Методическая разработка урока производственного обучения "Комплексные работы. Изготовление детского табурета"
Методическая разработка урока производственного обучения "Комплексные работы. Изготовление детского табурета"
Данная методическая разработка урока производственного обучения выполнена в соответсвии с учебной программой, изучение темы "Комплексные работы" предполагает изготовление столярных изделий по выбору мастера. Обучающиеся имеют разную степень подготовки, способность к обучению, ограниченные возможности здоровья, поэтому, чтобы добиться лучшего усвоения материала урока требуется индивидуальный подход в обучении, с учетом возможностей каждого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Комплексные работы. Изготовление детского стульчика»
Разработал: мастер п/о Слипецкий В.С.
г. Петропавловск
2016г.
Аннотация
Данная методическая разработка направлена на формирование профессиональности обучающихся, интереса к избранной профессии посредством изучения области применения и технологию выполнения комплексной работы, а также освещает прогрессивные методы производства работ , также направлена на профессионально-педагогическое совершенствование мастера производственного обучения, занимающегося подготовкой обучающихся.
Данная методическая разработка ставит своей задачей закрепление теоретических знаний, умений, навыков студентов, при выполнении практического задания на раннее полученных занятиях.
Введение
Сегодня совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь выживания и развития в условиях рыночной экономики, потому что задачу подготовки рабочих немыслимо решить без использования новых технологий обучения.
В профессиональных образовательных учреждениях используются разнообразные организационные формы метода обучения: лекция, практические занятия в учебных производственных мастерских, производственная практика.
Информационно-компьютерные технологии создают новые возможности в деятельности педагога по передаче знаний и новые возможности в деятельности обучаемого по восприятию знаний, а также в оценке качества обучения и всестороннем развитии обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса, его творческой активности.
Подготовка к уроку с использованием информационных технологий, электронного материала в форме презентаций, видеоматериалов активизирует творческий потенциал педагога, мотивирует на внесение изменений в свою деятельность для достижения целей.
Результат работы мастера на уроке: значительно повышается активность обучающихся, интерес к профессии, качество и уровень профессиональной подготовки молодых рабочих.
Данная методическая разработка урока производственного обучения выполнена в соответствии с учебной программой, изучение темы "Комплексные работы" предполагает изготовление столярный изделий по выбору мастера.
Обучающиеся, поступающие на обучение профессии, имеют разную степень подготовки, способность к обучению, ограниченные возможности здоровья. Поэтому, чтобы добиться лучшего усвоения материала урока требуется индивидуальный подход в обучении, с учётом возможностей каждого.
План урока производственного обучения.
Тема:№6 «Комплексные работы»
Тема урока: «Изготовление детского стульчика»
Цель урока: Закрепление и совершенствование умений обучающихся полученных ранее, научить обучающихся по чертежу производить сборку столярного изделия.
Образовательная задача: Обучить изготавливать детский стульчик, используя "сборку на клей"
Развивающая задача: Развить технологическое мышление и профессиональную интуицию,
Воспитательная задача: Формировать качества личности: взаимопомощь, ответственность, интерес к профессии, развитие профессиональной самостоятельности и творческого поиска в ходе выполнения задания.
Тип урока: Урок повторения и закрепления трудовых приемов, навыков и операций.
Методы обучения:
рассказ с элементами беседы, инструктаж, раздаточный материал, демонстрация приемов выполнения работ, показ изделия-эталона, самостоятельная работа студентов.
Осмотр внешнего вида обучающихся, наличие спецодежды;
Психологическая подготовка к восприятию урока;
Объяснение хода и последовательности проведения урока.
В первую очередь мастер производственного обучения делает отметку отсутствующих обучающихся на занятиях и возможных причинах отсутствия. Мастер проверяет состояние внешнего вида обучающихся и наличие спецодежды.
Психологическая подготовка к восприятию урока-это самый важный вопрос, ведь от него зависит настроение обучающихся, желание идти на контакт с мастером и товарищами по группе, правильное восприятие информации и активное участие в творческом процессе. Поэтому на уроках производственного обучения стараюсь говорить легко, хвалить за правильные ответы и внешний вид, стараюсь к любым проблемам подходить с определенной долей доверия, а где и с юмором, соблюдая меру чтобы не унизить человеческого достоинства обучающихся.
2.Вводный инструктаж:
Сообщение темы и цели урока
Мастер производственного обучения знакомит обучающихся с темой урока и его целью.
Столяр - это многофункциональная профессия. Он занимается изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины с возможным применением фанерования, шпонирования, ламинирования. В наше время актуальны изделия из дерева именно в деревянных изделиях можно воплатить все свои творческие возможности.
Сегодня мы будем изготавливать мебель для дома - детский стульчик.
Проверка знаний
Перед вами лежат заготовки для изготовления изделия.
Вопрос: Из какой породы древесины выполнены заготовки?
Ответ: Сосна
Фронтальный опрос: Какое соединение, кроме шиповых можно использовать при сборке детского стульчика? Ответ: Соединение на саморезах.
Фронтальный опрос: Какие инструменты могут быть использованы при изготовлении детского стульчика? Ответ: При изготовлении стульчика мы будем использовать следующий инструмент (показ инструмента):
1.Электрический лобзик с пилкой для пиления мягких пород дерева.
2.Шуруповерт для сверления отверстий и закручивания саморезов в
сиденье и ножки стульчика.
3.Шлифовальная машинка для зачистки готового изделия.
4.Карандаш, линейка, угольник
5.Саморезы, шканты, клей ПВА столярный
Инструктирование обучающихся по материалу урока
При изготовлении детского стульчика используется комплекс следующих операций:
Изготовление деталей стульчика согласно заданным размерам.
Сборка изделия насухо и на клей.
Разметка по шаблону и пиление сидения.
Прикручивание сиденья к стульчику на саморезы.
Зачистка изделия.
Разбор чертежа и технических требований при выполнении работ по изготовлению стульчика, одновременно демонстрируя изделие.
Напоминаю о правильности и точности изготовления деталей стульчика, строгому соблюдению требований технической документации, и к чему может привести неточность их выполнения.
Это – несоответствие геометрическим размерам, сокращению срока эксплуатации данного изделия, неприглядного внешнего вида.
Указываю обучающимся на недопустимость спешки при изготовлении деталей стульчика, так как это приводит к браку изделия и травматическим ситуациям.
Рассматриваем и демонстрирую (образцы) типичных ошибок при выполнении работы (нарушение геометрии, неровная сборка, сколы при пилении ), способы их предупреждения и по возможности устранения.
Переходим к показу изготовления сиденья и спинки, пиление электрическим лобзиком мастером п/о. «Техника безопасности при работе с электрическим лобзиком»
Воспроизведение приемов пиления электрическим лобзиком двумя обучающимися.
Обращаю внимание обучающихся правильно организовывать свой труд, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. Известно, что многие «секреты» профессионального мастерства высококвалифицированных рабочих, специалистов заключаются именно в отличной организации труда и рабочего места. Необходимо, чтобы обучающиеся это твердо знали и всегда придерживались установленных правил и требований. Полезные привычки, как правило, формируются путем многократных повторений. Поэтому необходимо всегда быть предельно требовательным в вопросах организации труда и рабочего места обучающихся.
Воспитывая у обучающихся аккуратность, добросовестность, ответственность, приучая их к порядку и четкости в работе, тем самым воспитываю у них эти качества в более широком понимании: если обучающийся аккуратен в работе, он аккуратен и быту; порядок и четкость в работе приучают его к порядку и логичности в мышлении.
Закрепление материала вводного инструктажа
Анализ вводного инструктажа по отработке приемов провожу, оценивая и комментируя работу обучающихся, привлекая их к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения.
Знакомлю обучающихся с критериями оценок по изготовлению детского стульчика.
Объявляю обучающимся приступить к самостоятельной работе
указывая время, которое отводится на изготовление изделия.
3. Упражнения обучающихся и текущее инструктирование
Текущий инструктаж начинаю с целевого обхода рабочих мест.
Первый обход: цель его это проверка содержания рабочих мест.
Особое внимание следует обратить на обучающихся у которых на верстаке инструмент, заготовки и техническая документация находится в беспорядке.
Второй обход: особое внимание уделяю тем обучающимся которые слабо усвоили приемы работы с инструментом, корректирую правильность приемов их работы.
Третий обход: проверяю правильность соблюдения технологической последовательности изготовления и сборки стульчика.
Четвертый обход: здесь необходимо проверить правильность ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного) соблюдение технических и технологических условий работы.
Пятый обход: Провожу приемку изделия с выставленной оценкой обучающимся за свою выполненную работу. Наиболее успевающих обучающихся, выполнивших задание прошу помочь неуспевающим по времени ребятам, тем самым достигается взаимовыручка и сплачивание коллектива.
4. Заключительный инструктаж
На заключительном инструктаже анализируя работу группы, указываю на ошибки допущенные отдельными обучающимися. Оценивая работу каждого обучающихся учитываю правильность организации обучающимися рабочих мест и соблюдение в процессе работы правил техники безопасности; качество выполненной работы, соблюдение установленных норм; сознательное и добросовестное отношение к труду и самооценку за изделие которую выставил себе обучающийся.
Отмечаю кто из обучающихся добился отличного качества работы.
Сообщаю что на следующем занятии будем производить сборку стульчика на клей,
Домашнее задание : нарисовать эскиз нового стульчика.
Лучший эскиз для изготовления нового стульчика обсудим группой и выберем на следующим занятии.
Прошу убрать свои рабочие места, инструмент аккуратно сложить на первый верстак. Дежурным приступит к уборке мастерской.
Заключение
Представленная форма урока дает обучающимся возможность применять свои знания и умения на практике. Занятие показало, что каждый обучающийся овладел навыками изготовления изделия ( детского стульчика), это доказывает, что каждый обучающийся может хорошо мыслить и творчески работать. Для правильного формирования личности необходима объективная оценка знаний, умений и навыков, являющаяся хорошим стимулом обучения. Мастер должен оценивать справедливо и доброжелательно, только тогда подростки чувствуют готовность мастера помочь в трудную минуту, а состояние успеха должно сопровождаться на протяжении всего урока.
Оглавление
Аннотация………………………………………………………………
Введение………………………………………………………………..
Основная часть…………………………………………………………
Ход урока………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………
ТЕСТ
контроля качества профессиональной подготовки
1. Требования к организации рабочего места
Расположение инструментов
и материалов
Оценка
5
4
3
0
1. Удобное
Без замечаний
одно замечание
Два замечания
Более двух замечаний
2. Рациональное
Без замечаний
одно замечание
Два замечания
Более двух замечаний
3. Аккуратное
Без замечаний
одно замечание
Два замечания
Более двух замечаний
4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований
Без замечаний
одно замечание
Два замечания
Более двух замечаний
2. Владение рабочими приемами.
Работа с ручным инструментом:
разметочным (угольник, линейка)
долбежным (сверлильно-пазовальный станок)
режущим (стамеска)
пильным (ножовка, эл.лобзик)
шлифовальным (эл.шлифовальная машина)
сверление (эл.дрель)
Показатели для оценивания
Оценка
Уверенное и точное владение приемами работы с применением самоконтроля
5
Владение приемами с несущественными исправленными ошибками
4
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества
3
3.Соблюдение технических и технологических требований к качеству учебно-производственных работ
3.1. Соблюдение технологических требований
Показатели для оценивания
Оценка
5
4
3
0
Соблюдение технологического процесса
Без замечаний
Одно замечание
Два
замечания
Более двух замечаний
3.2. Соблюдение технических требований
Критерии оценки качества изделия.
№ п/п
Показатели для оценивания
Оценка
5
4
3
0
1
Отклонение свободных размеров от эталона
1-1,5 мм
1,6-2,5 мм
2,6-3,5 мм
Более3,5 мм
2
Плотность соединения деталей
Плотное
Зазор не более 0,3 мм
Зазор не более 0.5 мм
Зазор более 1 мм
4. Выполнение нормы времени.
Оценка
5
4
3
0
Норма времени
100%
90%
80%
Менее 80%
5. Соблюдение требований техники безопасности
Критерии оценки
Оценка
5
4
Соблюдение правил техники безопасности
Без замечаний
Одно замечание
Технологическая карта
«Изготовление детского стульчика»
№
п/п
Наименование работ
Инструмент,
Приспособления,
материалы
Оборудование
Контроль
качества
1
Подбор материала
Древесина хвойных пород 1-го или 2-го сорта с влажностью не более 12%
2
Продольное пиление доски на заготовки с припуском для ножек, царг, проножек.
Толкатель, направляющая линейка.
Круглопильный станок
Линейка,
Угольник.
3
Отшлифовать заготовку в угол 90º
шлифовальный станок
Угольник
4
Строгание заготовок для ножек, царг, проножек в заданный размер
Линейка, угольник
Рейсмусовый станок
Линейка,
Угольник.
5
Разметить ножки по длине с припуском
Линейка, угольник
Верстак
Линейка, угольник
6
Разметить гнезда для царги согласно чертежа.
Линейка, угольник
Верстак
Линейка, угольник
7
Высверлить гнезда для саморезов в ножках для царги
Сверло Ф10мм, линейка
Шуруповерт
Линейка
8
Разметить и оторцевать в размер заготовку для царги
Линейка, угольник, пильный диск
торцовочная пила
Линейка, угольник.
9
Сделать разметку для саморезов на царге
Линейка, угольник, карандаш
Линейка, угольник.
10
Подгонка деталей
Верстак
Линейка
11
Зачистить и отшлифовать детали детского стульчика
Шлифовальная шкурка
Верстак
Шлифовальная машина
На глаз
12
Произвести разметку сиденья стульчика по чертежу
Линейка, угольник,
Изделие-эталон
Верстак
Линейка, угольник,
13
Выпилить по разметке закругления на ножках стульчика
Пилка для пиления
Верстак,
электролобзик.
Линейка, угольник,
шаблон.
15
Сборка детского стульчика насухо
Верстак
Линейка, угольник, эталон
16
Зачистить кромки у крышки и сиденья стульчика.
Шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка.
Верстак
На глаз.
17
Разметить места крепления крышки
Линейка, угольник
Верстак
Линейка, угольник
18
Просверлить и разенковать отверстия под саморезы.
Сверло ф3мм,10мм.
Верстак
электродрель.
Линейка, угольник
19
Закрепить крышку на саморезы.
Саморезы -25мм,
Верстак,
шуруповерт.
Линейка,изделие- эталон
20
Произвести зачистку детского стульчика.
Шлифовальная шкурка
Верстак
Шлифовальная машина
На глаз, на ощупь
21
Выполнить лакирование изделия
Лак НЦ ,кисть
Верстак
На глаз
22
Уборка рабочего места и промывание кистей
Щетка сметка, растворители, вода, кисти.
Верстак
Визуально
Чертеж « Деталировка изготовления детского стульчика (ММ)».
1. Боковины (2)-
2. Царга (ребро жесткости) (1)-
3. Сидение (1)
4. Саморезы 8 шт.
Для изготовления сидения, делаем ровный прямоугольник, сделав его делаем закругленность по краям радиусом 30-40 мм, для этого вспоминаем уроки черчения, либо пользуемся подручными средствами линейка, круглая деталь, циркуль.
Для изготовления боковинки, делаем прямоугольник, далее делаем разметку согласно чертежу.
Выпиливаем царгу согласно размерам. Собираем стульчик.