Просмотр содержимого документа
««Рекомендации по организации и проведению занятий»»
Требования к воспитателю в коррекционном учреждении
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя.
Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки и более). Отношение педагога – воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в детском доме, но и в последующие годы. Педагог – воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога – воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.
Воспитатель в коррекционной школе:
прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
контролирует выполнение режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;
осуществляет совместно с врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников;
поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.
Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.
Воспитатель должен:
проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию;
изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей – психиатра и педиатра;
В своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.
Общие рекомендации по проведению воспитательных часов.
Необходимо приучать детей к точному началу воспитательного часа (т.е. в точно установленное время). Заранее воспитатель готовит помещение к занятию – организует проветривание, проверяет чистоту и порядок (нельзя заниматься в грязном, замусоренном помещении), готовит влажную тряпку, мел, делает необходимые записи на доске, готовит дидактический материал.
Во время проведения занятий воспитатель контролирует дисциплину и порядок.
Перед проведением занятия необходимо собрать всех воспитанников. Чтобы не сбивать ритм занятий, нужно приучать, чтобы они ходили в туалет перед воспитательным часом.
Воспитательный час должен проводиться в разнообразных формах. Это может быть беседа, инструктаж, викторина, тестирование, диспут, практическое занятие, экскурсия. В процессе самого занятия также необходимо применять разнообразные методы и приемы. Неправильно все занятия строить на монологе воспитателя, самому задавать вопросы и отвечать на них. Необходимо ставить воспитанников в активную позицию, обращаясь к их личному опыту.
Каждое отдельное воспитательное занятие – это маленький кирпичик в общей системе занятий, поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и создавать основу для будущего. По каждому отдельному разделу необходимо продумывать структуру взаимосвязанных занятий.
При проведении занятий воспитатель должен четко понимать для себя следующие вещи:
Тема занятия - о чем он будет говорить, что объяснять, над чем работать.
Цель занятия - это очень важный момент, часто воспитатель сам не может внятно объяснить, какую цель он ставит, проводя занятие (т.е. получается бесцельное занятие), а если цель не ставилась, то и результата в итоге нет.
Методы и приемы. Каждый вопрос внутри занятия - это его маленькая ступенька. Под каждый вопрос (а также, под каждую задачу) воспитатель подбирает методы и приемы (в зависимости от группы, места действия в общей структуре подготовки и т.д.). Разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка.
Это может быть – викторины, тестирование, проблемные вопросы, дискуссии, инструктажи, работа с карточками, игровые формы.
При разборе занятия воспитатель должен быть готовым отвечать на вопросы:
При решении этой (указанно у него) задачи какие методы и приемы Вы применяли?
Почему Вы выбрали именно их (обоснуйте целесообразность)?
Насколько удачным оказалось их применение?
Обязательно необходимо продумать и записать те вопросы, которые воспитатель будет задавать детям.
Задачи занятий - большая цель разбивается на отдельные, узкие задачи. В конечном итоге, при самоанализе своего занятия, ответив на вопрос - насколько успешно были решены поставленные задачи, воспитатель может сказать об успешности занятия.
Задачи занятий условно можно разделить на три типа:
дидактические (учебные)
коррекционно-развивающие (коррекция….расширение…)
воспитательные (формирование... воспитание...)
Как правило, в методически грамотном занятии выделены задачи всех трех типов, иначе получается обучение без воспитания, или абстрактное воспитание, или воспитание (обучение), не учитывающее особенности психического развития ребенка.
Вопросы - это подразделы темы. Например, тема «Кухонная посуда» может включать вопросы:
Виды кухонной посуды.
Правила ухода (за посудой разного типа).
Средства ухода за посудой.
Обязательно следует учесть, что направление занятия на объяснение нового материала, его закрепление, систематизацию, расширение знаний, на контроль усвоения, на формирование новых навыков и умений, их закрепления, на контроль их сформированности.
Это важный момент, и необходимо соблюдать логическую последовательность в подаче материала.
Воспитатель должен честно уяснить для себя: в результате занятия, какие конкретно знания будут даны (или закреплены, или расширены, систематизированы, проконтролированы) и какие конкретно умения, навыки будут отрабатываться (формироваться, закрепляться, контролироваться).
Методически грамотно выделять в любом занятии три психолого-педагогические и организационные части:
Вступление, организационная часть. В этой части: проверка наличия детей, их готовность. Далее необходимо мотивировать детей, объявить тему (либо дать им самим догадаться), объяснить (привести примеры) почему она важна, заинтересовать ею, провести игровую разминку.
Основная часть. При необходимости, перед подготовкой нового материала, здесь можно повторить, закрепить или проверить ранее изученный. После этого идет работа с новым материалом.
В заключительной части – проводится рефлексия занятия. «Что мы сегодня узнали нового, чему научились? Что Вам особенно понравилось, что нет, почему? И т.д.
Необходимо обязательно учитывать валеологические аспекты:
Контроль осанки, физкультминутки, паузы для отдыха глаз и т.д.
Для более успешного проведения воспитательных занятий можно рекомендовать воспитателю готовить конспект, где указать тему, задачи, вопросы, методы и приемы, использованную литературу.
Хорошо проведенное занятие – это результат большой кропотливой работы (особенно для начинающих воспитателей). Алгоритм проведения работы такой:
Посмотрите тему, посмотрите на какие вопросы Вы ее разобьете.
Определите порядок прохождения вопросов (что вначале, что потом).
Сформулируйте задачи занятия.
Продумайте по виду занятия – эти задачи легче решить через инструктажи, практические занятия, игровые формы, экскурсии или их комбинацию.
Подумайте, какие методы и приемы Вы будите использовать по каждому вопросу.
Определите структуру занятия:
Как Вы будете мотивировать детей в водной части. Как Вы их заинтересуете, удивите, привлечете внимание!
Как в основной части Вы будете решать поставленные задачи? Как будете поддерживать интерес детей.
На что обратите внимание в заключительной части. Какие вопросы зададите?
Еще момент: как эта тема связана с предыдущей? Буду ли я на этом задании повторять, закреплять, контролировать ранее изученный материал? Как?
И конечно, перед такой работой необходимо посмотреть дополнительную литературу, газеты, журналы. Если нужно, заранее подготовить карточки и другой раздаточный материал.
Попробуйте несколько раз отрепетировать занятие, если нужно, перед зеркалом или магнитофоном. Все ли проходит гладко? В чем затруднение? В конце репетиции ответьте себе на вопрос: Я достиг поставленной цели? Мне нравится мое занятие? Если дети будут «засыпать», что я буду делать?
Условно можно выделить два основных момента, на которые обращает внимание администрация при проверке знаний:
Результативность - насколько занятие оказалось понятным для детей, в какой степени решены поставленные задачи, какие знания и умения воспитанники получили.
Яркость, интересность – от этого момента зависит первый момент. Насколько детям было интересно, насколько воспитатель сумел их увлечь, пробудить интерес.
Если система занятий у воспитателя такова, что дети с ужасом и унынием ждут воспитательного часа, сидя, считают минуты до его окончания, сидят с пустыми лицами и занимаются своими делами - это приговор воспитателю как педагогу о его проф. непригодности. Необходимо не допускать такого состояния и после первых занятий с таким исходом очень внимательно и честно проанализировать - что я делаю не так, в чем причина, что необходимо изменить?
Необходимо постоянно работать над собой, профессионально расти – осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, ходить на занятия более опытных коллег, собирать необходимый материал.
Методика проведения беседы
Беседа – организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому – либо вопросу.
Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.
В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету. В процессе беседы развивается умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности.
Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы. Тема настоящей беседы должна быть близка и понятна детям.
Продолжительность беседы 25 – 40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.
В каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы. В беседе воспитатель:
Уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобретают во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности, в семье, в школе.
Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему миру.
Приучает детей целеустремлённо и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы.
Учит просто и понятно излагать свои мысли.
При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.
В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей.