kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Конструктивистское преподавание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет по одному уроку из серии запланированных уроков  по биологии в 6 классена тему: «Развитие насекомых»учителя химии, биологии, самопознания Гириной О.Г.

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.В. Ключевский

Обучение – очень сложный и индивидуальный процесс. Следовательно, несведущему человеку сложно установить в точности то, как другой человек учится.(Руководство для учителя, стр.131) Каждый ученик способен по-своему, а вот задача педагога увидеть его способности, помочь раскрыть и грамотно направить. И, когда ученик осознано, подойдет к обучаемой теме, учебному процессу в целом, тогда образовательный процесс будет иметь успех.

Современная практика и результаты исследований показывают, что «традиционная» методика преподавания, основанная на трансляции готовых знаний, не может обеспечить эффективное интегрирование новых знаний – в имеющиеся и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным образом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и проведения различного рода форм контроля и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение им знаний вне класса. Принципиальным для учителя является установление наличия у каждого ученика уникального подхода к решению различных вопросов. (Программа, стр.46).

В своей практике старалась опираться на основные задачи Программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Конструктивистское преподавание» »

Доклад на тему: «Конструктивистское преподавание»

Докладчик: Гирина О.Г.



Рефлексивный отчет по одному уроку из серии запланированных уроков по биологии в 6 классена тему: «Развитие насекомых»учителя химии, биологии, самопознания Гириной О.Г.

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.В. Ключевский

Обучение – очень сложный и индивидуальный процесс. Следовательно, несведущему человеку сложно установить в точности то, как другой человек учится.(Руководство для учителя, стр.131) Каждый ученик способен по-своему, а вот задача педагога увидеть его способности, помочь раскрыть и грамотно направить. И, когда ученик осознано, подойдет к обучаемой теме, учебному процессу в целом, тогда образовательный процесс будет иметь успех.

Современная практика и результаты исследований показывают, что «традиционная» методика преподавания, основанная на трансляции готовых знаний, не может обеспечить эффективное интегрирование новых знаний – в имеющиеся и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным образом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и проведения различного рода форм контроля и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение им знаний вне класса. Принципиальным для учителя является установление наличия у каждого ученика уникального подхода к решению различных вопросов. (Программа, стр.46).

В своей практике старалась опираться на основные задачи Программы.

Из серии запланированных мною уроков по внедрению в своей практике 7 модулей Программы хотела бы остановить свое внимание на уроке по теме «Развитие насекомых». Данный урок разработан для учащихся 6 класса, которые занимаются по гуманитарному направлению; предмет биология ведется два часа в неделю. Урок проведен в соответствии с календарным планированием. Прежде чем приступить к проведению уроков я провела диагностику мотивации учащихся класса, уровня тревожности. Класс реально мотивированный, способные по всем предметам дети Таня, Мария и Станислав. В классе есть мальчик Миша – замкнутый, но способный, его все время надо побуждать к действию. Карина – девочка с повышенным уровнем тревожности, у нее присутствует боязнь реакции учителей и сверстников, а также страх перед собственными неудачами (мама девочки настаивает, чтобы все оценки были только отличными). Хочу отметить, что родители выразили заинтересованность методами Программы после моего выступления на родительском собрании и с воодушевлением отнеслись к тому, что для своей практики я выбрала детей их класса.

Этот урок из серии запланированных – первый. Цели урока: выяснить особенности размножения и развития насекомых; формировать навыки работы с флипчарт листами, развитие навыков работы в группах, развитие критического мышления, воспитание познавательного интереса, экологическое воспитание.

Уроки я проводила в кабинете с интерактивной доской, поэтому начала урок с позитивного ролика «От улыбки – самая позитивная детская песенка», для создания благоприятного психо-эмоционального настроя. Учащиеся были несколько зажаты, так как не представляли, что их ждет. После просмотра напряженность исчезла и осталась заинтересованность, которая читалась в глазах детей.Этот ролик я выбрала в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Руководствуясь концепцией новых подходов в обучении, на уроке я запланировала работу в группах, поэтому предложила учащимся выйти в центр класса и немного поиграть. Для создания групп я применила интерактивную игру «Атомы и молекулы». Все учащиеся с воодушевлением приняли новую форму работы и деление на группы прошло интересно, дети получили положительный заряд энергии от игры. Единственным минусом было то, что мальчики и девочки объединились между собой. В результате, учащиеся образовали четыре группы, каждая из которых, после десятиминутного обсуждения и дискуссий, разработала правила работы в группах, и спикер от каждой группы выступил со своими предложениями. По окончании выступления спикеров, совместно, решили принять правила всех групп. Интересно то, что на вопрос: «Свод правил какой из групп, на ваш взгляд является наиболее полным?», каждая группа настаивала, что именно их правила лучшие. (Приложение 1)

Поэтому решили оставить все флипчарт листы в кабинете на стенде под общим названием «Правила работы в группе». Диалог, на данном этапе урока, имел важное значение. Еще Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Программа, стр. 60). Этот вид работы увеличил уровень организации всех учащихся, потому что нарушать собственные правила никому не хотелось. После новой формы работы нужно было обеспечить психологическую разгрузку учащихся, переключить их на новый вид деятельности.

Для создания коллаборативной среды я использовала игру «Фруктовый салат». Чтобы дать учащимся возможность подвигаться, отвлечься, эмоционально настроиться на другие виды работы. По названию фруктов распределила детей на 4 группы, чтобы в группы входили дети с разным уровнем мотивации к обучению, название фруктов я распределила сама.Когда дети заняли свои места, я сообщила им тему урока и предложила разработать цели и задачи сегодняшнего урока, которые я буду записывать на доске. Первой реакцией детей было, конечно, удивление – они впервые сами ставят себе задачи, обычно их сообщал учитель. Но после небольшого замешательства цели и задачи детьми были разработаны. Теперь они знали, что будут делать на уроке. Это настроило учащихся на рабочий лад, а алгоритм работы помог понять, что и в какой последовательности делать. Мне понравилась собранность детей, поэтому думаю, что применение этого приема целесообразно на каждом уроке. Каждой группе предложила изучить материал параграфа и на флипчарт-листе создать опорный конспект по теме. (Приложение 2) В процессе диалога дети выражали каждый свое мнение, аргументировали его, чтобы убедить всех, что именно его мнение наиболее точно отражает ответ на вопрос, ну и, конечно, ребята осознали, что у каждого из них есть свое видение предмета изучения, те кто разобрался быстрее помог разобраться остальным. Учащиеся не только самостоятельно изучили новую тему, но и консультировали друг друга. Наблюдая за работой в группах, обратила внимание на то, что в каждой группе распределение ролей произошло непроизвольно, каждый взял на себя ту часть работы, которая ему по силам, в некоторых группах лидеры распределили задачи сами. Работа в группе помогает развитию речи, мышления, пониманию и решению проблемы в сотрудничестве с более способными учащимися, возникает добрый командный дух. Здесь ученик не обучается изолированно, а работает сообща, что помогает ему в работе над собой. Например, Рада все время наблюдала за работой Андрея, подсказывала ему, что делать и объясняла непонятное. Маша и Станислав спорили, какую информацию лучше всего взять для работы с флипчарт листами, чтобы дети сконцентрировались на работе и не теряли времени на спор, я подсказала в каком направлении им надо дальше работать. Диас подгонял участников своей группы и это, похоже, было его основной работой, он хотел, чтобы их группа была первой! На последующих уроках надо направить его энергию в другом направлении, т.к. желание быть первым неблагоприятно сказывается на качестве выполняемой работы, создается нервозность и небрежность, и, на данном этапе, где подразумевается развитие когнитивных способностей, ненужное соперничество. Я наблюдала за работой учащихся, подсказывая им, при необходимости, нужное направление.

Чтобы избежать переутомления, предложила детям небольшую физминутку «Цыплята», она достаточно динамичная для того, чтобы снять мышечное напряжение от долгого сидения за столами, восстановить и стимулировать кровообращение. Некоторые учащиеся выполняли движения без желания, а некоторых приходилось даже побуждать словом, личным примером. Я была удивлена этому обстоятельству, зная, что учащиеся в этом возрасте всегда достаточно физически активны. Возможно, я ошиблась в выборе ролика, попробую в следующий раз выбрать ролик с другой тематикой. После физминутки предоставили слово спикерам групп. Первым вызвался Максим. Мальчик очень активный в делах школы и класса, но знания даются ему с трудом и то, что он вышел выступать первым, достаточно четко ориентировался в материале, было,

конечно, очень здорово и являлось доказательством эффективности обучения через диалог. Карина вышла с неуверенным видом, но когда она начала свое повествование, пришла уверенность в свои силах. Флипчарт той группы, в которой была Таня выделялся среди других, он был оформлен хорошо выполненными рисунками, т.к. Таня хорошо рисует. Миша так и не отважился выступить, но при работе над заданием он принимал активное участие, выделял главное из текста, предлагал идеи по оформлению флипчарта. (Приложение 3) После выступления спикеров предложила детям осуществить взаимооценку их работы, применив критерии оценивания. Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. … Эффективно разработанные критерии оценки и их градация ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы. Градация критериев – это описание различных уровней достижения ожидаемого результата. (Методическое руководство. Оценивание учебных достижений. Составители Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И., стр15)

На флипчарте должна была быть отражена следующая информация: виды развития насекомых, этапы развития насекомых с метаморфозом и без метаморфоза и примеры насекомых с таким развитием. Учащиеся оценивали работу групп поднятием большого пальца. Палец вверх – на флипчарте отражены все критерии, большой палец посередине – учтена половина критериев, большой палец вниз – меньше половины критериев. Некоторые дети давали максимальную оценку не объективно, за что получили замечания от своих одноклассников. Для того чтобы учащиеся добросовестно подходили к своим обязанностям, обратились к правилам работы в группе, в которых есть пункты «быть ответственным, внимательным, позитивным», т.е. учащиеся должны осознавать ответственность не только за себя и свои поступки, но и за свою группу, и за работу всего класса в целом, а потому должны быть объективными.

Так как подобный вид работы учащиеся выполняли впервые и столкнулись с проблемой выделения главного из текста, а также составления флипчарта, то я резюмировала работу детей и их выступления, поощряя их стремление к освоению нового.

Для проверки понимания основных понятий темы предложила учащимся 10 тонких вопросов, на которые они должны были дать ответы письменно, дети оценивали свою работу самостоятельно. Самооценивание - процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. (Методическое руководство. Оценивание учебных достижений. Составители Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И., стр. 2)

Правильные ответы, проецировались на доску. При выполнении всех заданий правильно – отметка 5, если 1,2 ошибки – отметка 4, а если от 3 до 5 ошибок – отметка 3, более 5 ошибок – серьезно подготовься дома.

Для задания на дом я предложила детям прочесть материал параграфа и приготовить сообщение на тему: «Особенности размножения позвоночных животных». Это задание с опережением по теме следующего урока я предложила способным учащимся. Т.к. ученики демонстрирующие названные характеристики в процессе своего обучения, нуждаются в иных заданиях, отличающихся от заданий своих сверстников: они должны быть более «стимулирующими» или повышенной сложности. Эйр рассматривает теорию и исследование, как изучающие природу «задачи», приводя цитаты из работ Д.Катца и Л. Выготского. Постановка задачи заставляет учеников работать на уровне, выходящем за рамки их комфортной зоны, но незначительно, настаивая при этом на важности эффективности оценивания уровней актуальных способностей учеников, на основе теории «зоны ближайшего развития» (согласно теории Л.Выготского), которая доказывает, что работа, являющаяся слишком сложной, может показаться маловыполнимой и демотивирующей. (Руководство для учителя, стр. 179)

Для осуществления рефлексии предложила лист обратной связи. (Приложение 4) По мнению исследователей Блэка и Уильяма, учащийся должен понимать, что такое обратная связь, чтобы воспользоваться ею. Таким образом, качественная обратная связь с учащимися предоставляет информацию о том, как и что ученик понимает, или не понимает, а также позволяет учителю отобрать стратегию, которая поможет ученику совершенствоваться. (Методическое руководство. Оценивание учебных достижений. Составители Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И., стр. 37)

С помощью листа дети ответили на вопросы:

  1. Понравился ли тебе сегодняшний урок?

  2. Что для меня оказалось трудным на уроке?

  3. Почему для меня это было трудно?

  4. Что помогло преодолеть трудности?

Лист проецировала на доску, а дети на разноцветных стикерах записывали ответы. Каждый учащийся прикрепил стикер на свои флипчарт листы. Это позволило мне формативно оценить работу учащихся на уроке.


Все учащиеся написали, что урок им понравился. Это значит, что я выбрала правильный подход в обучении и применила нужные элементы Программы. На второй вопрос ответили, что было трудно находить главное, трудно составлять флипчарт, быть спикером. На третий вопрос объяснили, что привыкли к объяснению учителя, впервые работали с флипчартами, на спикеров возлагается большая ответственность. Ну, а трудности всем помогли преодолеть участники группы. Т.е. в данном случае справедливо мнениеЛ.Выготского, учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели. (Руководство учителя стр. 143).

Мне удалось в ходе урока привлечь к работе всех учащихся - и способных, и слабо мотивированных, плодотворно поработать, создать на уроке благоприятную психологическую среду и добиться поставленной цели урока. В дальнейшем я буду продолжать использовать на своих уроках различные методы работы, которые мне позволят разнообразить и улучшить свой урок, а самое главное, приучат учащихся самостоятельно познавать новое, выражать и отстаивать свою точку зрения. Из своих наблюдений за работой учащихся в ходе урока, я поняла, что особенно трудным оказалось изучение новой информации и работа с флипчарт листами, поэтому я предполагаю на последующих уроках развивать эти навыки.

Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.

Ч. Темпл


Список литературы:

  1. Руководство для учителя.

  2. Программа.

  3. Методическое руководство. Оценивание учебных достижений. Составители Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Доклад на тему: «Конструктивистское преподавание»

Автор: Гирина Ольга Галинуровна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Доклад: "Новые государственные стандарты в образовательной области технология, как средство повышения компетенции школьников"."
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnovyieghosudarstviennyiestandartyvobrazovatielnoioblastitiekhnologhiiakaksriedstvopovyshieniiakompietientsiishkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266295"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450117968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства