Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания в интегрированном классе»
Методика преподавания в интегрированном классе
Григорьева Ольга Михайловна – учитель начальных классов - МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска
Выступление на семинаре «А я делаю так…»
Основная модель интегрированного обучения детей с ОВЗ строится на принципах гуманистического подхода, максимального удовлетворения запросов в образовательных и коррекционных услугах, выбора практических ориентиров, соответствующих их интересам и возможностям.
Система работы на уроках связывает воедино решение образовательных, коррекционных и воспитательных задач, направлена на преодоление индивидуальных недостатков в развитии, формирование познавательной деятельности и развитие речи ребенка.
Использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка направлено на создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей, а определение содержания учебного материала с учетом индивидуальных возможностей позволяет формировать познавательную активность каждого ребенка, его сенсорное развитие. Опора на положительное в человеке, сочетание прямых и параллельных педагогических воздействий обеспечивает максимальное погружение ребенка в учебно-воспитательный процесс и достижение поставленных целей.
На классных часах проводятся беседы с учениками по правилам общения со сверстниками, причем акцент не делается на детях с ОВЗ, но зачастую приводится примеры. Обсуждаются правила оценивания знаний детей с ОВЗ.
Среди коррекционных задач уроков особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
а) развитие познавательной активности;
б) коррекция общеинтеллектуальных умений:
- мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация);
- различных видов памяти (вербальная, зрительная, вкусовая, обонятельная, двигательная и др.);
в) развитие и обогащение словаря, устной монологической речи детей в единстве с умением пользоваться ею как средством общения;
г) обогащение знаний и представлений ребенка об окружающей действительности;
д) формирование навыков самоконтроля, самооценки, умение ориентироваться в задании и др.
Культура учебной деятельности в классе интегрированного обучения предполагает преодоление у детей отрицательных эмоциональных переживаний, негативизма к учению и неспособности к школьному взаимодействию.
Необходимо понимание и преодоление тех трудностей, которые возникают при этом путем:
формирования адаптивной образовательной среды;
соотношения содержания учебного процесса с возможностями познавательной деятельности ребенка;
развития умений и навыков учебной деятельности, необходимых для его обучения на интегративной основе;
обеспечение условий, способствующих совместной деятельности детей в учебной и внеклассной деятельности;
создания в социальном окружении детей психологического климата, способствующего моральному и эмоциональному воспитанию детей с ОПФР;
развития самостоятельности этих детей, их готовности к общественно полезному труду.
Важно опираться на дидактические правила для стимуляции познавательных процессов и коррекционного воздействия на них в практике работы с учащимися с ОПФР:
1. Организовывать обучение так, чтобы учащиеся, усваивая учебный материал, выделяли признаки объекта, осуществляли сравнение, классифицировали и овладевали другими умственными операциями.
Данная работа ведется с детьми на этапе закрепления материала, причем дети с ОВЗ отвечают первыми, а другие дополняют ответы.
Например, при выполнении предметно-практической деятельности, при использовании многообразных вспомогательных средств, содействующих уточнению восприятия:
- ограничивать количество признаков, подлежащих выделению;
- точно определять доступные для учащихся решения;
- использовать специальные возможности материала каждого из учебных предметов и т.д.
2. Систематически повышать количество и качество требований к умственной деятельности. При этом исходить из дифференцирования индивидуальных возможностей (из специфики структуры дефекта).
Каждой группе детей, объединенных по принципу заключения ПМПК даются задания на ступень легче, чем всему классу. При проведении контрольной работы объем и сложность работы уменьшается. На уроках изучения нового материала работа проходит от простого к сложному (когда всему классу сначала ставится проблема). Дети с ОВЗ сначала стараются выполнить задания самостоятельно, а если что-то не получается то учитель помогает сделать лишь первый шаг, а потом следует самостоятельная работа.
Например:
- постепенно расширять количество и сложность объектов познания;
- постепенно уменьшать долю своего участия в руководстве учеником, все больше опираться на возможности школьника, выявляющиеся в процессе обучения и т.д.
3. Организовывать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, служащую выделению признаков, при сравнениях, классификациях и других умственных операциях сначала в условиях предметно-практических действий, затем на конкретно-чувственной основе и наконец в абстрактной форме, подводя учеников в процессе последовательного использования этих видов деятельности к более высокой форме конкретного познания.
Например, шаг за шагом последовательно:
-идти от простого к сложному;
- обеспечивать достаточно обоснованную интериоризацию (перевод внешних впечатлений во внутренние);
- усиливать контрольные действия учащихся;
- опираясь на развитие устной речи, добиваться формирования внутренней речи.
4. Давать учащимся полноценные образцы, на основе которых могут осуществляться умственные операции. К сложным заданиям по русскому языку, математике, окружающему дается полная памятка по выполнению задания.
Например:
- использовать алгоритм для наблюдения, сравнения, описания, проб, контроля;
- воспитывать у ученика привычку улавливать отношения между основными вариантами сообщения учебного материала и своей деятельностью;
- учить осмысливать различные этапы решения;
- обучать переносу способа решения на аналогичные задания и т.п.
5. Пусть ученик ставит в известность учителя о результатах умственных операций, используя не только словесную формулировку, но и другие способы сообщения: графические, пластические, мимико-жестикуляторные, драматизацию или практические действия. По окончанию работы над заданием ребенок сам ставит себе оценку карандашом, таким образом при проверке видно, на сколько себя оценивает ученик. В своем классе я применяю самостоятельную систему оценивания своего ответа по схеме «Я ответил на оценку - 3, поскольку допустил более 3 разных ошибок», после самооценки класс соглашается, либо опровергает ее, причем когда отвечает ребенок с ОВЗ все делают акцент на данный признак и оценку повышают на 1 балл.
6. Связывать умственную деятельность учащихся вспомогательной школы с реальной общественной и жизненной практикой. Два-три раза в четверть наш класс ездит в различные экскурсии, походы, после которых ребята пишут отзывы. На уроках классного часа мы обсуждаем наши поездки, связывая их с жизненными ситуациями, ищем мораль каждой поздки. Детям с ОВЗ очень нравится описывать впечатления, но с определение главной мысли и морали зачастую возникают трудности.