Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями детей с овз»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ,
на 2018-2019 учебный год
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»
ЗАДАЧИ:
1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
3. Ожидаемый результат:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Психологическая работа (групповая и индивидуальная)
Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их эффективной адаптации.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.
Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению.
Цель: психологического сопровождения родителей обучающихся: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Задачи: психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся:
• создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
• повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
• выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;
• формирование комфортной образовательной среды;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
• создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;
• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с родителями.
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:
- индивидуальное консультирование (по запросам родителей) – по договоренности с родителями в дни консультаций;
- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений) – 1 раз в месяц;
- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи») – три раза в год (сентябрь, январь, май).
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.
Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.
Второй этап - подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей. Создание фотоальбома с запечатленными в нем моментами деятельности ребенка (родителей). Художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
2.Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. На базе школы организована консультативная работа с привлечением специалистов ТПМПК, ГорОНО. Они должны помочь родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об специализированных учреждениях Новосибирской области, получат интересную и полезную информацию от профессионалов - педагогов, врачей, социальных работников.
3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.
Реабилитация, социализация, будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.
Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:
- представления о специфике работы с детьми;
- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения;
Для оптимизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области коррекционно-педагогических занятий с детьми используются следующие формы работ:
- родительские собрания (где родители получают теоретические знания)
-индивидуальное консультирование родителей,
-открытые уроки,
- информация на сайте МАОУ «Лицей №7» в разделе для «Родителей»
- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).
Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы.
4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.
Часто рождение особенного ребенка ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.
Образовательная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
-Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.
-Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей
Задачи:
- формирование культуры свободного времени;
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;
- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;
- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.
Направления досуговых мероприятий:
- познавательные;
- общеразвивающие;
- патриотические;
- оздоровительные;
- праздничные;
- развлекательные.
В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:
- взаимного доверия и уважения;
- поддержки и помощи;
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.
НАПРАВЛЕНИЯ
ЗАДАЧИ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Психолого-коррекционная работа
-оказание психологической помощи родителям
-коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ
Групповая и индивидуальная работа
Педагогическое и правовое просвещение родителей
- расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей с нарушенным слухом;
- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей с ОВЗ
Тематические родительские собрания.
Круглые столы с участием специалистов.
Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми
- повышение педагогической грамотности родителей;
- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;
- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество
- знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса.
Районные семинары для родителей и с участием родителей
Дни открытых дверей.
Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам
Информация на сайте ОО в разделе для «Родителей». Индивидуальное консультирование по вопросам обучения.
Воспитание в семье и досуговая деятельность
- создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей с ОВЗ.
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение
- раскрытие творческого потенциала семьи;
- объединение воспитательных усилий родителей.
Участие родителей во внеклассных мероприятиях.
Включение родителей в деятельность учреждения
- создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам обучения и воспитания;
- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ, социализация и интеграции детей с ОВЗ.
- включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности школы.
Педагогический совет.
Субботники,
туристические походы, летние спортивные лагеря.
Оздоровительные мероприятия, спартакиады, дни здоровья.
Профилактика семейного неблагополучия
- выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Создание банка данных о неблагополучных семьях.
ПРИЛОЖЕНИТЯ К ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ:
Определение цели и задач работы с родителями ребенка с ОВЗ
Изучение ребенка и его семьи позволит определить цели и задачи работы с родителями ребенка с ОВЗ.В процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь в области эмоционально-личностной сферы детей может появиться позитивная динамика. Поэтому важно в данный момент изучить эмоционально-личностную сферу ребенка. Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспективы развития ребенка по ряду параметров. Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов.
Опросник
1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению
0 баллов — отказ идти в школу;
1 балл — согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;
2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там играть;
3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими
детьми и взрослыми.
2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)
0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;
1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;
3 балла — проявление желания идти на урок заниматься с конкретным
взрослым (учителем, воспитателем, психологом).
3. Принятие доступной пониманию инструкции
0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);
1 балл — проявление упрямства;
2 балла — частичное выполнение инструкции;
1 балла — полное выполнение инструкции.
4. Соблюдение доступных правил поведения
0 баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания
в школе;
1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);
2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);
3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.
5. Эмоциональные реакции
0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);
1 балл — общая замкнутость и заторможенность;
2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;
3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.
6. Продолжительность занятий
0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;
1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;
2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;
3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.
7. Установление доступных контактов с другими детьми
0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);
1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится
в руках другого ребенка;
2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;
3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.
8. Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)
0 баллов — отсутствие навыков;
1 балл — приобретение одного навыка;
2 балла — приобретение двух навыков;
3 балла — приобретение трех и более навыков.
9. Взаимодействие с матерью
0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);
1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;
2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с матерью;
3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.
Подсчет баллов:
Высокий уровень 24—27 баллов
Средний уровень 16—23 балла
Низкий уровень 8—15 баллов
Очень низкий уровень Ниже 8 баллов
Исходя из результата анкеты, исходя из ближайшей зоны развития определяем цели развития эмоционально-личностной сферы ребенка и развития ребенка в целом. И цель работы с родителями –добиться сглаженной совместной работы по развитию ребенка.
Для успеха реализации программы наиболее значимыми являются следующие данные о родителе:
- оценка эмоционального состояния, в котором находится родитель;
- выявление выраженности некоторых свойств личности родителя;
- изучение родительского отношения к ребенку-инвалиду.
Данные психологических особенностей родителей позволяют привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе , сглаживанию положения психологической травмированности родителей и других членов семейного сообщества с появлением в семье особенного ребенка, которые проявляются наличием личностных деформаций у родителей, проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая и ребенка. Преставляю некоторые из них.
«Колесо баланса»
Методика является удобным инструментом для анализа ценностно- потребностной сферы человека, проблемного поля его жизненного пространства и привычных способов решения имеющихся проблем. Кроме того, методика позволяет оценить имеющиеся в распоряжении человека ресурсы, что помогает сделать вывод о его адаптивном потенциале вообще
и состоянии на настоящий момент.
Исследование проводится в виде консультативной беседы.
1. Вспомните и перечислите 5-8 областей жизни, которые вам
действительно важны.
2. На подготовленном заранее рисунке « колеса баланса» расположите важные области своей жизни.
3. Подумайте и ответьте: Какая область больше других обделена вниманием? Что можно сделать в этой области прямо сегодня?
4. Каждая значимая сфера вашей жизни представляется на рисунке в виде осей колеса баланса. Подумайте (это потребует времени), что такое для вас «один» и «десять» из 10-ти возможных баллов в каждой из областей. Здесь не может быть универсальных ответов. Например, «отдых на десять» - для кого-то это фантастическая поездка, а для другого - возможность просто выспаться.
5. Отметьте на своем колесе баланса, насколько от 1 до 10 вы
удовлетворены каждой из областей.
6. Соедините линии. Похож ли получившийся рисунок на колесо?
7. Что вы хотите и можете сделать прямо сегодня, чтобы колесо стало более ровным?
8. Составьте хит-парад больших целей – определите три сферы, в которых изменений необходимо достичь прямо сейчас. Обоснуйте, почему именно эти сферы имеют для вас первостепенное значение.
9. К каждой из сфер сформулируйте цели и продумайте шаги для ее
достижения.
10. Какие из сфер могут стать ресурсными для достижения
задуманного? Что из имеющегося в вашем распоряжении может рассматриваться как помощь, а что может стать препятствием в достижении задуманного?
11. Что позволит вам убедиться, что вы двигаетесь в нужном
направлении? Как вы узнаете, что достигли желаемого?
Являясь диагностической, процедура «Колесо баланса» одновременно с этим имеет и значительный терапевтический потенциал,человек в ходе опросника меняется, что справедлив принцип: «Система меняется, если изменился хотя бы один из ее элементов».
«Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера.
Представлет собой тест изучения трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка-инвалида, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или деструктивный). Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними.
Критериями оценки служат:
- определение членов семьи, т. е. тех лиц, которых родитель относит к данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);
- пространственное расположение кружков — характер взаимоотношений между членами семьи;
- размер кружков — значимость данного члена семьи для испытуемого.
Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу
семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.
Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:
1. в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;
2. в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;
3. в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.
Размер кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости членов семьи: взрослый — ребенок; старейший член семьи — другие лица. Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить структуру семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за больным ребенком.
Важным преимуществом этой методики также является то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление об изучаемой семье.
Система оценки достижения возможных личностных и предметных результатов осуществляется: по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
4. Перспективный план работы с родителями ребенка на учебный год включает:
Направления работ
Организационные формы
Дата проведения
обследование ребенка в процессе школьного сопровождения
Углубленное обследование
Сентябрь, май
оценку ресурсов семьи в организации коррекционно-развивающего пространства для ребенка с ОВЗ
опрос
сентябрь
составление индивидуального образовательного и развивающего маршрута (ИОМ) ребенка с ОВЗ
Совместное составление программы всеми участниками образовательного пространства
В начале года
консультацию родителей по вопросам реализации ИОМ
Консультация
1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть
профилактика трудностей в социально-психологической адаптации
Беседа
1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть
Участие детей и подростков с ОВЗ, членов их семей в мероприятиях (праздничных, досуговых, спортивных и пр.)
Мероприятия в школе, конкурсы, олимпиады
Каждая неделя месяца
мониторинг достижений ребенка с ОВЗ в ходе реализации ИОМ, корректировка ИОМ
Консультация, опрос
1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть
дистанционное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
Консультация
Каждый месяц
Примерное тематическое планирование работы с родителями
№
Тема
Форма работы
1
«Школа здоровья»
1.Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»
2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» «Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»;
3. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
4. Беседа: «Немного о режиме».
Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»;
5. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»
6. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким».
Изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;
7. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»
«Составляющие здоровья»;
8. Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»
9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей).
3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»
4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр;
5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»
6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»
9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры).
3
«Научите меня говорить правильно»
1.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»
(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) «Речевое дыхание»;
2.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) «Артикуляционная гимнастика»;
3. Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»
«Комплекс упражнений для глаз»;
4. Консультация: «Азбука общения с малышом»
обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»
5. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей
6. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)
7. Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом.
8.Консультация: «Взрослые и дети»
9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей).
4
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
1.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») «Мелкая моторика»
2.Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы.
3. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»
4. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)
5. Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой).
Оформление выставки «Мой папа – солдат»
6. Практическая работа: «Печенье для бабушки».
7. Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы).
Оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»
Программа просвещения родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рекомендовано: Приказ Министерства образования и науки РА № 448 от 11.04.2017 года.
Модуль 1 Общие вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных организаций.
1.1. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и его статус
1.2. Понятие психолого-педагогического сопровождения
1.3. Специалисты сопровождения
1.4. Потребности детей с ОВЗ и принципы их сопровождения
1.5. Психолого-медико-педагогическая комиссия
1.6. Специальные образовательные условия и особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.7. Адаптированная образовательная программа и индивидуальная адаптированная образовательная программа
Модуль 2Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье
2.2. Психологические особенности детей с ОВЗ
2.3. Особенности личностного развития детей с ОВЗ и их отношений с родителями
2.4. Модели семейного воспитания детей с ОВЗ
2.5. Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
2.6. Ошибки, которые не стоит повторять родителям при воспитании ребенка с особыми потребностями
2.7. Рекомендации родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 3Особенности развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
3.2. Причины речевых нарушений у детей
3.3. Принципы работы с детьми с речевыми нарушениями
3.4. Рекомендации родителями по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
3.5. Рекомендации по преодолению заикания у детей
3.6. Речевая готовность детей к школе и профилактика нарушений письма и чтения
Используемая литература:
1. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего
эмоционального развития: метод. пособие / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Экзамен, 2004. — 128 с.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно- методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Изд.
центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л. С. Выготский. — М.:
Педагогика, 1982—1984.
4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое
пособие. . –– М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
5. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями
в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. — М.: Владос,
2003. — 408 с.
6. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и
др. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
7. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми
раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед.
наук / Г. А. Мишина. — М., 1998. — 18 с.
8. Мягер В. К. Семейная психотерапия при неврозах: метод.
рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина / Под ред. А. Е. Личко. —
Л.: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1976. — 15 с.
9.Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО Модэк, 1995.
10. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства /
Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 319 с.
11. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М.: УМК «Психология»,
2004. — 192 с.
12. ШипицынаЛ.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. Инст-т спец. педагогики и психологии: международн. университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002,
13. Штрассмейер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. / В. Штрассмайер. – М.: Академия, 2002.
14. Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.
15. Медико-психолого-педагогическая служба :Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
16. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.
17. Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.
18. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука)