Нравственные приоритеты и ценности учащихся старшего школьного возраста
Нравственные приоритеты и ценности учащихся старшего школьного возраста
Необходимо срочная помощь подрастающему поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования, свою социальную роль в жизни. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственные приоритеты и ценности учащихся старшего школьного возраста»
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №5 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п.г.т. Новобурейский,
отделение №2 пгт Прогресс
Нравственные приоритеты
и ценности учащихся старшего школьного
возраста
доклад на МО учителей
Мигулина Е. Г.
учитель
2021год
«Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким» так в своё время писал Арестотель. Наше общество находится на грани дикой нравственной деградации. Человечество стремится в совершенстве владеть знаниями различных законов, но законами нравственности пренебрегает.
Нет нужды приводить примеры, ясно одно, что вместо нравственных ценностей, которые предохраняют человека от душевной болезни, жизнью преподносятся ложные ценности. Такие ценности, как вещизм, внешность, образование не ради образования, спорт не ради здоровья, а ради «победы любой ценой», вышли на первое место в нашем обществе. Мы приходим к единственному выводу, что требуется срочная помощь подрастающему поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования, свою социальную роль в жизни. Перед нами встаёт задача: сформировать способность ребёнка осуществлять нравственные обязанности, производить самоконтроль и самооценку совершённых поступков. Современный подход к формированию личности сегодня заключается в том, что нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Происходящие изменения в стране показали, насколько необходима система ценностей, основанная на нравственности , как для каждого человека, так и для общества и государства, так как она является той основой, опираясь на которую, строятся межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом. Эта проблема является актуальной, так как новые ценностные приоритеты учащихся старшего школьного возраста, связанны с усилением индивидуализма и прагматизма, потребительского отношения к окружающим людям и своей стране. В образовательном процессе приоритетными являются такие ценности, которые соответствуют современным реалиям общества.
Ряд исследователей, признавая сложность системы ценностей личности, её многомерность как объекта изучения, отмечает, что именно нравственные ценности, сформированные в старшем школьном возрасте, определяю
тособенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым детерминируют её поведение.
Теория нравственных ценностей человека рассматривается в трудах Д.А. Леонтьева, З.И. Равкина, и других. Общим в исследованиях этих ученых выступает признание нравственных ценностей важнейшими регуляторами личностно значимого поведения человека.
Формирование нравственных ценностей личности старшеклассника в процессе образования и воспитания является основным фактором в нравственном развитии личности в период ее становления. Воспитание и образование должны выступать не просто как желание формировать кого-то или что-то, а как возможность создавать такие условия, в которых личность могла бы совершенствоваться.
Рассмотрим компоненты воспитательной системы группы
1. Ценностно-целевой компонент включает в себя цели воспитания нравственных ценностей старшеклассников; приоритетные идеи построения воспитательной системы, ориентированные на формирование нравственных ценностей. Главными целями воспитательной системы являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся; воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.
Исходя из целей, моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. При конструировании целей педагог ориентируется на цель-идеал, к которому стремится общество, школа, цель-процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей старшеклассников; цель-результат как желаемый образ выпускника, который планируется достичь. Главная характеристика
нравственных ценностей - ориентация на добро (во благо). Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т.к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого образа выпускника. Мы формулируем их следующим образом:
приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры;
повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в групповом сообществе;
в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в группе для перспективного развития учащихся и классного коллектива.
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы группы,
ориентированной на формирование воспитание нравственных ценностей:
развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;
развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций;
создание условий для нравственного самовыражения личности;
развитие и динамика становления субъект-объектных отношений между членами детского коллектива;
педагогическая поддержка личности;
построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.
2. Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих субъектов: педагога, воспитанников, значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.).
Особое место в воспитательной системе группы отводится воспитателю как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Он разрабатывает как близкие, так и далекие цели воспитательной системы, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников, осуществляет индивидуальный подход к старшеклассникам.
Функции воспитателя по разделу «Воспитание нравственных ценностей»:
изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров и нравственных ценностей;
введение в практику тренинговых часов саморазвития с целью изучения учащимися собственных волевых качеств, нравственных убеждений;
изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира, своей страны, города, в котором проживают; традиций своей семьи, школы;
выпуск школьных газет, постановка спектаклей, посещение театров, музеев, выставок, обеспечивающих встречу учащихся с нравственными ценностями своего города;
организация фестивалей, концертов, демонстрирующих примеры нравственности, образы освоения и преобразования нравственной культуры;
демонстрация родителям культурного потенциала класса и школы;
демонстрация талантов учащихся (концерты, творческие отчеты, вечера, дни открытых дверей и т.д.);
развитие диалогического стиля мышления.
Диагностика, используемая в работе:
ранжирование понятий;
методика неоконченных предложений: «Добро-это…?»; «Зло-это…» и т.д.
анкета для старшеклассников о нравственных ценностях;
методики изучения воспитанности школьника: «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»; хранилище человеческих качеств, методики: «Справедливость», «Что мы ценим в людях?», «Выбор», «Самооценка скромности», «Направленность личности», «Характеристика», «Разложи картинки», «Работа на конвейере».
Задачами в деятельности педагогов по воспитанию нравственных ценностей являются: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; создание гуманистической атмосферы в группе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Основными направлениями в деятельности педагогов по развитию нравственных ценностей являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями, опекунами; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы группы - класса и школы.
Вышеназванные задачи помогают адекватно выстраивать отношения со следующим участником субъект-субъектных отношений учащимися группы. Воспитанники являются полноправными субъектами развития,
жизнедеятельности группового сообщества, создания воспитательной системы группы. Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом учащихся, влияющими на создание индивидуальной воспитательной системы группы. Особенностью возраста старшеклассников является вступление в период юности. Для них характерна потребность в диалоге, их интересует поиск
решения проблем, не только с целью «найти истину», но и чтобы самоутвердиться. Ценнейшим психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира.
Третий компонентом включение других значимых взрослых (учителей - предметников, администрацию, психолога и др.) в субъект - субъектный компонент моделирования воспитательной системы группы Мы согласны с мнениями Е.Н. Степанова, отмечающего, что правильно поступают в тех учреждениях образования, где пытаются объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность в том или ином классе, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов. Наиболее плодотворным типом взаимодействия воспитателя, учителей-предметников, учащихся по воспитанию нравственных ценностей является сотрудничество, которое предполагает: объективное знание, взаимопонимание, опору на лучшие стороны друг друга; гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения; активность взаимодействующих сторон в установлении контактов и организации деятельности; совместно осознанные и принятые цели и правила действий; положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост детей и самих педагогов.
3. Содержательный компонент моделирования воспитательной системы группы носит полиструктурный характер, он выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у воспитуемых нравственных ценностей. Содержательный компонент выполняет следующие функции: (ориентирующую обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования); субъектно-личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей;
операционную - создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего; духовную - ориентация на духовно-нравственные общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках.
4. Процессуально-коммуникативный компонент включает в себя: формы и методы воспитательного воздействия; отношения взрослых и детей в групповом сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие нравственных ценностей. Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой. В воспитательном арсенале педагогов по воспитанию нравственных ценностей эффективны психологические тренинги, тренинги личностного роста, деловые, ролевые и коммуникативные игры, создание ситуаций успеха, практикумы, нравственные ситуации, часы развития и общения, составление воспитательных проектов и т.д. Важную роль играет целенаправленный системный характер воспитательной работы педагогов. Для этого объединяют отдельные воспитательные дела в более крупные - тематические программы, коллективные творческие дела. Наиболее эффективными для воспитания нравственных ценностей являются следующие направления деятельности.
Разработка и осуществление целевых тематических программ (О.С.Гозман)
Объединение ключевых дел в блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей (В.А.Караковский)
Организация традиционных дел группы, школы т.е. коллективно творческие дела (И.П.Иванов)
Систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям с развитием потенциала личности ребёнка (М.С.Каган)
5. Диагностико-результативный компонент воспитания нравственных ценностей включает формы, методы и приемы изучения нравственных ценностей: критерии и показатели эффективности результатов.
Необходимость включения диагностико - результативного компонента в перечень основных элементов модели нужна для достоверной информации о траектории нравственного воспитания личности учащихся, становлении детского коллектива (сообщества).
критериями:
создание «нравственного лица» группы;
развитость нравственных стимулов, поступков и поведения;
развитость нравственного сознания;
отношение к нравственным ценностям;
формирование жизненной позиции.
В соответствии с избранными критериями подбираются диагностические методики, позволяющие получить достаточно достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена.
6. Рефлексивно-управленческий компонент включает в себя критерии ипоказатели эффективности управления воспитательной системой группы по воспитанию ценностей на основе рефлексивного управления. Мы включаем в рефлективное управление систему целенаправленного воздействия по развитию у учащихся способности к рефлексии. В рефлексивном управлении обязательными считаются: понимание учащимися цели деятельности и значимости ее для себя (для чего, во имя чего я это делаю?); знание способов действия выполненного задания, рефлексивная остановка (так ли я это делаю?); самооценка (правильно ли я сделал? сумел ли я себя выразить?). Содержание рефлексивного управления включает в себя
целенаправленное побуждение к самоанализу на основе нравственных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки; приобщение к технологиям рефлексии; помощь в самоопределении.
Важным фактором формирования нравственных ценностей является создание благоприятного эмоционального фона в этической защите (К.Изард, Л.И.Маленкова). На важную роль эмоций в формировании нравственных ценностей указывал еще К.Д. Ушинский: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Мир чувств и эмоций пронизывает все стороны нашей жизни - отношение с другими людьми, нашу деятельность, общение и познание. Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. Это умение воспитателя увлекать за собой, зажечь и поддерживать в воспитанниках интерес к различным видам деятельности, «заразить» его нравственными идеями, устремлениями. В этом случае возникает целостное единство педагогов воспитанников, создается культурное пространство для реализации целей в воспитании нравственных приоритетных ценностей.
Список использованных источников
Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. - М, 1975.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.
Макаренко А.С.Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983.
Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М., 1980.
Педагогика школы. Под ред. проф. И.Т. Огородникова. - М., 1978.