Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования по теме: "Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе " »
«Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе »
Вейман Наталья Николаевна
Образование : Высшее
Закончила в 1986 году КазГу – физический факультет.
2006 год – «Научно-методические основы организации профильного обучения в 12-летней школе»;
2006 год – «Формирование учителя новой формации – учителя исследователя»;
2006 год – «Современные информационные технологии в учебном процессе»;
2007 год – «Детский труд и эксплуатация детей. Проблемы и правовые вопросы»;
2007 год – «Разработка программ прикладных курсов по физике»;
2008 год – «Практическое применение интерактивного оборудования в учебных классов»;
2011 год – «Образовательные и практические проекты по энергоэффективности в школе»;
2011 год – «Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики».
Работа над темой начала в 2005 году. Предполагается закончить работу над темой в 2010 году. Тема самообразования : Физические задачи, как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе. Цели и задачи самообразования: 1) основная воспитательная цель – передать свою увлеченность и знания ученикам Задачи: 1. развитие познавательного интереса к физике через решения задач; 2. развитие творческих умений и навыков, умение применять знания на практике; 3. развитие физического мышления (способность анализировать, обобщать).
Основные идеи в работе:
1) Физическая задача – это небольшая проблема, которая решается с помощью умозаключений, математических действий и эксперимента.
Решение задач выступает как цель, и как метод обучения.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:
1. Выдвижения проблемы, создания проблемной ситуации;
2. Сообщения новых сведений;
3. Формирования практических умений и навыков;
4. Проверки глубины и прочности знаний;
5. Закрепления, обобщения, повторения;
6. Развития творческих способностей.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ: 1. Выдвижения проблемы, создания проблемной ситуации; 2. Сообщения новых сведений; 3. Формирования практических умений и навыков; 4. Проверки глубины и прочности знаний; 5. Закрепления, обобщения, повторения; 6. Развития творческих способностей.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ: 1. Выдвижения проблемы, создания проблемной ситуации; 2. Сообщения новых сведений; 3. Формирования практических умений и навыков; 4. Проверки глубины и прочности знаний; 5. Закрепления, обобщения, повторения; 6. Развития творческих способностей.
Место физических задач в учебном процессе:
Место физических задач в учебном процессе:
Место физических задач в учебном процессе:
в начале урока (при опросе); в конце урока (для закрепления) решают всем классом.
в начале урока (при опросе); в конце урока (для закрепления) решают всем классом.
в начале урока (при опросе); в конце урока (для закрепления) решают всем классом.
в начале урока (при опросе);
в конце урока (для закрепления) решают всем классом.
ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
Виды задач и способы их решения:
Физические задачи отличаются друг от друга по содержанию и дидактическим целям.
Их можно классифицировать по:
содержанию; по способу выражения условия; по методу решения.
содержанию; по способу выражения условия; по методу решения.
содержанию;
по способу выражения условия;
по методу решения.
По содержанию: 1. с абстрактным содержанием;
2. с конкретным содержанием – это:
задачи с политехническим содержанием; задачи с историческим содержанием.
задачи с политехническим содержанием;
задачи с историческим содержанием.
1. Простые задачи
2. Сложные задачи
3. Творческие задачи
По способу выражения условия
По методу решения на:
1. качественные
2. вычислительные
3. графические
4. экспериментальные
Способы решения вычислительных задач:
1. арифметический
2. алгебраический
3. геометрический
Этапы решения задач
чтение условия;
краткая запись, рисунок, чертеж, график;
анализ содержания задачи, восстановление в памяти основных понятий, законы;
составление плана решения (физ const , табличные данные);
перевод физ величин в единицы СИ;
запись соответствующих формул;
вычисление искомой величины;
анализ полученного ответа;
рассмотрение других возможных способов решения задачи.
Примеры задач : 1) простые задачи (или тренировочные) с конкретным содержанием
2. Простая задача с абстрактным содержанием.
3. Сложные задачи (или комбинированные) с использованием формул из разных разделов
4. Решение задач по схеме:
5. Графические задачи
Результаты качества знаний по решению задач
Виды задач
Качество знаний
Простые задачи с конкретным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме
80 %
Простые задачи с абстрактным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме
70 %
Сложные задачи (с применением нескольких формул) по разным разделам
40-45 %
По схемам (простые)
65-70 %
По схемам (сложные)
45-50 %
Графические
30-40 %
Причины низкого качества решения задач 1) не поняли условие задачи; 2) неправильная краткая запись условия; 3) неправильно найдена формула; 4) неверная запись формул; 5) неверное обозначение физических величин; 6) перевод физических величин; 7) математические ошибки при вычислении.