kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика организации и проведения занятий по аэробике

Нажмите, чтобы узнать подробности

в методических рекомендациях рассматриваются организационно-методические требования к проведению занятий по аэробике. даются практические рекомендации относительно проведения подготовительной, основной и заключительных частей занятия.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения занятий по аэробике»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АЭРОБИКЕ


Кострыкина Т.Н.,

преподаватель физической культуры

Луганского отделения медицинского

колледжа ГУ ЛНР «ЛГМУ им. Святителя Луки»


Согласно проведенного нами анализа специальной методической литературы, несмотря на разные подходы к составлению оздоровитель­ных программ, все специалисты признают необходимость уче­та физиологических изменений в организме студентов, происхо­дящих во время занятия. Общепризнанной является урочная форма, в которой выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.

В каждой из частей урока аэробики можно выделить неко­торые характерные для данного направления оздоровитель­ных занятий фрагменты, позволяющие, по нашему мнению, решать определенные частные задачи.

В подготовительной части урока (Warm up) мы используем упражнения, обеспечивающие:

1. Постепенное повышение частоты сердечных сокращений.

2. Увеличение температуры тела.

3. Подготовку опорно-двигательного аппарата к последую­щей нагрузке и усиление притока крови к мышцам.

4. Увеличение подвижности в суставах.

В основной части урока (Aerobics + floor work) мы стараемя добиться:

1. Увеличения частоты сердечных сокращений до уровня «целевой зоны».

2. Повышения функциональных возможностей разных сис­тем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной).

3. Повышения расхода калорий при выполнении специаль­ных упражнений.

Представленная общая структура урока аэробики может иметь разные варианты в содержании и продолжительности, как отдельных частей, так и всего занятия. В так называе­мом стандартном классе (тренировочном занятии) рекомен­дуется общая продолжительность урока от 45 до 60 минут. В отдельных типах уроков может отсутствовать силовая серия упражнений и за счет нее удлиняться аэробная часть. Для начинающих рекомендуют удлинять разминку и силовую (партерную) часть урока, при этом уменьшая аэробную («аэробный пик»).

В теории оздоровительной физической культуры (и аэробики в частности) еще недостаточно научно разработан­ных рекомендаций по сочетанию интенсивности нагрузки, зависящей от вариантов техники движений для разных час­тей урока. С осторожностью нужно относиться и к увеличе­нию компонентов тренировочного режима в занятиях (час­тоты и длительности занятий, интенсивности нагрузки). При увеличении одного из компонентов возникает необходимость временных корректировок в одном или обоих остав­шихся компонентах.

Рассмотрим примеры вариантов построения занятий раз­ной целевой направленности, предложенные Андресян К.Б. [2, с.15-16]. Следует оговориться, что подобная классификация уроков и уточнение их содержания предложены как вариант спортивно-прикладной подготовки.

Сразу заметим, что само по себе знание структуры урока и наличие у преподавателя плана-конспекта занятия еще не гарантирует достижение студентами оздоровительного эффекта. Существенное значе­ние имеют знания и методические умения преподавателя.

Мы глубоко убеждены, что уровень его профессиональной подготовки проявляется и в умении планировать обучение, регулировать физическую нагрузку, как в каждом отдельном занятии, так и в системе длитель­ных занятий.

Во внеаудиторной оздоровительной работе мы использу­ем групповые (рекомендуется комплектовать группы с учетом возраста и уровня подготовленности студентов) и индивидуальные занятия аэробикой. В настоящее время достаточно широко применяется так называемый «персо­нальный тренинг» (занятия малых групп: 1 -2 человека под руководством преподавателя) или самостоятельные занятия (под видеопрограмму). Эффективность самостоятельных заня­тий зависит от наличия знаний и предварительного трени­ровочного опыта, полученного под руководством професси­онального преподавателя физического воспитания.

Групповые занятия отличаются большим разнообразием, которое достигается за счет изменения приемов организации и проведения. Деятельность студентов на уроках аэробики может быть организована по разному даже при использовании одной и той же оздоровительной программы. Можно приме­нить фронтальный (все занимающиеся одновременно выпол­няют упражнения), индивидуальный (самостоятельное выпол­нение задания под руководством тренера) или круговой спосо­бы (выполнение упражнений на «станциях» с различной целевой направленностью в составе небольшой группы). В последнее время широкое распространение получили разные авторские программы силовой круговой и танцевальной кру­говой аэробики.

Режим занятий и регулирование нагрузки

Эффективная перестройка своего тела и улучшение состоя­ния здоровья посредством физических упражнений возможна только при систематических занятиях. Степень улучшений за­висит от того, насколько точно студент выполняет ре­комендации преподавателя как на уроке, так и в дни отдыха. Выбор режима занятий зависит отличных возможностей каждого че­ловека, его уровня тренированности и персональных целей. Если вы предпочитаете, чтобы занятие аэробикой длилось не более 20-25 минут, то количество таких занятий должно быть 5-6 раз в неделю. Наибольший эффект будут иметь 30-45 ми­нутные занятия, не менее 3 раз в неделю. Чаще всего занимающиеся выбирают стандартный режим — 2 тренировки в неде­лю, длительностью 45-60 минут. Большинство специалистов считают, что на протяжении каждого занятия 15-20 минут час­тота сердечных сокращений должна быть в пределах рекомен­дованных контрольных значений.

При постоянных внаудиторных занятиях оздоровительной аэробикой для адаптации организма студента к нагрузке мы ис­пользуем заранее разработанные стандартные программы.

Мы предлагаем придерживаться следующих рекомендаций по продол­жительности их изучения:

1. Одну (две) недели выполнять стандартную нагрузку, ра­зучивать танцевальные соединения и совершенствовать тех­нику движений.

2. Одну (две) недели повышать нагрузку за счет увеличения продолжительности урока (до 10%). В стандартной программе следует увеличить количество повторений разных «блоков» упражнений.

3. Две (четыре) недели продолжить повышение нагрузки, увеличив длительность урока еще на 10% или интенсивность упражнений.

Для регулирования нагрузки в занятии м ы используем разные методические приемы, в том числе и так назы­ваемый «периодичный» и «продолжительный тренинг».

«Периодичный тренинг» в аэробной части урока может быть рекомендован только для студентов с вы­соким уровнем подготовленности. Суть этого метода заклю­чается в чередовании упражнений с высоким уровнем на­грузки (увеличивающей ЧСС до 80-100% от максимально допустимой). Такой режим нагрузки рекомендуется выпол­нять в течение коротких промежутков времени — от 10 сек до 5 минут. После этого включают в программу упражнения с небольшой нагрузкой и активным отдыхом. Соотношение времени для первого и второго типов нагрузки может быть различным — 1/2 или 1/3 (эти данные требуют серьезного научного обоснования).

«Продолжительный тренинг» в аэробной части урока больше подходит для студентов-перовокурсников начинающих заниматься аэробикой, а также для студентов со средним и низким уровнем подготовленности. Студентам предлагается оптимальная нагрузка, с постоянной интенсивностью выполнения упражнений на протяжении до­статочно длительного времени — от 15 до 40 минут. Плановый сдвиг частоты сердечных сокращений должен поддерживаться на уровне от 60 до 75% от максимально допустимых возмож­ностей организма.

Для оценки функционального состояния студентов на занятиях мы используем различные методики, позволяю­щие рекомендовать для них целевые тренировочные зоны пульса, так называемый «оптимальный пульс».

Уровень подготовленности и состояние сердечно-сосудистой систе­мы студентов мы, как и многие специалисты оцениваем по Гарвардскому степ-тесту (ИГСТ), расчету показателей PWC-170, порога аэробного обмена (ПАО) и порога анаэроб­ного обмена (ПАНО). Регистрация этих показателей связана с достаточными временными затратами, а трактовка получен­ных материалов требует от инструктора определенных зна­ний в области спортивной физиологии и медицины. Поэтому в практике оздоровительной работы для оценки аэробной значимости тренировочных программ часто используют из­мерения пульса в процессе занятия. Сопоставляя полученные результаты с модельным оптимальным пульсом можно кор­ректировать (увеличивать или уменьшать) тренировочную нагрузку и таким образом достигнуть оздоровительного эф­фекта.

Для определения уровня подготовленности и разработки рекомендаций для индивидуализации нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) мы также используем различ­ные модификации формулы Карванена. Для измерения пульса в покое просчитывается количество ударов (приложив пальцы к запястью, к шее или к сердцу) за 15 секунд. Затем полученная цифра умножается на 4 и получается количество сердечных сокращений в минуту. При просчете пульса во время выполнения упражнений возможны ошибки, связан­ные с замедлением пульса во время остановки для его подсче­та. Для получения более точного показателя необходимо пос­ле остановки упражнения и регистрации ЧСС к полученной цифре добавить 10%.

Мы глубоко убеждены, что полученные цифры необходимы для контроля соответ­ствия нагрузки в уроке аэробики возможностям студентов (уровню здоровья и уровню физической подготовленности. Индивиду­альный диапазон тренировочной зоны по ЧСС должен соот­ветствовать 12% от этой расчетной цифры, т.е. тренировоч­ная зона ограничивается пределами +/ — 6% от оптимально­го пульса — «пика» (в приведенном примере для юношей такая зона составит 140-158 уд/мин, а для девушек— 134-150 уд/мин).


Литература


1. Брюханова Н.А. Оздоровительная аэробика: Метод, указания / Сост. Брюханова Н.А. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. - 35с.

2. Герасимова Е., Романенко И. Аэробика для малышей /Е. Герасимова, И. Романенко // Физ­культура и спорт. 1996, №9. С.18—19.

3. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселёва Т.Г. Стретчинг. Подвиж­ность, гибкость, элегантность. — М.: Советский спорт, 1991. — 96 с.

4. Каджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. — М.: Физкультура и спорт. 1987. — 64 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика организации и проведения занятий по аэробике

Автор: Кострыкина Татьяна Николаевна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Современные подходы к организации физкультурных занятий с дошкольниками"
    ["seo_title"] => string(80) "sovriemiennyie-podkhody-k-orghanizatsii-fizkul-turnykh-zaniatii-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "267053"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450285848"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Методика проведения занятий по аэробике"
    ["seo_title"] => string(45) "mietodika_proviedieniia_zaniatii_po_aerobikie"
    ["file_id"] => string(6) "452658"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516951671"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства