Тема самообразования: «Использование ИКТ в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ».
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя.
Задачи:
• изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
• изучить опыт педагогов, школы, района, страны;
• овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их
в учебно-воспитательный процесс;
•вести мониторинг саморазвития школьников;
• обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования»
6
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Отчёт по теме самообразования
учителя Овсянниковой Александры Ивановны
Тема самообразования:
«Использование ИКТ в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций
обучающихся с ОВЗ»
р.п. Красные Баки
2019г.
Актуальность темы.
В основе Концепции образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»- заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя.
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя.
Задачи:
• изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
• изучить опыт педагогов, школы, района, страны;
• овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их
в учебно-воспитательный процесс;
•вести мониторинг саморазвития школьников;
• обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
За время работы постоянно совершенствую уровень педагогического мастерства, изучаю методическую литературу, в поиске нового, интересного.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература:
Конев М.Н. «Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения»
Абоян А.Б. «Использование новых информационных технологий на уроках биологии» (приложение к «1 сентября» №20,2008),
Леташкова Е.В. «Использование информационных технологий на уроках биологии» (приложение №14,2008),
Кузьмина И.Е. «Урок с использованием ИКТ» (приложение №10,2008),
Смолянинова О.Г. «Развитие информационной и коммуникативной компетентности будущих учителей на основе использования мультимедиатехнологий» (Красноярский Гос.университет, интернет ресурсы), Рассомагина Н.В. «Использование ИКТ на уроках
Участвую в работе школьного методического объединения, принимаю участие в работе педагогических семинаров.
В своей педагогической деятельности использую новейшие достижения педагогики, психологии, предметной методики.
С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через следующие компоненты:
План работы над темой на 2018 -2019 учебный год:
Мероприятия
Изучение научно – методических статей по педагогике, психологии, биологии, экологии в периодических изданиях «Биология в школе», «Воспитание школьников», образовательных порталах Интернета; в профессиональных газетах и журналах;
Дополнительная профессиональная подготовка по программе «Intel – обучение для будущего».
Цель: создание на уроках и внеурочных мероприятиях благоприятных условий с использованием информационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности обучения.
Задачи:
Выявить способности и интересы учащихся к изучению учебного материала в результате уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интеграции уроков биологии с другими предметами.
Разработать и подобрать материалы для внедрения данной технологии.
Разработать критерии отслеживания результатов.
Изменить структуру урока вследствие внедрения уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интеграции с другими предметами.
Предполагаемый результат: повышение качества обучения обучающихся.
Этапы работы:
Прогностический
определение значимости данной темы;
выдвижение гипотезы, целей и задач по работе над данной темой.
Теоретический этап
изучение теории и подбор теоретического материала по данному вопросу
Практический этап
реализация обучения с использованием информационных технологий обучения с элементами интеграции;
разработка презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям;
участие в различных форумах, посвящённых интеграции предметов и использованию информационных технологий на уроках.
Обобщающий этап
Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.
Основные вопросы, намечаемые для изучения
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной коррекционной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
С этой проблемой в своё время столкнулась и я. Встал вопрос: В чём причина? Как повысить интерес к биологии и качество знаний учащихся?
Как увлечь ребёнка, помочь ему накопить как можно больше знаний по предмету, подготовить его к современной жизни, учить применять свои знания в реальных жизненных ситуациях? Как помочь ребёнку повысить мотивацию учения?
Знакомясь с различной педагогической литературой и анализируя работу педагогов-новаторов (доктора педагогических наук, профессора Роберта И.В., В. С. Безруковой, Т. В. Воронцовой, В. А. Крючкова, В. П. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткина, А. П. Лиферова, Е. Ю. Никитиной, И. М. Осмоловской, М. С. Пак, В. М. Сиренко, Н. К. Чапаева и др.), я остановилась на использовании информационных технологий и элементов интеграции предметов на уроке.
Компьютерная технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством которого является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в 3 вариантах:
как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом опирается на применение компьютера).
Данная технология имеет ряд преимуществ:
Обучение носит диалоговый характер;
В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения (управляемость);
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддерживание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с учителем.
Главной особенностью содержания образования по данной технологии является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей базы информации, мультимедиа, электронные коммуникации (сети).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом, для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
Организация учебного процесса (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль)
Организация внутриклассной активности и координации, инструктаж, расстановка рабочих мест и т.п.
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком
Подготовка компонентов информационной сети (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства…), связь их с предметным содержанием определённого учебного процесса.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию
Некоторые учителя сомневаются в реальности достижения целей введения компьютерных технологий и интеграции в школе. Ссылаясь на то, что:
ИКТ – это средство отвлечения внимания детей;
использование ИКТ в обучении «затупит» детей: дети не смогут выполнять простейшие операции(например, арифметические) .
На мой взгляд, все эти доводы напрасны. Использование компьютерных технологий и введение интеграции предметов в систему образования является реальной необходимостью, которая ведёт к расширению возможностей школьного образования, способам методического обогащения педагога, а самое главное – она ведёт к повышению качества обучения.
Сейчас я постараюсь это доказать.
1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интеграция позволяет объединить эти фрагменты в одно целое, что помогает ребёнку увидеть целостную научную картину мира и рассмотреть явления с нескольких сторон.
2. Проводя интегрированные уроки и уроки с использованием компьютерных технологий, я так же убедилась, что материал урока усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения.
3. Форма проведения уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают, а неудачный шаг при выполнении какого-либо задания вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний.
Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти; создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
При проведении анкетирования среди учащихся 7-9 кл., на вопрос: «Нравятся ли вам уроки с использованием ИКТ?» 95% учащихся ответили, что «да, нравятся».
4. И одной из очень важных причин использования компьютерных технологий и интегрированных уроков в школе, на мой взгляд, является то, что: данные технологии позволяют экономить время, то есть, появляется возможность высвободить учебные часы, которые можно использоваться для углубленного изучения отдельных предметов или сложных тем.
За годы работы над данной темой мной была собрана коллекция интегрированных уроков и уроков с использованием компьютерных технологий.
Практический выход:
участие в работе форума «Информационные технологии в образовании» на сайте ПЕДСОВЕТ
участие в сообществе учителей физики на сайте «Сеть творческих учителей»
разработка презентаций уроков и внеклассных мероприятий
11. Выводы:
Так как работа еще не окончена, то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты уже есть:
изучена литература по теме самообразования;
разработаны и проведены уроки по теме самообразования в разных классах согласно календарно-тематического планирования по предмету;
изучен опыт отдельных школ и педагогов России, исследующих данную тему.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(242) "Отчет по теме самообразования по теме: "Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе " "
["seo_title"] => string(156) "otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-po-tiemie-fizichieskiie-zadachi-kak-sriedstvo-obuchieniia-i-vospitaniia-uchashchikhsia-ikh-miesto-v-uchiebnom-protsiessie"
["file_id"] => string(6) "118131"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1413043379"
}
}