Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей
Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей
Семейное неблагополучие - одна из наиболее острых проблем современного российского общества.
Неблагополучие может проявляться в различных формах: невозможность обеспечения элементарных потребностей несовершеннолетних ввиду низкой заработной платы, низкая педагогическая культура родителей, применение физического и психологического насилия в отношении несовершеннолетних, алкогольная либо наркотическая зависимость родителей. Самой сложной является ситуация, когда одна семья сочетает в себе несколько типов неблагополучия, построить конструктивную работу с несовершеннолетними из данных семей крайне сложно.
Кроме того, в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей в обществе сложились довольно устойчивые стереотипы, по – мнению большинства, дети из неблагополучных семей отличаются девиантным поведением, проблемами с учебой, склонностью к совершению преступлений. Часто несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, становится объектами прессинга и насилия в образовательных учреждениях, наиболее возмутительным является тот факт, что педагогический коллектив относится к таким детям с явным пренебрежением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей »
Мурзакова Елена Геннадьевна
МАОУ СОШ № 168 г. Екатеринбурга
Учитель истории и обществознания
Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей
Семейное неблагополучие - одна из наиболее острых проблем современного российского общества.
Неблагополучие может проявляться в различных формах: невозможность обеспечения элементарных потребностей несовершеннолетних ввиду низкой заработной платы, низкая педагогическая культура родителей, применение физического и психологического насилия в отношении несовершеннолетних, алкогольная либо наркотическая зависимость родителей. Самой сложной является ситуация, когда одна семья сочетает в себе несколько типов неблагополучия, построить конструктивную работу с несовершеннолетними из данных семей крайне сложно.
Кроме того, в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей в обществе сложились довольно устойчивые стереотипы, по – мнению большинства, дети из неблагополучных семей отличаются девиантным поведением, проблемами с учебой, склонностью к совершению преступлений. Часто несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, становится объектами прессинга и насилия в образовательных учреждениях, наиболее возмутительным является тот факт, что педагогический коллектив относится к таким детям с явным пренебрежением.
За год работы в должности старшего инспектора в территориальной комиссии Ленинского района города Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав я сталкивалась со многими несовершеннолетними, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении и семьях группы риска, необходимо отметить тот факт, что далеко не все несовершеннолетние из данных категорий семей попадают под написанное абзацем выше описание. Осмелюсь предположить, что девиантное поведение и проблемы с учебой являются следствием неэффективной организации социально – педагогического сопровождения.
Несовершеннолетние с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены социально – педагогическим сопровождением, посредством которого возможно компенсировать ущебность мира, доставшегося таким детям, перервать развитие цепи социального неблагополучия.
Социально – педагогическое сопровождение – комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий успешной социализации ребенка [1, c. 55].
Социально – педагогическое сопровождение основывается на следующих принципах[1, c.65]:
принцип конкретности - является ведущим при создании индивидуальной
программы социально –педагогического сопровождения несовершеннолетнего, поскольку при подборе наиболее эффективных мер педагог должен учитывать особенности личности конкретного несовершеннолетнего;
принцип социального воспитания в коллективе – исходя их данного
принципа необходимо привлекать детей к совместной коллективной деятельности для развития чувства ответственности, усвоения правил общения с другими людьми;
принцип педагогического оптимизма – означает, что при построении работы
с несовершеннолетним необходимо опираться на его сильные и позитивные стороны;
принцип перспективы – согласно данному принципу педагогу необходимо
выработать у несовершеннолетнего адекватные жизненные ориентации, обозначить ему перспективу личностного роста и улучшения отношений в семье;
принцип сотрудничества с родителями ребенка - педагог должен принять
все возможные меры для того, чтобы заинтересовать родителей жизнью ребенка, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, осуществлять информационную и посредническую помощь семье;
принцип диалога который подразумевает взаимодействие всех участников
социально – педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей (между учителями предметниками, классным руководителем, социальным педагогом, несовершеннолетним, его родителями).
Главной задачей социально – педагогического сопровождения является формирование и развитие позитивных качеств личности, именно поэтому работа между педагогом и несовершеннолетним должна строиться на основе уважения и разумных требований.
В основном работа с несовершеннолетними из неблагополучных семей строится на основе индивидуальной программы и включает в себя 2 этапа[3]:
Работа непосредственно с несовершеннолетним.
Работа с неблагополучной семьей.
Работа с несовершеннолетним строится с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, необходимо учесть тот факт, что основной задачей является развитие у несовершеннолетнего интереса к учебной и творческой деятельности, для этого для него необходимо создавать ситуацию успеха[2,c.25]. Не менее важным пунктом программы является организация каникулярного и санаторного отдыха несовершеннолетних.
С родителями работа строится посредством анализа проблем семьи, поиска возможных вариантов их решения, организации бесед и консультаций по вопросам обучения и воспитания детей.
Следует сделать вывод о том, что при грамотной и эффективно организованной работе школьного коллектива к несовершеннолетним из неблагополучных семей можно привить и интерес к учебе, а также организовать их досуг, именно поэтому, прежде чем обращаться с представлениями и жалобами в органы системы профилактики, администрации образовательных учреждений следует обратить внимание на то, какие меры для решения проблем неблагополучия принимает педагогический коллектив.
Буянов М.Т. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра-М.Просвещение,2010.
Кожарская В.,Шурмина И., Щипицина Е. Отраслевая модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства // Социальная педагогика.-2013-№2.