kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация является основой всего обучения в школе с целью подготовки учеников к профессии, наиболее соответствующей умственным и физическим возможностям детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.»

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

г. Кольчугино».






Тема педагогического совета: «Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».



Выступление на тему: «Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья».












Подготовила: воспитатель Минейчева М. А.







18.12.2020





Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности профессионального самоопределения и профориентации подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.

Основным из них является неоднородность групп подростков, выделяемых по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.

Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают как на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки.

Профориентация у детей с ОВЗ имеет свою специфику, она должна основываться на знании их половозрастных особенностей.

В профориентацию подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:

  • анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

  • психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);

  • социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Необходимым условием профориентации подростков с ОВЗ является их желание консультироваться — получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.

Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

В рамках комплексного подхода к профконсультированию большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

Подростки с ОВЗ часто являются лабильными и очень сензитивными не только к содержанию, но и к форме любого высказывания, поэтому чрезвычайно важно соблюдать этико-психологические правила коммуникативного воздействия на них.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

  • из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;

  • ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

  • составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в профессиональном консультировании должны реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подход, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка. Необходимо также учитывать специфику его основного нарушения.

В процессе решения проблемы самоопределения и профориентации детей с ограниченными возможностями родителям и педагогам следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения для каждого вида нарушения.

Дети с нарушенным слухом.

К категории детей и подростков с нарушениями слуха относятся лица, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Процесс профессионального самоопределения детей с нарушением слуха имеет свои особенности вследствие их дефекта:

  • воспитанники с нарушением слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;

  • недостаточное развитие словесной речи у детей с нарушением слуха затрудняет получение информации о профессиях;

  • нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (радио, документальные и научные фильмы с дикторским текстом и пр.)

Современное производство требует широкой общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки. В связи с этим воспитанникам с нарушением слуха необходимо давать профессию с «широким профилем», которая предусматривает наличие нескольких смежных специальностей, а также умений и навыков, используемых в разных видах трудовой деятельности.

   Продуктивным методом профориентации и становлению самоопределения, для детей с нарушением слуха, являются сюжетно-ролевые, деловые, речевые игры, арт-терапия. Основная задача игр – упражнения в развитии коммуникативных качеств личности в процессе игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности.

Примерные профессии подходящие для людей с нарушенным слухом:

  • практически все виды профессий связанные с работой в интернете:

  • Seo-оптимизатор;

  • Веб-дизайнер;

  • Редактор текстов и т.д.

  • практически все виды профессий работы руками:

  • массажист;

  • упаковщик;

  • сборщик ПК;

  • швея;

  • зубной техник;

  • закройщик;

  • кладовщик и т.д.

  • инженер-проектировщик;

  • делопроизводитель;

  • сурдопереводчик и т.д.


Дети с нарушением зрения.

К категории детей и подростков с нарушениями зрения относятся: незрячие, слабовидящие и лица с пониженным зрением или пограничным зрением между слабовидением и нормой.

Процесс профессионального самоопределения детей с нарушением зрения имеет свои особенности вследствие их дефекта:

  • на уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов, что затрудняет получение зрительной информации о профессиях;.

  • поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления и у детей с нарушением зрения ограничены и искажены, процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена.

  • психическое развитие слабовидящего ребенка имеет свои особенности, нарушение зрения затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (различная наглядность, документальные фильмы и т.д.).

Дети с нарушением зрения в основном используют зрительную информацию о предмете как основную, и это ведет к искаженному восприятию многих предметов. Поэтому, важно развивать пространственную ориентировку на слух, обоняние, осязание. Для освоения подходящих профессий уже в школе у учащихся нужно разви­вать технические способности, конструктивное творческое вооб­ражение.

На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромон­тажные работы. Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей. Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы.

Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением зрения:

  • практически все виды профессий связанные со связью

  • оператор Call-центра;

  • диспетчер транспортный;

  • телемаркетолог и т.д.

  • практически все виды профессий работы руками:

  • массажист;

  • упаковщик;

  • радиотехник и т.д.

  • практически все виды профессий связанные с искусством

  • композитор;

  • музыкант;

  • музыкальный руководитель и т.д.


Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Наиболее распространенным нарушением ОДА являются последствия ДЦП. К вторичным нарушениям ОДА относится травматическая болезнь спинного мозга.

Профориентация и возможность трудовой деятельности при ДЦП зависят от степени функциональных возможностей двигательного аппарата и сохранности интеллекта детей.
Для достижения максимальных результатов в самоопределении и профессиональной ориентации важно использовать трудотерапию.

Трудотерапия при ДЦП имеет лечебную направленность, тесно взаимодействует с лечебной гимнастикой, психотерапией, другими методами реабилитации. Формы и методы зависят от уровня умственного развития, двигательных возможностей. Трудотерапию надо начинать рано, в дошкольном возрасте, в виде игры. Огромное значение имеет выработка навыков самообслуживания, бытовой реабилитации. На начальном этапе обучаются работе с пластилином, бумагой, карандашом, ножницами, изготовлению простых блокнотов, альбомов, конвертов, цветов. Для детей постарше возможно вязание, шитье, некоторые столярные, технически несложные виды работ. Профессиональная ориентация продолжается в течение всего обучения в школе с целью подготовки к профессии, наиболее соответствующей умственным и физическим возможностям.

Примерные профессии, подходящие для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

  • практически все виды профессий связанные с работой в интернете:

  • администратор баз данных;

  • специалист по рекламе в социальных сетях;

  • редактор текстов и т.д.

  • инженер-радиотехник;

  • социолог;

  • методист;

  • новостной менеджер;

  • финансовый аналитик;

  • программист и т.д.


Дети с ЗПР

Задержка психического развития - это психолого-педагогическое определение наиболее распространенного отклонения в психофизическом развитии среди всех встречающихся у детей отклонений. ЗПР рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (задержка темпа психического развития), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости.

Процесс профессионального самоопределения детей с ЗПР имеет свои особенности вследствие их дефекта:

  • низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

  • неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

  • память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

  • наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

  • имеются легкие нарушения речевых функций;

  • незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

  • несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.

Успешное обучение и воспитание детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе. С самого детства особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития и коррекции нарушенного внимания у дошкольников ЗПР, так как внимание является необходимым условием успешного развития ребенка с ЗПР в процессе обучения, воспитания и самоопределения. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. Наиболее эффективный метод терапевтического воздействия для детей с нарушением внимания является игровая терапия, где общение ребенка и взрослого происходит в процессе игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
Важным свойством внимания, развитие которого особенно значимо для обучения в школе и самоопределения в будущем является его устойчивость.
Детям можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения.

Так же следует направленно формировать переключение внимания. Несложные игры и упражнения, направленные на развитие переключения внимания, могут помочь с заданиями.

Вообще играя с детьми, следует чередовать простые и более трудные задания. Это дает отдых и в то же время развивает ребенка. Развивая внимание в дошкольном возрасте, мы закладываем основу для успешной успеваемости в школе и в будущем. Играя с ребенком, мы воздействуем на него, воздействуем ненавязчиво и без принуждения, постепенно добиваясь своей цели.

ЗПР несет временный характер, поэтому для успешного самоопределения ребенка в будущем необходимо как можно раньше начинать развитие психических процессов, таких как память, ощущение, восприятие, корректировать эмоционально- волевую сферу, особое внимание нужно уделить мышлению:

  • развивать наглядно - действенное, наглядно - образное и логическое мышление;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе;

  • учить выделять главное, существенное;

  • учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий;

  • развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

  • учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета;

  • развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи;

  • активизировать мыслительную творческую деятельность;

  • развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя);

  • развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Так как задержка психического развития у детей носит временный характер, то мир профессий для них открыт полностью и особых ограничений нет, все зависит от профессиональных наклонностей самого ребенка.

Следует придать большое значение завершительному этапу профессиональной ориентации, когда ребенок уже практически определился с профессией нужно составить профессиограмму выбранной профессии и в беседе с ребенком соотнести с его возможностями следующее:

  • в первую очередь медицинские противопоказания;

  • содержание деятельности;

  • требования к знаниям и умениям;

  • требования к индивидуальным особенностям;

  • условия работы;

  • пути получения профессии;

  • области применения профессиональных знаний;

  • перспективы дальнейшего роста.


Дети с нарушением интеллектуального развития:

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.

В связи с этим проблема профориентации выпускников школ с нарушением интеллектуального развития и их трудоустройства для нашей страны была и остается трудно разрешимой, так как зачастую психофизические возможности подростка или юноши не соответствуют уровню их притязаний.

Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе.

При организации профориентационной работы необходимо учитывать:

  • состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

  • развитие навыков и умений на уроках трудового обучения, а также в группе продлённого дня в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;

  • поддержка со стороны педагогов;

  • знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;

  • информирование о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Предполагаемые результаты профориентационной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития :

1.Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

2. Формирование максимально возможного уровня социальной адаптации у учащихся;

3.Воспитание самостоятельной личности каждого учащегося с активной жизненной позицией и запасом основных профессиональных навыков;

4.Представление о собственных интересах и возможностях.

5.Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, внеклассных групповых занятий и экскурсий.

6.Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися.

7.Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.

8.Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).

9.Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися.

Примерные профессии, подходящие для людей с нарушением интеллектуального развития:

  • столяр

  • штукатур

  • маляр

  • слесарь сантехнических работ

  • швея

  • плотник

  • портной

  • мастер по ремонту обуви

  • переплетчик

  • цветовод

  • кухонный работник

  • слесарь механосборочных работ

  • автослесарь


Основные правила по профориентационной работе с детьми с ОВЗ:

  • целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими ОВЗ, следует проводить начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх;

  • профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей;

  • методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ;

  • важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями;

  • на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Минейчева Мария Алексеевна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 592940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Программа кружка "Дизайнер""
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-dizainier"
    ["file_id"] => string(6) "143080"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418444734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства