Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная ориентация является основой всего обучения в школе с целью подготовки учеников к профессии, наиболее соответствующей умственным и физическим возможностям детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.»
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
г. Кольчугино».
Тема педагогического совета: «Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».
Выступление на тему: «Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила: воспитатель Минейчева М. А.
18.12.2020
Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности профессионального самоопределения и профориентации подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.
Основным из них является неоднородность групп подростков, выделяемых по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.
Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают как на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки.
Профориентация у детей с ОВЗ имеет свою специфику, она должна основываться на знании их половозрастных особенностей.
В профориентацию подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:
анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
Необходимым условием профориентации подростков с ОВЗ является их желание консультироваться — получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.
Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
В рамках комплексного подхода к профконсультированию большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.
В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.
Подростки с ОВЗ часто являются лабильными и очень сензитивными не только к содержанию, но и к форме любого высказывания, поэтому чрезвычайно важно соблюдать этико-психологические правила коммуникативного воздействия на них.
Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в профессиональном консультировании должны реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подход, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка. Необходимо также учитывать специфику его основного нарушения.
В процессе решения проблемы самоопределения и профориентации детей с ограниченными возможностями родителям и педагогам следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения для каждого вида нарушения.
Дети с нарушенным слухом.
К категории детей и подростков с нарушениями слуха относятся лица, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
Процесс профессионального самоопределения детей с нарушением слуха имеет свои особенности вследствие их дефекта:
воспитанники с нарушением слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;
недостаточное развитие словесной речи у детей с нарушением слуха затрудняет получение информации о профессиях;
нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (радио, документальные и научные фильмы с дикторским текстом и пр.)
Современное производство требует широкой общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки. В связи с этим воспитанникам с нарушением слуха необходимо давать профессию с «широким профилем», которая предусматривает наличие нескольких смежных специальностей, а также умений и навыков, используемых в разных видах трудовой деятельности.
Продуктивным методом профориентации и становлению самоопределения, для детей с нарушением слуха, являются сюжетно-ролевые, деловые, речевые игры, арт-терапия. Основная задача игр – упражнения в развитии коммуникативных качеств личности в процессе игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности.
Примерные профессии подходящие для людей с нарушенным слухом:
практически все виды профессий связанные с работой в интернете:
Seo-оптимизатор;
Веб-дизайнер;
Редактор текстов и т.д.
практически все виды профессий работы руками:
массажист;
упаковщик;
сборщик ПК;
швея;
зубной техник;
закройщик;
кладовщик и т.д.
инженер-проектировщик;
делопроизводитель;
сурдопереводчик и т.д.
Дети с нарушением зрения.
К категории детей и подростков с нарушениями зрения относятся: незрячие, слабовидящие и лица с пониженным зрением или пограничным зрением между слабовидением и нормой.
Процесс профессионального самоопределения детей с нарушением зрения имеет свои особенности вследствие их дефекта:
на уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов, что затрудняет получение зрительной информации о профессиях;.
поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления и у детей с нарушением зрения ограничены и искажены, процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена.
психическое развитие слабовидящего ребенка имеет свои особенности, нарушение зрения затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (различная наглядность, документальные фильмы и т.д.).
Дети с нарушением зрения в основном используют зрительную информацию о предмете как основную, и это ведет к искаженному восприятию многих предметов. Поэтому, важно развивать пространственную ориентировку на слух, обоняние, осязание. Для освоения подходящих профессий уже в школе у учащихся нужно развивать технические способности, конструктивное творческое воображение.
На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей. Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы.
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением зрения:
практически все виды профессий связанные со связью
оператор Call-центра;
диспетчер транспортный;
телемаркетолог и т.д.
практически все виды профессий работы руками:
массажист;
упаковщик;
радиотехник и т.д.
практически все виды профессий связанные с искусством
композитор;
музыкант;
музыкальный руководитель и т.д.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Наиболее распространенным нарушением ОДА являются последствия ДЦП. К вторичным нарушениям ОДА относится травматическая болезнь спинного мозга.
Профориентация и возможность трудовой деятельности при ДЦП зависят от степени функциональных возможностей двигательного аппарата и сохранности интеллекта детей. Для достижения максимальных результатов в самоопределении и профессиональной ориентации важно использовать трудотерапию.
Трудотерапия при ДЦП имеет лечебную направленность, тесно взаимодействует с лечебной гимнастикой, психотерапией, другими методами реабилитации. Формы и методы зависят от уровня умственного развития, двигательных возможностей. Трудотерапию надо начинать рано, в дошкольном возрасте, в виде игры. Огромное значение имеет выработка навыков самообслуживания, бытовой реабилитации. На начальном этапе обучаются работе с пластилином, бумагой, карандашом, ножницами, изготовлению простых блокнотов, альбомов, конвертов, цветов. Для детей постарше возможно вязание, шитье, некоторые столярные, технически несложные виды работ. Профессиональная ориентация продолжается в течение всего обучения в школе с целью подготовки к профессии, наиболее соответствующей умственным и физическим возможностям.
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
практически все виды профессий связанные с работой в интернете:
администратор баз данных;
специалист по рекламе в социальных сетях;
редактор текстов и т.д.
инженер-радиотехник;
социолог;
методист;
новостной менеджер;
финансовый аналитик;
программист и т.д.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития - это психолого-педагогическое определение наиболее распространенного отклонения в психофизическом развитии среди всех встречающихся у детей отклонений. ЗПР рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости.
Процесс профессионального самоопределения детей с ЗПР имеет свои особенности вследствие их дефекта:
низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;
память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
имеются легкие нарушения речевых функций;
незрелость эмоциональной сферы и мотивации;
несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.
Успешное обучение и воспитание детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе. С самого детства особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития и коррекции нарушенного внимания у дошкольников ЗПР, так как внимание является необходимым условием успешного развития ребенка с ЗПР в процессе обучения, воспитания и самоопределения. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. Наиболее эффективный метод терапевтического воздействия для детей с нарушением внимания является игровая терапия, где общение ребенка и взрослого происходит в процессе игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Важным свойством внимания, развитие которого особенно значимо для обучения в школе и самоопределения в будущем является его устойчивость. Детям можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения.
Так же следует направленно формировать переключение внимания. Несложные игры и упражнения, направленные на развитие переключения внимания, могут помочь с заданиями.
Вообще играя с детьми, следует чередовать простые и более трудные задания. Это дает отдых и в то же время развивает ребенка. Развивая внимание в дошкольном возрасте, мы закладываем основу для успешной успеваемости в школе и в будущем. Играя с ребенком, мы воздействуем на него, воздействуем ненавязчиво и без принуждения, постепенно добиваясь своей цели.
ЗПР несет временный характер, поэтому для успешного самоопределения ребенка в будущем необходимо как можно раньше начинать развитие психических процессов, таких как память, ощущение, восприятие, корректировать эмоционально- волевую сферу, особое внимание нужно уделить мышлению:
развивать наглядно - действенное, наглядно - образное и логическое мышление;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе;
учить выделять главное, существенное;
учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий;
развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета;
развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи;
развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя);
развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
Так как задержка психического развития у детей носит временный характер, то мир профессий для них открыт полностью и особых ограничений нет, все зависит от профессиональных наклонностей самого ребенка.
Следует придать большое значение завершительному этапу профессиональной ориентации, когда ребенок уже практически определился с профессией нужно составить профессиограмму выбранной профессии и в беседе с ребенком соотнести с его возможностями следующее:
в первую очередь медицинские противопоказания;
содержание деятельности;
требования к знаниям и умениям;
требования к индивидуальным особенностям;
условия работы;
пути получения профессии;
области применения профессиональных знаний;
перспективы дальнейшего роста.
Дети с нарушением интеллектуального развития:
Интеллектуальныенарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.
В связи с этим проблема профориентации выпускников школ с нарушением интеллектуального развития и их трудоустройства для нашей страны была и остается трудно разрешимой, так как зачастую психофизические возможности подростка или юноши не соответствуют уровню их притязаний.
Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе.
При организации профориентационной работы необходимо учитывать:
состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, а также в группе продлённого дня в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
поддержка со стороны педагогов;
знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;
информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Предполагаемые результаты профориентационной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития :
1.Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
2. Формирование максимально возможного уровня социальной адаптации у учащихся;
3.Воспитание самостоятельной личности каждого учащегося с активной жизненной позицией и запасом основных профессиональных навыков;
4.Представление о собственных интересах и возможностях.
5.Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий.
6.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися.
7.Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
8.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).
9.Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися.
Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением интеллектуального развития:
столяр
штукатур
маляр
слесарь сантехнических работ
швея
плотник
портной
мастер по ремонту обуви
переплетчик
цветовод
кухонный работник
слесарь механосборочных работ
автослесарь
Основные правила по профориентационной работе с детьми с ОВЗ:
целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;
профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей;
методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ;
важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.