kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности девиантного поведения несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Напряженная и неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоя­щее время в российском обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошен­ность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из дет­ства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Особенности девиантного поведения несовершеннолетних»


Особенности девиантного поведения несовершеннолетних

и его профилактика


Напряженная и неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоя­щее время в российском обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошен­ность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из дет­ства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

- Подростковый возраст признан одним из самых трудных детских возрастов. В течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое, интеллектуальное, нравственное.

- В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия с окружающими. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования.

- У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии, частой смене настроения. Изменяется характер отношений со старшими: довольно часто в этом возрасте происходит психологическая автономизация подростка от родителей и педагогов, их влияние на подростка снижается, при усилении влияния сверстников. Предпочтение подросток отдает той группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением.

- У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, через освоение «взрослых» форм поведения.

- Таким образом, к числу типичных особенностей подросткового возраста могут быть отнесены: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.


-Одним из наиболее часто встречающихся в подростковом возрасте изменений в поведении, является девиантное поведение.

  • Девиантное (лат. deviato - отклонение) поведение – это поведение, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся нормам и социальным ожиданиям в данном обществе.

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержательно. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и т.д.) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер, или только деструктивный.

Обобщая разные типологии поведенческих девиаций, Елена ВалерьевнаЗмановская (2004) определяет основными критериями классификации вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В её классификации выделено три основные группы отклоняющегося поведения:

  1. антисоциальное (делинквентное) поведение (противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей),

  2. асоциальное (аморальное) поведение (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений),

  3. аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное, рискованное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость и т.д.).

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (сцелью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашниекражи» небольших сумм денег.

Такое негативное явление, как присвоение подростками чужих вещей, не всегда связано с направленностью на личноеобогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке,хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могутраздариваться товарищам изнакомым. Такие подростки не считают себя ворамии при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.

Свои особенности имеет поведение девушек-подростков, совершающих кражи. В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки, косметику, модныепредметы женского туалета, у девочек обнаруживаются потребности в кражах. Таковые совершаются также и при совместном проживании в общежитии.

Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Появление у подростка социально неодобряемых форм поведения говорит о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессивность по отношению к младшим обычно является средством демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо требуют «прекратить беспорядок» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых.

Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно илипод влиянием товарищей. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

- как следствие недостаточного надзора;

- в целях развлечения;

- как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

- как реакция на недостаточное внимание состороны близких;

- как реакция тревоги и страха наказания;

- вследствие фантазерства и мечтательности;

- чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

- как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Субкультуральные девиации - участие в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм.

К девиантному поведению также относятся различные зависимости – наркотическая, алкогольная, химическая, игровая.

Пищевые аддикции – нервная анорексия (преднамеренное снижение веса), нервная булимия (характеризуется повторяющимися приступами переедания, невозможностью даже короткое время обходиться без пищи и одновременно чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела).

Актуальной в современном мире стала и проблема юношеских самоубийств. Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер.

Так же разновидностью девиантного поведения является аутоагрессия. Она выражается в покушении на целостность своего организма и происходит,   когда проявлять свой гнев на человека, вызвавшего его опасно или неприемлемо, а сдержать его не получается. Тогда человек направляет агрессию на себя, не видя другого выхода из положения (ребенок может начать себя бить, царапать, кусать или биться головой о стену). Все это происходит на подсознательном уровне. 
В какой-то степени аутоагрессия присуща любому человеку, но в слабо выраженных, безопасных формах. Например, каждый из нас корил себя за ошибочные поступки. Также мы можем винить себя, если с кем-то из наших родных стряслась беда или несчастный случай. Но когда она принимает патологическую форму, оставленная без внимания, может повлечь за собой тяжелейшие последствия.

Причины возникновения девиантного поведения у подростков условно можно разделить на объективные и субъек­тивные. К объективным причинам можно отнести семью, школу, социум (влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности), а к субъективным - особенности личностного развития подростка, его темперамент, характер.

Факторами, способствующими развитию отклоняющегося поведения, являются:

- Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительская жестокость или просто непоследовательность в воспитании, раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.

Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности - а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если взрослые сами этого не делают.

- Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата “перспективы жизни”, видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.

-Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.

Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное влияние на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающиеся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что затрудняет его отношения с окружающими.

- Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различной выраженности неврозы и психопатии.


Предупреждение и преодоление трудностей в воспитании подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.

Непрерывный рост различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. профилактику.

Основными профилактическими мерами являются:

  • создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

  • осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;

  • обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка

Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

  1. Решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

  2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

  3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков.

Формы профилактической работы:

- Организация социальной среды.

Система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для выявления, устранения и нейтрализации причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этой формы является работа с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье; обеспечение ребенку психологически комфортного положения в коллективе; методическую помощь в преодолении учебных трудностей;

- Информирование.

Эта форма профилактической работы основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

- Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха; нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью общения с природой и искусством; усиление деятельности в той области, ко­торую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, тех­никой, музыкой и др.);

- Организация здорового образа жизни.

Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации дея­тельности школьников по удовлетворению их интересов; искоренение отрицательных качеств и вредных привычек, обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения;

- Активизация личностных ресурсов.

Восстановление или коррекция нравственных и волевых качеств личности человека с девиантным поведением.

«Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, восстанавливающаяся и даже совершенствующаяся», – так определял человека академик И. П. Павлов. Сознательный человек – гражданин – это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушений закона. Вот почему у подростка следует формировать следующие волевые черты поведения:

- быть хозяином своего слова и дела;

- тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

- ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Профилактическая работа должна быть направлена на: тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям; разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой; формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры; формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.

В каждом конкретном случае мы имеем неповторимое сочетание черт, качеств, свойств личности и мотивов ее общественно опасного поведения. Но в каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного в духовном мире может оказать помощь воспитателю.

Влияя на эмоциональную, волевую, рациональную стороны духовного мира подростка, нужно помнить, что основа его положительных черт – это правильно сформированное мировоззрение. Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах.

Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям. Он может лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами.

Преступление совершает тот, кто имеет серьезные дефекты в духовном мире и поведении, и ликвидировать их – сложнейшая задача, требующая порой длительных усилий.

Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченными».


Список использованной литературы:



  1. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося
    поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. - Изд. 3-е. - М:
    Изд-во «Магистр», 1997.



  1. Берковитц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль
    [Текст] / Л. Берковитц. - СПб.; М., 2001.



  1. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: много­
    образие, опыт, трудности, поиск альтернатив [Текст] // Материалы
    Регионального научно-практического семинара / под общ. ред. Ю.
    А. Клейберга. -Тверь: «ЧуДо», 2000.



  1. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Система работы общеобразовательного учреждения по профилактике и кор­рекции девиантного поведения современного школьника /Под науч. ред. профессора В.В. Новикова: Монография. - Яро­славль: МАПН, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007.



  1. Рычкова, Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагно­
    стика, коррекция, психопрофилактика [Текст] : учебно-
    практическое пособие / Н. А. Рычкова. - М.: «Издательство ГНОМ
    и Д», 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности девиантного поведения несовершеннолетних

Автор: Павлова Анна Геннадьевна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа классного руководителя с детьми девиантного поведения "
    ["seo_title"] => string(69) "rabota-klassnogho-rukovoditielia-s-diet-mi-dieviantnogho-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171584"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423680524"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Методические рекомендации "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-profilaktika-samovol-nykh-ukhodov-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "338797"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470625576"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними  в условиях сельской школы "
    ["seo_title"] => string(87) "profilaktika-upotrieblieniia-pav-niesoviershiennolietnimi-v-usloviiakh-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148215"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419611448"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей "
    ["seo_title"] => string(118) "osobiennosti-sotsial-no-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-niesoviershiennolietnikh-iz-nieblaghopoluchnykh-siemiei"
    ["file_id"] => string(6) "188353"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426670448"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства