kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейное неблагополучие - одна из наиболее острых проблем современного российского общества.

Неблагополучие может проявляться в различных формах: невозможность обеспечения элементарных потребностей несовершеннолетних ввиду низкой заработной платы, низкая педагогическая культура родителей, применение физического и психологического насилия в отношении несовершеннолетних, алкогольная либо наркотическая зависимость родителей. Самой сложной является ситуация, когда одна семья сочетает в себе несколько типов неблагополучия, построить конструктивную работу с несовершеннолетними из данных семей крайне сложно.

Кроме того, в  отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей  в обществе сложились довольно устойчивые стереотипы, по – мнению большинства, дети из неблагополучных семей отличаются девиантным поведением, проблемами с учебой, склонностью к совершению преступлений. Часто несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, становится объектами прессинга и  насилия в образовательных учреждениях, наиболее возмутительным является тот факт, что педагогический коллектив относится к таким детям с явным пренебрежением.

Просмотр содержимого документа
«Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей »

Мурзакова Елена Геннадьевна

МАОУ СОШ № 168 г. Екатеринбурга

Учитель истории и обществознания


Особенности социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей


Семейное неблагополучие - одна из наиболее острых проблем современного российского общества.

Неблагополучие может проявляться в различных формах: невозможность обеспечения элементарных потребностей несовершеннолетних ввиду низкой заработной платы, низкая педагогическая культура родителей, применение физического и психологического насилия в отношении несовершеннолетних, алкогольная либо наркотическая зависимость родителей. Самой сложной является ситуация, когда одна семья сочетает в себе несколько типов неблагополучия, построить конструктивную работу с несовершеннолетними из данных семей крайне сложно.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей в обществе сложились довольно устойчивые стереотипы, по – мнению большинства, дети из неблагополучных семей отличаются девиантным поведением, проблемами с учебой, склонностью к совершению преступлений. Часто несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, становится объектами прессинга и насилия в образовательных учреждениях, наиболее возмутительным является тот факт, что педагогический коллектив относится к таким детям с явным пренебрежением.

За год работы в должности старшего инспектора в территориальной комиссии Ленинского района города Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав я сталкивалась со многими несовершеннолетними, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении и семьях группы риска, необходимо отметить тот факт, что далеко не все несовершеннолетние из данных категорий семей попадают под написанное абзацем выше описание. Осмелюсь предположить, что девиантное поведение и проблемы с учебой являются следствием неэффективной организации социально – педагогического сопровождения.

Несовершеннолетние с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены социально – педагогическим сопровождением, посредством которого возможно компенсировать ущебность мира, доставшегося таким детям, перервать развитие цепи социального неблагополучия.

Социально – педагогическое сопровождение – комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий успешной социализации ребенка [1, c. 55].

Социально – педагогическое сопровождение основывается на следующих принципах[1, c.65]:

  • принцип конкретности - является ведущим при создании индивидуальной

программы социально –педагогического сопровождения несовершеннолетнего, поскольку при подборе наиболее эффективных мер педагог должен учитывать особенности личности конкретного несовершеннолетнего;

  • принцип социального воспитания в коллективе – исходя их данного

принципа необходимо привлекать детей к совместной коллективной деятельности для развития чувства ответственности, усвоения правил общения с другими людьми;

  • принцип педагогического оптимизма – означает, что при построении работы

с несовершеннолетним необходимо опираться на его сильные и позитивные стороны;

  • принцип перспективы – согласно данному принципу педагогу необходимо

выработать у несовершеннолетнего адекватные жизненные ориентации, обозначить ему перспективу личностного роста и улучшения отношений в семье;

  • принцип сотрудничества с родителями ребенка - педагог должен принять

все возможные меры для того, чтобы заинтересовать родителей жизнью ребенка, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, осуществлять информационную и посредническую помощь семье;

  • принцип диалога который подразумевает взаимодействие всех участников

социально – педагогического сопровождения несовершеннолетних из неблагополучных семей (между учителями предметниками, классным руководителем, социальным педагогом, несовершеннолетним, его родителями).

Главной задачей социально – педагогического сопровождения является формирование и развитие позитивных качеств личности, именно поэтому работа между педагогом и несовершеннолетним должна строиться на основе уважения и разумных требований.

В основном работа с несовершеннолетними из неблагополучных семей строится на основе индивидуальной программы и включает в себя 2 этапа[3]:

  1. Работа непосредственно с несовершеннолетним.

  2. Работа с неблагополучной семьей.

Работа с несовершеннолетним строится с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, необходимо учесть тот факт, что основной задачей является развитие у несовершеннолетнего интереса к учебной и творческой деятельности, для этого для него необходимо создавать ситуацию успеха[2,c.25]. Не менее важным пунктом программы является организация каникулярного и санаторного отдыха несовершеннолетних.

С родителями работа строится посредством анализа проблем семьи, поиска возможных вариантов их решения, организации бесед и консультаций по вопросам обучения и воспитания детей.

Следует сделать вывод о том, что при грамотной и эффективно организованной работе школьного коллектива к несовершеннолетним из неблагополучных семей можно привить и интерес к учебе, а также организовать их досуг, именно поэтому, прежде чем обращаться с представлениями и жалобами в органы системы профилактики, администрации образовательных учреждений следует обратить внимание на то, какие меры для решения проблем неблагополучия принимает педагогический коллектив.


Список литературы


  1. Беляев В.И., Салтанов Е.Н. Социальная педагогика: методология, теория, история- М. РГСУ «Союз», 2012.

  2. Буянов М.Т. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра-М.Просвещение,2010.

  3. Кожарская В.,Шурмина И., Щипицина Е. Отраслевая модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства // Социальная педагогика.-2013-№2.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мурзакова Елена Геннадьевна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188353

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства