Система профориентационной работы в коррекционной школе
Система профориентационной работы в коррекционной школе
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полному включению в производственный труд. Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые не квалификационные виды труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система профориентационной работы в коррекционной школе»
Система профориентационной работы в коррекционной школе
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полному включению в производственный труд. Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые не квалификационные виды труда.
Они получают профессии штукатура маляра, слесаря, однако, тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которое обуславливаются рядом факторов:
Затруднения при трудоустройстве
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированный способностью оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Поэтому внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организационной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Также в ходе её реализации возможно решение ряда задач:
Задачи профориентации
Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.
Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.
Всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.
Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.
Решать некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильную выбору профессий и успешной социально-профессиональной адаптации.
Система профессионального самоопределения разделяется на 3 основных раздела.
Основные разделы
Профессионально просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью.
Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика.
Основная направленность занятий: углубление знаний о требованиях профессий к человеку; Развитие механизмов самосознания; коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе по средствам выполнения профессиональных проб; Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда: контроль и коррекция профессиональных планов; оценка результатов достижений в избранной деятельности; социально-профессиональная адаптация.
Процесс реализации профориентации
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе реализации профориентационной работы, входят:
- профессиональное просвещение умственно отсталых учащихся (через расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями);
-психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессий;
- профессиональные пробы заключаются в выполнении учащимися конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией.
Фото детей
Например, пробует себя в профессиях повара, рабочего овощехранилища, на практике в роли швеи, попытаться « устроиться на работу»;
Испытать себя в качестве модельера и изготовителя домашней одежды, столяра, маляра и др.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классные руководители , психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Направления работы педагогов
В связи с этим преимущественным направлением работы классного руководители и воспитателя является:
Профессиональное просвещение учащихся;
Организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;
Развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся.
Система работы
Предлагаемая система работы позволяет
- создать профориентационную работы в коррекционном учреждении VIII вида;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» профессии;
- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;
- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.
Мы смогли добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации. В последние годы мы замечаем повышенный интерес учащихся к возможностям собственного заработка.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}