



Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы.


1.1.Пояснительная записка


Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми. Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, нарушение умственного развития, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы.

Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.

Направленность программы «Мастерство без границ» – по содержанию является художественной; по функциональному предназначению – адаптированной общеразвивающей; по форме организации – индивидуальной, групповой; по времени реализации – одногодичной, по уровню усвоения материала - ознакомительной.

Содержание программы адаптировано к потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие познавательных процессов, на создание первоначальных основ в области декоративно - прикладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся с учетом уровня его возможностей.



Данная программа составлена в соответствии с основными нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. № 273;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №


196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


  • СанПиНом 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41);

  • «Концепция развития дополнительного образования детей».


Распоряжение правительства Российской Федерации

от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;


    • Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методические рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

    • Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.


    • Уставом МБУДО «Жирновский ЦДТ»;


    • Положением о разработке, структуре и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУДО «Жирновский ЦДТ».


Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.

Педагогическая целесообразность. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Отличительной особенностью данной программы является ее адаптированность под запросы конкретных детей. Программа «Мастерство без границ» ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания.

Адресат программы: Возраст детей :6-12 лет

Особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:


  • неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;

  • выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость,

  • истощаемость всех психических процессов;

  • сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; затруднения

В познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность таких детей.

Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Для детей с задержкой психического развития характерны следующие основные черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимаются отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Обучение детей этих групп по программе «Бисерная мастерская» позволяет тренировать эмоциональную и волевую сферы, первичные познавательные процессы, увеличивать словарный запас, развивать речь, запускать процессы адаптации и социализации в группе сверстников. Содержательная деятельность в рамках программы позволяет решать вопросы развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и ЗПР.


Наполняемость объединения:

Минимальное количество: 7 учащихся.


Максимальное количество: 8 учащихся










Уровень программы, объем и сроки реализации программы

Срок реализации: 1 год в объеме 144 часа.


Уровень программы: ознакомительный


Форма обучения: очная, дистанционная. Программа в очной форме обучения реализуется на базе учебного кабинета декоративно-прикладного творчества Линёвский филиал МБУДО «Жирновский ЦДТ» Дистанционная форма обучения реализуется в группе социальной сети «ВКонтакте», мессенждер WhatsApp, Zoom.


Режим занятий:

1-й год обучения-144ч (2 раза в неделю по 2 ч, с сентября по май);


Продолжительность одного занятия – 40 минут, продолжительность перемен – 10 минут. (по необходимости увеличивается количество перемен).

Особенности организации образовательного процесса.


Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два года обучения.


Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, дискуссия, анализ), наглядные (демонстрация видеоматериала, иллюстраций, технологических карт),практические (выполнение творческих заданий). Занятия по типу проведения - комбинированные.

Основной метод обучения - практическая деятельность.


Виды занятий очной формы обучения: учебное занятие, индивидуальное занятие, беседа, конкурс, выставки творческих работ, занятие-путешествие, занятие-игра, защита творческих проектов

Виды занятий дистанционной формы обучения: виртуальные экскурсии, чат-занятие, видео уроки, онлайн- конкурсы, онлайн- выставки творческих работ, мастер-классы.


Место реализации: Волгоградская область, Жирновский муниципальный район, р.п. Линёво


Состав группы: переменный, группы учащихся разного возраста.



Особенности организации учебного процесса. Программа относится к репродуктивному уровню программ дополнительного образования. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем).



Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение изделий и экспонатов, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.


Для успешной реализации программы необходимо:


  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций психолога);


  • сотрудничество с родителями;

  • соответствующее материально-техническое обеспечение.


Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).


1.2. Цели и задачи программы


Цель программы: создание условий для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы:

обучающие: познакомить обучающихся с декоративно-прикладным творчеством.

воспитательные: формирование мотивации к творческому труду, работе на конечный результат.

развивающие: формирование у обучающихся оценочных и рефлексивных умений в декоративно-прикладной деятельности.



Личностные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.


Метапредметные: развитие мотивации к художественному творчеству, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.



1.3. Содержание программы


Учебный план 1-го года обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

2

1

1



1.Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами.

2

1

1

Собеседование

П.

Работа с бумагой и картоном

52

9

43



1.Техника «Бумагопластика»

8

1

7

Практическая работа


2.Техника «Обрывная аппликация»

6

1

5

Практическое задание


3.Техника «Торцевание»

8

2

6

Творческая работа


4.Техника «Оригами». Изготовление модулей.

14

2

12

Практическое задание


5. Техника «Бумагокручение» (квилинг)

14

2

12

Практическое задание


6.Итоговое занятие

2

1

1

Мини выставка

III.

Изготовление сувениров

42

9

33



1. Изготовление сувениров из ниток

12

2

10

Практическое задание


2. Сувениры из бросового и флористического материала

14

4

10

Практическое задание


3. Изготовление сувениров и изделий в смешанной технике

14

2

12

Практическое задание


4. Итоговое занятие

2

1

1

Мини выставка

IV.

Изготовление поделок из пластилина и соленого теста

42

8

34



1.Изготовление поделок из солёного теста.

16


2

14

Практическое задание


2. Изготовление поделок в технике пластилинографии.

12

2

10

Практическое задание


3. Творческий проект «Моя мечта».

12

3

9

Практическое задание

V.

Итоговое г занятие

2

1

1

Мини- выставка

VI.

Экскурсии

6

5

1

Беседа-диалог, наблюдение


Итого

144

32

112















3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел I. Вводное занятие

Раздел 1. Введение в программу «Мастерство без границ».


Тема 1.1.

Теория: История декоративно-прикладного искусства (презентация). Материалы и инструменты. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях

Практика: работа с инструкциями по ТБ. Демонстрация работ. Игра-викторина для диагностирования творческих способностей обучающихся. Выполнение практической работы ( аппликация)


Форма контроля: наблюдение, практическая работа.


Раздел II. Работа с бумагой и картоном

2.1.Тема. Простые приёмы «бумагопластики».

Теория: познавательная беседа: «История бумаги». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие бумагопластика, композиционное решение.

Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Практическая работа по изготовлению открыток «Цветок», «Радужные цветы». Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природный шарм и утонченность. Вырезание ножницами, приёмы сложения гармошкой.

Метод контроля: собеседование, наблюдение, обсуждение.

Форма контроля: практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа


2.2.Тема. Ознакомление с техникой «обрывная аппликация».

Теория: познавательная беседа: «Разнообразные возможности работы с салфетками, креп бумагой». Краткая познавательная беседа о технике «Обрывная аппликация».Технология изготовления.

Практика: Практическая работа по изготовлению открыток в технике «обрывная аппликация», комбинированной: «Деревья поздней осенью», «Снегири

Форма контроля: наблюдение, практическая работа, выставка.

Дистанционная форма обучения.

Практика: презентация.

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp


2.3.Тема. Ознакомление с техникой «торцевание».

Теория: познавательная беседа: «Торцевание». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: Панно «Дюймовочка» в технике «Торцевание».

Метод контроля: обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: практическая работа, викторина, беседа-диалог, творческая работа, выставка.



Дистанционная форма обучения.

Практика: презнтация,мастер-класс.

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp



2.4.Тема. Техника «оригами».

Теория: Знакомство с оригами.

Практика: изготовление поделок: фоторамка из базовых модулей, «треугольник», «трёхлистник», магнит на холодильник «Подсолнух». Декорирование фоторамки и магнита.

Метод контроля: собеседование, наблюдение, анализ, тестирование.

Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль, игра, творческая работа.

Дистанционная форма обучения.

Практика: Мастер-класс.

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp



2.5.Тема. Ознакомление с техникой «квиллинг».

Теория: познавательная беседа: «Техника квиллинг» - (бумагокручение).

Практика: Изготовление открытки «Цветы маргаритки», картина «Веточка рябины» в технике «квиллинг» .

Метод контроля: наблюдение, анализ.

Форма контроля: наблюдение, практическая работа, кроссворд, игра, творческая работа,выставка.

Дистанционная форма обучения.

Практика: мастер-класс, презентация

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp


2.6. Тема. Итоговое занятие.

Практика: изготовление поделок по выбору детей.

Форма занятий: контрольное занятие.


Раздел III. Изготовление сувениров

3.1.Тема. Изготовление сувениров из ниток.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Свойства ниток, бисера, бусин и их применение в декоративно – прикладном творчестве».

Практика: Практическая работа по изготовлению изделий в различных техниках: сердечко из ниток; сувенир «Берлингот», панно в технике ниткографии «Первоцветы». Использование шаблона для сердечка, берлингота, обмотка шаблона ниткой. Правильность обмотки, выкладывания нити по рисунку, натяжение и равномерное заполнение шаблона нитью.

Метод контроля: собеседование, наблюдение.

Форма контроля: беседа, практическая работа, беседа- диалог, опрос, анализ работ



3.2.Тема. Сувениры из вторичного сырья и флористического материала.

Теория: познавательная беседа «Магия вещей, оформление интерьера». Инструктаж по технике безопасности с горячим клеем. Консультации педагога.

Практика: Изготовление сувенира «Веер из вилок», панно из крупы и салфеток «Щенок». Организация деятельности. Выполнение технологических операций по алгоритму. Исполнение в материале. Оформление полученных результатов. Декорирование.

Методы контроля: собеседование, наблюдение, анализ.

Форма контроля: наблюдение, практическая работа, беседа-диалог, опрос, анализ работы

Дистанционная форма обучения.

Практика: видеоурок

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp

3.3.Тема. Изготовление сувениров в смешанной технике.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, изучение технике декупаж (обрывание салфетки, грунтование поверхности, покрытие лаком, декорирование).

Практика: изготовление панно «Фантазия» в технике декупаж по яичной скорлупе, объемная аппликация из ракушек «Водное царство» из бросовых и природных, флористических материалов.

Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, кроссворд, наблюдение, анализ

Дистанционная форма обучения.

Практика. презентация

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp

3.4.Итоговое занятие по теме.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: наблюдение, обсуждение.

Форма контроля: мини – выставка.


IV. Изготовление поделок из пластилина и соленого теста


4.1. Тема. Изготовление поделок из соленого теста.

Теория: Технология обработки соленого теста. Материалы и инструменты. Основные базовые формы. Лепка фруктов, овощей.

Практика: Лепка фруктов, овощей на основе базовых форм (шар, колбаска, конус). Изготовление сказочных персонажей по сказке «Репка». Изготовление поделок: репка, дед, бабка. Составление композиции по сказке «Репка». Изготовление фоторамки в морском стиле. Оформление и декорирование фоторамки.

Метод контроля: обсуждение, наблюдение, оценивание, дискуссия, анализ.

Форма контроля: наблюдение, беседа-диалог, практическая работа, опрос, анализ, творческая работа

Дистанционная форма обучения.

Практика: Мастер-класс.

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp


4.2.Тема. Изготовление сувениров в технике пластилинографии.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, лепка базовых элементов, необходимых для изготовления панно в технике пластилинографии, нанесение пластилиновых элементов на эскиз рисунка (жгут, верёвочка, кружок).

Практика: Изготовление панно «Летний день», картин «Жираф», «Радужная рыбка».

Метод контроля: наблюдение, дискуссия, анализ.

Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль , игра.

Дистанционная форма обучения.

Практика: мастер-класс.

Ссылка: https://youtu.be/EEPAciaB8o0

https://www.youtube.com/watch?v=OgMUsVUeboI

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp


4.3.Тема. Творческий проект из пластилина «Моя мечта».

Теория: изучение этапов проектирования: подготовительный, технологический, защита проекта.

Практика: Творческий проект из солёного теста «Моя мечта».

Метод контроля: наблюдение, анализ, самооценка.

Форма контроля: обсуждение, практическая работа, анализ, защита проекта.

Дистанционная форма обучения.

Практика: мастер-класс.

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp

Ссылка:

stream_id=47c084905164cb41a6d0338f3422e042&from_block=logo_partner_player

4.Итоговое занятие.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: наблюдение, обсуждение, рефлексия.

Форма контроля: итоговая выставка «Волшебство своими руками»


IV. Изготовление поделок из пластилина и соленого теста

1. Тема. Изготовление поделок из соленого теста.

Теория:. Материалы и инструменты. Основные базовые формы. Лепка фруктов, овощей.

Практика: Лепка фруктов, овощей на основе базовых форм (шар, колбаска, конус). Изготовление сказочных персонажей по сказке «Репка». Изготовление фоторамки в морском стиле. Оформление и декорирование фоторамки.

Метод контроля: обсуждение, наблюдение, оценивание, дискуссия, анализ.

Форма контроля: наблюдение, беседа-диалог, практическая работа, опрос, анализ, творческая работа

Дистанционная форма обучения.

Практика: мастер-класс.

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp


2.Тема. Изготовление сувениров в технике пластилинографии.

Теория:лепка базовых элементов, необходимых для изготовления панно в технике пластилинографии, нанесение пластилиновых элементов на эскиз рисунка (жгут, верёвочка, кружок).

Практика: Изготовление панно «Летний день», картин «Жираф», «Радуга».

Метод контроля: наблюдение, дискуссия, анализ.

Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль , игра

Дистанционная форма обучения.

Практика: мастер класс

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp

Ссылка:https://youtu.be/YwHKi7x1avc

3.Тема. Творческий проект из соленого теста «Моя мечта».

Теория: изучение этапов проектирования: подготовительный, технологический, защита проекта.

Практика: Творческий проект из солёного теста «Моя мечта». Подготовительный этап (выбор сюжета, персонажей по теме проекта), технологический этап (раскрашивание красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами), заключительный этап - защита проекта.

Метод контроля: наблюдение, анализ, самооценка.

Форма контроля: обсуждение, практическая работа, анализ, защита проекта

Дистанционная форма обучения.

Практика:мастер класс

Формы контроля: фото и видеоотчёт в ВК, WhatsApp

Ссылка: https://yandex.ru/efir?

4.Итоговое занятие.

Практика. Итоговая аттестация: итоговое занятие по итогам учебного года,

участие в выставках и конкурсах

Методы контроля: наблюдение, обсуждение, рефлексия.

Форма контроля: итоговая выставка «Волшебство своими руками

Форма занятий: контрольное занятие.











1.4 Планируемые результаты.

Кроме расширения объема знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству и раскрытия творческого потенциала учащихся, ожидается:


-повышение социальной активности;


-положительная динамика развития познавательных психических процессов; -сформированность устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;


-реализация потребности к саморазвитию, самообразованию и

самостоятельности;

-сформированность чувства собственного достоинства и самоуважения;


-расширение кругозора ребенка.


В конце курса обучения учащийся


будет знать:

-начальное понятие о композиции (орнамент в круге, полосе и т.д.);

-правила построения композиции;


-простейшие приёмы работы с бумагой: вырезание, вырезание по кругу,

-фигурное вырезание, складывание, склеивание, конструирование из бумаги.

-специализированные термины в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.


-основы декоративно-художественного творчества.


  • правили поведения в учебном кабинете до занятий, во время и после занятий, а так же в непредвиденных ситуациях;


будет уметь:


-готовиться к работе в кабинете;

-правильно организовать свое рабочее место, пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в работе;

-применять на практике изученные техники (выполнять простые приемы оригами: изготовление квадрата из прямоугольного листа, складки «долиной» и «горой» вертикально, горизонтально и т. д.).


сможет решать следующие жизненно – практические задачи:

-самоопределение в распределении свободного времени.


способен проявлять следующие отношения:


-способность адаптироваться в новом для себя детском коллективе;

-способность работать в паре и группе.


Личностные результаты: сформируется общественная активность личности, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.


Метапредметные результаты: учащиеся смогут проявлять мотивацию к художественному творчеству, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.


После окончания курса обучения учащийся получит сертификат о


прохождении адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Мастерство без границ».


Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график (приложение 1).


2.2. Условия реализации программы

  1. Наличие кабинета с хорошим освещением;

  2. Столы и стулья по количеству детей


  1. Стенды и подиумы для выставок.

  2. Информационная доска;


  1. Стенды для информации по Г.О. и Т.Б, и работы с родителями.

6.Ноутбук-1шт


7.Проектор и экран-1шт

8.Планшет-1шт

9.Интернет


2.2.1 Материально-техническое обеспечение занятий:



-иллюстративный материал (альбомы, таблицы, схемы, слайды);


-раздаточный материал (эскизы, шаблоны, трафареты, лекала и т.д.);

-наглядный материал (образцы, ребусы, рисунки, фотографии и т.д.);

-технологический материал (инструкции по технике безопасности, цветовой круг, образцы по материаловедению, технологические карт);

-информационно-методический материал (литература, журналы, методические разработки, тесты, материал по физминуткам);


Набор материалов и инструментов, необходимых для практической работы:


- ножницы,

- иголка,

-нитки,

- клей ПВА,

- клей-карандаш,


-карандаши цветные и простые,

-бумага цветная и белая,

-картон цветной и белый,

-мука,

-соль,

-гуашь,

-лак бесцветный,

-пластилин детский мягкий , легкий,

- природный материал: грецкие орехи, сухоцветы, песок, камни,

-бросовый материал: ткань, кожа, мех, одноразовые стаканчики , стеклянные бутылки.


2.2.2.Информационное обеспечение занятий:


Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Мастерство без границ» реализуется на основе дидактических и методических разработок по каждому разделу. Используются наглядные пособия. Из дидактического обеспечения – индивидуальные, разноуровневые карточки-задания, технологические схемы. Для отдыха детей применяется метод физкультминуток, используются аудиозаписи музыкальных произведений.




Дидактический материал:

  • иллюстрации и фото-презентации творческих работ обучающихся;

  • образцы работ педагога, детей, компьютерная база медиаресурсов;

  • методические разработки ;

  • схемы выполнения работы М.Н. Нагибина "Чудеса из ткани";

  • демонстрационный материал: Пателеев Г.Н. "Декоративное искусство детям";


  • демонстрационный материал Соломенникова О.А. "Радость творчества".

-схемы выполнения бисероплетения автор-составитель: А.В.Романькова

-раздаточный материал: шаблоны, трафареты, заготовки из картона .


2.2.3 Кадровое обеспечение:


В реализации данной программы работает один педагог-Колесникова Ольга Ивановна, образование - высшее, педагог высшей квалификационной категории, награждена почётной грамотой Волгоградской областной Думы (2017 г), почётными грамотами Главы Жирновского Муниципального района Волгоградской области (2017, 2018, 2019 г). В 2017 году прошла курсы профессиональной переподготовки по должности «педагог дополнительного образования». В 2020 году прошла курсы профессиональной подготовки по программе «Особенности образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» в объеме 32 часа.


2.3. Формы аттестации


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка (отчет о работе педагога), диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, научно-практическая конференция, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио,


Виды аттестации: входящая, текущая, промежуточная, итоговая.

Выявление промежуточного и итогового уровня теоретических знаний,


практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам программы осуществляется в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся МБУ ДО «Жирновский ЦДТ». Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля:


Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки учащихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.


Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Текущий контроль успеваемости включает в себя входящую диагностику исходного уровня подготовленности ребенка в начале цикла обучения по программе. Входящая диагностика проводится в течение двух первых недель обучения по программе.


    • ходе проведения входящей диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможностей развития и успешного обучения по программе. Формы проведения входящей диагностики: наблюдение, собеседование, практическая работа. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.


Промежуточная аттестация учащихся проводится по завершению темы, раздела и года обучения. Используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.


Итоговая аттестация проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме


  • творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ.


Контроль качества знаний проводится в форме опросов, тестов, практических заданий, участия в конкурсах и выставках, наблюдения.


Информация о результатах итоговой аттестации ложится в основу анализа образовательного процесса за прошедший учебный год, который используется при планировании работы учреждения, в частности детского объединения, в новом году.


2.4. Оценочные материалы


Для определения уровня развития учащихся рекомендуется 2 раза в год (в начале и в конце учебного года) проводить тестирование. Для определения результативности усвоения образовательной программы используется пакет диагностических методик, творческих заданий, комплектов упражнений, тестов, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. (приложение 2).


2.4.1.Показатели результативности педагогического процесса:

  1. Сохранность контингента.


  1. Умение педагога определить индивидуальный рост учащегося, спрогнозировать перспективу творческого развития.


  1. Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу.

  2. Успешное освоение детьми программы.


  1. Соответствие результатов деятельности целевым установкам.


6.Создание образовательных и учебных программ, способных увлечь и заинтересовать детей.


  1. Результаты зачетов, экзаменов и т.д.

  2. Экспертные оценки специалистов.





2.4.2.Методы педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, портфолио профессиональной деятельности).


Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации обучающихся, анализа достижений учащихся и коллектива.


Методика педагогической диагностики.

Методики диагностики изменения личности ребенка:

  • «Карта интересов» (для детей 6–12 лет);

  • «Образовательные потребности» (для детей 6–12 лет);

  • Лист достижений метапредметных результатов ( приложение 2)


  • «Карта оценки результативности реализации программы художественной направленности» (приложение 5);

  • Методика для изучения социализированности личности учащегося.


  • Тесты для выявления и развития творческих способностей обучающихся. Тест креативности Торренса (приложение 3);


  • Тест "Дерево" для выявления индивидуально-типологических особенностей человека (приложение 4).

Методики диагностики изменений системы отношений:

  • Методика «Дневник педагогических наблюдений».


2.5. Методические материалы


2.5.1.Методы и технологии обучения и воспитания в очной форме .


Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие.



Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • индивидуальная


  • групповая


  • фронтальная


  • коллективная


Формы проведения занятий:

  • открытое занятие


  • беседа


  • презентация


  • защита проектов


  • праздник


  • конкурс


  • ролевая игра


  • чаепитие


  • обучающая игра


  • мастер-класс

Формы обучения: очная, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. (на платформе VK, WhatsApp, Zoom.)






    • процессе освоения программного материала используются различные

методы обучения:

1Словесные методы:


  • беседы, для знакомства с новым материалом, закрепления пройденного

  • объяснение нового материала, технологий выполнения работы.

2. Наглядные методы:

    • демонстрация образцов, готовых работ, иллюстраций, моделей.

    • показ с объяснением;

3.Практические методы:


    • упражнения, с целью овладения и повышения качества практических действий;


    • практическая работа на каждом занятии;

    • самостоятельная работа.


4.проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.


  1. Частично-поисковый (эвристический метод) предполагает видение учащимися проблем через постановку вопросов, требующих от них самостоятельного поиска недостающей информации, доказательств. Выявления причинно-следственных связей, формулировки выводов.



Образовательные технологии:

      • технология личностно-ориентированного обучения и воспитания,


позволяющая максимально развивать индивидуальные познавательные способности учащихся на основе использования имеющегося у них опыта;


      • технология развивающего обучения, направленная на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога;


      • групповая технология предполагает организацию совместных действий учащихся, коммуникацию, общение, взаимопомощь, творческая работа выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого участника процесса;


      • проектная технология позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы активировать деятельность учащихся по разрешению «проблемной ситуации», вследствие чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками;


      • информационные (компьютерные) технологии помогают сделать образовательный процесс более ярким, доступным, интересным и легким для усвоения.


Здоровьесберегающие технологии:


    • санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены);


    • психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания программы возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности);


    • физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз)




Алгоритм занятия


Каждое занятие по новым темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания, далее идут занятия на закрепление пройденного материалы.

Структура занятия выглядит следующим образом:

1.Вводная часть:


  • беседа с детьми по теме занятия, игровые ситуации, мотивация к деятельности;


  • проверка имеющихся знаний и умений, подготовка к изучению новой темы.


2. Основная часть:

  • изучение, анализ наглядности;

  • показ и объяснение процесса выполнения задания;

  • физкультминутка.


  1. Заключительная часть: подведение итогов, формулирование выводов: - выявление сложностей при изготовлении,

  • просмотр и анализ детских работ,


планирование дальнейшей работы,

-рефлексия.





























2.6. Список литературы


Для педагога:


Основная литература.


1.Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с..

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

3.Захаров А.И., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методические рекомендации. Автореф. дис. канд. психол наук / А.И. Захаров - Л., 2015. - 16 с.

4.Зырянова, С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С.И. Зырянова // Дефектология. - 2015. - №6. - С. 43- 54.

5.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с. 

6.Савина.Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов /– М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога)


Дополнительная литература.


1.А.Алебастрова, "Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье-маше".

Ярославль: Академия развития; М.; Полиграфиздат, 2010г.

2.Г.Корнеева, "Поделки из бумаги"., ООО "Издательский дом "Кристалл",2001г.


ДжоунсФиона. "Фантазии из бумаги. Техника. Приёмы. Изделия" энциклопедия., ООО "АСТ - ПРЕСС КНИГА", 2006г.


3.Д.Ступак. "Гофрированный картон"., ООО "Издательство "Айрис - пресс",

Е.А.Румянцева. "Аппликация", ООО ТД Издательство "Мир книги", 2009г.

4.Н.Сергеева. "Работа с бумагой" ООО "Издательский дом "Кристалл", 2000г.


5.ЧиоттиДонателла. Оригинальные поделки из бумаги", М.; ООО ТД "Издательство "Мир книги", 2008г.


6.Интернет сайты: «Мастерская искусств», «Народные промыслы», Творим дома».


Для детей:


1 Г.Корнеева, "Поделки из бумаги", ООО "Издательский дом "Кристалл",2001г

2 Д.Ступак. "Гофрированный картон"., ООО "Издательство "Айрис - пресс",


3 О.С.Молотобарова. №Кружок изготовления игрушек - сувениров". АСТ -

4 Н.Сергеева. "Работа с бумагой" ООО "Издательский дом "Кристалл", 2000г.

5 Белова Н, Игрушки к праздникам. - М., Эксмо, 2007

6 Куликова Л, Цветы из бисера. - М, Дом МПС,1999.

7. Насырова Т.Г, Игрушки из бисера. – М, Астель, 2002.


8 Павлова Н., Мягкая игрушка и красивые вещи своими руками. - Ростов-на-Дону, Риол.


9. Петугова В. И, Мягкая игрушка,- М, Ступень, 1995.

10. Кочетова С. Мягкая игрушка с бисером,- М, Риол Классик, 2007.

11. Фигурки из бисера. –М, Культура и традиции, 2001, 2007.







Для родителей

Электронные ресурсы :

1.Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/

2.Сайт «Пинтерест» https://www.pinterest.ru/

3.Сайт «Круг мастер-классов. Скрапбукинг». https://stranamasterov.ru/node/797400

4.Сайт «Мастера рукоделия». https://www.mastera-rukodeliya.ru/

Приложение 1






Директор


МБУДО «Жирновский ЦДТ»


__________ С.А. Моров









КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


на 2020-2021учебный год



Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа


«Мастерство без границ» для детей 6-12 лет



Год

Дата

Дата

Всего

Количество

Количест-

Режим

Сроки

Продол-

обучения

начала

окончания

учебных

учебных

во

занятий

контроль-

жительн

/

обучения

обучения

недель

дней

учебных


ных

ость

по

по



часов


процедур

каникул

группы

программе

программе
















1год

01.09.2020

29.05.2021

36

72

144

2 раза в

май

1-8

группа






неделю


января

№1






по 2


2021 г.







часа












Приложение 2


Лист достижений метапредметных результатов


обучающегося 1 года обучения


ФИО _______________________________________________




Показатели

сентябрь


январь

май






Регулятивные универсальные учебные действия











1.

Определять и сохранять цель занятия











2.

Проговаривать порядок действия (планирование)











3.

Высказывать своё предположение (версию)











4.

Работать по плану











5.

Давать оценку своей работе (самооценка)











6.

Отличать верно выполненное задание от






выполненного неверно










Познавательные универсальные учебные действия











1.

Отличать новое от уже известного (постановка






проблемы)











2.

Поиск информации)











3.

Находить ответы на вопросы, используя свой






жизненный опыт и знания, полученные на уроке






(преобразование информации)











4.

Сравнивать и группировать предметы











5.

Делать выводы










Коммуникативные универсальные учебные действия











1.

Оформлять свою мысль в устной речи











2.

Пересказывать небольшие тексты, называть тему











3.

Умение слушать и понимать речь других











4.

Вступать в беседу на уроке и в жизни






(диалоговая форма коммуникации)











5.

Уметь задавать вопросы











6.

Уметь выполнять различные роли в группе






(сотрудничество)











7.

Уметь договариться по возникшим






противоречиям

























Приложение 3

Тест креативности Торренса.

Диагностика творческого мышления.


Источник: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya


Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса. Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные


  • дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат. Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются


в виде рисунков

и подписей к ним.

Время

выполнения задания

не ограничено,

так как креативный процесс предполагает свободную

организацию

временного

компонента

творческой

деятельности.

Художественный

уровень

исполнения в рисунках

не учитывается. Тест


креативности Торренса, диагностика творческого мышления: Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал: Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку. Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку. Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок. Обработка результатов. Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти


показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». Ключ к тесту Торренса. «Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими


19

правилами: 1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.


  • При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости»,


то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными

признаются следующие рисунки: · рисунки, при создание которых


предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был

использован как составная часть изображения. ·

рисунки,

представляющие

собой

бессмысленные

абстракции,

имеющие

бессмысленное название. ·

осмысленные, но повторяющиеся несколько

раз рисунки считаются за один ответ.



3.

Если

две (или

более) незаконченных фигур

в субтесте


2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный


ответ. 4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея. «Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует


  • самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

    • Оценка за «оригинальность» основывается на статистической

редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются

  1. 0 баллов, все остальные в 1 балл.

      1. Оценивается рисунок, а не название!


    1. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»: Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы


или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.


Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.


Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют

свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10. 1. — цифра


(цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко. 2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка,


рогатка, цветок, цифра (цифры). 3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека,


парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды. 4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры). 5. — цифра (цифры), буква


20

(буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.


  • — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры). 7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки,


серп, совок (ковш). 8.— цифра (цифры), буква (буквы), девочка,


женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок. 9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных. 10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо


человека, мордочка животного. · Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры. «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.


Этот показатель

подсчитывается в субтестах

1 и 2. Оценка происходит

по шкале от 0 до 3. ·

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки

(наименования),

констатирующие

класс,

к которому

принадлежит

нарисованный объект. Эти названия

состоят

из одного слова, например:

«Сад», «Горы»,

«Булочка» и т.п. ·

1 балл: Простые

описательные


названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы),


«Мальчик болеет» и т.п. · 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли


«Давай поиграем»… · 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером». «Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте


  • Оценка от 0 до 2 баллов. · 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии,


сплошной

штриховки

или закрашивания,

буквы и цифры так

же равно

0 баллов.

·

1 балл:

Решение превосходит простое замыкание фигуры.

Тестируемый

быстро

и просто замыкает

фигуру, но после

дополняет

ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой


фигуры, то ответ равен 0 баллов. · 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура


замыкается с помощью

сложной конфигурации. Два

балла так

же присваивается

в случае,

если стимульная фигура остается открытой

частью закрытой

фигуры.

Буквы

и цифры -

соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает

способность

детально

разрабатывать

придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка


21

дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся


  1. одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов


за рисунок. · 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть


несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц,


облака и т.п. · 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет —

по одному новому баллу за каждый

цвет. ·

4. Очень примитивные

изображения с минимальной

«разработанностью»

оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов

теста

Торренса.

Просуммируйте баллы,

полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность»,


«абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять. Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу: 30 — плохо 30— 34 — ниже нормы 35—39 — несколько ниже нормы 40—60 — норма 61— 65 — несколько выше нормы 66—70 — выше нормы 70 — отлично Раздел:


тесты по психологии с ответами. Тесты по психологии личности. Тест


креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. Источник: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

приложение 5


Карта оценки обучающихся по результатам усвоения дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности (декоративно-прикладное творчество)

за _________ учебный год


_________________________________________________________________________

(фио учащегося детского объединения, год обучения)






Сроки диагностики

Середина

Конец


Показатели

года

года












(баллы)

(баллы)














I. Теоретическая подготовка ребёнка (10 баллов):














1.1.

Теоретические знания (3 балла):
















( беседы, сообщения учащихся по темам).



1.2.

Владение специальной терминологией (5 б.).














1.3.


Знание основ техники безопасности (2б.).













II. Практическая подготовка ребёнка (50 баллов):




2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой:












2.1.1. Умения выполнять базовые приёмы (5 б.).




2.1.2.Умение выполнять базовые техники (8 б.).




2.1.3.Умение выполнять работы по образцу (10 б.).




2.1.4.Умение выполнять изделия с применением комбинированных




техник (12 б.).




2.1.5.Умение выполнять авторские работы (15 б.).




III. Общеучебные умения и навыки ребёнка (25 баллов):



3.1.

Учебно-коммуникативные умения (макс.-10 б.):











3.1.1.Умение слушать и слышать педагога.




3.1.2.Умение вступать в диалог.




3.1.3.Умение выражать свои мысли и идеи.




3.1.3.Умение строить отношения в группе.



3.2.

Учебно-организационные умения и навыки (макс.-10 б.):










3.2.1.Умение организовать своё рабочее (учебное) место.




3.2.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.




3.2.3.Умение самостоятельно и технологически верно выполнять работу.



3.3.

Познавательные и регулятивные умения (макс.-5б.):









3.3.1.У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.




3.3.2.У ребенка развита рефлексия.




IV. Предметные достижения учащегося (15 баллов):


  • На уровне детского объединения -2 балла.


  • На уровне ЦДТ – 3 балла.


  • На уровне города, района – 8 баллов.


  • На региональном уровне и выше – 15 баллов



Максимальное количество баллов – 100 баллов


Минимальный уровень (min) от 10 до 40 баллов;


средний уровень (s) от 41 до 70 баллов; максимальный уровень(max) от 71 до 100 баллов






Приложение 4

Тест "Дерево" для выявления индивидуально-типологических особенностей человека.


Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.


Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш.


  • помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.


Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом".

Интерпретация I ("типология рисунков")


При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.


На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.







































Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева


23

Тип 1 - "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.













Разновидности типа в изображении


дерева


Тип 2 - "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".


На рис.3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.



ТипЗ - "педантичное". Этот тип рисунка противоположен


второму типу. Дерево


тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в


изображении дерева прибегают к большему числу


деталей, отличаются педантичностью,

аккуратностью. Наиболее


часто такое рисование дерена


встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный


стиль".



24

Тип 4 - "зимнее". Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.


Тип 5 - "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.


Тип б - "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников


или любителей живописи, графики.


Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это

показано на рис. 4 и 5.

























Рис. 4. Разновидности эстетического изображения ели



















25



















Рис. 5. Разновидности


эстетического выполнения рисунка дерева


Тип 7 - "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде,


поведении, живущих мыслями о путешествиях в


дальние страны. Они


экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму. Тип 8 - "характерное дерево". Изображение дерева


данного типа обычно

крупного размера, обладает

вычурностью,

оригинальностью. На дереве


могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также


множество неожиданных

предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки.

Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений,

необычностью характера, самобытной индивидуальностью.







26

Рис. 6 Разновидности VII типа в изображении дерева















Рис.7


Разновидности

VIII

(характерного)

типа в


изображении

дерева














Тип 9 - "сюжетный". Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем - солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д.


Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.


Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.


Интерпретация II ("психология деталей")


Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.


Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?


27

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги. Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево - чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.


Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к

результативности в деятельности

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании,

либо хирургической операции.


Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.


Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр вопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать комментарии: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую".


Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто - дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.


Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).


Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев
















Слишком большие размеры изображения - внутренняя раскованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках .близнецов, или

лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже

двоюродными, очень значимы. Сломанное дерево свидетельствует о

сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно,

свидетельствует об инфантильности.

Комментарий к тесту


На рис. 9 выполнен тест "Рисунок дерева". Наиболее примечательными чертами изображения являются:




28

  1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой;


2.Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям - стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".


3.Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске "Своих корней".






























Рис. 9. К интерпретации теста "Дерево"



























29


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесникова Ольга Ивановна

Дата: 06.03.2021

Номер свидетельства: 574837


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства