kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с родителями детей с овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс раскрывает основные этапы работы с родителями детей с овз

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями детей с овз»

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ,

на 2018-2019 учебный год

 

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

 

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни  общества».

 

  В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

            Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.

В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.

4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


2.     ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»

 

ЗАДАЧИ:

 

1.        Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

2.        Коррекция понимания родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

3.       Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

4.      Формирование адекватной социальной самооценки родителя.


3. Ожидаемый результат:

- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.












4. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ:


1.  Психологическая  работа (групповая и индивидуальная)

 

Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их эффективной адаптации.

Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.

Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют  стремление к их обретению.

Цель: психологического сопровождения родителей обучающихся: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Задачи: психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся:

•  создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

•    повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

•   выработка        стратегии        индивидуального        (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

•        формирование комфортной образовательной среды;

•  повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;

•    создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;

•   развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с родителями.



Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

- индивидуальное консультирование (по запросам родителей) – по договоренности с родителями в дни консультаций;

- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений) – 1 раз в месяц;

- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи») – три раза в год (сентябрь, январь, май).

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.

Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап - подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей. Создание фотоальбома с запечатленными в нем моментами деятельности ребенка (родителей). Художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

 

2.Правовое просвещение родителей.


В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. На базе школы организована консультативная работа с привлечением специалистов ТПМПК, ГорОНО. Они должны помочь родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.

Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об специализированных учреждениях Новосибирской области, получат  интересную и полезную информацию от профессионалов - педагогов, врачей, социальных работников.


3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.


Реабилитация, социализация,   будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей    компетентности  в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.

          Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:

- представления о специфике  работы с детьми;

- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание  необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения;

             Для оптимизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области   коррекционно-педагогических занятий с детьми  используются следующие формы работ:

- родительские собрания (где родители получают теоретические знания)

-индивидуальное консультирование родителей,

-открытые уроки,

- информация на сайте МАОУ «Лицей №7» в разделе для «Родителей»

- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).

          Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы. 

 


4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.

 

Часто рождение особенного ребенка  ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.

          Образовательная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок  и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.

          Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.

          -Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.

          -Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.

            Чем интереснее будет  досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей

Задачи:

- формирование культуры свободного времени;

- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;

- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;

- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;

- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.

  Направления досуговых мероприятий:

- познавательные;

- общеразвивающие;

- патриотические;

- оздоровительные;

- праздничные;

- развлекательные.      

   В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:

 - взаимного доверия и уважения;

 - поддержки и помощи;

 - терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 


Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.

 

НАПРАВЛЕНИЯ

ЗАДАЧИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Психолого-коррекционная работа

-оказание психологической помощи родителям

 -коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ

 

Групповая и индивидуальная работа

 

Педагогическое и правовое просвещение родителей

- расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей с нарушенным слухом;

- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей с ОВЗ

Тематические родительские собрания.

Круглые столы с участием специалистов.

 

Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми

- повышение педагогической грамотности родителей;

- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;

- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество

- знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса.

Районные семинары для родителей и с участием родителей

Дни открытых дверей.

Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам

Информация на сайте ОО в разделе для «Родителей». Индивидуальное консультирование по вопросам обучения.

 Воспитание в семье и досуговая деятельность

- создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей с ОВЗ.

- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение

- раскрытие творческого потенциала семьи;

- объединение воспитательных усилий родителей.

Участие родителей во внеклассных мероприятиях.

 

Включение родителей в деятельность учреждения

- создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам обучения и воспитания;

- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ,  социализация и интеграции детей с ОВЗ.

- включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности школы.


Педагогический совет.

Субботники,

туристические походы,  летние спортивные лагеря.

Оздоровительные мероприятия, спартакиады, дни здоровья.

 

Профилактика семейного неблагополучия

- выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Создание банка данных о неблагополучных семьях.

 





































ПРИЛОЖЕНИТЯ К ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ:

  1. Определение цели и задач работы с родителями ребенка с ОВЗ

Изучение ребенка и его семьи позволит определить цели и задачи работы с родителями ребенка с ОВЗ.В процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь в области эмоционально-личностной сферы детей может появиться позитивная динамика. Поэтому важно в данный момент изучить эмоционально-личностную сферу ребенка. Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспективы развития ребенка по ряду параметров. Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов.

Опросник

1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению

0 баллов — отказ идти в школу;

1 балл — согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;

2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там играть;

3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими

детьми и взрослыми.

2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)

0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;

1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;

2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;

3 балла — проявление желания идти на урок заниматься с конкретным

взрослым (учителем, воспитателем, психологом).

3. Принятие доступной пониманию инструкции

0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);

1 балл — проявление упрямства;

2 балла — частичное выполнение инструкции;

1 балла — полное выполнение инструкции.

4. Соблюдение доступных правил поведения

0 баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания

в школе;

1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);

2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);

3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.

5. Эмоциональные реакции

0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);

1 балл — общая замкнутость и заторможенность;

2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;

3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.

6. Продолжительность занятий

0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;

1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;

2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;

3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.

7. Установление доступных контактов с другими детьми

0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);

1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится

в руках другого ребенка;

2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;

3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.

8. Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)

0 баллов — отсутствие навыков;

1 балл — приобретение одного навыка;

2 балла — приобретение двух навыков;

3 балла — приобретение трех и более навыков.

9. Взаимодействие с матерью

0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);

1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;

2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с матерью;

3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.

Подсчет баллов:

Высокий уровень 24—27 баллов

Средний уровень 16—23 балла

Низкий уровень 8—15 баллов

Очень низкий уровень Ниже 8 баллов

Исходя из результата анкеты, исходя из ближайшей зоны развития определяем цели развития эмоционально-личностной сферы ребенка и развития ребенка в целом. И цель работы с родителями –добиться сглаженной совместной работы по развитию ребенка.


  1. Для успеха реализации программы наиболее значимыми являются следующие данные о родителе:


- оценка эмоционального состояния, в котором находится родитель;

- выявление выраженности некоторых свойств личности родителя;

- изучение родительского отношения к ребенку-инвалиду.


Данные психологических особенностей родителей позволяют привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе , сглаживанию положения психологической травмированности родителей и других членов семейного сообщества с появлением в семье особенного ребенка, которые проявляются наличием личностных деформаций у родителей, проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая и ребенка. Преставляю некоторые из них.


«Колесо баланса»


Методика является удобным инструментом для анализа ценностно- потребностной сферы человека, проблемного поля его жизненного пространства и привычных способов решения имеющихся проблем. Кроме того, методика позволяет оценить имеющиеся в распоряжении человека ресурсы, что помогает сделать вывод о его адаптивном потенциале вообще

и состоянии на настоящий момент.

Исследование проводится в виде консультативной беседы.

1. Вспомните и перечислите 5-8 областей жизни, которые вам

действительно важны.

2. На подготовленном заранее рисунке « колеса баланса» расположите важные области своей жизни.

3. Подумайте и ответьте: Какая область больше других обделена вниманием? Что можно сделать в этой области прямо сегодня?

4. Каждая значимая сфера вашей жизни представляется на рисунке в виде осей колеса баланса. Подумайте (это потребует времени), что такое для вас «один» и «десять» из 10-ти возможных баллов в каждой из областей. Здесь не может быть универсальных ответов. Например, «отдых на десять» - для кого-то это фантастическая поездка, а для другого - возможность просто выспаться.

5. Отметьте на своем колесе баланса, насколько от 1 до 10 вы

удовлетворены каждой из областей.

6. Соедините линии. Похож ли получившийся рисунок на колесо?

7. Что вы хотите и можете сделать прямо сегодня, чтобы колесо стало более ровным?

8. Составьте хит-парад больших целей – определите три сферы, в которых изменений необходимо достичь прямо сейчас. Обоснуйте, почему именно эти сферы имеют для вас первостепенное значение.

9. К каждой из сфер сформулируйте цели и продумайте шаги для ее

достижения.

10. Какие из сфер могут стать ресурсными для достижения

задуманного? Что из имеющегося в вашем распоряжении может рассматриваться как помощь, а что может стать препятствием в достижении задуманного?

11. Что позволит вам убедиться, что вы двигаетесь в нужном

направлении? Как вы узнаете, что достигли желаемого?

Являясь диагностической, процедура «Колесо баланса» одновременно с этим имеет и значительный терапевтический потенциал,человек в ходе опросника меняется, что справедлив принцип: «Система меняется, если изменился хотя бы один из ее элементов».


«Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера.


Представлет собой тест изучения трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка-инвалида, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или деструктивный). Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними.

Критериями оценки служат:

- определение членов семьи, т. е. тех лиц, которых родитель относит к данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);

- пространственное расположение кружков — характер взаимоотношений между членами семьи;

- размер кружков — значимость данного члена семьи для испытуемого.

Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу

семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.

Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:

1. в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;

2. в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;

3. в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.

Размер кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости членов семьи: взрослый — ребенок; старейший член семьи — другие лица. Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить структуру семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за больным ребенком.

Важным преимуществом этой методики также является то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление об изучаемой семье.


  1. Система оценки достижения возможных личностных и предметных результатов осуществляется: по следующей шкале:


0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.



4. Перспективный план работы с родителями ребенка на учебный год включает:



Направления работ

Организационные формы

Дата проведения

обследование ребенка в процессе школьного сопровождения

Углубленное обследование

Сентябрь, май

оценку ресурсов семьи в организации коррекционно-развивающего пространства для ребенка с ОВЗ

опрос

сентябрь

составление индивидуального образовательного и развивающего маршрута (ИОМ) ребенка с ОВЗ

Совместное составление программы всеми участниками образовательного пространства

В начале года

консультацию родителей по вопросам реализации ИОМ

Консультация

1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть


профилактика трудностей в социально-психологической адаптации

Беседа

1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть


Участие детей и подростков с ОВЗ, членов их семей в мероприятиях (праздничных, досуговых, спортивных и пр.)

Мероприятия в школе, конкурсы, олимпиады

Каждая неделя месяца

мониторинг достижений ребенка с ОВЗ в ходе реализации ИОМ, корректировка ИОМ

Консультация, опрос

1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть


дистанционное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;

Консультация

Каждый месяц






  1. Примерное тематическое планирование работы с родителями



Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

1.Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» «Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»;

3. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

4. Беседа: «Немного о режиме».

Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»;

5. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

6. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким».

Изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

7. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Составляющие здоровья»;

8. Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей).

2

«Игра – это серьезно»

1.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

2.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр;

5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

7. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

8. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры).

3

«Научите меня говорить правильно»

1.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) «Речевое дыхание»;

2.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) «Артикуляционная гимнастика»;

3. Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

«Комплекс упражнений для глаз»;

4. Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

5. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

6. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

7. Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом.

8.Консультация: «Взрослые и дети»

9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей).

4

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

1.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») «Мелкая моторика»

2.Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы.

3. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

4. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

5. Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой).

Оформление выставки «Мой папа – солдат»

6. Практическая работа: «Печенье для бабушки».

7. Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы).

Оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

8. «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги.

9. Семейный кукольный театр: «Три медведя».







  1. Программа просвещения родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рекомендовано: Приказ Министерства образования и науки РА № 448 от 11.04.2017 года.

Модуль 1 Общие вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных организаций.

1.1. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и его статус

1.2. Понятие психолого-педагогического сопровождения

1.3. Специалисты сопровождения

1.4. Потребности детей с ОВЗ и принципы их сопровождения

1.5. Психолого-медико-педагогическая комиссия

1.6. Специальные образовательные условия и особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

1.7. Адаптированная образовательная программа и индивидуальная адаптированная образовательная программа

Модуль 2 Семейное воспитание  детей с ограниченными возможностями здоровья

  2.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье

 2.2. Психологические особенности детей с ОВЗ

 2.3. Особенности личностного развития детей с ОВЗ и их отношений с родителями

2.4. Модели семейного воспитания детей с ОВЗ

2.5. Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

 2.6. Ошибки, которые не стоит повторять родителям при воспитании ребенка с особыми потребностями

 2.7. Рекомендации  родителям по воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья

Модуль 3 Особенности развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

3.2. Причины речевых нарушений у детей

3.3. Принципы работы с детьми с речевыми нарушениями

3.4. Рекомендации  родителями по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

3.5. Рекомендации по преодолению заикания у детей

3.6. Речевая готовность детей к школе и профилактика нарушений письма и чтения


Используемая литература:

1. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего

эмоционального развития: метод. пособие / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Экзамен, 2004. — 128 с.

2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно- методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Изд.

центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л. С. Выготский. — М.:

Педагогика, 1982—1984.

4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое

пособие. . –– М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

5. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями

в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. — М.: Владос,

2003. — 408 с.

6. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном

образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и

др. — М.: Академия, 2001. — 248 с.

7. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми

раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед.

наук / Г. А. Мишина. — М., 1998. — 18 с.

8. Мягер В. К. Семейная психотерапия при неврозах: метод.

рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина / Под ред. А. Е. Личко. —

Л.: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1976. — 15 с.

9.Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО Модэк, 1995.

10. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства /

Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 319 с.

11. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М.: УМК «Психология»,

2004. — 192 с.

12. ШипицынаЛ.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. Инст-т спец. педагогики и психологии: международн. университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002,

13. Штрассмейер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. / В. Штрассмайер. – М.: Академия, 2002.

14.  Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

15.  Медико-психолого-педагогическая служба :Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

16.  Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.

17.  Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

18. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука)

[Текст]: / Сост. — Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина

Н.С., Шипилова Е.В., 2014 — 133 с.







17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Работа с родителями детей с овз

Автор: Масарыгина Кристина Александровна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 609004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей. (клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра) "
    ["seo_title"] => string(168) "rabota-s-roditieliami-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-i-s-roditieliami-zdorovykh-dietiei-klubnoie-zaniatiie-krughlyi-stol-kompietientnostnaia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "134744"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416799608"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(74) "rabota_s_roditieliami_dietiei_s_oghranichiennymi_vozmozhnostiami_zdorov_ia"
    ["file_id"] => string(6) "407003"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491416258"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Тренинг общения «Работа с родителями детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(58) "trieningh-obshchieniia-rabota-s-roditieliami-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "183963"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425981017"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Эффективное общение и взаимодействие педагогов с родителями детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(80) "effiektivnoie_obshchieniie_i_vzaimodieistviie_piedaghoghov_s_roditieliami_dietie"
    ["file_id"] => string(6) "460675"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1520172124"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Помощь родителям детей с проблемами в интеллектуальном развитии "
    ["seo_title"] => string(72) "pomoshch-roditieliam-dietiei-s-probliemami-v-intielliektual-nom-razvitii"
    ["file_id"] => string(6) "161320"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства