Методические рекомендации к проведению занятий в объединениях экологической направленности с природными материалами
Методические рекомендации к проведению занятий в объединениях экологической направленности с природными материалами
Методические рекомендации к организации и проведению занятий в творческих объединениях экологической направленности с природными материалами (для младшего и среднего школьного возраста). Занятия с детьми творчеством любого вида являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями и умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных, ситуациях, уверенность в правильности принятия обоснованных решений и их реализации.Проведение занятий по декоративно-прикладному искусству в объединениях экологической направленности ко многому обязывает: не только научить детей работать творчески в различных техниках, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать у них зрительскую культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению занятий в объединениях экологической направленности с природными материалами»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Детский эколого-биологический центр»
Автор-составитель Тарасова Елена Анатольевна, педагог высшей категории.
Методические рекомендации к организации и проведению занятий
в творческих объединениях экологической направленности
с природными материалами
(для младшего и среднего школьного возраста)
Занятия с детьми творчеством любого вида являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями и умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных, ситуациях, уверенность в правильности принятия обоснованных решений и их реализации.
Развитие творческой конструктивной и художественной деятельности построено на освоении детьми общего подхода к исследованию свойств материалов, выбору способов их обработки с учетом свойств и назначения будущего изделия, овладения другими общетрудовыми умениями конструирование и художественный труд не только формируют практические умения, позволяющие творчески обрабатывать доступные дошкольникам и младшим школьникам материалы, используя простейшие инструменты, но также развивают умственные способности, которые проявляются и в других видах деятельности. В процессе рукотворчества создается некая модель, изделие, художественный образ, состоящий из нескольких частей, элементов.
Проведение занятий по декоративно-прикладному искусству в объединениях экологической направленности ко многому обязывает: не только научить детей работать творчески в различных техниках, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать у них зрительскую культуру.
Большое значение в творческой деятельности с природными материалами имеет непрерывность творческого процесса. Практика показала, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Основным условием успешной организации работы кружков является планирование, организационная четкость и материальная база. Без хорошего продуманного плана невозможны плодотворная работа творческого коллектива и видение перспективы.
Если для записи творческих идей, мыслей писателю или изобретателю нужны только бумага и карандаш, то для воплощения творческих замыслов учащихся, занимающихся в кружках направления «Природная мастерская», требуется большое количество разных материалов. Взрослый творческий человек решает проблемы заготовки материалов сам, руководителю же кружка надо создать внушительный резерв минимум на год для коллектива учащихся. И это самое узкое место, которое требует совместных усилий руководителя кружка, учащихся и их родителей. Например, начинать занятия с походов на природу для заготовки цветов, растений и листьев и последующего их засушивания.
Для занятий требуется светлое помещение, легко проветриваемоё, в нём должны быть соответствующая мебель, стенды для образцов. Для работы необходимо иметь материалы и приспособления.
По своей эстетической специфике работа с природными материалами очень близка детям, характерному для детского возраста эстетическому восприятию вещей и обстановки. В частности, обобщенность и заостренность образов свойственна всему изобразительному творчеству детей, видящих изображаемое укрупнено, цельно, без мелочей. Лаконичность форм, украшений, смысловая точность, конкретность и яркость цвета, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции – эти и другие черты органически присущи и творчеству детей, и высокому профессиональному декоративному искусству. Притягательной силой изделий из природных материалов является разнообразие и «практичность» многих его видов и жанров.
Работа на занятиях по рукоделию из природных материалов благодатна еще по ряду причин:
объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат;
задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;
на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;
учащиеся в праве по собственному усмотрению выбирать изделия, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала;
любая тема раздела может быть выбрана в качестве творческого проекта;
приобретение практических навыков органично соединено с расширением представлений у детей об истории и природе края, традициях и т.д.
Полезно начинать занятия по рукоделию с показа больших, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на детей работ, выполненных либо самим энтузиастом – педагогом, либо талантливыми предшественниками нынешних учащихся. Убеждение в том, что каждый из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом.
Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству.
Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках:
обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями;
вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями;
повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старались работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе материалов и т.д.).
Методические рекомендации строятся по принципу эксперимента. Автор использует различные методы, показывает, как кружковые занятия по работе с природными материалами влияют на развитие детей. Занятия носят художественно-творческий характер, что, прежде всего, предполагает создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения. Занятия художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая индивидуальные возможности. Вместе с тем, педагог помогает ребятам вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на пустом месте. Поэтому педагогом предлагаются образцы не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся умения.
Разделив обучение детей какой - либо художественной деятельности на два этапа: подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности и творческий, дающий возможность применить знания и умения, полученные на первом этапе в других условиях, обоснованно использование таких форм организации обучения, как конструирование по образцам, конструирование по условиям, конструирование по собственному замыслу, конструирование по заданной теме. Исходя, из предложенных форм следует, что на занятиях по рукоделию из природных материалов необходимо сформировать такие навыки, приемы конструирования, как "достроить" образ, "изменить пространственное положение", "убрать лишнее", "скомбинировать" и.п.
В процессе кружкового занятия педагогам рекомендуется использовать практические и словесные методы. Вначале занятий преподаватель проводит беседу, где под его руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятий проводится объяснение последовательности выполнения изделия. Так как целью педагога является развить творческий потенциал ребят, то в практической части делается акцент на следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый и исследовательский.
Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий
(технологических и инструкционных карт, схем, чертежей, рисунков, образцов и т.п.) педагог сопровождает объяснением, что делает обучение более доходчивым, пробуждает в детях творческую инициативу. На занятиях по знакомству с материалами, инструментами и приёмами работы рекомендуется использовать демонстрационные таблицы.
Эффективно на завершающем этапе изучения каждого раздела использование следующего метода: работа детей с технологическими картами без подробнейшего описания какой-нибудь операции или приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упускаются некоторые этапы, позволяющие включить воображение, фантазию, творчество.
В разработке занятий рекомендуется использовать программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы детей. Сущность программированного метода заключается в том, что после передачи педагогом информации, дети должны решить практическую задачу. Здесь педагог передаёт информацию с учётом индивидуальных особенностей детей. Для средних и сильных детей даётся задание более сложное. Дети работают, самостоятельно прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям и младшего возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление изделия более простым способом. Основная задача педагога заключается в организации работы по изготовлению изделий и оказании индивидуальной помощи отстающим ученикам.
При индивидуальной работе с детьми во время кружковых занятий требуется следовать психолого-педагогическим рекомендациям. Часто появляются ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
длительная напряжённая работа,
ответственная самостоятельная работа, в особенности, если на неё отводится ограниченное время,
ситуация когда требуется немедленный ответ на вопрос,
кропотливая работа с мелкими деталями,
отрицательная оценка работы и резкая критика,
работа в шумной обстановке.
Для того чтобы в перечисленных условиях деятельность ребят была успешной, следует выработать специальные приёмы её организации. В этом случае преподавателю следует:
давать ребёнку во время работы возможность отвлечься, отдохнуть,
не торопить ребёнка с обдумыванием и ответом,
часто оказывать индивидуальную помощь,
путём правильной тактики поощрений нужно формировать у детей уверенность в своих силах и возможностях,
осторожно оценивать неудачи,
создавать спокойную атмосферу в кабинете занятий,
воспитывать в детях терпение и усидчивость.
Важно напомнить, что воспитательный процесс протекает успешно, когда преподаватель эффективно планирует свою деятельность и учитывает индивидуальность каждого ребёнка, как личности.
Приложение 1.Методические материалы. Технология творчества.
В настоящее время широкую популярность приобрели изделия из природных материалов. В наше время, когда не особо радуют праздники, у людей все-таки остается еще радость - свой юбилей или день рождения близких. Ну и, конечно, такие всеми любимые праздники весны и зимы, как 8 Марта и сказочный новогодний праздник, также недавно возродившийся праздник Рождества. Приятно в такие дни сделать своим близким хотя бы небольшие подарки. Эту проблему можно решить и научить детей делать сувениры своими руками. Выполнить сюжеты на фоне открыток с природой, с женскими портретами, например, увязывая анютины глазки с очаровательными глазами девушек, которые можно найти на страницах старых журналов. Ребята увлекаются этой работой и с удовольствием делают подарки для близких людей. Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач.
Необходимо воспитать в кружковцах чувство друзей природы и помнить правила, о том, что категорически нельзя рвать цветы охапками лесу и на лугах, повреждать корни, а листья собирать осенью, когда они уже не нужны растению. Оберегая природу, она отблагодарит нас. Художественное конструирование из природных материалов рассматривается как художественный вид деятельности, разнообразный по технике изготовления и материалу, необходимому для работы, делится на две группы:
Конструирование из природного материала;
Аппликация из природного материала.
Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий путем соединения деталей друг с другом. Используемые материалы: древесные грибы, шишки, ракушки, желуди, каштаны, орехи, яичная скорлупа, береста, соломка, початки кукурузы, репейник, сухие растения цветы и др.
Аппликация из природных материалов - это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.
Природные материалы по происхождению делятся на три группы:
материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды,
семена, ветки, корни, кора и т.п.);
материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех,
пух, перья);
материалы минерального происхождения (камни, песок, глина,
ракушки).
1.1. Аппликация из природных материалов.
Каждый материал требует своей техники выполнения аппликации. Бумагу, солому, бересту, засушенные листья приклеивают к фону при помощи различных клеев. Ткани, кожу, мех обычно пришивают машинным или ручным способом. Войлок, как правило, врезают в фон, очень точно подгоняя контуры, а затем обрабатывают особым образом, чтобы закрепить элементы аппликации. Тополиный пух, вату, хлопок в чистом виде накладывают на бархатную бумагу без клея острым предметом. Шпон врезают в материал, служащий фоном. Аппликация бывает предметной - (цветок или букет цветов, животные, птицы, бытовые предметы и т. п., сюжетной (изображает действие, событие), декоративной (узоры, орнаментальные композиции).
По форме аппликации бывают плоскостные, рельефные, объемные.
Композиция может быть вертикальной, горизонтальной, симметричной илинесимметричной, но всегда уравновешенной (рис.1).
Рисунок 1. Схемы композиций.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Работая над аппликацией из природных материалов, необходимо учитывать построение композиции и цветовое решение сочетание света, теней, тонов. Теплая гамма - это цветовая гармония или сочетание желто-оранжево-красные цветов, холодная - сочетание различных оттенков синего. Например, жаркая пустыня - горячий желтый песок и яркое красное солнце; морозный зимний день - синие и голубые тени на снегу. Цвет говорит и о настроении человека. Радость и хорошее настроение передаются яркими, светлыми красками, а грусть и тоска - серыми, блеклыми, как пасмурный день. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Чтобы все цвета сочетались между собой и фоном рисунка, необходимо знать законы цветоведения, какие цвета наиболее удачно сочетаются подсказано на рис. 2. и рис. 3.
Хроматические цвета Все цвета и оттенки Ахроматические цвета (нейтральные)
Основные цвета Хроматические цвета Дополнительные цвета
Теплые цвета Хроматические цвета Холодные цвета
Рисунок 2. Законы цветоведения.
Рисунок 3. Цветовой круг с бытовыми названиями цветов и оттенков:
→ - хорошее сочетание; Ζ – допустимое сочетание.
Важно научиться стилизовать изображения предметов (упрощать их, не отягощая мелкими деталями), при этом важно не утратить присущей предмету красоты и изящества, сохранить его характерные особенности.
В последнее время происходит обогащение техники выполнения аппликации, что позволяет решать все более сложные художественные задачи. Появляются новые материалы, которые вводятся в аппликацию: кукурузные листья, сухие листья деревьев и кустарников, мох, тополиный пух, перья различных птиц и другие. Рождаются и новые приёмы в работе, расширяются изобразительные возможности аппликаций.
Работа с природными материалами не требует сложного инструмента, а материал для аппликации в изобилии даёт сама природа. Собранные во время прогулки злаки, травы и цветы продлят своё существование в ваших работах, принесут в дом радость
Инструменты для сбора и засушивания материалов:
Газетная бумага или книги;
Гигроскопическая вата;
Нож для срезки растений;
Альбом для гербария, различные коробки;
Гербарная сетка;
Пресс.
Инструменты для работы:
Ножницы большие и маленькие;
Острый нож и резаки;
Иголки;
Карандаши;
Стеклорез, лезвие;
Кисточки и тонкие палочки для клея;
Пинцет с острыми концами;
Выжигательный аппарат, утюг;
Линейки;
Угольники;
Клей ПВА;
Клей «Момент», «Дракон»,
Фанера, плотный картон, тонкий ДВП;
Папиросная бумага или калька;
Материалы для фона:
Черная бумага или картон;
Бархатная бумага любых цветов;
Однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин);
Кожа, кожзаменители;
Доски для инкрустации;
Деревянный шпон и т. п.
Материалы для оформления картин:
Плотный ватман или тонкий картон для паспарту;
Плотная хлопчатобумажная ткань для паспарту;
Скотч для заклеивания задника картины;
Стекла толщиной 2-3 мм;
Рамы.
Природные материалы:
Засушенные цветы и листья, солома;
Шелуха лука, чеснока, их соцветия и стебли;
Листья початков кукурузы;
Береста, кора;
Листья и цветы комнатных растений;
Различные семена: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы и т.д.;
Косточки от слив, вишен, абрикосов, персиков и т.д.;
Грецкие, манчжурские орехи и их скорлупа и др.;
Желуди;
Кожура апельсинов, мандаринов, грейпфрута, банана, и т.п.;
Прежде всего, понадобится солома различных злаков (рожь, ячмень, пшеница, овёс и др.). Для изображения орнаментов и сюжетов, связанных с растительной тематикой, необходимы будут листья различных деревьев и кустарников, собранные летом и осенью, а также лесные и полевые травы, Лесные и садовые цветы, полевые растения помогут при создании панно, изображающих букеты цветов и всевозможные натюрморты. Очень часто будут использоваться стебли и листья кукурузы. Пригодится береста, взятая с только что упавших берёз, а также кора других деревьев.
Тополиный пух, и хлопок помогут при работе над панно с изображением зимних пейзажей и животных. Неплохо также заготовить выпавшие при линьке перья волнистых попугаев и других мелких птиц. Пригодится шпон - тончайшие пластины древесины разных пород.
Необходимо взять себе за правило не пренебрегать любым растительным материалом, который будет попадаться, будь то почки и семена, шишки и хвоя, скорлупа от орехов и высушенная цедра, мох и обыкновенная трава – всё пойдёт в дело.
Используемые материалы в работе.
Стебли растений. В работе пригодятся стебли любых злаков, как культивируемых, так и дикорастущих (мятлик, тимофеевка, пырей, овсяница луговая, низкорослые разновидности тростника).
Чтобы получить наиболее качественный материал, пригодный для разных видов аппликации, злаки собирают перед массовой косовицей, в конце июля, и просушивает в небольших снопиках 2 – 3 дня. Солома, собранная после обмолота зерна, требует тщательной сортировки, так как нередко бывает хрупкой и ломкой. Но пренебрегать этим сбором нельзя, так как цветовая палитра такой соломы может быть интересной. Отбирать следует только целые, не помятые стебли. Если нужно какое – то количество одинаковой по цвету соломы, то, собранную до косовицы, ее раскладывают пластами на листах бумаги и сушат на солнце от нескольких часов до 2 – 3 дней, пока она не приобретет желаемый тон. Чем разнообразнее будет собранный материал, тем богаче станет палитра ваших панно.
Цветовая гамма соломы необычайно велика: более 100 цветов и оттенков. Цвет ее зависит не только от сорта злака, но и от условий произрастания. Если злак рос в тени, то цвет его соломы будет варьироваться от красного до фиолетового. Солома, пролежавшая зиму в стогу, имеет сероватые и пестро-коричневые оттенки. Если срезать злак в период молочно-восковой спелости, то после сушки его стебли приобретают зеленовато-желтые и плевые оттенки.
У стебля сразу отсекают верхнюю часть, где расположен колос, и корневище. Необходимо удалить также узлы- места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают резачком или ножницами.
Обвивающий стебелек сухой листочек, который принято называть рубашечкой, нужно аккуратно развернуть или вытащить из него стержень. Полотно рубашечки, если оно не слишком маленькое, тоже пойдет в дело. Таким образом, из одного стебля получаются два совершенно разных по фактуре и цвету материала: блестящий, как будто покрытый лаком стержень и рубашечка с пестрой матовой поверхностью, покрытой характерными для листочков фактурными прожилками.
Заготовленные стебли - колена необходимо аккуратно рассечь, распарить, а затем разгладить утюгом. Существует и холодный способ разглаживания соломы: стебель разрезают вдоль, раскрывают и аккуратно, но с усилием проглаживают кольцами ножниц. Полученные таким образом заготовки полностью сохраняют естественные золотистость и блеск, которые при температурной обработке чуть тускнеют.
Солома различных злаков заметно различается не только по цвету, но и по размеру. У ржи и пшеницы она более крупная, стебли более широкие и длинные, а полоски, полученные после надрезания, отпаривания и выглаживания стеблей, более толстые.
Особо грубые стебли необходимо проварить в воде 15-20 минут. Мягкую и нежную солому овса и ячменя, варить не надо. Достаточно завернуть по всей длине в какую-нибудь тряпку, положить под теплую или горячую воду и подержать 3-5 минут. Солома распарится и будет готова для разглаживания.
Чтобы определить режим обработки соломы перед глажением, нужно слегка помять стебель, определить его структуру. Если стебель толстый и грубый, почти не сминается под нажимом пальцев и в то же время легко ломается при сгибании, значит, он пересушен. Такую заготовку необходимо более тщательно распарить перед глажением, иначе она расколется вдоль на несколько тонких полос. Нежная, эластичная, правильно высушенная соломка разгладится утюгом после небольшого распаривания. Рубашечку не смачивают вообще. Если она случайно попала в распар вместе с соломой - не беда. Потом вы сможете аккуратно разгладить ее вместе со стеблем или прогладить утюгом отдельно.
Разглаживание ведут сначала по внутренней стороне надрезанного и распаренного стебля, тогда носик утюга будет сам раздвигать его. Необходимо лишь слегка поправлять стебель во избежание заломов. Будьте осторожны: солома при глажении сильно нагревается. Необходимо следить, чтобы влага в процессе глажения полностью испарилась, иначе заготовленный материал будет плохо храниться, может потерять нужный цвет и качество и даже заплесневеть. Просушенный с внутренней стороны стебель переворачивают и аккуратно проглаживают с лицевой стороны. Материал для работы готов. Теперь необходимо разобрать его по цветам и оттенкам и разложить по отдельным баночкам и ли коробочкам.
Если цвет соломы нужно слегка высветлить или придать ей светло-желтый оттенок, то ее кипятят несколько минут в растворе питьевой соды (взять соду на кончик ложки и растворить в 1л воды). Для отбеливания применяют кипячение с промышленным отбеливателем или в растворе, куда добавляют нашатырный спирт (1 ст. ложка на 1 л. воды) или одна таблетка перекиси водорода(15%-ный раствор). Солому пластами укладывают в емкость с раствором под гнет таким образом, чтобы жидкость покрывала ее полностью. После отбеливания солому промывают горячей (60° С) проточной водой в течение 10 минут, затем, уложенную пластами на листы бумаги, высушивают при комнатной температуре.
Оттенки красновато-коричневых цветов в зависимости от исходного материала получают путем кипячения в течение 10-15 минут в отваре коры крушины или дуба (1-2 ст. ложки на 1 л воды), а также в крепко заваренном чае. Часто используют отвар луковой шелухи, который дает желтовато-коричневые цвета. Темно-коричневые и черные оттенки получают путем обжигания паяльником. Можно использовать и анилиновые красители для хлопчатобумажной ткани. Правда, они не слишком устойчивы к свету. Использовать их можно согласно инструкции как в чистом виде, так смешивая различные цвета для получения более сложной цветовой гаммы. При смешивании красителей следует помнить, что некоторые цвета, например, зеленый и красный вместо цвета могут дать грязь - грязно-коричневые и бурые цвета. Солому, окрашенную в яркие цвета (красный, синий, фиолетовый), чаще используют в декоративных работах, предназначенных для детей или интерьера детской комнаты.
Особенно бережливо относитесь к белому цвету, ведь он, как вы заметите при подборе, встречается крайне редко. Даже на одной соломине только кончик может быть белым, а весь стебель - желтым или золотистым. Если заготовленный материал будет впоследствии заведомо окрашиваться или обрабатываться паяльником, то лучше отложить для этой цели темную и бурую солому.
Отдельный разговор о стеблях одуванчиков. Хотя эти растения не относятся к злаковым, однако имеют полый стержень, поэтому их, как и солому, разрезают вдоль и проглаживают. Подготовленное таким образом полотно отличается необыкновенным перламутровым блеском, какого нет ни у одного другого природного материала. Время заготовки стеблей одуванчиков весьма ограничено, поэтому сбор начинают сразу после появления растений ранней весной.
Хранить заготовленные стебли лучше в какой-то емкости под крышкой, чтобы на них не слишком воздействовали перепады температуры воздуха и влажность.
Листья кукурузы. Другой очень распространенный в изготовлении аппликационных работ природный материал - листья кукурузы.Они, как и солома, имеют богатую цветовую гамму: белый, нежно-розовый, палевый, бежевый, все оттенки зеленого и коричневого цвета- всех не перечислишь. Кукурузные листья – прекрасный фактурный материал, не имеющий такого блеска, как солома, но незаменимый для выражения многих творческих идей.
Листья кукурузы собирают на разных стадиях созревания растений. Даже с одного кукурузного початка можно собрать листья десяти и более оттенков. Можно собирать и сухие листья. Свежие листья сушат в тени, оберегая от пересушивания, которое делает их ломкими и менее насыщенными по цвету. Могут пригодиться и лежавшие в стогу или перезимовавшие листья.
Их тщательно просушивают и разглаживают. Такие листья дают богатую палитру коричневых, бурых, серо – зеленоватых, иногда сиреневатых цветов и оттенков. Собранные листья сортируют по цвету и хранят отдельно от соломы, так как солома – материал более грубый и при совместном хранении может повредить кукурузные листья.
Листья из деревьев и кустарников. Богатейшую палитру красок дадут сухие листья деревьев, кустарников и цветов. Сбор их можно вести круглый год, но особенно хорошо делать это в октябре, когда «багряный лес роняет свой убор». В яркий солнечный день собирают опавшие листья, срывают понравившиеся с деревьев. Чем богаче сбор, тем многоцветнее будут ваши аппликации. Особое внимание уделите сбору мелких листочков, незаменимых в изображениях букетов, лесных цветов, пейзажей и т. п. Собранный материал нужно хорошо просушить и разгладить.
При сушке листья укладывают между слоями газет и помещают на пять – шесть дней под пресс, ежедневно меняя отсыревшие газеты на сухие. Более быстрый способ – проглаживание утюгом через газету. На гладильную доску стелют в несколько слоев бумагу, кладут на нее листья и растения, накрывают их еще одним листом бумаги и затем с двух сторон просушивают не очень горячим утюгом. Высушенные листья лучше хранить разобранными по цвету и переложенными газетными листами в жестких папках.
Лесные, полевые и садовые цветы. Летом, прогуливаясь по лесу, не забывайте собирать лесные цветы: незабудки, ромашки, мать – и – мачеху, колокольчики и др. Не обходите вниманием полевые цветы и травы. Не торопитесь также выбрасывать цветы, сорванные в саду или купленные в цветочных магазинах. Все они, просушенные и проглаженные, обретут вторую жизнь в наших панно.
Очень красивы и по цветовой гамме и по фактуре лепестки гладиолусов, ирисов, лилий, а также пионов и роз. Единственным их недостатком является то, что цвет лепестков (особенно это касается цветов с синей и фиолетовой окраской) со временем выгорает. Поэтому они требуют особых условий сушки и хранения.
Не все цветы можно высушить и подготовить, к использованию в целом виде, поэтому крупные цветы, как правило, разбирают на лепестки. Наиболее стойко переносят засушивание тюльпаны, пионы, георгины, шиповник, золотые шары. Способ их засушивания отличается от сушки соломы и других растений. Отделенные лепестки этих цветов укладывают между слоями бумаги и помещают под пресс. Бумагу необходимо заменять через каждые 4 – 5 часов в течение 2 – 4 дней. Целыми можно сушить однолетние цветы – георгины, ноготки, анютины глазки, ромашки, космею.
Под каждый лепесток кладут тонкий слой ваты, чтобы они не соприкасались. Вату можно положить кольцом под цветок и сверху вокруг сердцевины. В цветах, имеющих форму колокольчика, ватой заполняют внутреннюю полость. Соцветия флоксов, гортензии, сирени объемны, поэтому засушивают каждый цветочек соцветия отдельно. Впоследствии их вновь собирают в зонтики или гроздья, придавая естественную форму.
Болотные растения. Многие умельцы используют в своих работах такие болотные растения, как аир, камыш (рогоз), а также тростник. Листья камыша имеют своеобразную зелено – серебристую окраску, вытянутую форму и красивую фактуру. Пух цветков также может найти применение в ваших композициях. Время сбора тростника не обусловлено четкими календарными рамками и зависит от погодных условий той или иной местности. Главное условие при сборе – эластичность заготавливаемого материла, а таким он, как правило, бывает только в ранний вегетационный период.
Пух. Иногда для выполнения зимних пейзажей или стилизованных изображений животных применяют хлопок или тополиный пух. Можно использовать также пух иван – чая, чертополоха и др. если этим материалам нужно задать тот или иной цвет, используют анилиновые или природные красители.
Тополиный пух, собранный в июне после цветения тополя, необходимо очистить от всевозможных вкраплений или частичек почек. Поэтому лучше срывать зеленые или еще не раскрывшиеся сережки прямо с дерева. Затем из каждой коробочки пинцетом выбрать пух, сложить его в бумажный пакет и положить на солнце просушить. После этого он готов к работе. Если есть возможность приобрести хлопок – сырец, его также вынимают из коробочек и складывают в баночку. Пух чертополоха и иван – чая собирают в августе и хранят в пакетах в сухом месте.
Перья птиц. В композициях, выполненных в технике аппликации из природных материалов, довольно часто используют перья небольших птиц, выпадающие у них при линьке. Обычно берут хвостовые перья или перышки с головы. Наиболее интересны перья волнистых попугаев. Их расцветка может быть самой разнообразной – от лимонно – желтой до иссиня – черной. Если нет возможности найти перья именно этих птиц, пойдут любые.
Их можно покрасить анилиновым красителям для шерсти или использовать другие красящие вещества: чернила, акварель, цветную тушь, природные красители.
Шпон. Бывает, в работах используют как фон или как элемент аппликации шпон – тонкие пластины какого – либо дерева, отличающегося характерным рисунком и цветом. Так, шпон сосны имеет нежно – желтую окраску, вишни – своеобразный розовато – золотистый оттенок, дуба – сочный желто – коричневый цвет, красного дерева – гамму красно – коричневого цветов и оттенков и т.д. Шпон незаменимым для изображения деревянных архитектурных сооружений, предметов мебели и многих других элементов ваших работ. Шпон можно приобрести или получить путем распаривания и разглаживания тонкой древесной стружки из – под рубанка.
Шелуха чеснока и лука. Не выбрасывайте в отходы луковую и чесночную шелуху. Внутренняя поверхность чесночной шелухи имеет имеет сиреневый перламутровый блеск, луковой шелухи – различные оттенки коричневого. Выполненные из этого материала лепестки цветов необычайно красивы.
Крылатки. Сухие плоды растений с крыловидным придатком околоплодника (клен, ясень и т.п.). В утолщенной части крылатки находится семя. Крылатки летом зеленые, едва заметные в кроне дерева, а зимой - бежевые, светло-коричневые - они в изобилии висят гроздьями на голых деревьях. Хранить их необходимо в картонных коробках.
Семена и косточки. Различные семена: дыни, арбуза, тыквы, кабачка, подсолнечника и др., косточки плодов и овощей, крупы - это одинаковые модули как будто специально созданы для воспроизведения формы цветов, веток, колосьев и т.п. Перечисленные семена - кроме подсолнечника - нужно хорошо промыть в кипятке и просушить, разложив в картонных коробочках по видам. Также в коробочке раскладываются чистые семена подсолнечника. Хранятся они, таким образом, в течение многих лет.
Береста. Бересту срезают с упавших деревьев, лучше ещё сырую, большими пластами. У них береста легко расслаивается на тонкие разноцветные слои белого, желтого, оранжевого, светло-коричневого, темно-коричневого цветов. С растущих деревьев кору снимать нельзя, потому что, во-первых. Это вредит дереву, и, во-вторых, кора с живых деревьев для работы не годится: она грубая и не расслаивается. Принеся кору из леса, ее необходимо прокипятить 15-20 минут, так как в ней могут оказаться жуки, которые испортят мебель в квартире. Расслоив бересту на тонкие слои, из них можно сделать очень красивые пейзажи теплых тонов. Из желтых и оранжевых слоев клеится небо, в зимних пейзажах земля покрывается белой берестой, светло-коричневой – в летних. Наросты на коре бересты прекрасно имитируют горы, покрытые снегом вершины, скалы с причудливыми очертаниями. Иногда кусок бересты напоминает старинный замок, добавить несколько окошек – и замок готов. Из бересты можно делать огромные пейзажи, используя большие куски бересты с наростами, а можно – миниатюрные пейзажи, используя тонкие слои. В миниатюрах реки и озера можно сделать из пленок чеснока, а мелкие детали выжечь выжигательным аппаратом. В лесу под соснами можно найти гору коры, упавшей со ствола. Это работа жука-короеда, он погубил дерево, но каждый кусок коры превратил в произведение искусства. Вот из этих кусочков коры можно создавать, например, горные пейзажи и даже вырезать медведя. Фоном для этих работ может служить фанеровка. Кору, принеся, домой, нужно обязательно прокипятить. Тонкая береста подходит даже для выполнения цветов: плоских для украшения рамок и создания панно, объемных – для вазы. Собранную бересту укладывают между двумя плоскостями, перекладывая бумагой, и хранят под гнётом. Вся береста хороша: и фактурная и более гладкая.
Практические советы.
Прежде чем приступить к работе, надо продумать композицию. Композиция зависит от фантазии автора и используемого материала, она тогда удачна, когда передает настроение: грустное – из блеклых и темных тонов, жизнерадостное – из ярких цветовых пятен. Композиция может быть насыщенной, заполняющей всю плоскость картины, или легкой, воздушной, но она должна быть обязательно уравновешенной, чтобы не было много пустого пространства и перегрузки одной стороны картины. Аппликации могут быть самые разные: от скромного букета, орнамента до причудливо фантастических форм.
Для фона используют бархатную бумагу, черную или пастельных тонов, белую. Фоном могут служить листья серебристого тополя, малины, мать-и-мачехи. Их наклеивают на весь картон. Фон не следует делать слишком ярким, пестрым, он должен гармонировать с композицией и подчеркивать ее. Так на темный фон лучше укладывать светлые цветы, и наоборот.
Картину желательно выполнять в одной тональности, без большого разнообразия красок. Надо следить, чтобы листья соответствовали цветам. Нельзя сочетать в одной композиции весенние и осенние цветы. Каждая картина должна выражать какую-нибудь идею, даже в простое панно можно вложить фантазию и выразить настроение автора. Интересны аппликации по представлению и по памяти, выполнения которых основано на хорошо развитых воображении и фантазии (например, композиция "Цветы"). Для композиции отбирают несколько элементов - листья, цветы, веточки, завиток, чтобы создать свою, совершенно новую композицию.
Работу начинают с нижнего угла, от него происходит размещение предметов задуманной композиции. Выделяют композиционный центр, основное действие, вокруг которых, группируются предметы, они помогают раскрыть содержание. Не следует усложнять композицию излишними, а также мелкими деталями, это усложняет точности воспроизведения. Подрисовывать что-то не следует, потому что нарушается стиль аппликации.
Почерпнуть материал для составления композиций можно рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства: ковры, посуда, игрушки, в узорах которых отражаются родная природа, национальная культура.
К теме “Аппликация из сухих растений” идет подготовительная работа. Перед занятиями учащиеся рисуют натюрморты, цветы к празднику, оформляя в виде поздравительной открытки, просто предметы, знакомясь тем самым с композицией, симметрией, асимметрией, цветом и его влиянием на окружающее.
Для работы потребуются такие инструменты как ножницы, пинцет, кисть, иголки, нитки, клейстер из картофельного крахмала, т.к. он не оставляет пятен на изделии. Плотные листья приклеивают ПВА. Клеящие составы наносят тонким слоем или капельками в одном - двух местах на обратную сторону растений. Аппликации из засушенных растений хрупкие, ломкие, они требуют более легкого груза.
Оригинально выглядят панно из всевозможных семян и косточек. Косточки и семена имеют симметричную форму, поэтому они хорошо смотрятся при составлении орнаментов. Чтобы косточки раскололись ровно на две половинки, их надо зажать в тисках, и они лопнут точно по шву. Орехи грецкие и манчжурские, разрезанные поперек на дольки, лучше всего использовать для создания рамки – окантовки картины. Из косточек делаются самые разные цветы, а листья к ним можно сделать из корок банана. При засушке корки банана приобретают темно-коричневый или черный цвет, легко крошатся. Кожура цитрусовых также служит для создания лепестков цветов, но перед сушкой из них надо вырезать детали нужной формы.
Материалом для натюрмортов кроме цветов, которые хорошо имитируют ягоды, овощи и фрукты, может быть шелуха от долек чеснока, прекрасно имитирующая виноград; сеточки от «бешеного огурца» похожи на салфетки; токая пленка стволиков чеснока – скатерть, шторы на окнах, стеклянную посуду. У чеснока к осени вырастают высокие стебли, на которых растет головка-семенник. Когда выкапывают чеснок, эти стебли надо отрезать, просушить. Они состоят из крепкого белого стержня, который также пригодится, и нескольких слоев тонкой белой пленки, являющейся прекрасным материалом, имитирующим стекло, скатерть, лед на реке в зимних пейзажах и воду в водоемах.
1.2. Конструирование из природных материалов.
Прежде всего, нужно научить детей правильно посетить «природную лабораторию», то есть лес или парк, где предстоит сбор «природного материала». А для этого необходимо научить детей искренне восторгаться природой. Итак, в парке (саду, лесу, на берегу моря) вначале изучить пейзаж, его краски, вдыхать свежий воздух и просто гулять. А вот затем наступает самое ответственное время- заготовка материала. На этот случай даже существует несколько простых правил, строгое соблюдение которых обязательно воспитает в наших детях трогательную заботу об окружающей красоте:
Никогда не ломать растущие деревья!
Для отрезания веток используйте хорошо заточенный перочинный нож с тупым концом (дети младшего возраста пользоваться им не должны).
Собирать лучше всего опавшие плоды, чтобы не трясти и не травмировать дерево.
Cледующие несложные правила относятся уже к обработке добытого материала:
Не стоит сразу «брать в оборот» сырые грязные корни и ветки. Вначале их моют (взрослые даже могут ошпарить их кипятком), а затем оставляют на несколько дней в сухом прохладном месте.
Обрабатывать шишки и каштаны следует на деревянной доске.
В сухих каштанах и желудях не стоит делать отверстия с помощью шила, лучше их сверлить (с помощью взрослых).
Обрезку шишек нужно проводить секатором.
Хранить все материалы нужно в сухом прохладном месте, в картонных коробках.
Для скрепления отдельных деталей стоит тщательно подбирать вспомогательные материалы.
Инструменты и вспомогательные материалы:
Бумага белая, цветная, фольга.
Пластилин.
Проволока (лучше медная, она весьма гибкая и при этом достаточнопрочная), толстые нитки.
Обрезки тканей.
Крупная швейная игла, шило.
Ножницы с закругленными концами, маникюрные щипчики (для закручивания проволоки).
Нож (перочинный, с тупым концом). *
Напильник, маникюрная пилка (для обработки ракушек). *
Плоскогубцы, клещи. *
Сверло (работать с инструментами * лучше взрослому).
Стека (для обработки пластилина).
Кусок фанеры или разделочная доска.
Клей.
Простой карандаш.
Краски – акварель и гуашь (для оформления и украшения отдельных деталей).
Кисточки (для рисования и клея).
Прозрачный масляный лак.
Используемые материалы:
Шишки.Природа не могла придумать лучший материал для объемных поделок. Они легко клеятся, легко прокалываются, их можно красить, посыпать манной крупой (для снежного эффекта), их можно сделать похожими на розу, если высушить на теплой батарее, или оставить узкой и вытянутой, если просушить вдали от нагревательных приборов. К тому же шишки бывают самых разных форм и размеров - еловые, сосновые, пихтовые, кедровые, кипарисовые. Собирать их стоит на влажной почве.
Хвоя. Она может пригодиться для изготовления отдельных элементов- коготков, лапок, иголок, ушек. Собирать ее можно в любое время года. Самая подходящаядля детского творчества - зеленая и упругая хвоя.
Орехи. Пожалуй, один из самых богатых и благодатных материалов. Подойдут грецкие, земляные, кедровые орехи, фисташки. Природа подарила нам такое разнообразие этих плодов, что, пожалуй, стоит поговорить о них более подробно.
Лесные. Лесные орехи лучше всего собирать в августе вместе с шляпкой. Не стоит их пересушивать, так как после этого они будут сложны в обработке. Но даже такие орехи пригодятся для поделок, ведь их можно будет использовать целиком.
Кедровые. Прекрасный материал для изготовления лапок, кулачков и т.д. Он легко прокалываются шилом и хорошо клеятся.
Грецкие. Это и лодочки, и тележки, и черепахи. Кроме того, выкрашенные грецкие орехи – незаменимая деталь в новогоднем венке, на елке, просто в прозрачной вазе.
Земляные. Земляной орех, или арахис - один из самых удобных материалов для начинающих творцов. Ведь благодаря тонкой и легкой скорлупе они легко прокалываются, режутся, склеиваются. Благодаря причудливым природным формам арахиса ребенок может придумать самые разные фигурки и образы. Хранить их можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет.
Каштан. Еще один прекрасный материал для изготовления простейших поделок. У каштана красивая гладкая поверхность и насыщенная окраска. Ребенку будет удобно обрабатывать свежий каштан, потому что скорлупа его тонкая, она легко прокалывается шилом. Целые плоды можно использовать для изготовления головы, туловища, других крупных деталей. Хранить каштаны следует в прохладном месте. Не следует забывать и о твердой внешней оболочке плода. Ее необычная форма с шипами также может стать прекрасным поделочным материалом.
Желуди. Плоды дуба созревают обычно в сентябре - октябре. В это время их собирают с земли вокруг дерева, пока они не отсырели, подгнили или лопнули после первых заморозков. Для работы нам пригодятся и золотистые бочоночки и, особенно, их шляпки. Ведь, помимо всего прочего шляпки желудей станут незаменимы в новогодних украшениях – достаточно вклеить в крошечную чашечку блестящую бусину - и изящная жемчужина в достойной оправе готова! Сами желуди незаменимы при изготовлении фигурок животных. Их лучше использовать свежими, так как высохшие могут расколоться при работе. Хранить плоды дуба следует в прохладном сухом месте.
Кора. Дубовую, сосновую кору можно использовать в качестве подставок для поделок или в качестве крупных деталей поделки. Например, из коры получаются прекрасные крылышки, пенек, парус, лодочка. Они будут выглядеть особенно эффектно, если кору на готовой поделке покрыть лаком. Ее коричневый природный цвет приобретет насыщенный оттенок.
Береста. Кору березы мы выделим отдельно, потому что этот материал уже многие века пользуется у мастеров заслуженным признанием благодаря своей прочности, пластичности и интересному внешнему виду. Обычно используют кору с деревьев, высохших на сухих почвах, так как она более крепкая и одновременно гибкая. Собирают бересту весной и ранним летом, когда она имеет самый красивый цвет и легко снимается. Обдирать можно только те стволы и ветки, которые были спилены или повалены в бурю! Делается это так: вдоль ветки или ствола, а затем по окружности делается надрез. Снятую кору очищают от грязи и мха, с внутренней стороны протирают влажной тряпочкой, а снаружи чистят шкуркой. Особенно удобно обрабатывать бересту, если предварительно ее замочить в горячую воду. Чтобы материал получился ровным - его следует поместить под доску с грузом. Чтобы получить деталь цилиндрической формы, достаточно оставить мокрую бересту на солнце. Хранить материал нужно в сухом и прохладном месте.
Ветки. Самые упругие ветви у сосны и ели - после высыхания их не так-то легко сломать. Собирать их вместе с детьми следует, постоянно напоминая им, что деревья нужно беречь, а потому ломать ветки на растущем дереве нельзя. Собирать следует сухие опавшие ветки (но не пересохшие!).
Корни. Из причудливых форм корней получаются изящные фигуры животных и птиц. Именно в работе с этим материалом особенно активно формируется образное видение ребенка, его творческая фантазия и наблюдательность. Старые корни можно найти у берегов рек. Как и в работе с ветками деревьев, дети должны усвоить, что корни живых деревьев трогать ни в коем случае нельзя.
Семена. Они незаменимы для изготовления эффектных деталей поделок. Семена и косточки любого плода, в зависимости от формы и размера, могут создать точный и яркий образ. Не стоит забывать и о семенах деревьев - клена, ясеня.
Шиповник. Рябина. Их плоды легко прокалываются сосновыми иголками, нанизываются на нитку в бусы, а я яркий цвет и полезные вещества-фитонциды, которые они выделяют, еще и помогут ребенку не заболеть простудой.
Кувшинки. Их плоды по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком, что может очень пригодиться в решении многих творческих задач. Собранные плоды обычно просушивают, а затем убирают в сухое прохладное место.
Кукурузные початки. Из них получаются симпатичные фигурки птиц, животных и т.д. Собирать их стоит в период созревания кукурузы, пока початки мягкие. Ведь после высыхания они будут очень сложны в обработке.
Солома. Один из самых древних материалов, который крестьяне использовали для изготовления игрушек. Для работы пригодится солома пшеницы, овса, риса. Это «творческое сырье» можно сплести, связать, сшить.
Рогоз. Его заросли можно встретить по берегам озер, прудов, болот. Существует целая технология использования стеблей и листьев рогоза для изготовления плетеных предметов быта и на покрытие домов. А из корней готовятся различные блюда. Однако для детского творчества лучше всего подойдут эффектные соцветия рогоза - длинные коричневые цилиндры, бархатистые на ощупь. Они хорошо поддаются обработке и эффектно смотрятся в объемных поделках и букетах.
Декоративная тыква. Этот симпатичный материал легко обрабатывается, хорошо сохраняет цвет и форму.
Трава и листья. Могут быть использованы в качестве дополнения к поделке. Их также можно использовать для скрепления отдельных деталей.
Мох. Высушенный в картонной коробке мох прекрасно подойдет для фона поделки и различных «косматых» деталей. Он легко приклеивается с помощью клея ПВА.
Перья. Для поделок могут пригодиться любые перья. Их достаточно промыть (или даже покрасить), высушить и расчесать - и пушистое дополнение к вашей поделке готово!
Ракушки. Собранные ракушки чистятся зубной щеткой, раскладываются на ровной поверхности и сушатся в течении нескольких часов. Хранить их можно при любой температуре.
Вы сами можете убедиться, что те природные материалы, которые перечислены выше - всего лишь небольшая часть огромного природного великолепия и разнообразия. Ведь вам может попасться и какое-нибудь диковинное, экзотическое сырье, и этот материал сделает поделку по-настоящему уникальной. Однако стоит научить видеть необычное и прекрасное в простых вещах, и тогда ребенок, сможет создавать из обычных, на первый взгляд, ненужных плодоножек, шелухи, соломы прекрасные творческие поделки.
Приложение 2. Технологические карты по художественному конструированию из природных материалов.
Тема: Чудеса из крылаток.
Использование в аппликации крылаток как готового модуля реальных образов развивает пространственное мышление и мелкую мускулатуру пальцев
Крылатки летом зеленые, едва заметные в кроне дерева, а зимой - бежевые, светло-коричневые - они в изобилии висят гроздьями на голых деревьях это позволяет их использовать в различных изделиях. Хранить их необходимо в картонных коробках.
Животные из семян (крылаток) клена.
Из семян остролистного клена и клена американского практически без изменения их формы конструируются звери, птицы, рыбы (рис. 3.). Детали ассоциируются с той или иной частью тела: лапой, головой, ухом. Путем подбора семян создается выразительный образ. Особое внимание уделяется пропорциям. Детали в данном случае полуобъемные из-за наличия семени, поэтому нужно научиться их наклеивать. Клей ПВА наносится на крылатку ровным слоем, после чего деталь возвращается на ранее отведенное для нее место на фоне и прижимается торцом карандаша. Любое смещение деталей приведет к изменению выразительности, не говоря о влиянии размеров крылаток на образ.
Рисунок 3. Схемы наклеивания крылаток.
Технологическая карта выполнения аппликации со сложными цветами из семян (крылаток) ясеня.
Материалы и инструменты:
крылатки,
засушенные мелкие листья и травы,
картон,
клей
ПВА,
шаблоны (круги - основа цветов),
кисть,
карандаш,
ножницы.
Порядок работы над аппликацией:
Сделать несколько цветов разного размера:
1.1. Техника выполнения сложных цветов из крылаток (рис.4.):
разметить на бумаге несколько кругов разного диаметра,
начиная с 4 см;
вырезать круги;
подготовить семена к наклеиванию - отрезать утолщенную часть с
семенем (или сохранить их форму без изменения рис. 5.);
нанести клей на бумажный круг по краю шириной 0,5 см и наклеить первый ряд семян;
ниже, под первым рядом, ближе к центру, опять нанести клей на основу и выклеить следующий ряд, перекрывая срезанный конец крылатки предыдущего ряда.
Количество рядов зависит от размера бумажного круга;
оформить середину цветка. (На клей насыпать крошку засушенных листьев, семена укропа, речной песок и пр.).
Разложить цветы на приготовленном заранее фоне в виде букета, венка, гирлянды, узора и дополните засушенными листьями.
Правильно скомпоновать изображение - это значит: оставить поле вокруг изображения 1,5- 2 см; крупные детали поместить в центре композиции, ближе к краям – мелкие и средние. Они должны уравновешивать все части панно и рабочее поле в целом.
Наклеить детали, принимая во внимание, что одни из них расположены дальше от зрителей, а другие ближе и как бы частично накрывают дальние. Этим определяется последовательность наклеивания.
Положить изделие на 24 часа под пресс для сушки, чтобы не было дефектов, вызванных воздействием клея на основу (картон, бумагу), и для прочного соединения деталей с фоном.
Оформить работу рамкой, учитывая свойства материалов, фона.
Композиция может быть выполнена в вазе, за забором, на скамейке и т.п.
В подобной технике можно выполнять цветы из различных материалов для объемных композиций и панно.
Рисунок 4. Схема изготовления сложного цветка из крылаток.
Рисунок 5. Схема изготовления сложного цветка без изменения формы крылатки.
Инструкционная карта выполнения стилизованной аппликации из крылаток.
Материалы и инструменты:
крылатки,
картон,
клей ПВА,
кисть,
карандаш,
ножницы.
Порядок работы:
Разработать эскиз с учетом фона и расположения деталей (рис. 6.).
Разметить расположение деталей на основе.
Подготовить семена к работе – удалить утолщенную плодовую часть крылаток, срезав ее ножницами под углом.
Сложить композицию по разметке и сверить с эскизом. (Устранить недостатки и недочеты).
Наклеивать детали, сначала крупные переднего плана, затем мелкие и задний план.
Оформить работу.
Рисунок 6. Схема стилизованной аппликации.
Тема: Цветочная страна.
Инструкционная карта изготовления декоративных объемных цветов.
Материалы и инструменты:
крылатки, семена ели т.п.
сухой стебелек или тонкая палочка.
Пластилин или винная пробка,
нож, игла средней толщины, клей «Момент».
Порядок изготовления Ромашки из крылаток ясеня:
Для младшего возраста предлагается пластилин для крепления лепестков.
Кусочек пластилина наколоть на стебелек и оформить крылатками, как
показано на рисунке 7.
Для более старшего возраста предлагается следующая техника:
Разрезать пробку ножом на 3 - 4 кружочка.
В торце каждого кружка иглой сделать небольшие проколы (проверить,
чтобы острый конец крылатки хорошо входил пробку).
Сделать несквозное отверстие в середине пробкового кружка и закрепить на стебельке, предварительно, смазав его клеем и зафиксировать.
Смазав острые края крылаток клеем, поочередно вставлять в подготовленные заранее отверстия в торце кружка.
По желанию можно серединку цветка можно посыпать мелким пшеном, опилками или манкой, а лепестки окрасить в белый цвет.
Порядок изготовления Василька из крылаток ясеня: техникааналогична, но лепестки формируют, вырезав утолщенное семечко, для образования характерных краев в виде флажка (рис. 8 а, 8 б).
Порядок изготовления Лютиков из семян ели: техника аналогична (рис. 9).
Порядок изготовления Фантазийных цветов: техника аналогична,только крылатки или семена ели прикрепляются в несколько рядов (рис 10).
Рис. 7. Ромашка. Рис. 8 а. Василек. 8 б. Формирование Рис. 9. Лютик.
лепестка.
Рисунок 10. Фантазийные цветы. Рисунок 11. Роза.
Порядок изготовления Роз из апельсиновой кожуры.
Необходимо очистить апельсин ножом аккуратно, тоненькой беспрерывной ленточкой.
Закрутить апельсиновую ленточку против часовой стрелки в виде цветка (рис.11).
Положить сохнуть цветок на 2 - 3 дня в теплое место.
После высыхания можно окрасить цветок флористической краской из баллончиков и использовать для украшения любой композиции (рис 12).
Рисунок 12. Варианты декоративных панно.
Тема: Волшебные семечки.
Вариантов выполнения аппликаций из различных семян огромное множество, мы представляем виды изделий наиболее популярных у детей разного возраста.
Технологическая карта выполнения аппликации из семян. Открытка с простыми цветами.
цветной картон для фона (он должен быть контрастным цвету семян);
клей ПВА; палочка для нанесения клея.
Порядок работы:
Разработать эскиз с учетом цвета фона и материала.
Отобрать материалы.
На фоне разметить места базовых, крупных фрагментов, которые будут держать композицию.
Разложить на фоне базовые детали композиции.
Наклеивание семян в соответствии с задуманным образом цветов:
а - приклеить серединку цветка – половинку горошка,
б - смазывая клеем 1\2 семечки дыни, приклеить их вокруг горошинки.
Дополнить композицию мелкими листочками или нитяными стебельками (рис. 13).
Оформить работу рамкой из семян арбуза, наклеивая их в одном
направлении.
Рисунок 13. Образец открытки.
Технологическая карта выполнения аппликации из семян. Панно со сложными цветами.
Материалы и инструменты:
семена дыни, тыквы, арбуза, половинки фисташек;
косточки калины, половинки горошка, семена перца;
клей ПВА, цветной картон,
мелкие листочки или готовые листочки из соломки,
засушенные стебельки, веточки или зеленые нитки,
засушенные фрагменты зонтичных растений,
ткань.
Порядок работы:
Разработать эскиз с учетом фона и отобрать материалы.
На фоне разметить места базовых, крупных фрагментов (сложных цветов).
Выполнить сложные цветы:
1-й ряд - смазывать семечку клеем всю и приклеивать по крайнему
контуру будущего цветка,
2-й ряд – смазывать 1\2 часть семечки и приклеивать внутри первого ряда так чтобы прикрывался наполовину 1-й ряд, последующие ряды выполнять аналогично (количество рядов зависит от замысла).
Приклеить базовые детали (крупные) в соответствии с замыслом.
Добавить в композицию простые цветы, выполненные из косточек калины или из семян перца.
Приклеить недостающие листочки и декоративные элементы для уравновешивания композиции (рис. 14 а, б).
Оформить работу рамкой и приклеить петельку.
Сложные цветы из половинок фисташек можно приклеивать с обеих сторон, таким образом, из одного материала получаются различной формы цветы (их можно окрасить гуашью (рис. 14 в)).
а б в г
Рисунок 14. Варианты панно со сложными цветами: а, г – цветы из семян тыквы,
б – цветы из семян арбуза, в – цветы их половинок фисташек.
Семена и косточки и другие материалы можно использовать для
оформления различных оберегов и декоративных интерьерных изделий (рис. 15).
Рисунок 15. Образцы оберегов и декоративных изделий.
Тема: Страна Листопадия.
Приступая к выполнению аппликации, следует знать следующие правила:
фон, основа для аппликации, должны быть толще и плотнее материалов;
использовать только качественно засушенные растения;
наклеивать детали всей поверхностью, без складок и морщин;
использовать клей ПВА, наносить его мягкой кистью;
учитывать композиционное построение аппликации, цветовое решение и расположение деталей;
использовать мелкие и крупные детали для уравновешивания композиции;
сушить готовое изделие под прессом 10-12 часов.
Инструкционная карта выполнения предметной и простой сюжетной аппликации из листьев.
Инструкционная карта выполнения натюрмортов, букетов из листьев и цветов.
Материалы и инструменты:
различные листья, цветы или лепестки цветов,
клей ПВА, кисть,
цветной картон.
Порядок работы:
Разработать эскиз, подобрать фон и материалы.
Разметить на фоне места базовых фрагментов.
Выполнить контрольное сложение, располагая детали с учетом переднего и заднего плана. Затем накрыть аппликацию чистым листом на время, и, открыв, определить недостатки или несоответствия с эскизом.
Карандашом наметить границу композиции.
Растения снять с фона, аккуратно разложив в обратном порядке.
Наклеивать детали сначала по контуру, образуя шарообразную форму (обычно для контура используют крупные резные листья или зонтичные растения).
Затем заполнять середину аппликации.
Дополнить работу мелкими деталями.
Поместить работу под пресс на 24 часа.
Оформить работу (рис. 16).
Рисунок 16. Варианты букетов и натюрмортов.
Тема: Рисуем манкой.
Инструкционная карта выполнения аппликации из манки.
Материалы и инструменты:
цветной картон,
манка,
кисть,
карандаш,
краски,
клей ПВА.
дополнительные материалы для поддержания сюжета: семена, бисер, опилки.
Порядок выполнения работы:
Выбрать эскиз и фон, сделать разметку цвета на эскизе.
Перенести рисунок на основу.
Определить объемность (многослойность) деталей.
Засыпать пространство деталей манкой первой очереди.
Поместить работу под пресс.
Отрусить лишнюю манку.
Последовательно засыпать пространство других деталей и помещать под пресс.
Для объемности некоторые детали засыпать несколько раз.
Раскрашивать детали аппликации поочередно. (Необходимо дать высыхать краскам на манке, чтобы краски не растекались).
Оформить работу мелкими деталями и дополнительными материалами.
Приклеить рамку и петельку (рис. 17).
Рисунок 17. Образцы аппликаций из манки.
Инструкционная карта изготовления куклы-берегини из мочала.
Материалы и оборудование:
ножницы,
обыкновенное мочало,
шпагат,
разноцветная тесьма,
дополнительные материалы: семена, косточки, монеты и т.д. (рис.19).
Порядок работы:
сложим имеющийся у нас пучок мочала пополам, отступим 3-4см и обвяжем бечевкой, обозначим голову (рис.18. 1).
отделим небольшое количество волокон мочала, перегнем их чуть ниже середины и перетянем бечевкой в двух местах, та как это показано на схеме, получится ручка (рис.18.2).
повторим этап 2, сделаем вторую ручку нашей кукле (рис.18.3).
теперь обозначим туловище нашей куклы, перетянем бечевкой оставшийся пучок чуть выше середины, так как это показано на схеме (рис.18.4).
на последнем этапе нарядим нашу куклу в платочек и передник, и украсим предметами, носящими символический смысл (рис.18.5).
1 2 3 4 5
Рисунок 18. Схема изготовления куклы-берегини.
Рисунок 19. Образцы оформления кукол - берегинь.
1 2 3
Рисунок 20. Варианты детских работ.
1 – аппликация из шпона.
2 – аппликация из ракушек.
3 – аппликация из апельсиновой кожуры.
Правила техники безопасности.
На практических занятиях детям приходится иметь дело с режущими и колющими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Точное выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями – обязательное условие для педагогов и обучающихся. С первых занятий необходимо знакомить их с правилами техники безопасности и требовать неукоснительного их выполнения.
Правила техники безопасности можно подразделить на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.
Общие правила техники безопасности.
Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя. Работу начинать только с разрешения педагога.
Не пользоваться инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
Нельзя работать неисправными и тупыми инструментами.
Инструменты и оборудование хранить в предназначенном для этого месте.
Применять инструмент только по назначении.
Вынос инструмента из кабинета запрещён.
Заточку инструмента производит руководитель кружка или специально подготовленный человек.
Содержать в чистоте и порядке рабочее место.
Выполнять работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь
Правила работы с клеящими составами.
С клеем всегда работать на клеенке или газете.
Под каждую новую деталь необходимо подкладывать чистый лист бумаги или газеты, чтобы не повредить ее лицевую сторону.
Клей наносить на деталь тонким равномерным слоем и разглаживать от середины к краям, при этом удаляются излишки клея и пузырьки воздуха. Особенно тщательно промазываются края детали.
Кисть для нанесения клея должна быть соразмерна деталям.
Плоские изделия после оклеивания необходимо подсушить и положить под пресс.
Мелкие детали можно намазывать клеем, используя способ «от доски». На слой клея, намазанного на доску изнаночной стороной, укладывают детали, которые с помощью иглы или пинцета переносят на изделие или фон.
Не подносить близко к лицу тюбик с токсичным клеем.
Кабинет должен хорошо проветриваться при работе с токсинными клеями.
Правила работы с ножницами.
При работе внимательно следить за направлением реза.
Не держать ножницы лезвием вверх.
Не оставлять ножницы в открытом виде.
Не резать ножницами на ходу.
Передавай закрытые ножницы кольцами вперед.
Во время резания удерживать материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Хранить ножницы в указанном месте в определенном положении.
Привила работы с ножом.
Не работать тупым и неисправным ножом.
Не держать нож лезвием вверх. Подавать нож ручкой вперед.
Резать можно только от себя.
Не применять складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.
Хранить нож в указанном месте с закрытым лезвием.
Правила работы с шилом.
Использовать шило только по назначению, под присмотром руководителя.
Передавать шило ручкой вперед.
Не носить шило в кармане.
Держать прокалываемый предмет на подкладной доске.
При прокалывании отверстий пользоваться специальными приспособлениями, под присмотром руководителя.
Не прокалывать шилом твердые предметы с гладкой поверхностью: пересохших желудей, шишек, ореховой скорлупы, под присмотром руководителя.
Хранить шило в указанном месте.
Правила работы с иголками, булавками.
Во время работы втыкать иглы в специальную подушечку.
Не бросать иглы.
Не втыкать их в ткань или свою одежду, не брать иглы в рот.
Проверять количество игл перед началом работы и после окончания.
Обязательно найти недостающие иглы.
Передавать иглы и булавки тупым концом.
Иглы и булавки хранить в игольнице в сухом месте
Правила использования электрических приборов.
Перед включением электроприбора проверить исправность электрошнура, на нем не должно быть оголенных мест.
Включать и выключать приборы сухими руками.
Нельзя тянуть за шнур, надо браться за корпус вилки. При включении штепсельная вилка должна плотно, до отказа входить в гнезда штепсельной розетки.
Электроплитку, выжигатель, устанавливать на огнеупорную подставку.
Не оставляйте включенный электроприбор без присмотра. По окончании работы его следует выключить.
Заключение.
Практическая часть методических рекомендаций показывает, что одним из эффективных средств формирования творческих способностей и экологической культуры являются кружковые занятия по направлению «Природная мастерская». В процессе, которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.
Работа с природным материалом, позволяет проводить занятия в системе активизации познавательной деятельности учащихся, развивает у ребенка воображение, которое способствует раскрытию индивидуальности, а положительные эмоции, ощущаемые при соприкосновении с миром прекрасного, миром цветов, являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает ребенку справиться с различными жизненными трудностями, адаптироваться в социальной среде.
Воспитательная работа в значительной степени способствует развитию творческих и индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждое изготовленное изделие имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся, к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.
Кружковые занятия ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. приносит детям большое удовлетворение. Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке «Природная мастерская» помогает ребенку стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения изделий, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом творческой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
В данном пособии раскрыты только некоторые секреты технологии и выполнения работ в различных техниках в надежде на то, что материалы могут быть полезны, модифицированы и творчески изменены с учетом творческих способностей педагогов, родителей.
Используемая литература.
Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки. – М.: «ЭКСМО», 2005.
Агапова И., Давыдова М. Поделки из природных материалов. – М.: ЛАДА, 2007.
Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок…: Пособие по аранжировке цветов. – Сантк-Петербугр: ЛЕНИЗДАТ, 1993.
Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.:«Культура и традиции», 2002.
Журнал "Дошкольное воспитание", № 7, 2005.
Зубков Р. Картины из цветов и листьев. М. «Культура и традиции», 2005 г.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: академия развития, 1998.
Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. М. «Олма-Пресс», 2001.
Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. Методика и практика. – М.: «Школьная Пресса», 2004.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: «Просвещение», 1985.
Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков. - М.: АСТ, 2007.
Перевертень Г.И. Мозайка из круп и семян. - М.: АСТ, 2006.
Перевертень Г.И. Аппликация из цедры и шелухи лука. - М.: АСТ, 2004.
Румянцева Л. Флористические работы. Свердловск, ООО «Меридиан» 2005.
Сухова Н.П. 1000 способов как украсить дом цветами. М. «Олма-Пресс» 2001.
Хессайон Д-р Д.Г. Всё об аранжировке цветов. – Москва:
"Кладезь- Букс", 2003.
Перечень используемых цифровых ресурсов:
http://festival. 1september.ru/index/2006.html
http://www.rukodelie.by/ sitemap/php.
http://www.flora/muzone.ru/Florrage.htm
http://zmey/tele-kom/ru/floristica.htm
В пособии использованы фотографии детских работ обучающихся МБУ ДО «Детского эколого-биологического центра» г. Ростова-на-Дону творческого объединения «Флористика» педагога Тарасовой Е.А.