kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация взаимопомощи учителем на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материалах семинара рассматриваются виды и формы помощи и взаимопомощи, с которыми учителя сталкиваются в работе с детьми на уроке.

Просмотр содержимого документа
«памятка Оказание помощи учителем на уроке»

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении


В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала


  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

  • Напоминание приема и способа выполнения задания.

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.


Просмотр содержимого документа
«приложение 2 Упражнения - энергизаторы»

5



Приложение 2

СПИСОК УПРАЖНЕНИЙ - ЭНЕРГИЗАТОРОВ.

1. “Мяч”

Все встают в круг. Кто-нибудь берет в руки мяч и кидает его любому из участников группы, называя при этом имя тому, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, или тот, кто не поймал мяч, называет все имена участников по кругу, начиная с себя.

2. “Передай апельсин”

Встать в круг. Участники должны передать друг другу какую-нибудь круглую вещь: мяч, апельсин, круглую игрушку и т.п. При этом, нельзя помогать руками, “мяч” передается подбородком или плечами. Если “мяч” падает, все начинается сначала (как вариант можно продолжать передавать дальше, но только надо повторить еще один круг).

3. “Скажи комплимент”

В кругу каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит за это и говорит комплимент своему соседу и т.д.

4. “Восковая палочка”

Игра на доверие и поддержку друг друга. Все встают в круг плотно друг к другу. Один выходит в центр круга. Члены группы ставят руки перед собой и покачивая участника в центре из стороны в сторону, поддерживая его, не давая упасть. Эту процедуру проходят все по очереди. Потом каждый оценивает свое доверие по пятибальной системе.

5. “Гомеостат”

Эта игра предназначена для проверки групповой совместимости. Вся группа собирается в круг. По команде ведущего все участники выбрасывают пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже число пальцев. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели. Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку, после выбрасывания пальцев, фиксируют их на какое-то время. Ведущий считает: “Раз, два, три” и вся группа снова выбрасывает пальцы.

6. “Коленки”

Сесть в круг. Каждый участник кладет руки на колени своих соседей слева и справа. Тот, с кого начинается игра, хлопает своего соседа справа по коленке. Сосед должен мгновенно среагировать, хлопнуть по коленке первого игрока, а затем быстро хлопнуть следующего игрока справа, как бы передавая эстафету. Тот, в свою очередь, должен передать хлопок дальше, предварительно хлопнув по колену того кто ему передал хлопок.

7. “Электрический ток”

Встаньте плотно в круг и возьмитесь последовательно за руки друг друга. Выберите ведущего. Ведущий стоит в центре круга и наблюдает за ходом игры. Первый игрок сжимает руку соседа справа, тот передает импульс пожатий следующему игроку, и так по цепочке. По сигналу “Стоп” игра останавливается и ведущий должен угадать на ком остановилось пожатие. Если он не угадывает, то ведущий остается прежним. Если удается угадать, то ведущий меняется (тот кого угадали).

8. “Пары”

Разбейтесь на пары и возьмите на каждую пару по одному листку бумаги (фломастер или незаточенный карандаш). Встаньте лицом друг к другу. Соприкасаясь с партнером верхней частью лба, вам надо в произвольном направлении под музыку двигаться по помещению, оставаться без движения на месте нельзя. В месте соприкосновения у вас должен быть лист бумаги (карандаш, фломастер) и важно его не уронить при движении без помощи рук. Пусть руки будут заведены за спину. Разговаривать нельзя. Вы должны найти каналы интуитивного понимания друг друга. Если лист бумаги падает, то пара замирает в том положении, в котором их застал этот момент.

9. “Уличное знакомство”

Разбейтесь на пары. Задание одного из участников пары - познакомиться со вторым. При этом мы считаем, что второй партнер совершенно незнакомый ему человек. Первый должен проявить максимум усилий, обаяния и находчивости. Его цель - познакомиться. Цель считается достигнутой, если он узнает имя и номер телефона. Второй партнер наоборот старается уйти от знакомства, но при этом сохраняет органичность образа (постараться приблизить эту ситуацию к жизненной). Необходимо заранее обговорить место их встречи и цель, побудившую одного из них к знакомству.

10. “Каждый кто”

Участники сидят в кругу. В центре - ведущий. Он говорит: “Каждый кто... (носит очки, одет в джинсы и т.п.) - поменяйтесь местами”. Те кого назвали (у них есть этот признак) быстро встают и стремятся занять свободные стулья. Кто не успел занять место, тот становится ведущим.

11. “Изменение внешности”

Группа делится на пары. По команде ведущего поворачиваются друг к другу спиной и меняют какие-то три вещи в своей внешности. Затем пары вновь поворачиваются лицом друг к другу и стараются найти изменения. Потом ведущий предлагает участникам изменить до 20 деталей в своей внешности.

12. “Разожми кулак”

Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (ломать руки и пальцы не надо). После окончания упражнения ведущий выясняет применялись ли несиловые методы (просьба, уговоры, хитрости и т.п.).

13. “Камень-ножницы-бумага”

Сжатый кулак означает “камень”, вытянутые и разведенные в стороны в виде буквы V указательный и средний пальцы - “ножницы”, ладонь - бумага. Игроки хором считают “Раз-два-три” и на счет три показывают один из знаков. “Камень” может затупить “ножницы”, “ножницы” разрезать “бумагу”, а “бумага” - завернуть “камень”. Как правило игра проводится в парах и поэтому в ней оказывается “победитель” и “побежденный”. Цель - показать один и тот же знак.

14. “Третий лишний”

В центре в кружок ставятся стулья спинками внутрь круга. Стульев должно быть меньше, чем участников. По команде ведущего участники начинают ходить по кругу, по хлопку все садятся. Тот, кому не досталось места, становится ведущим. Игра продолжается.

15. “Колпак”

Ведущий предлагает группе запомнить и хором повторить слова:

“Колпак ты мой колпак, колпак мой треугольный,

а если не треугольный, это не мой колпак”.

После того как группа хором повторила слова, ведущий предлагает повторить еще раз, заменяя слово “колпак” прикосновением к голове. В следующий повтор жестами изображается не только это слово, но и “мой” прикосновением к груди. Затем также вводятся жесты вместо слов “три” показ 3-х пальцев и “угольный” - угол, образованный ладонями рук. Все остальные слова кроме жестов произносятся по-прежнему хором.

16. “Прорвись в круг”

Группа образует круг, взявшись за руки и плотно сдвинувшись. Один из участников (тот, который почему-либо оказался в ходе занятий в изоляции или наоборот лидер) остается за кругом и пытается прорваться в круг. Если ему это удается, группа приветствует его аплодисментами, если нет, то после нескольких попыток группа сама пропускает его в круг и тоже приветствует.

17. “Ассоциация”

Ведущий выходит из комнаты. Группа загадывает кого-то из участников. Ведущий должен отгадать кто это. Ведущий может задавать вопросы типа: “С каким животным (предметом, настроением, музыкой, цветом и т.п.) ассоциируется у тебя этот человек?” или “Какой предмет (животное, цвет и т.д.) он тебе напоминает?” Когда ведущий отгадает, ведущим становится тот, кого загадывали. В качестве варианта могут использоваться “ассоциации по кругу” - по очереди члены группы сообщают с каким животным (цветом, растениями и т.д.) у него ассоциируется этот человек.

18. “Колечко”

Все участники складывают руки ладонями. Ведущий, также сложив руки, держит между ладонями какой-то маленький предмет. Ведущий проходит по кругу от одного участника к другому, при этом проводит своими руками между ладонями каждого из участников. Незаметно он опускает предмет кому-то в ладони. Обойдя весь круг, ведущий говорит: “Колечко, колечко, выйди на крылечко”. Тот у кого оказался предмет должен выбежать в центр круга, а соседи должны попытаться его задержать. Если участнику удается выскочить, он становится ведущим.

19. “Разговор через стекла”

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без помощи слов пригласить в кино партнеров, вторые - выяснить другой какой-то вопрос (лучше дать задание заранее, но при этом они не знают, что они должны передать друг другу). Участники пытаются договориться друг с другом. Они ведут себя так, как-будто между ними толстое стекло.

20. “Шарады”

Группа разбивается на две части. Первая подгруппа изображает по одному слову какую-то фразу, стихотворную строчку и т.п. Вторая подгруппа отгадывает. Затем наоборот. Для детей лучше фразу, слово приготовить заранее и написать на карточке.

21. “Путаница”

Группа разбивается на 7-10 человек. Ведущий МИГа отходит в сторону, а МИГ “запутывается”, затем ведущий “распутывает” свой МИГ. При этом нельзя разрывать пожатие рук. Побеждает тот ведущий, который вперед успеет “распутать” свою группу.

22. “Передать дальше”

Группа встает в круг. Ведущий слегка прикасается к руке стоящего слева, он передает прикосновение дальше. Прикосновение должно вернуться назад к ведущему. Затем он передает прикосновение и влево и вправо, причем он может через несколько секунд передать следующее. Важно, чтобы прикосновение не потерялось. То же самое упражнение можно выполнять держась за руки.

23. “Передай быстрее”

Группа по кругу быстро передает какой-то предмет. Упражнение проводится под музыку или под ровный счет ведущего. Тот у кого предмет оказывается во время внезапной остановки музыки (или на счет 10) становится ведущим.

24. “Ручеек”

Группа становится парами друг за другом, подняв сцепленные руки вверх. Ведущий пробегает под сцепленными руками, берет за руку кого-то из участников и ведет его за собой. Они образуют новую пару и становятся последними. Оставшийся без пары участник становится ведущим и сам бежит вперед и затем пробегает под сцепленными руками всех пар, забирая с собой кого-то, образуя новую пару. И так далее. Игра проводится в темпе.

25. “Море волнуется”

Ведущий говорит: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ... на месте замри”. Вместо многоточия от может назвать любую эмоцию, чувства, предмет, действие, отношение между людьми и т.п. Можно предварительно группе разбиться на пары, при этом участники по команде ведущего будут изображать какие-то отношения между людьми.

26. “Цепочка”

Ведущий берет первого участника за руку и начинает двигаться по комнате. Остальная группа, держась за руки, идет за ним. Ведущий может ходить зигзагами, проходить под руками остальных участников, группа повторяет все движения ведущего. В заключении ведущий может закрутить всю группу в спираль (так называемые “групповые объятия”). Этим упражнением можно завершить любое занятие.

27. “Доверие в парах”

Упражнение выполняется в парах. Один изображает “слепого”. Он закрывает глаза, стараясь не подсматривать. Глаза можно завязать. Другой берет “слепого” за руку, водит по комнате, следит за его безопасностью, подводит к разным предметам, предлагая “слепому” ощупать их и познакомиться с ними. Затем участники меняются ролями. Очень важно после выполнения упражнения дать возможность участникам поделиться своими переживаниями насколько легко они могли поверить друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

28. “Розовый крокодил”

Ведущий выходит, а остальные участники моделируют какой-либо сюжет, эмоциональное состояние, животное и т.п. Затем ведущий заходит и отгадывает что это. Это упражнение можно выполнять следующим образом: группа разделяется на малые группы и каждой дается задание смоделировать свою ситуацию, эмоциональное состояние, животное и т.п. Затем все группы по очереди показывают что у них получилось, остальные отгадывают.

29. “Горная тропа”

Группа выстраивается, изображая “горную тропу”. Ведущий должен пройти вдоль этой “тропы”, не упав в “пропасть”. Край “тропы” лучше начертить мелом на полу, а участники группы могут усложнить задачу для проходящего “тропу”, строя сложные для прохождения скульптуры.

30. “Упражнения на расслабление”

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться и представить себя в виде очень холодного “мороженого”, затем “мороженое” начинает таять. Можно использовать следующие образы: “наглые развалившиеся макароны”; идем против ветра; по льду; по глубокому снегу; по сыпучему песку; по горячему асфальту; по клею.

31. “Попробуй отгадай”

Разделить группу на малые подгруппы по 5-7 человек. Задание: представить свою подгруппу в виде чего-то движущегося (например, “Тройка лошадей”, “Змей-Горыныч”, “Осминог” и т.п.). Остальные должны угадать кто или что это.

32. “Работа в парах”

Один изображает какое-нибудь эмоциональное состояние (лучше дать задание заранее). Его партнер должен без слов изменить его состояние. Затем они меняются ролями. Лучше, если менять будут негативное состояние на позитивное.

33. “Давай пообщаемся”

Работа в парах. Партнеры садятся друг к другу спинами. Задание: договориться о чем-нибудь друг с другом в таком положении. Затем садятся против друг друга. Надо поговорить в парах, при этом глаза у них должны быть закрыты. Затем с закрытыми глазами невербально поздороваться; побороться; потанцевать; попрощаться.

34. “Фруктовый салат”

Группа садится в круг на стулья. Ведущий разбивает группу по названию фруктов (например, яблоко, груша, лимон, виноград, апельсин). Ведущий выкрикивает какой-нибудь фрукт, играющие имеющие такое название должны поменяться местами, ведущий пытается занять любое их место. Оставшийся без места человек становится ведущим. Он может назвать другой фрукт, или два фрукта одновременно, или крикнуть “Фруктовый салат”, тогда вся группа меняется местами, а ведущий пытается занять чужое место. Садиться на свое место нельзя.

35. “Паутина взаимоотношений”

Группа становиться в круг. Ведущий в руках держит клубок вязальных ниток, который бросает одному из игроков, которого предварительно называет по имени и говорит какое-то пожелание. У ведущего в руках остается конец нитки. Получивший клубок ниток, отматывает немного ниток из клубка и бросает клубок следующему играющему, которого называет по имени и говоря ему пожелание. Это повторяется до тех пор, пока у всех играющих в руках не будет нитка из клубка. Затем нитка сматывается в обратном порядке со словами благодарности.


Просмотр содержимого документа
«приложение Расчет коэффициента участия»

Приложение 4

Коэффициент индивидуального участия ученика в группе

Применение рейтинговой системы к оценке знаний учеников на уроке может помочь в преодолении некоторых недостатков групповой работы, в том числе сложности расчёта такого сложно корректируемого показателя, как вклад каждого из членов группы в общий результат и оценки этого вклада. Одним из приёмов, хорошо работающих в системе накопительного рейтинга, является расчёт коэффициента индивидуального участия. Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат.

Поясним на примере. Допустим, ученикам предстоит выполнить на спецкурсе сложное большое групповое задание, максимальный балл за которое равен 8 (накопительный рейтинг, полностью свободный от привязки к стандартной четырёхбалльной системе, в котором баллы определяются исключительно сложностью задания; особенно хорошо работает на факультативах и спецкурсах). Для выполнения работы первые по рейтингу ученики набирают по очереди из остальных одноклассников группы и приступают к выполнению задания.

За несколько минут до окончания занятия после сдачи групповых работ ученики рассаживаются по своим обычным местам. На небольших листочках они записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию руководителя и отметив галочкой свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат и сдают учителю. Например, это может выглядеть так:

  Мартынов – 30 %  Решетников – 35 %
Михайлова – 20%  Кладченко – 15 %

По всем ответам составляется примерно такая таблица:

ФИО

ученика

Количество баллов, выставленное ему:

Сумма%

Средний % (: 5)

КИУ

Мартынов

Решетников

Михайлова

Кладченко

Мартынов

20

30

30

30

130

26

1,04

Решетников

35

30

35

25

160

32

1,28

Михайлова

25

20

20

20

110

22

0,88

Кладченко

20

20

15

25

100

20

0,80

Пояснения: 1.Цветом выделены проценты, приведенные в примере выше.

2.Сумма складывается из мнения руководителя группы (того ученика, который её набирал), умноженного на 2, и суммы мнений остальных членов группы.

3.Поэтому при подсчете среднего сумма делится не на 4 (количество учеников), а на 5 (количество мнений); для группы из n учеников сумма делится на (n + 1);

4.Коэффициент индивидуального участия рассчитывается по формуле:

Организация групповой деятельности учащихся

 для четырех учеников в знаменателе 25 %.

Теперь можно справедливо оценить работу учеников на уроке. Если групповая работа оценена в 7 баллов (из 8 максимально возможных, см. выше), то «чистые» баллы, которые получат ученики за эту работу, получаются путём перемножения группового балла на личный рейтинговый коэффициент:

  Мартынов –   7 ▪ 1,04 = 7,28  Решетников –  7 ▪ 1,28 = 8,96
  Михайлова – 7 ▪ 0,88 = 6,16  Кладченко –    7 ▪ 0,80 = 5,60

(Для преподавателя, обращающего внимание на отношения в классном коллективе, выставленные учениками себе и другим членам группы баллы могут рассказать многое).


Просмотр содержимого документа
«организация групповой работы на уроке»

Организация групповой деятельности учащихся

Цель: познакомить с особенностями организации групповой деятельности учащихся, показать на практике способы формирования групп и формы организации групповой деятельности.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Г. Зиммель

На современном этапе развития общества государство направляет школе запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.

В этой ситуации должны измениться и цели образования. Оно становится личностно-ориентированным. Схематично это можно представить следующим образом:

  • традиционно: учитель – учебник – ученик;

  • новое: ученик – учебник – учитель.



Рассмотрим три направления помощи, в которой участвует педагог

  • Педагог – педагог

(Ролик о взаимопомощи)

Разговор о совместной работе для достижения общих целей.

  • Педагог – ученик



  • Организация педагогом помощи ученик - ученик







Ведущей становится познавательная деятельность, а не преподавание.

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу - его притягивает новизна. Что же происходит в школе? Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников и нормального развития. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. В результате получается, что мы лишаем детей возможности нормального развития, так как лишаем возможности общения. Поэтому учитель на современном этапе должен организовать сотрудничество детей, помочь им во взаимодействии. Таким образом, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка.

Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

«Быть компетентным» означает умение применить полученные знания и опыт в конкретной ситуации, умение выйти за пределы этой ситуации, действовать самостоятельно.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Необходимо не только дать знания, но и научить их применять на практике. Ученик должен получить в школе знания и уметь ими пользоваться в различных ситуациях. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта. Обучение должно быть прочным, осознанным и действенным.

Для успешной самореализации в современном российском обществе человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. Готовность делать осознанный и ответственный выбор.

  2. Технологическая компетентность.

  3. Готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь).

  4. Информационная компетентность.

  5. Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).

  6. Коммуникативная компетентность.

Готовность делать осознанный и ответственный выбор означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности.

Технологическая компетентность означает способность человека понять и реализовать инструкцию, технологию, алгоритм деятельности.

Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из разных источников.

Информационная компетентность означает способность интерпретировать, систематизировать, оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию.

Социальная компетентность означает, что человек способен учитывать интересы других людей, продуктивно взаимодействовать с членами командой, решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия.

Коммуникативная компетентность означает готовность и способность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что современным требованиям образования соответствует коммуникативно - деятельностный подход в обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций.

Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:

  • Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.

  • Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.

  • Обязателен разбор ошибок совместной работы.

  • Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.

  • Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.

  • Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.

  • Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Ниже мы постараемся разобрать некоторые особенности этого вида деятельности.

Преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

  2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.

  3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.

  4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

  5. Воспитывается взаимоуважение.

  6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.

  7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.

  8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

  9. Реализуется принцип деятельности.

  10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

  11. Учащиеся усваивают больший объем материала.

  12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.

  13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

  14. Минимальный объем домашнего задания.

  15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.

Примерные правила работы в группе.

Можно дать в готовом виде, но лучше, если участники сами разработают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться и др. (во второй половине мастер – класса провести данную работу по группам и определить общие правила работы).

Способы формирования групп.

Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы. Ранее мы уже отмечали несколько показателей, которые можно учитывать. Вот несколько примеров:

  • Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. . В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.

  • Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.

  • По решению учителя. При таком формировании лучше опираться на данные социометрии.
    Учитель выделяет четыре типа учеников относительно данной темы: 
    Н – не достигшие минимального уровня.
    М – достигшие минимального уровня.
    О – достигшие общего уровня.
    П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.

Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).

  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

  3. Работа по выполнению учебного задания.

  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

  5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

В качестве примера представляем вашему вниманию несколько видов отчета о работе групп.

  • Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контролеру (тоже назначаются учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.

  • Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.

  • «Публичная защита» - наиболее частая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.

  1. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом (рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы).

Способы организации группового взаимодействия.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:

  1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.

  2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.

  3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.

  4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.

  5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».

  6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Формы групповой работы.

Представляем вашему вниманию несколько примеров.

  • Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. (Приложение 1)

  • Групповая дискуссия. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. (Приложение 1)

  • Ролевая игра. (Приложение 1)

Распределение учебного пространства при организации групповой работы.

Недостатки группового обучения:

  • Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;

  • Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;

  • В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;

  • Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.

  • Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Рефлексия.

Работая в группе мне:

  • было легко и все понятно

  • возникали трудности, которые мы преодолевали

  • работать трудно, много непонятного

  • работа в группе была эффективной

  • каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.

Хотелось бы отметить, что применение групповых форм работы способствует формированию всех вышеперечисленных ключевых компетенций.

Только в сочетании с другими формами обучения, особенно индивидуальной, групповая форма организации работы дает положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов определяется учителем в зависимости от:

  • Решаемых учебно-воспитательных задач на уроке.

  • Учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности.

  • Специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей.

  • Стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Практическая часть мастер-класса.

  1. Упражнение – энергизатор «Волки и зайцы». (Приложение 2)

  2. Распределение по группам. Работа в группе «Выработка правил работы в группе» (мозговой штурм).

  3. Работа со сказкой «Найди речку» и со стихами (выявляем ошибки при работе в группе). (Приложение 3) После прочтения сказки группам предлагается ответить на несколько вопросов, но ошибка заключается в том, что заранее не была поставлена цель и не оговорены вопросы. Стихотворение показать на 2 минуты, после чего каждая группа должна его устно рассказать. Справится хорошо та группа, в которой обязанности были распределены между участниками.

  4. Рефлексия.

Индивидуальную работу в группе можно вычислить, используя «Коэффициент индивидуального участия». (Приложение 4)



Просмотр содержимого презентации
«Организация групповой работы»

Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются .   Основные признаки коллектива:  – общая деятельность;  – соответствие деятельности социально значимым целям;  – предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;  – сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;  – согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;  – устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются .

Основные признаки коллектива: – общая деятельность; – соответствие деятельности социально значимым целям; – предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности; – сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива; – согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива; – устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Организация групповой деятельности учащихся  Подготовила: Батраченко Лариса Владимировна февраль 2018г

Организация групповой деятельности учащихся

Подготовила:

Батраченко Лариса Владимировна

февраль 2018г

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».  И.Г.Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать

новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

И.Г.Песталоцци

"Человек образованный - тот, кто знает,

где найти то, чего он не знает".

Георг Зиммель

Ключевые компетентности гражданина современного общества :

Ключевые компетентности гражданина современного общества :

  • готовность делать осознанный и ответственный выбор, технологическая компетентность, готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь), информационная компетентность, социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию), коммуникативная компетентность.
  • готовность делать осознанный и ответственный выбор,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
  • информационная компетентность,
  • социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
  • коммуникативная компетентность.
Организация групповых форм работы Группа – общность людей, объединенных общей деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Организация групповых форм работы

Группа – общность людей, объединенных общей деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Правила организации групповой работы

Правила организации групповой работы

  • Нужно учесть что такой формы общения в их опыте еще не было;
  • Выработать правила работы в группе;
  • Обязателен разбор ошибок совместной работы;
  • Соединение детей в группы;
  • Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе;
  • Оценивать необходимо общую работу группы;
  • Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет.
Преимущества групповых форм работы

Преимущества групповых форм работы

  • Приобщение к важным навыкам жизни
  • Улучшается успеваемость; формируется мотивация обучения;
  • Научить можно каждого;
  • Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя;
  • Воспитывается взаимоуважение;
  • Устанавливается психологический комфорт в коллективе;
  • Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
Преимущества групповых форм работы

Преимущества групповых форм работы

  • Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
  • Реализуется принцип деятельности;
  • Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
  • Учащиеся усваивают больший объем материала;
  • Обеспечивается единство воспитания и обучения;
  • Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
  • Минимальный объем домашнего задания;
  • Упрощается процедура проверки работ.
Способы формирования групп

Способы формирования групп

  • Группа по желанию
  • Случайная группа
  • По решению учителя
  • По темпераменту
  • По уровню подготовки
Способы формирования групп По уровню подготовки учащихся: Н – не достигшие минимального уровня М – достигшие минимального уровня О – достигшие общего уровня П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.  Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.

Способы формирования групп

  • По уровню подготовки учащихся:

Н – не достигшие минимального уровня

М – достигшие минимального уровня

О – достигшие общего уровня

П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.

Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.

Составляющие групповой деятельности

Составляющие групповой деятельности

  • Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
  • Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  • Работа по выполнению учебного задания.
  • Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  • Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;
  • Рефлексия.
Способы организации группового взаимодействия

Способы организации группового взаимодействия

  • 1. Малые группы получают одно и то же задание
  • 2. Группы получают разные задания
  • 3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания
  • 4. Группы сменного состава
  • 5. Работа групп по принципу «вертушки»
  • 6. Работа групп по принципу «эстафеты»
Формы групповой работы  Мозговой штурм  Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.  Цель – поиск путей решения какой-либо проблемы.  Задачи: Включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников;  Правила проведения:  Называя идеи, нельзя повторяться  Чем больше список идей, тем лучше.  Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.  Идеи не оцениваются и не критикуются.  Участвуют все.  Все высказываются и все слушают.  Ограничение времени.  Роль ведущего:  Определяет направление и тему мозгового штурма  Фиксирует идеи, высказанные участниками.  Держится в стороне от дискуссии.

Формы групповой работы

Мозговой штурм

Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель – поиск путей решения какой-либо проблемы.

Задачи: Включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников;

Правила проведения:

Называя идеи, нельзя повторяться

Чем больше список идей, тем лучше.

Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.

Идеи не оцениваются и не критикуются.

Участвуют все.

Все высказываются и все слушают.

Ограничение времени.

Роль ведущего:

Определяет направление и тему мозгового штурма

Фиксирует идеи, высказанные участниками.

Держится в стороне от дискуссии.

Формы групповой работы Групповая дискуссия  Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.  Цель: расширение групповых задач или воздействие не мнения и установки участников в процессе общения.  Задачи:  Обучение участников анализу реальных ситуаций.  Формирование навыков формулирования проблемы.  Развитие умения взаимодействовать с другими участниками  Демонстрация многозначности решения различных проблем.  Роль ведущего:   Обозначение проблемы.  Побуждение к дискуссии всех участников.  Сбор различных мнений и аргументов.  Выделение общих точек зрения и важных пунктов.  Подведение итога групповой дискуссии.  Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

Формы групповой работы

Групповая дискуссия

Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цель: расширение групповых задач или воздействие не мнения и установки участников в процессе общения.

Задачи:

Обучение участников анализу реальных ситуаций.

Формирование навыков формулирования проблемы.

Развитие умения взаимодействовать с другими участниками

Демонстрация многозначности решения различных проблем.

Роль ведущего:

Обозначение проблемы.

Побуждение к дискуссии всех участников.

Сбор различных мнений и аргументов.

Выделение общих точек зрения и важных пунктов.

Подведение итога групповой дискуссии.

Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

Формы групповой работы Ролевая игра  Цель: выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.  Задачи:   Предоставить участникам возможность применять новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.  Показать, как поведение участников влияет на окружающих.  Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.  Побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов группы.  Этапы ролевой игры:  Постановка задачи – определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.  Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.  Разыгрывание ситуации.  Моделирование желательного поведения.  Отработка оптимального поведения.  Получение обратной связи.

Формы групповой работы

Ролевая игра

Цель: выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.

Задачи:

Предоставить участникам возможность применять новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.

Показать, как поведение участников влияет на окружающих.

Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.

Побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов группы.

Этапы ролевой игры:

Постановка задачи – определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.

Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.

Разыгрывание ситуации.

Моделирование желательного поведения.

Отработка оптимального поведения.

Получение обратной связи.

Распределение учебного пространства

Распределение учебного пространства

Недостатки группового обучения

Недостатки группового обучения

  • Трудности комплектования групп
  • Неодинаковыми по силе группы
  • В практических и лабораторных работах сложно оценить овладение практическими навыками;
  • Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в учебном материале. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных заданиях, задачах.
  • Трудность объективного оценивания.
Рефлексия Работая в группе мне:

Рефлексия

Работая в группе мне:

  • было легко и все понятно
  • возникали трудности, которые мы преодолевали
  • работать трудно, много непонятного
  • работа в группе была эффективной
  • каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация взаимопомощи учителем на уроке.

Автор: Батраченко Лариса Владимировна

Дата: 30.05.2019

Номер свидетельства: 512866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта  урока физики в 7 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(60) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-fiziki-v-7-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "216962"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433184657"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Технологическая карта урока по физкультуре 5 класс" Тема: "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-fizkul-turie-5-klass-tiema-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "211516"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431626469"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Самоанализ урока математики. Тема: " Прием вычислений для случаев вида 26 + 7 "."
    ["seo_title"] => string(69) "samoanalizurokamatiematikitiemapriiemvychislieniidliasluchaievvida267"
    ["file_id"] => string(6) "326846"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463323577"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока английского языка "Мир профессий" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-mir-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "148547"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419771450"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства