"Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"
"Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.
Необходима комплексная коррекция аутизма с точки зрения системного подхода: это не просто изменение плохого поведения, не просто «заставить его говорить», а помощь в понимании ребенка родителями, организации развивающего пространства вокруг ребенка, помощь в коррекции нейропсихологических параметров, которые и определяют «странности» сенсорной системы, восприятия мира, эмоционально-волевых проблем.
Одним из эффективных способов является метод нейропсихологической коррекции.
Значительная часть нарушений развития детей с аутизмом связанны с органическими повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития – в пренатальный период, в процессе родов, на первом году жизни ребенка в последствии перенесенных тяжелых заболеваний.
Поэтому, нейропсихологическая коррекция направленна первоначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развитие ребенка с аутизмом. И лишь в завершающей части коррекционного этапа, работа может перейти в сферу когнитивной психотерапии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 403 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Консультация
«Развиваем мелкую моторику и логическое мышление у малышей»
Подготовила: педагог-психолог
МДОУ № 403 Акулова И.А.
г.Донецк 2023
"Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"
В настоящее время наблюдается рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм.
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.
Необходима комплексная коррекция аутизма с точки зрения системного подхода: это не просто изменение плохого поведения, не просто «заставить его говорить», а помощь в понимании ребенка родителями, организации развивающего пространства вокруг ребенка, помощь в коррекции нейропсихологических параметров, которые и определяют «странности» сенсорной системы, восприятия мира, эмоционально-волевых проблем.
Одним из эффективных способов является метод нейропсихологической коррекции.
Значительная часть нарушений развития детей с аутизмом связанны с органическими повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития – в пренатальный период, в процессе родов, на первом году жизни ребенка в последствии перенесенных тяжелых заболеваний.
Поэтому, нейропсихологическая коррекция направленна первоначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развитие ребенка с аутизмом. И лишь в завершающей части коррекционного этапа, работа может перейти в сферу когнитивной психотерапии.
У детей с расстройством аутистического спектра всегда наблюдается нарушение восприятия мира. Каких-то ощущений ребенок старается избегать, к другим, наоборот, стремится, и они переходят в аутостимуляции. Помимо этого, сигналы, получаемые от разных органов чувств, не формируются в единую картину.
Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция является эффективным методом помогающим ребенку с РАС повысить общую работоспособность, снизить утомляемость, улучшить мыслительную деятельность, внимание и память, сформировать пространственные представления и развить саморегуляцию и контроль.
Основной задачей нейропсихологической сенсомоторной коррекции является возможность научить ребёнка с РАС осознавать себя в пространстве, повысить уровень восприятия окружающего мира, развить моторные, познавательные и сенсорные умения ребёнка.
Главным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции является восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие этих обеих сфер. Дальнейшее развитие более сложных функций, таких как речь и мышление, возможно только после восстановления базовых функций.
Таким образом, с помощью нейропсихологической сенсомоторной коррекции возможно адаптировать ребенка с расстройством аутистического спектра к жизни в социуме.
В дошкольных учреждениях педагоги осуществляют работу с детьми с разными особенностями в развитии и особенно
работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Эффективно продуманные условия игровой терапии помогут педагогу добиться высоких результатов в процессе коррекционно-развивающей работы.
Подбирая список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» ребенка.
Упражнения и игры направлены на установление эмоционального контакта со взрослым, на улучшение социальной способности взаимодействия, получение радости от физического контакта, на совершенствование способности зрительного контакта
стереотипные,
сенсорные,
терапевтические,
психодрама,
совместное рисование.
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами используйте следующие приемы:
хлопки в ладоши;
топанье ножками;
прыжки в определенном ритме;
танцы;
проговаривание текстов стихотворений;
пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
Сопровождение текста движениями;
Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
Мнем и отщипываем.
Надавливаем и размазываем.
Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
Режем на кусочки.
Пластилиновые картинки
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками и т.д.
Приготовление еды
Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета — получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».
Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения».
Огород
На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы — так, горох станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.
Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке — «цветочки» из мозаики.
Игры с движениями и тактильными ощущениями
Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу.
Тормошение, возня
Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.
Догоню – догоню, поймаю - поймаю
Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот — пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий.
Змейка
Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.
Самолетик
Покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол—«Приземлились...»
Игры со звуками
Послушаем звуки
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
Постучим, погремим
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
Свистульки
Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.
Игры со старыми газетами или журналами
Птицы летят
Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.
Бумажная битва
Приготовьте «снаряды» — скомкайте страницы ненужных газет или журналов. Битва начинается: с криками: «Вот тебе!» бросайте друг в друга комки бумаги. В конце такой игры соберите «снаряды» в коробку или пакет.
Бумажный листопад
В этой игре можно порвать страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: «Листья кружатся и падают!» В конце игры обязательно организуйте «уборку листьев».
Психодрама
Психодрама — воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.
Варианты психодрамы
Страх машин
При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке можно предложить такой вариант развития событий: «Ой, машинка перевернулась — кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать — поехали!» Такие слова повторяйте всякий раз при возникновении подобных действий. Работу продолжайте и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объясняет, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка станет принимать более разнообразные формы; он может начать топить игрушечные машинки в ванной с водой, закапывать в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка могут перейти на реальные объекты: он может подходить к стоящим на улице автомобилям и дотрагиваться до них, в некоторых случаях пинать их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагает положительный выход из ситуации: «Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребенку можно разрешить посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины, поливать ее водой из шланга. В результате можно будет наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.
Страх темноты и замкнутого пространства
Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать «загробным» голосом: «Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно!» Чтобы предложить ребенку положительное завершение, можно организовать игру «Теремок»; ребенку можно предложить взять с собой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывается в коробке, педагог стучит в стенку со словами; «Тук-тук, кто в теремочке живет?» Когда ребенок выбирается наружу, его встречают приветствием: «Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять». Также в коробке нужно сделать небольшое окошко, куда будет заглядывать то педагог, то мишка, либо ребенок выставлять наружу руку, как бы предлагая ее поймать.
Если малыш закрывается в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: «Лифт! Осторожно! Двери закрываются!» В тот же миг педагог подхватывает: «Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем — двери закрываются! Поехали. Приехали — двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет» и т.д.
Совместное рисование
Совместное рисование — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Использование специальных приемов в ходе совместного рисования
Использование наклеек
«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».
«Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».
«Кухня»: расположившись с ребенком на кухне, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов.
«Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.
«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.
«Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д.