Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа - интернат»
Работа с обучающимися, требующими индивидуального подхода в
обучении и воспитании
Подготовили: И.А.Клопова , учитель первой квалификационной категории
Т.Л. Ясинская , учитель первой квалификационной категории
Добрый день. Вашему вниманию предоставляется доклад на тему «Работа с обучающимися, требующими индивидуального подхода в обучении и воспитании»
’’ Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя” .
Эпиграфом к нашему выступлению выбраны слова Константина Дмитриевича Ушинского
К.Д. Ушинский
Целью российского образования детей с ОВЗ в настоящее время является
введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, через создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта
- « Ясно, что разнообразие класса велико. Принцип требует, чтобы «разнообразие» учителя было не ниже»
В.В.Гузеев.
- « Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизни ее учеников».
Уильям А. Уорд
Задача школы
подготовка умственно отсталых (с интеллектуальными нарушениями) обучающихся к самостоятельной жизни и труду в обществе, через создание условий для целенаправленной социализации детей, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения и самореализации
Подходы к обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка
- Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования .
- Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
В соответствии с ФГОС умственно отсталых ( интеллектуальными нарушениями) обучающихся для достижения положительного результата задачи школы – интерната используются подходы к обучению и воспитанию детей ,
представленные на слайде
Подходы к обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
Мнения известных педагогов об индивидуализации обучения
- Иван Михеевич Чередов: «…Следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках - как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы".
Ирина Михайловна Осмоловская:
"Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика".
Условия реализации принципов индивидуального подхода
- оценка изменений индивидуальных качеств обучающегося;
- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребёнка;
- учет индивидуальных особенностей ребёнка при выборе воспитательно – коррекционных средств, направленных на социальное развитие;
- предоставление возможности обучающимся самостоятельного выбора способов участия во внеурочной деятельности.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс обучения и воспитания.
Этапы индивидуального подхода
1. Предварительный ( сбор информации о ребёнке)
2. Диагностический ( изучение эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение статуса, зон «ближайшего развития»)
3. Коррекционно – развивающий (улучшение психического развития обучающегося, коррекция эмоционально – волевой и познавательных сфер, помощь в социализации и профессиональной ориентации, своевременной организации лечебно – оздоровительных мероприятий)
4. Анализ результатов (оценка ожидаемых результатов, эффективность реализуемых мероприятий )
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он включает в себя несколько этапов и пронизывает всю систему воздействия на ребёнка. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Он требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, является органической частью педагогического процесса.
Ступени работы с обучающими
- Принять ( принять таким, каков он есть)
- Понять ( вникнуть в суть проблемы с позиции старшего без нравоучений)
- Помочь ( вмести найти выход из создавшейся ситуации и «сопровождать» его в решении проблемы, а не стараться всё сделать за ребёнка, чтоб не воспитать в нем иждивенца)
Педагог, использующий индивидуальный подход, работает под медицинским лозунгом «Не навреди!». Он не должен забывать, что ребёнок- он такой ,какой есть, и необходимо уметь работать и с послушным ребёнком и с шалунишкой.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании:
интеллектуального,
эмоционально – волевого, деятельностнго,
нравственно – духовного
Особое внимание требуют дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, которые нуждаются не только в индивидуальной подходе , но и индивидуальном образовательном маршруте. Построение индивидуального образовательного маршрута обуславливается с учётом психофизических особенностей ребёнка.
Направления индивидуального образовательного маршрута:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие культурно-гигиенических и социально-коммуникативных навыков;
- формирование деятельности ребенка;
- развитие речи;
- формирование представлений об окружающем мире;
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Бланк к регистрации содержания актуального опыта обучающегося 7 «б» класса.
Фамилия, имя обучающегося
Уровень обладания
Наличное состояние
Действие
Динамика
I. Когнитивные
1 полугодие
1. Сенсорно-перцептивные
2 полугодие
а) сосредоточение и концентрация взгляда на объект
год
б) перевод взгляда с одного объекта на другой
в) сопровождение взглядом движущегося объекта
г) сопровождение взглядом передвигаемого самим ребёнком объекта
Выводы:
2. Сенсорно-двигательные
а) классификация предметов по форме
б) классификация предметов по размерам
в) классификация предметов по цвету
г) использование пишущих предметов (мелок, карандаш, ручка)
Фамилия, имя обучающегося
Уровень обладания
Наличное состояние
Действие
Динамика
I. Когнитивные
1 полугодие
1. Сенсорно-перцептивные
2 полугодие
а) сосредоточение и концентрация взгляда на объект
год
б) перевод взгляда с одного объекта на другой
в) сопровождение взглядом движущегося объекта
г) сопровождение взглядом передвигаемого сомим ребёнком объекта
Выводы:
2. Сенсорно-двигательные
а) классификация предметов по форме
б) классификация предметов по размерам
в) классификация предметов по цвету
г) использование пишущих предметов (мелок, карандаш, ручка)
Сопровождение
1. Психологическое
Цель – коррекция и психопрофилактика личностной( эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.
2. Логопедическое
Цель – коррекция и развитие речи ребёнка с проблемами развития.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя работу всех структур школы – интерната.
Сопровождение
3. Социальное
Цель – ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения .
4. Медицинское
Цель – формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способностей справляться со стрессами и болезнями.
Сопровождение
5. Педагогическое
Цель – развитие умений и навыков культурного поведения, организации свободного времени, социальной адаптации; формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасной жизни.
Сопровождение
8. Работа с семьёй
Цель – установление и поддержка доброжелательных отношений с родителями для повышения их педагогической грамотности и ответственности за воспитание детей, привлечение родителей к общественной работе в школе;
Консультации родителей по вопросам общения с ребёнком дома с опорой на его положительные и сильные стороны, организации его рабочего места и свободного времени
Сопровождение
6. Коррекционное
Цель – исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, воспитание положительных качеств личности.
7. Внеурочное
Цель – создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных
Спасибо за внимание!
Желаем всем
творческих успехов