kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дети с расстройством аутистического спектра. Кто они? Методы и формы работы с детьми с рас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра».

 

В этой статье вы узнаете о том, что такое расстройство аутистического спектра и что известно о причинах его развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дети с расстройством аутистического спектра. Кто они? Методы и формы работы с детьми с рас.»


Дети с расстройством аутистического спектра. Кто они?

Методы и формы работы с детьми с рас.


Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра».


В этой статье вы узнаете о том, что такое расстройство аутистического спектра и что известно о причинах его развития.

Лица с аутизмом всех возрастов и всех уровней функционирования восприимчивы к обучению на протяжении всей своей жизни. Однако данные большого количества исследований свидетельствуют о том, что своевременно начатая работа, дает наилучшие результаты. Детей с расстройством аутистического спектра относят к категории детей с нарушениями  эмоционально -волевой сферы и снижением интеллекта.

Наиболее распространенным синдромом является  РДА (ранний детский аутизм), диагностируемый обычно в возрасте до 3-х лет. – расстройство, возникшее вследствие нарушения развития головного мозга с выраженным дефицитом социального взаимодействия, общения и ограниченными интересами.  

Распространенность аутизма резко возросла в последние годы:

в 2000 году она составляла от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения, в 2016 году это был 1 ребенок из 68 ( по данным американских социологов). Статистические данные нашего отделения свидетельствуют о том же.

Если в 2013 году , было 5 детей с РАС, то в текущем году их 27, что составляет 28% от общего количества. . Из 45 детей-инвалидов – 18 детей с РАС, что составляет 41 %.

Причины развития аутизма:

Ученые не могут с точностью ответить на вопрос об основаниях появлениях данного заболевания. Истинная причина неизвестна, к косвенным относят:

‒ Генетический фактор

‒ Наследственность

‒Сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов

‒Заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит

‒Отравления ртутью/свинцом

‒Позднее отцовство или материнство (в возрасте после 40 лет).


      Аутизм представляет собой особый вариант атипичного развития. В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.


Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.


Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.


Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребенка, чтобы он при необходимости корректировал курс лечения.


Формы проявления аутизма


-Раннее начало симптомов.


В 90 % случаев аутичные проявления очевидны между 1-м и 2-м годами жизни, поэтому раннее начало - это важный диагностический фактор. Последующее наблюдение показывает, что, у пациентов с признаками, появившимися в течение 36 месяцев, были характерные симптомы аутизма; при появлении симптомов в более позднем возрасте наблюдалась клиническая картина, близкая к ранней шизофрении. Исключением является синдром Аспергера (болезнь аутистического спектра), который часто диагностируется в позднейшем детском возрасте.


Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль воспитателя и тьютора в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть, и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.


Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.


К основным видам аутизма, которые обозначены в Международной классификации болезней, относятся:


‒ ранний детский аутизм;


‒ атипичный аутизм;


‒ синдром Ретта;


‒ синдром Аспергера.


Ранний детский аутизм - это один из видов аутизма, при котором психические и поведенческие расстройства начинают проявляться с первых дней жизни ребенка. Вместо термина «ранний детский аутизм», в медицине также используют «синдром Каннера». Из десяти тысяч младенцев и детей раннего возраста этот вид аутизма встречается у 10–15 малышей. Мальчики страдают синдромом Каннера в 3–4 раза чаще, чем девочки. Признаки раннего детского аутизма могут начать проявляться с первых дней жизни младенца. У таких детей матери отмечают нарушение реакции на слуховые раздражители и заторможенность реакции на различные визуальные контакты. В первые годы жизни у детей появляются трудности с пониманием речи. У них также отмечается задержка в развитии речи. К пяти годам у ребенка с ранним детским аутизмом наблюдаются сложности с социальными взаимоотношениями и устойчивые поведенческие нарушения.


Атипичный аутизм представляет собой форму аутизма, при которой клинические проявления могут быть скрыты долгие годы либо быть слабовыраженными. При данном заболевании выявляются не все основные симптомы аутизма, что усложняет постановку диагноза на раннем этапе. Клиническая картина атипичного аутизма представлена разнообразными симптомами, которые могут проявляться у разных больных в разных комбинациях. Характерными группами симптомов атипичного аутизма являются: расстройства речи; признаки эмоциональной недостаточности; признаки социальной дезадаптации и несостоятельности; расстройство мышления; раздражительность.


Синдром Ретта относится к форме аутизма, при которой появляются тяжелые психоневрологические нарушения на фоне прогрессирующих дегенеративных изменений в центральной нервной системе. Причиной появления синдрома Ретта является мутация одного из генов половой Х хромосомы. Это объясняет тот факт, что болеют исключительно девочки. Практически все плоды мужского пола, имеющие в геноме одну Х хромосому, погибают еще в утробе матери. Первые признаки болезни начинают проявляться через 6–18 месяцев после рождения ребенка. До этого времени рост и развитие младенца никак не отличается от нормы. Психоневрологические расстройства развиваются, проходя четыре стадии болезни. Из-за тяжелых двигательных нарушений и выраженных психоневрологических изменений синдром Ретта является самой тяжелой формой аутизма, не поддающейся коррекции.


Синдром Аспергера - это еще один вид аутизма. Среди больных 80 процентов составляют мальчики. На одну тысячу детей приходится 7 случаев заболевания этим синдромом. Признаки заболевания начинают проявляться с 2–3 лет, но окончательный диагноз чаще всего ставится в 7–16 лет. Среди проявлений синдрома Аспергера выделяются три основных характеристики нарушения психофизиологического состояния ребенка. Основными характеристиками синдрома Аспергера являются: нарушения социального характера; особенности интеллектуального развития; нарушения сенсорики (чувствительности) и моторики.


Интеллектуальный дефицит


Ментальное отставание - это наиболее распространенное сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Хотя в большинстве исследований указывается на интеллектуальную недостаточность в диапазоне от средней до тяжелой умственной отсталости (IQ 20–50), речь идет о широкой шкале уровней поражения. Она варьируется от глубокой умственной отсталости (при тяжелом аутизме) до среднего, иногда даже немного выше среднего показателя интеллекта (при синдроме Аспергера). У 5–10 % аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление «синдрома Саванта, характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения. Однако, только минимальный процент аутистов может использовать такие способности в повседневной жизни, большинство из них своими навыками пользуются совершенно нефункциональным способом.


Стереотипные поведенческие модели


Типичной для аутизма является стойкая поглощенность одним или несколькими стереотипными, очень ограниченными интересами, компульсивным соблюдением конкретных, нефункциональных процедур, ритуалов, повторяющиеся странные двигательные манеры (постукивание, скручивание рук или пальцев, сложные движения целого тела). У аутистов при работе с предметами, особенно во время игры, наблюдается ненормальный интерес к нефункциональным частям вещей или игрушек (ароматы, прикосновение, шум или вибрации, возникающие при манипуляции с ними).


Расстройство развития речи


Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).


Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение "Я". Понятие "Я" чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.


Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

Не воспринимая своего "Я", не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.


К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности.


Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель, тьютор или учитель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием дает положительные результаты.


Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.


Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори»).


Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.


Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или тьютор может делать это сам).


Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт. С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений. Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.


В настоящее время специфического лечения аутизма не разработано. К сожалению, нет специальной таблетки или волшебной вакцины, которая бы надежно защитила малыша от возможного развития болезни. Единая причина заболевания не установлена. Отсутствие понимания о первоисточнике болезни не позволяет ученым создать уникальное лекарство, которое бы позволяло полностью излечивать малышей с аутизмом. Лечение этого психического заболевания проводится комплексно, с учетом возникших симптомов.


Все методы лечения можно разделить на несколько групп:


Медикаментозное лечение, может быть эффективным лишь для решения сопутствующих проблем-агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т. д.


Психологические консультации.

С ребенком, страдающим аутизмом, обязательно должен работать детский медицинский психолог. Используя различные психологические методики, специалист поможет малышу справиться с возникающими вспышками гнева и аутоагрессии, а также улучшить внутреннее ощущение при интеграции в новый коллектив. На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения, является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравиться, он станет повторять это поведение, и, соответственно, когда не нравиться, не станет.


Общеукрепляющие оздоровительные процедуры.

Малышам с аутизмом совсем не противопоказаны занятия спортом. Однако заниматься они должны в специальных группах с профессиональными инструкторами или тренерами, которые обучены элементам работы с «особенными» детьми. Такие детки могут показывать отличные результаты и достигать хороших спортивных достижений. Успех возможен только при применении правильного педагогического подхода.


Логопедические занятия.

С малышом 3 лет обязательно должен проводить занятия логопед. На таких уроках детки учатся правильно говорить, отказываются от применения многократных повторений слов. Логопедические занятия позволяют улучшить лексикон малыша, внести в его словарный запас еще больше слов. Такие обучающие игры помогают детям лучше адаптироваться в новых коллективах и улучшают их социальную адаптацию.


Занятия.

Для улучшения интеграции в общество ребенка, страдающего аутизмом, требуется обязательное проведение дополнительных мероприятий, которые ему в этом помогут. Обычно такой комплекс различных занятий составляется совместно с детским психологом или по рекомендации врача-психиатра. Обычно перед выбором какого-либо увлечения, которое будет интересно малышу, требуется хороший анализ его способностей и качественная оценка уровня здоровья и физического развития. Не все малыши, которые болеют аутизмом, будут выполнять одинаковые задания с одинаковым интересом. Правильный выбор занятий в большой степени улучшает прогноз лечения и благоприятно влияет на ментальное и психическое развитие малыша.

Такие дети очень тепло относятся к различным животным.

Непосредственный контакт и прикасание к ним может вызвать у малыша сильные положительные эмоции и даже улучшить прогноз лечения. Врачи рекомендуют проводить сеансы иппотерапии или дельфинотерапии.


Похвала как методика лечения.

Обычно терапию начинают с обучения малыша базовым навыкам или правильному поведению - например, сохранение зрительного контакта, обучение самостоятельному одеванию и обуванию, правильная техника приема пищи, выполнение простых голосовых просьб, тут очень важно постоянно хвалить маленького ученика. Он должен знать, что за хорошее поведение будет четкая похвала. Также можно придумать для малыша награды в виде вкусного десерта, объятия, поцелуя или игрушки. При правильной тактике негативное поведение будет угасать.

Говоря об аутизме, мы часто используем термин «расстройство аутистического спектра» (РАС), что отражает различные его проявления и различные, порой уникальные, комбинации преимуществ и недостатков, свойственные разным детям.

Так, у одних детей наблюдаются серьезные нарушения практически во всех сферах, включая когнитивную. Многие лишены способности понимать и использовать устную речь, однако это отнюдь не мешает им быть относительно контактными.

Других детей с РАС отличает интеллект выше среднего и огромный языковой репертуар с одной стороны, а с другой - неспособность к зрительному контакту и участию в значимом социальном обмене с членами семьи и сверстниками. Хотя у разных людей расстройство проявляется по-разному, оно, как правило, оказывает решающее влияние на возможность их обучения в естественной среде.

При постановке учебных задач необходимо учитывать качество жизни как самого лица с аутизмом, так и членов его семьи, что позволит должным образом спланировать вмешательство и, как следствие, добиться социально-значимых успехов, важных не только в определенной среде, но и на протяжении всей жизни.

Люди, страдающие РАС, часто нуждаются в систематическом обучении навыкам научения научению, таким как зрительный контакт, разделенное внимание, различение предметов, имитация и выполнение простых инструкций. Тем, кто не способен к речевому общению, может потребоваться обучение альтернативной коммуникации.

Нежелательное поведение - вспышки гнева, агрессия или самоповреждение - должно быть заменено более социально приемлемыми и функциональными навыками (например, просьбы сделать перерыв в работе). В ряде случаев требуется обучение навыкам, необходимым в повседневной жизни, в том числе самостоятельному пользованию туалетом, чистке зубов, одеванию и участию в семейных трапезах.

Коррекционная работа с детьми с РАС строится  на основе тщательного и всестороннего  изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные  психолого-педаггич6еского изучения( уровень познавательных процессов  и личностные характеристики). Работа специалистов с детьми с РАС ведется в групповой, микрогрупповой  и  индивидуальной  форме. Вопросы коррекции и развития этих детей  решаются только в обстановке доверия, принятия и полной безопасности. Занятия носят коррекционный  и поддерживающий характер.

При необходимости в работу могут быть включены родители.

        При построении занятий  учитываются трудности в социальной адаптации детей. Поэтому  выделяются следующие направления работы:

       - формирование навыков  социальной коммуникации;

       - развитие межличностного  взаимодействия  с разных сторон ( со сверстниками, родителями , педагогами и пр.);

        - преодоление сенсорных трудностей.

        В первую очередь   корригируются  явные негативные  проявления поведения, которые мешают  успешному коммуникативному  взаимодействию педагога  и ребенка. Обучение новым навыкам поведения

происходит постепенно. При этом хорошее поведение  неизменно поощряется , а плохое игнорируется  ( возможно, что плохое поведение

ребенка  является  его способом привлечения к себе внимания).

           Основной целью коррекционно-развивающей работы является повышение качества жизни детей: ребенок должен стать более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающей среде.

Вся коррекционно-развивающая работа базируется на 3-х основных подходах:

- эмоционально-уровневом, разработанном отечественными учеными: Никольской, Лебединскими, Баевской и др., базирующемся на коррекции  эмоциональной сферы – установление эмоционального контакта с ребенком, снятии агрессии, страха, стереотипий;

-     прикладном анализе поведения (ПАП), по- английски – АВА – терапия – влияние факторов окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

-     ТЕАССН-терапией. Эта программа направлена на облегчение  социально-бытовой адаптации,  создание условий  для достижения детьми с РАС самостоятельности и  повышения качества жизни при активной помощи родителей.

     В 1979 году американским ученым Шоплером  были разработаны принципы  структурирования обучения:

- принцип структурирования пространства – упорядоченность, постоянство и

умеренность;

- принцип структурирования времени. У детей с РАС  не сформирована структура времени, поэтому нет понимания последовательности,  понимания того, что в жизни есть определенный ритм;

- принцип структурирования деятельности;

- принцип структурирования материалов.

      В работе с детьми с рас педагогог  использует  выше перечисленные уровни, подходы   и принципы, включая основные дидактические – от простого к сложному  и  др.; работает в тесном контакте с родителями.

      При проведении занятий педагог создает доброжелательную атмосферу, добивается, чтобы ребенок его принял и понял, насколько это возможно, с учетом  его диагноза. В  работе специалистов осуществляется  преемственность.

 Первый уровень необходим для формирования  предшкольных компетенций:

 - умения слышать инструкцию, общаться с «чужим» взрослым и сверстником;

 - переключать внимание с одной формы деятельности на другую;

 - освоить приемы продуктивной деятельности, развить крупную и мелкую моторику, освоить игру со сверстником.

То есть на этом этапе ребенок с РАС имеет возможность овладеть сенсо – моторными и социальными эталонами. Для каждого ребенка этот этап проходит по–разному – в микрогруппах или группах, в процессе овладения когнитивными навыками, развития восприятия, эмоционально-волевой сферы или произвольности, коррекции и развития моторики.

Первые шаги по выстраиванию взаимодействия с ребенком с РАС, начинаются с выбора пути образования.

Рассмотрим некоторые типы инклюзии.

Индивидуальная инклюзия .

Общемировая эффективная норма при включении детей с ОВЗ — 10-15 % детей с особыми потребностями от количества учащихся в классе.

Ресурсный класс

Ресурсный класс — это не отдельный класс коррекции, а специальная комната, где дети с РАС и другими нарушениями могут восстановить свои ресурсы, а также заниматься индивидуально и в малой группе, тренируя академические навыки и необходимое учебное поведение. Инклюзия в модели «Ресурсный класс» позволяет детям с аутизмом успешно компенсировать свои основные дефициты — в коммуникации и социализации. Уроки с регулярным классом вводятся постепенно по мере подготовленности ребенка.

Автономный класс.

Обучение осуществляется посредством объединения детей по фактическому уровню навыков, но часто по уровню, указанному в заключении ЦПМПК. Тьютор осуществляет поддержку двух и более детей. Дети обучаются в малокомплектных классах. Инклюзия через общешкольные мероприятия, уроки физкультуры, изо, музыки и т. д. Обратная инклюзия на переменах и в группах продленного дня. Обучение ведется преимущественно фронтально для всего класса или в маленьких группах.

На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?

На первых этапах обучения ребенку с нарушениями предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям и возможностям. Образовательный маршрут строится с учетом динамической оценки возможностей ребенка при включении в социальную группу.

Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:

Начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);

Этап индивидуального обучения; 

Этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1- 2 взрослых);

Этап группового обучения (специализированный класс малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).

Дружелюбная среда. Без усилий по созданию дружелюбной среды инклюзия не будет успешной. Создание дружелюбной среды предполагает: Работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»); Обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча); Работу с родителями (важный транслятор разных стереотипов);

Сложности в обучении аутичных детей:

Затрудненное восприятие речи, особенно на слух;

Ослабленная имитация (отчего учиться «из воздуха» как все дети они не могут); Специфические интересы (могут настолько поглощать ребенка, что он не видит широты окружающего мира);

Слабое понимание социального контекста.

Элементы АВА.

Прикладной анализ поведения (или ПАП, или АВА) — база, на которой в современном мире строится абилитация детей с РАС. Положительное подкрепление желаемого поведения. Дети с РАС обычно слабо реагируют на социальные поощрения (похвалу, взгляды, сопричастность, оценки), а также им может быть сложно учиться тому, что нормотипичные дети «берут из воздуха». Их можно и нужно поощрять теми вещами/активностями, которые прямо сейчас приносят им удовольствие. Важно, что предоставление поощрения должно не просто радовать ребенка, но и увеличивать вероятность желаемого поведения в будущем (нет универсальных «призов», которые можно выдавать аутичным детям и не все «призы» работают).

Подсказки.

Типы подсказок (от самой сильной к самой слабой): Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем);

Частичная физическая помощь;

Вербальная (говорим);

Моделинг (взрослый показывает пример/модель);

Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе);

Позиционная / По цвету или размеру.

Для повышения успешности ученика с РАС важно максимально точно определить требования к нему. Все задания сформулированы предельно четко — для новых навыков. Постепенно формулировки приводятся к «обычным».

Для успешности в освоении академических навыков, многим ученикам с РАС необходима адаптация учебного материала.

Необходимо делать упор на максимум визуальной информации и минимизацию информации «на слух».

Адаптация текстов — исключение сарказма, аллегорий, крылатых выражений. Часто аутичные дети обладают разбалансированной сенсорной системой.

Чтобы эффективно обучать их, нужно помогать им максимально гармонизировать восприятие мира: насыщение мышечными, суставными и проприоцептивными ощущениями (качели, балансиры, утяжелители, массаж, бег); тактильное (сенсорные коробки, глина, пена, тесто, жвачка для рук); слуховое (тихое место, легкая музыка, наушники); свет (приглушенный, темнота, светящиеся игрушки); орально (грызунки, жвачки).

Обучение детей с РАС требует большого количества ресурсов:

междисциплинарной команды грамотных и профессиональных педагогов, дополнительного времени и средства на организацию и адаптацию среды, эмоциональной включенности взрослых, оказывающих помощь и поддержку ребенку.

Тем не менее при правильной организации процесса обучения аутичный школьник постепенно становиться более самостоятельным и социально адаптированным, а объем специализированной постепенно снижается.

Правильная организация обучения на начальном этапе становится критично важной для дальнейшего пути школьника с РАС не только в основной и средней школе, но и в получении профессии и его реализации во взрослой жизни. И особенно важна в этом роль взрослых – и родителей, и специалистов, которые должны будут помочь ребенку с РАС пройти его первые шаги в школе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галина Юрьевна Матвеева

Дата: 18.02.2024

Номер свидетельства: 645881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства