kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по формированию словесной речи школьников с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе представлен материал по формированию словесной речи обучающихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию словесной речи школьников с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях»

Система работы по формированию словесной речью школьников с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях

                                                                           

Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Но есть особенности построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушением слуха.

Цель педагогики – нормализация общения ребенка  с нарушением слуха с окружающими.

Одной из задач школы глухих является формирование и коррекция устной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования  слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для учащегося  с нарушениями слуха.

В  отечественной сурдопедагогике сложилась  целостная система формирования устной речи, как одного из факторов полноценного развития слабослышащего ученика, наиболее полной его адаптации.

Учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего школьника, важность активизации устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития и психофизических особенностей учеников.

Коммуникативная компетенция  означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

Диалог – это речевое средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать общекультурный и, если хотите, общественный уровень. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.

 Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребёнка. Словесная речь расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению,  оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребёнка,  способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество.

Коммуникативная компетенция сейчас для нас является  приоритетной целью в развитии речевых возможностей каждого ребенка в отдельности, учитывая  и индивидуальные способности ученика.

В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты между людьми с разных сторон. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, их компетентность и коммуникабельность.

Специальная школа для неслышащих обучающихся призвана формировать у детей не только умение говорить, но и понимать обращённую к ним речь. За пределами школы наши дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Они должны уметь вести диалог в различных жизненных обстоятельствах: в определенном месте, по определенному поводу и с определенным собеседником или собеседниками.

 Статистика показывает,  что с каждым годом увеличивается число детей с тяжёлой потерей слуха, располагающих ограниченным запасом слов при недостаточном владении грамматическим строем языка. В школу поступает большое количество детей из семей не- слышащих, воспитывающихся в депрессионных условиях, а также детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, не прошедших в полной мере курс по реабилитации слуховых и произносительных навыков. Это доказывает, что для успешного обучения детей диалогической речи необходима систематическая работа.  Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности ученика с проблемами в развитии, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Умение выразить словами собственную мысль в рассказе, реплике, диалоге - очень важная сторона развития ребенка. 

Коммуникативное развитие не исчерпывается  умением словесно формулировать мысль и элементарно осознавать факты слышимой речи.  

Ребенка надо научить:

-отвечать на вопросы взрослого и задавать их;

-взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками; вежливо вести спор; поддерживать содержательный разговор, беседу.

Человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения, культуры диалога.

Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.

Ведение диалогов, благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу детей, а именно:

-обогащает представления учащихся об окружающем мире;

-формирует морально-нравственные и этические качества личности;

-развивает устную разговорную речь в диалогической и монологической формах;

-развивает слуховое восприятие.

 Что характерно для диалога:

- наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен    высказываниями;

-связь с ситуацией;
- непринужденный характер речевой обстановки;
- попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих;
- одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний;

-сотрудничество;
- быстрый темп протекания речи;

- своеобразие лексики и синтаксиса (использование неполных предложений, отдельных слов).

- большое значение играют неязыковые коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).

           Основные функции диалога.

-Информационные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга)

-Коммуникативные (регуляция людьми поведением друг друга, организация совместной деятельности)

-Аффективно-коммуникативные (они определяют эмоциональные сферы человека).

Слабослышащие учащиеся усваивают в первую очередь такой материал, который им необходим в  повседневном  общении с окружающими людьми. Этот материал и должен включаться в их  повседневную практику. «Проживая» жизненные ситуации, ученики получают образцы пользования диалогическими высказываниями.

В работе со слабослышащими  и глухими детьми выделяют следующие виды диалогических единств (видов диалогов):                                                

Побуждение к действию – ответ (вопрос).

Сообщение- сообщение.

Побуждение к действию - согласие (отказ).

Сообщение – вопрос (ответ).

Вопрос – ответ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 30.05.2019

Номер свидетельства: 512810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование у глухих учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи."
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-u-ghlukhikh-uchashchikhsia-navykov-vospriiatiia-i-vosproizviedieniia-ustnoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "331274"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464595628"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников". "
    ["seo_title"] => string(60) "ekskursiia-sposob-sotsializatsii-nieslyshashchikh-uchienikov"
    ["file_id"] => string(6) "130118"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415818772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства