Методическая разработка рекомендаций «Организация пленэра в группах изобразительного искусства в дополнительном образовании»
Методическая разработка рекомендаций «Организация пленэра в группах изобразительного искусства в дополнительном образовании»
Методические рекомендации составлены для педагогов дополнительного образования, с целью разъяснения педагогическим работникам особенностей проведения пленэрных занятий изобразительных объединений. Особое внимание уделяется организации и проведения пленэров, предлагаются способы проведений занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка рекомендаций «Организация пленэра в группах изобразительного искусства в дополнительном образовании»»
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Городской» имени С.А.Шмакова г.Липецка
Методическая разработка рекомендаций
«Организация пленэра в группах изобразительного искусства в дополнительном образовании»
Разработан
ПДО
Тахмазян Я.С
Липецк 2020
Содержание
Поянительная записка
Введение
Возникновение пленэра
Организация пленэра на занятиях
Пояснительная записка
«Всякое искусство есть подражание природе».
Сенека
Методические рекомендации составлены для педагогов дополнительного образования, с целью разъяснения педагогическим работникам особенностей проведения пленэрных занятий изобразительных объединений.
Особое внимание уделяется организации и проведения пленэров, предлагаются способы проведений занятий.
Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки к занятиям и практические способы правильного проведения пленэрных занятий.
Настоящие рекомендации могут быть использованы при проведении занятий в изобразительных объединениях, при подготовке написания авторских программ и для обмена
педагогическим опытом, научных публикаций.
1. Цель: Формирование ценностного отношения у обучающихся младшего и подросткового возраста в процессе организации уроков на пленэре.
2. Задачи:
Обучающие:
1.Раскрыть сущность понятия «Пленэр», определить его структуру, содержание.
2. Научить выполнять наброски с натуры на пленэре;
3.Научить улавливать движение в рисунке;
4.Научить передавать воздушную перспективу;
Развивающие:
1.Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами, развивать умение видеть прекрасное и безобразное в окружающей действительности.
1.Воспитывать с помощью уроков - пленэров у обучающихся ценностного отношения к малой родине, селу, городу, народу.
2. Создать положительно - эмоциональный настрой;
Введение
Что такое искусство в жизни человека? Для одних — это серьёзный труд, для других – просто развлечение. Но все, однако, понимают, насколько важно научиться видеть искусство в окружающем нас мире. Ведь оно является частью нашей повседневной жизни.
В самой природе человека лежит интерес к искусству. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит звуки окружающего мира. А приходя в этот мир, ребенок видит палитру красок и многообразие форм. Влияние искусства на развитие личности огромно, поскольку оно обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека. Сила воздействия искусства способна изменить отношение людей к жизни, сформировать внутренние ценности личности, воспитать любовь к семье, к школе, к народу и родине. Укрепить веру и надежду в светлое будущее своей Родины.
Жизнь рождает искусство, а искусство воздействует на жизнь.
В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен искусством. Избыток всевозможной визуальной и звуковой информации приучает его скользить по поверхности, видеть картину, не вникая в неё, слышать музыку воспринимать её как фон. Для того, чтобы растущий человек не потерялся в этом мире звуков и красок, необходимо научить ребенка воспринимать и понимать его образную и нравственную сущность. Тогда постепенно у него сформируются устойчивые ценностно-ориентированные личностные качества и искусство станет для него значимым и приобретет личный смысл.
Умение видеть прекрасное в окружающем мире и воплощать это в творчестве – процесс трудоемкий. Для развития способностей к созерцанию нужны как внешние, так и внутренние (психологические) условия. И таким условием формирования, конечно же, является природа и творческая деятельность на природе. Кроме того, требуется период накопления эстетического опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в творческой деятельности на природе – во время пения, рисования... И чем раньше начнешь учить детей созерцать и понимать красоту родного края, уметь быть сопричастным к истории своей родины, судьбам ее людей, тем быстрее ребенок раскроется нравственно.
Особенно важен пленэр в силу приверженности подростков к сфере легкого развлекательного искусства. Большинство школьников не знают подлинных ценностей искусства, не интересуются им, поэтому «пленэр» поможет приобщить к ним и будет гармонизировать опыт учащихся и способствовать развитию ценностных ориентаций у детей подросткового возраста через организацию занятий на природе, реализуя их творческие способности путём вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность в различных областях искусства.
3. Возникновение пленэра
Пленэр (от франц. en plein air — «на открытом воздухе») — правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и солнечного света. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью наиболее полного воспроизведения ее реального облика.
Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII века. Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX века (Д. Констебл в Великобритании, А.А. Иванов в России). Английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, хотя картины писались в мастерской. В середине XIX века приверженцами пленэра выступают мастера барби-зонской школы, а также К. Коро, работавшие на открытом воздухе. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX века в творчестве мастеров импрессионизма — К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, А. Сислея и других. Именно тогда термин «пленэр» начинает широко употребляться. В 1891 году К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию этюдов-картин «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды.
В России во второй половине XIX — начала XX веков работали на пленэре В.Д. Поленов, В.А. Серов, И.И. Левитан, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре ложится в основу обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.
4. Организация пленэра на занятиях
Содержание занятия на пленэре, нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия в кабинете, музее и на воздухе в парках и зоопарках. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.
Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения — сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.
На пленэре дети осваивают художественные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.
Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:
— умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а ее изображение — в двухмерном пространстве на плоскости;
— умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;
— умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;
— применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб, воспринимая натуру целостно;
— использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции, умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а также (в старших классах) создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы.
Существуют следующие условия эффективности пленэра:
— под руководством преподавателя осуществлять приведение программных требований и специальных знаний в единую структуру связей между явлениями в процессе выполнения учебно-творческих этюдов;
— уметь представить образ предстоящих действий в рисунке, живописи и композиции (приемы наглядного сравнения и метафоризации в объяснениях преподавателя);
— применять методы индивидуальных заданий по живописи на пленэре и самостоятельной творческой деятельности по мотивам учебных занятий;
— сочетать разнообразные организационные формы практики (базовая, экспедиционная, тематическая, музейно-экскурсионная);
— должна быть идейно-художественная направленность практической подготовки учащихся, ориентация ее на творческий характер изобразительной деятельности, при этом художественное творчество рассматривается на основе многовариантности выполнения эскиза и этюда, в процессе чего развиваются изобразительные навыки, формируется личностное отношение к изображаемому, воспитывается потребность в правдивой передаче чувств.
Учебный пленэр имеет цель адаптации рисовальщика к среде, развития его навыков рисунка и живописи с подготовкой материалов для аудиторных работ заданной тематики в изображении среды. Например, выполнение пейзажа одного и того же места в разных сезонах, при разном освещении, в разных манерах. На пленэре важно постоянно контролировать правильную сходимость линий в точках схода, учитывать высоту горизонта, находить и акцентировать основные компоненты пейзажа, удалять несущественные и нарушающие баланс композиции. Работа на пленэре делает учащегося более восприимчивым к образам среды, раскрывает его глаза и ум на явления природы, делает более полноценным и реалистичным его художественное мышление, уводит от абстракции, лишенной визуальной пищи. С развитием навыков пленэрные этюды перерастают свое первоначальное учебное значение, приобретая самостоятельную художественную ценность, очарование непосредственности изображения и свежести техники.
Главный принцип обучения на пленэре — это индивидуально-личностный подход. При этом основной формой взаимодействия личности учащегося с социальной средой является этюд с натуры. Выполнение этюдов, их совершенствование обусловлено принципом возрастания индивидуализации ученика. В период практики на пленэре учащиеся должны приобрести ряд знаний и навыков. На первом году обучения — это восприятие натуры как целостного образа, нахождение его основных тонов и цветовых отношений в пределах общего тона; овладение основными элементами формы (линией, локальным пятном, цветом) при изображении растительного и животного мира; формирование привычки чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению; приобретение навыков выполнения композиционно-тематической работы по впечатлению от натуры, на основе ее изучения в набросках и зарисовках, этюдах и эскизах. На 2-3 годах обучения -это совершенствование приемов акварельной живописи и краткосрочного наброска на пленэре, при этом особое внимание уделяется выявлению гармонии пропорций, выразительного ритма линий, пятен и локальных цветовых отношений, декоративных элементов в архитектуре, а также развитию эстетического вкуса в процессе рисования памятников архитектуры, самостоятельной композиционно-тематической работы по индивидуальному рабочему плану. Во время знакомства с историческими, литературно-художественными памятниками создаются оптимальные условия для воспитания гражданской ответственности за сохранение экологической среды, культурного наследия народа, главным образом через индивидуальные задания, самостоятельные зарисовки и этюды пейзажных мотивов, архитектурных памятников. На 4 году обучения и последующих годах— развитие творческой самостоятельности в выборе пейзажного мотива, сюжета для композиционных разработок, материалов для их осуществления; углубление художественных знаний и навыков (навыки быстрого изображения позирующих фигур, передачи движения и характера натуры, портретных черт, настроения); поиск мотивов и сюжетов, воспитывающих нравственность школьника, вызывающих его интерес к художественному краеведению, к трудовой и духовной жизни людей.
Как правило, рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. От года к году техника работы карандашом и акварелью усложняется и вместе с тем прочно закрепляется.
Перед пленэром с детьми всегда проводится техника безопасности.
На пленэре в процессе этюдов ученик должен постепенно переходить от совместной работы с преподавателем (характерной для академической мастерской) к самостоятельной учебно-творческой деятельности. Для этого от задания к заданию разрыв между консультациями педагога увеличивается, исключается мелочная опека.
Ключевым фактором в работе с натуры на пленэре является ее идейная и художественная направленность. При этом, учитывая характер, темперамент, способности, привычки ребенка, в пленэрной практике нашли также применение и совершенствуются такие психолого-педагогические средства, как установочные беседы (создание определенных представлений об особенностях тематических этюдов с натуры и возможностях их совершенствования в самостоятельной практической работе), индивидуальные и групповые (предварительные и итоговые) просмотры с последующим обоснованным разбором положительных и отрицательных сторон этюдов, специализированные упражнения, способствующие развитию художественного мышления, овладению навыком выразительной передачи объекта, «быстрого схватывания формы», формированию константного восприятия величины, формы и цвета (особенно общего цветового тона натуры), мысленному изображению ранее наблюдаемых объектов в пленэре; постановка индивидуальных и коллективных задач по содержанию большой темы и отдельных заданий.
Пленэр особенно ценен тем, что характер ребенка формируется в жизни, в творческом труде, в преодолении реальных трудностей, в напряжении духовных, нравственных и физических сил. В процессе учебного этюда на пленэре при определенных условиях композиционно-тематического планирования сочетаются художественное обучение, образование и воспитание по следующим направлениям художественной подготовки: развитие образной восприимчивости к окружающей действительности; формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта, совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции. Именно ради этих качеств личности художественный процесс нацелен на то, чтобы воздействовать комплексом пленэрных условий среды на комплекс художественного восприятия личности.
Поскольку занятия на пленэре проходят в ограниченном объеме часов, большое значение имеют систематические самостоятельные занятия обучающихся набросками и зарисовками на пленэре. Именно они способствуют развитию обостренного восприятия окружающей действительности, обобщению увиденного, достижению максимальной краткости, правдивости и выразительности. Все виды набросков (с натуры, по памяти, воображения, комбинированные наброски) особенно важны для приобретения навыков в умении изображать окружающую среду.
Внимательное изучение среды и отражение состояния природы дает ценный опыт (если, конечно, рисующий придерживается реалистической ориентации в своем ремесле) накопления колористических соотношений и понимания воздушной перспективы, живости изображения, питающей в дальнейшем композиции, выполненные в аудитории. Пленэр развивает предметную и ассоциативную память, самостоятельность творческой интерпретации натуры, стильность изображения.
Таким образом, в системе обучения учащихся изобразительных кружков в дополнительном образовании значительное место занимает практика по изобразительному искусству в условиях природы — пленэр. Эта учебная практика, основанная на принципе гуманизма, высокой образности и жизненной правды, выступает на современном этапе как целостный художественный процесс, в котором наряду с обучением живописи и графики осуществляется формирование знаний и навыков краткосрочного рисунка, композиционно-тематической работы, создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности учащегося.
На занятиях в период пленэрной учебной практики учащиеся изобразительных кружков знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному нравственному их воспитанию. Во время пленэра закрепляются и углубляются знания и навыки по живописи, рисунку и композиции, через индивидуальные задания, развивается творческая активность и инициатива учеников, их художественные потребности и эстетический вкус.
Список использованной литературы:
1.Семенов Г.С., О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции. Воспитание школьников № 2 - 2010
2. М.: 1980; Коч А.А., Я в мире…мир во мне. Классный руководитель № 1 – 4,6,7 – 2004; № 2,3 – 2005
3.Научно-методический журнал «Музыка в школе» №1/2008
4.Шемшурина А.И., Диалоги со школьниками о главном
(нравственность должна стать опорой отношений с окружающим миром, людьми, с самим собой) Воспитание школьников № 7 - 2011
5.Семенов Г.С., О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции.
Воспитание школьников № 2 - 2010
6.Степанов П.В., Примерная программа внеурочной познавательной деятельности учащихся (направление: духовно – нравственное) Спутник классного руководителя № 4 – 2011
7.Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Система часов общения и нравственно – этических бесед для учащихся 5 – х классов. Спутник классного руководителя № 2 – 2011
8.Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CD-ROM. 2003.9.Лаврентьева Л.И., Куликова Н.И., Ерина Э.Г., Система часов общения и нравственно – этических бесед для учащихся 6 – х, 7 – х классов. Спутник классного руководителя № 3,4 – 2011
10. «Искусство и образования» Журнал теории и методики художественного образования и эстетического воспитания.
11.Петрова В., Хомякова И., Стульник Т., Программа «Азбука нравственного образования»
12. А. М. Кондаков, Л. П. Кезина.,Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (стандарты второго поколения) основана в 2008 году.