kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудности с пониманием чужой речи и выполнением устных инструкций, трудности с экспрессивной речью, проблемы с сотрудничеством во время учебных + Методы работы с детьми аутистического спектра. Визуальное расписание, и др.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра



Блохина Е. А.,

учитель-дефектолог МБОУ «СОШ № 33» г. Калуги

Пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности при обучении:

Трудности с пониманием чужой речи и выполнением устных инструкций, которые могут варьироваться от полной неспособности дифференцировать два слова на слух вне контекста до сложностей с восприятием многосоставных инструкций и заданий, пониманием прочитанного и так далее.

Трудности с экспрессивной речью (произнесением звуков), низкий уровень которой может мешать ребенку продемонстрировать свои знания. В других случаях речь ребенка может быть настолько ограниченна, что он вообще не использует её для общения. Именно отсутствие или сильное недоразвитие устной речи часто становится препятствием для обучения ребенка с РАС.

Низкая социальная мотивация. Поведение типично развивающихся детей, как правило, контролируется одобрением взрослых и избеганием их неодобрения. Большинство детей стремятся к тому, чтобы их похвалили, и стараются избегать ситуаций, где их будут ругать, делать замечания и так далее. Кроме того, для детей школьного возраста очень важно мнение сверстников, они могут стараться не плакать, чтобы их не дразнили плаксами, не кричать, чтобы не привлекать нежелательного внимания, и так далее. Однако у детей с РАС подобная социальная мотивация может быть очень низкой или вообще отсутствовать. То есть, в терминах прикладного анализа поведения, похвала и другие социальные последствия не являются для них поощрением или наказанием. Непонимание фронтальной (обращенной к группе детей) инструкции, которое может встречаться даже у очень высокофункциональных детей с РАС, успешных в рамках индивидуальных занятий. Очень часто именно отсутствие реакции на фронтальные инструкции учителя в школе становится главным препятствием для учебы ребенка в школьном классе и для инклюзивного образования вместе со сверстниками. Сенсорная стимуляция или самостимуляция (стимминг) обеспечивает наши чувства обратной связью. Люди с РАС часто страдают от сенсорной перегрузки.

Проблемы с сотрудничеством во время учебных занятий и нежелательное поведение характерны для многих детей с аутизмом. Дети могут быть гиперактивными, неусидчивыми - они могут вскакивать с места, передвигаться по классу, проявлять агрессию к педагогу и сверстникам с целью избежать занятия, заниматься самостимуляциями вместо выполнения задания и так далее. Такие проблемы часто делают невозможным обучение ребенка в классе.

Необычные паттерны поведения также характерны для людей с РАС. Ребенок может концентрироваться на незначительных деталях ситуации или особенностях учебных материалов, переключаться на самостимулирующие занятия во время урока. Как правило, у детей с РАС отсутствует разделенное внимание - способность сосредоточиться на том, на что обращено внимание другого человека, "следовать" за чужим вниманием. И в результате ребенок с аутизмом просто может быть не способен сосредоточиться на том, что показывает или говорит педагог.

Отсутствие или ограниченность навыков имитации. Способность спонтанно копировать чужие действия сразу же или в похожей ситуации лежит в основе обучения детей. Очень часто отсутствие способности к имитации, как самой простой (повторить движения на уроке физкультуры), так и очень сложной (отбить ритм по образцу на уроке музыки, написать слово вслед за учителем, достать учебник, потому что все дети вокруг достали учебник) мешает образованию детей с РАС как в школе, так и вне её.

Трудности с обобщением знаний и навыков усложняют обучение любого ребенка с РАС. Часто ребенок не просто не переносит учебный навык в другую ситуацию, но и не демонстрирует его с другим взрослым, за другим столом, на другом материале.

Отсутствие инициативы и зависимость от подсказок характерны для коммуникации ребенка с РАС, а также для его обучения. Часто дети не проявляют инициативу как в учебных заданиях, так и в общении. Например, не умеют самостоятельно обратиться за помощью, а ждут вопрос: "Что ты хочешь?" или "Тебе помочь?". Если тьютор такого ученика не прошел специальное обучение, ребенок может стать полностью зависим от его поддержки, взаимодействовать только с ним, игнорируя учителя и ровесников.

Методы работы с детьми аутистического спектра:

Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдёт в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Оно состоит из последовательности картинок, фотографий, слов или чисел, в которых отображены этапы какого-либо события или занятия.

Карточки PECS — это система альтернативной коммуникации для детей с особенностями развития, которые выражаются в расстройстве вербальной функции. Система представляет собой набор карточек с напечатанными на них изображениями предметов или действий с поясняющей подписью под каждой картинкой. Также в комплект входят карточки со словами «да» и «нет» зелёного/синего и красного цвета соответственно.

Арт-терапия. Цель занятий — помочь ребёнку средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Метод сенсорной интеграции. Удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя и окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных, сенсорных и досуговых умений.

Поведенческая терапия для аутистов. В её основе — поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Автор: Блохина Евгения Андреевна

Дата: 09.11.2024

Номер свидетельства: 659199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Дети с расстройством аутистического спектра. Кто они? Методы и формы работы с детьми с рас."
    ["seo_title"] => string(80) "deti_s_rasstroistvom_autisticheskogo_spektra_kto_oni_metody_i_formy_raboty_s_det"
    ["file_id"] => string(6) "645881"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1708259800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Применение методов альтерантивной коммуникации (PECS) в работе с детьми с растройствами аутистического спектра "
    ["seo_title"] => string(120) "primienieniie-mietodov-al-tierantivnoi-kommunikatsii-pecs-v-rabotie-s-diet-mi-s-rastroistvami-autistichieskogho-spiektra"
    ["file_id"] => string(6) "185255"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426162598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Статья "Особенности работы логопеда с утичными детьми""
    ["seo_title"] => string(52) "statia_osobennosti_raboty_logopeda_s_utichnymi_detmi"
    ["file_id"] => string(6) "614456"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665020390"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра""
    ["seo_title"] => string(78) "rol_neiropsikhologii_v_rabote_s_detmi_s_rasstroistvami_autisticheskogo_spektra"
    ["file_id"] => string(6) "628157"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1679505502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства