Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Трудности с пониманием чужой речи и выполнением устных инструкций, трудности с экспрессивной речью, проблемы с сотрудничеством во время учебных + Методы работы с детьми аутистического спектра. Визуальное расписание, и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Блохина Е. А.,
учитель-дефектолог МБОУ «СОШ № 33» г. Калуги
Пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности при обучении:
Трудности с пониманием чужой речи и выполнением устных инструкций, которые могут варьироваться от полной неспособности дифференцировать два слова на слух вне контекста до сложностей с восприятием многосоставных инструкций и заданий, пониманием прочитанного и так далее.
Трудности с экспрессивной речью (произнесением звуков), низкий уровень которой может мешать ребенку продемонстрировать свои знания. В других случаях речь ребенка может быть настолько ограниченна, что он вообще не использует её для общения. Именно отсутствие или сильное недоразвитие устной речи часто становится препятствием для обучения ребенка с РАС.
Низкая социальная мотивация. Поведение типично развивающихся детей, как правило, контролируется одобрением взрослых и избеганием их неодобрения. Большинство детей стремятся к тому, чтобы их похвалили, и стараются избегать ситуаций, где их будут ругать, делать замечания и так далее. Кроме того, для детей школьного возраста очень важно мнение сверстников, они могут стараться не плакать, чтобы их не дразнили плаксами, не кричать, чтобы не привлекать нежелательного внимания, и так далее. Однако у детей с РАС подобная социальная мотивация может быть очень низкой или вообще отсутствовать. То есть, в терминах прикладного анализа поведения, похвала и другие социальные последствия не являются для них поощрением или наказанием. Непонимание фронтальной (обращенной к группе детей) инструкции, которое может встречаться даже у очень высокофункциональных детей с РАС, успешных в рамках индивидуальных занятий. Очень часто именно отсутствие реакции на фронтальные инструкции учителя в школе становится главным препятствием для учебы ребенка в школьном классе и для инклюзивного образования вместе со сверстниками. Сенсорная стимуляция или самостимуляция (стимминг) обеспечивает наши чувства обратной связью. Люди с РАС часто страдают от сенсорной перегрузки.
Проблемы с сотрудничеством во время учебных занятий и нежелательное поведение характерны для многих детей с аутизмом. Дети могут быть гиперактивными, неусидчивыми - они могут вскакивать с места, передвигаться по классу, проявлять агрессию к педагогу и сверстникам с целью избежать занятия, заниматься самостимуляциями вместо выполнения задания и так далее. Такие проблемы часто делают невозможным обучение ребенка в классе.
Необычные паттерны поведения также характерны для людей с РАС. Ребенок может концентрироваться на незначительных деталях ситуации или особенностях учебных материалов, переключаться на самостимулирующие занятия во время урока. Как правило, у детей с РАС отсутствует разделенное внимание - способность сосредоточиться на том, на что обращено внимание другого человека, "следовать" за чужим вниманием. И в результате ребенок с аутизмом просто может быть не способен сосредоточиться на том, что показывает или говорит педагог.
Отсутствие или ограниченность навыков имитации. Способность спонтанно копировать чужие действия сразу же или в похожей ситуации лежит в основе обучения детей. Очень часто отсутствие способности к имитации, как самой простой (повторить движения на уроке физкультуры), так и очень сложной (отбить ритм по образцу на уроке музыки, написать слово вслед за учителем, достать учебник, потому что все дети вокруг достали учебник) мешает образованию детей с РАС как в школе, так и вне её.
Трудности с обобщением знаний и навыков усложняют обучение любого ребенка с РАС. Часто ребенок не просто не переносит учебный навык в другую ситуацию, но и не демонстрирует его с другим взрослым, за другим столом, на другом материале.
Отсутствие инициативы и зависимость от подсказок характерны для коммуникации ребенка с РАС, а также для его обучения. Часто дети не проявляют инициативу как в учебных заданиях, так и в общении. Например, не умеют самостоятельно обратиться за помощью, а ждут вопрос: "Что ты хочешь?" или "Тебе помочь?". Если тьютор такого ученика не прошел специальное обучение, ребенок может стать полностью зависим от его поддержки, взаимодействовать только с ним, игнорируя учителя и ровесников.
Методы работы с детьми аутистического спектра:
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдёт в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Оно состоит из последовательности картинок, фотографий, слов или чисел, в которых отображены этапы какого-либо события или занятия.
Карточки PECS — это система альтернативной коммуникации для детей с особенностями развития, которые выражаются в расстройстве вербальной функции. Система представляет собой набор карточек с напечатанными на них изображениями предметов или действий с поясняющей подписью под каждой картинкой. Также в комплект входят карточки со словами «да» и «нет» зелёного/синего и красного цвета соответственно.
Арт-терапия. Цель занятий — помочь ребёнку средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.
Метод сенсорной интеграции. Удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя и окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных, сенсорных и досуговых умений.
Поведенческая терапия для аутистов. В её основе — поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его.