Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию словесной речи школьников с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях»
Система работы по формированию словесной речью школьников с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях
Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Но есть особенности построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушением слуха.
Цель педагогики – нормализация общения ребенка с нарушением слуха с окружающими.
Одной из задач школы глухих является формирование и коррекция устной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для учащегося с нарушениями слуха.
В отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи, как одного из факторов полноценного развития слабослышащего ученика, наиболее полной его адаптации.
Учитывая значимость устной речи в развитии неслышащего школьника, важность активизации устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития и психофизических особенностей учеников.
Коммуникативная компетенция означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.
Диалог – это речевое средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать общекультурный и, если хотите, общественный уровень. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.
Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребёнка. Словесная речь расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребёнка, способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество.
Коммуникативная компетенция сейчас для нас является приоритетной целью в развитии речевых возможностей каждого ребенка в отдельности, учитывая и индивидуальные способности ученика.
В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты между людьми с разных сторон. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, их компетентность и коммуникабельность.
Специальная школа для неслышащих обучающихся призвана формировать у детей не только умение говорить, но и понимать обращённую к ним речь. За пределами школы наши дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Они должны уметь вести диалог в различных жизненных обстоятельствах: в определенном месте, по определенному поводу и с определенным собеседником или собеседниками.
Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с тяжёлой потерей слуха, располагающих ограниченным запасом слов при недостаточном владении грамматическим строем языка. В школу поступает большое количество детей из семей не- слышащих, воспитывающихся в депрессионных условиях, а также детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, не прошедших в полной мере курс по реабилитации слуховых и произносительных навыков. Это доказывает, что для успешного обучения детей диалогической речи необходима систематическая работа. Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности ученика с проблемами в развитии, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Умение выразить словами собственную мысль в рассказе, реплике, диалоге - очень важная сторона развития ребенка.
Коммуникативное развитие не исчерпывается умением словесно формулировать мысль и элементарно осознавать факты слышимой речи.
Ребенка надо научить:
-отвечать на вопросы взрослого и задавать их;
-взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками; вежливо вести спор; поддерживать содержательный разговор, беседу.
Человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения, культуры диалога.
Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте. Именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.
Ведение диалогов, благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу детей, а именно:
-обогащает представления учащихся об окружающем мире;
-формирует морально-нравственные и этические качества личности;
-развивает устную разговорную речь в диалогической и монологической формах;
-развивает слуховое восприятие.
Что характерно для диалога:
- наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями;
-связь с ситуацией; - непринужденный характер речевой обстановки; - попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих; - одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний;
-сотрудничество; - быстрый темп протекания речи;
- своеобразие лексики и синтаксиса (использование неполных предложений, отдельных слов).
- большое значение играют неязыковые коммуникативные средства (мимика, жестикуляция).
Основные функции диалога.
-Информационные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга)
-Коммуникативные (регуляция людьми поведением друг друга, организация совместной деятельности)
-Аффективно-коммуникативные (они определяют эмоциональные сферы человека).
Слабослышащие учащиеся усваивают в первую очередь такой материал, который им необходим в повседневном общении с окружающими людьми. Этот материал и должен включаться в их повседневную практику. «Проживая» жизненные ситуации, ученики получают образцы пользования диалогическими высказываниями.
В работе со слабослышащими и глухими детьми выделяют следующие виды диалогических единств (видов диалогов):