Просмотр содержимого документа
«Совершенствование и развитие навыков диалога и беседы у глухих детей»
Совершенствование и развитие навыков диалога и беседы
Участие глухих детей в диалогах и беседах начинается в начальных классах, где они общаются с учителем и между собой. Эта работа усложняется в средних классах, где учащихся знакомят с диалогическими единствами, содержанием и структурой реплик в диалоге, учат варьированию их в зависимости от ситуации и реакции собеседника.
Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить глухих построению различных реплик. В диалоге первая реплика – реплика-стимул – является наиболее самостоятельной и по содержанию, и по структуре. Ответная реплика – реплика-реакция – обычно бывает краткой и восполняется составом первой.
В лингвистике единицей диалога считают не отдельную реплику, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик. Для них характерна смысловая, структурная и интонационная законченность. А.Г. Зикеев2 выделил 5
основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции.
1. Вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его.
Когда будет культпоход?
В пятницу.
Куда мы пойдем?
В театр.
Что будем смотреть?
Спектакль "Маугли".
2. Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо.
На улице дождь?
Нет, сухо.
Да, идет дождь.
Ты пойдешь в кино?
Нет.
Почему?
Я еще не написал сочинение.
3. Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос, ответ на него.
Возникновение такого диалога требует создания специально ситуации, когда исходная реплика учителя побуждает учеников задать вопрос.
Миша вчера не был на экскурсии.
Почему?
Он ходил к врачу.
4. Диалогические единства, включающие сообщение и встречное сообщение.
Для этого диалога характерны пропуски членов предложения, экономичность речевого оформления. Сообщение одного из разговаривающих вызывает ответную реплику его собеседников, в которой они или соглашаются с высказыванием, присоединяются к нему, или не соглашаются, высказывают отрицательное отношение.
Я люблю смотреть мультфильмы.
Я тоже.
А я нет.
5. Диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.
Пойдем играть в хоккей.
Когда?
Сейчас.
Пойдем!
О понятии "диалог" учащиеся узнают в 5 классе. (Задания типа: прочитай разговор, спиши разговор, прочитай разговор (диалог) двух товарищей.)
Развитие диалога происходит по восходящей линии – от маленьких диалогов (3-4 парные реплики), к более сложным по содержанию и объему. Ученики должны овладеть парностью реплик разного характера, умением понять смысл первой реплики и правильно на нее отреагировать. Особое внимание следует уделить отработке парных реплик, называющих направление, время, место действия с вопросами: где? куда? откуда? как?, а также цель и причину того, что услышал собеседник, с вопросами почему? зачем? отчего?
Где это случилось?
В парке. (Недалеко от школы. Рядом с магазином. Где-то около аптеки).
Педагог знакомит учеников с элементарной классификацией диалогических единств, путем их сопоставления.
Приемы работы над диалогом:
1. Нахождение диалога в художественном произведении и разыгрывание его по ролям.
2. Составление диалога из рассыпного текста.
3. Исключение из диалога лишних реплик.
4. Восполнение диалога.
5. Составление диалога по картинкам и иллюстрациям к произведениям.
6. Ведение диалога по заданию учителя.
7. Смена позиций беседующих.
8. Совершенствование диалога.
9. Составление диалога по ситуации.
Овладение диалогической речью учащимися 8-11 классов
К 8 классу у детей достаточно большой слуховой словарь, состоящий из слов, словосочетаний и фраз, которые они опознают на слух. Формирующиеся речевые образы становятся более четкими, дифференцированными, что служит основой для прочного овладения диалогической речью. Возможность достаточно свободного слухо-зрительного восприятия речи детьми с нарушением слуха – одно из условий, повышающих эффективность обучения в целом в этот период обучения.
Особое значение в этих классах придается использованию детьми с нарушением слуха индивидуальных слуховых аппаратов при слухо-зрительном восприятии диалогической речи. Это важное звено в учебно-воспитательном процессе. Оно позволяет учащимся с нарушением слуха активнее и естественнее включаться в общение со слышащими, что, в свою очередь, содействует более полной их общественной реабилитации.
Слухо-зрительное восприятие речи оказывается более эффективным по сравнению со зрительным восприятием.
В 8-11 классах на индивидуальных занятиях проводится специальная работа по совершенствованию навыка слухо-зрительного и слухового восприятия диалогической речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Основным содержанием этих занятий является обучение детей с нарушением слуха восприятию текстов, умению вести диалог на различные темы. В 6-9 классах учащиеся занимаются небольшими группами по 2-3 человека, в 10-11 классах количество детей в группе увеличивается до 4 человек.
Занятие с группой строится таким образом, чтобы все учащиеся активно работали при восприятии речевого материала слухо-зрительно или на слух. Учащиеся средних и старших классов так же, как и в предыдущий период слуховой тренировки, на индивидуальных занятиях овладевают грамотной внятной диалогической речью, упражняются в умении пользоваться ею в различных ситуациях. В этот период обучения идет тренировка учащихся в активном пользовании устной речью в процессе диалога. Эта работа проводится на каждом занятии и составляет основную ее часть.
В 10-11 классах значительно ограничивается использование текстовых табличек при опознавании речевого материала на слух. Учащиеся тренируются в анализе воспринятого материала, опираясь как на слухо-зрительное, так и на слуховое восприятие. На слух воспринимается часть вопросов и ответов, дополнений к высказываниям товарищей.
Особое внимание педагог обращает на умение учащихся не просто вести диалог, а уметь аргументированно доказывать свое мнение.
В 8-11 классах продолжается работа над составлением диалогов по ситуации, по заданию учителя, исключение из диалога лишних реплик.
С переходом учащихся из класса в класс самостоятельная работа по составлению диалога совершенствуется от простого к сложному. Работа над диалогом апробирована мной во всех классах: с 1-го по 11-тый. С каждым годом шло увеличение числа парных реплик в диалогах.
Над данной темой работаю 4 года. Результаты моих наблюдений приведены ниже (см. приложения №№ 1,2).
По данной теме мной были проведены открытые занятия:
а) по развитию слухового восприятия и формированию произношения (РСВ и ФП) в 3 классе для учителей начальной школы;
б) проведено открытое занятие по РСВ и ФП для глухих учащихся в 5 классе (См. "Система работы над диалогом").
Обобщался опыт работы по теме "Развитие диалогической речи глухих учащихся 1-5 классов".