kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс упражнений для развития речи глухих учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен комплекс упражнений по развитию речи глухих обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для развития речи глухих учащихся»

Виды работ по развитию разговорной речи

и методика их проведения



Виды работ по развитию разговорной речи определяются требованиями программы:

  1. ПОНИМАТЬ ОБРАЩЕНИЯ И ВЫПОЛНЯТЬ ПРИКАЗАНИЯ, ВЫРАЖАТЬ ПРОСЬБУ, ЖЕЛАНИЕ, ПОБУЖДЕНИЕ;

  2. ОБРАЩАТЬСЯ К ТОВАРИЩАМ (ИЛИ ДРУГОМУ ЛИЦУ) ПО ЗАДАНИЮ УЧИТЕЛЯ;

  3. СООБЩАТЬ О ВЫПОЛНЕННОЙ И ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЕ.

В соответствии с третьей группой требований (отвечать на вопросы и задавать их) в школе глухих широко используется работа по закрытой картинке или серии закрытых картинок;

  1. УЧАСТВОВАТЬ В ДИАЛОГЕ. Применяются различные варианты бесед, игры, упражнения в развертывании диалогов. Эти виды работ направлены на развитие у глухих школьников навыков ведения ситуативного диалога и диалога по заранее определенной теме.



  1. РАБОТА ПО ЗАКРЫТОЙ КАРТИНКЕ. Цель работы: научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят.

Работа эта начинается в 1 классе и продолжается не только в начальных, но и в средних классах. Усложнение происходит по трем направлениям: 1. по содержанию картинок, 2. по содержанию и форме вопросов к ним, 3. по степени самостоятельности учащихся.

В работе по закрытой картинке можно выделить 4 этапа:

  1. Беседа по выяснению содержания текста закрытой картинки. В этой беседе учитель стремится перейти от диалога "учитель-ученик" к диалогу:

а) ученик-ученик;

б) ученик-группа учеников.

  1. Зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на справочный материал, записанный учителем на доске или детьми на листочках. Здесь возникают диалоги с вопросами уточняющего характера.

Учитель помогает в формулировке вопросов, отвечает на них.

  1. Анализ рисунков и сравнение их между собой и с картинкой, которая на этом этапе может быть открыта.

Другой вариант такой работы – сравнение двух рисунков без опоры на картинку, только по записям ответов на вопросы. Картинка открывается только в конце урока. Как следствие – самостоятельное сопоставление рисунков.

  1. Устное или письменное описание картинки. Проводится такая работа с целью развития связной речи учащихся.

Работа по серии закрытых картинок строится аналогично описанной выше. В основе работы лежит понимание развития действий. Таким образом, в процессе работы по закрытой картинке дети учатся в строгой логической последовательности задавать вопросы о ее содержании, по словесным ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать их с картинкой.



  1. БЕСЕДЫ НА ТЕМЫ, БЛИЗКИЕ К ЖИЗНИ ДЕТЕЙ – это беседы об интересных событиях, о выполненной работе, о выходном дне и празднике, о каникулах, об экскурсии, о просмотренном фильме или диафильме. При такой организации беседы ученики спрашивают именно о том, чего они не знают и хотят выяснить, их вопросы носят четко выраженный мотивированный характер.

У глухих детей появляется много вопросов, когда они встречаются с новым для них явлением, событием или предметом. Они хотят о нем узнать, но не умеют задавать вопросы. Если учитель вовремя поможет, то беседа пройдет при большой речевой активности.

Весьма эффективными в плане развития разговорной речи глухих могут быть беседы по прочитанному рассказу.

Приемы:

1) Учитель раздает нескольким учащимся карточки, на которых написан вопрос к тексту и его порядковый номер. Когда наступает нужный момент, педагог спрашивает: "У кого первый вопрос?"

2) Учитель дает одному ученику задание на дом – прочитать новый рассказ. На уроке организует беседу между этим учеником и остальными:

    • Кто автор рассказа?

    • О ком говорится в рассказе?

    • Как зовут?

    • Что сделал?

    • Что случилось потом?

Затем самостоятельное чтение.

3) Беседа при одновременном чтении двух рассказов:

    • Какой рассказ вы прочитали?

    • А какой вы?

    • Кто написал ваш рассказ?

    • А ваш рассказ кто написал?

    • О ком говорится в вашем рассказе?

    • О чем говорится в вашем рассказе?

    • Еще о чем говорится в вашем рассказе?

Затем выполняются рисунки по своим рассказам, детям предлагается подписать свои рисунки или рисунки товарищей.

4) Дидактические игры.

Развитие диалогической речи глухих школьников может успешно осуществляться в процессе различных дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. Дидактическую игру "Угадай, что в свертке" в первый раз ведет учитель, а затем может вести ученик. Показывая сверток, ведущий спрашивает: "Что это?" – "Сверток". "Угадай, что в свертке". Далее дети могут задавать вопросы:

    • Большой или маленький предмет?

    • Какого цвета?

    • Какой формы?

    • Есть можно или нет?

    • Сладкий, кислый, соленый, горький?

    • Где купили?

    • Сколько стоит?

    • Где растет?

    • Зачем нужен?

Учитель помогает формулировать вопросы. Ученику можно дать нужные слова для правильного построения ответов. С 3 класса можно проводить дидактическую игру "Угадай, кто это?" Педагог говорит: "Я задумал одного из вас, кого задумал, не скажу. Угадайте сами. Задавайте вопросы". Учитель должен научить задавать вопросы в определенном порядке:

1) вопрос, о ком пойдет речь – о мальчике или девочке, должен быть первым, чтобы при формулировании следующих вопросов ученики правильно употребляли грамматические формы рода,

2) вопросы о внешнем виде и возрасте,

3) вопросы об успеваемости, дисциплине и чертах характера.

Примерные вопросы: Мальчик или девочка? Какого роста? Худой или полный? Какого цвета волосы? Глаза? Какой нос? Волосы короткие или есть косы? Сколько лет? Какая дисциплина? Любит работать или ленивый? Аккуратный или неаккуратный? Какой товарищ?

Диалог продолжается до тех пор, пока дети не отгадают, кого задумал учитель.

Более сложным вариантом игры может быть угадывание литературного персонажа. (Картинка с изображением литературного героя или две картинки группам учеников).

5) Упражнения. Составление диалога по заданной ситуации. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного оформления диалогической речи в устной и письменной форме. Упражнения по развитию разговорной речи необходимо проводить на всех уроках и во внеклассное время и родителям, создавая специальную ситуацию или используя естественную ситуацию. В учебнике "Развитие речи" для 4 класса такие упражнения многообразны. Учитель должен помнить о том, что нельзя давать глухому готовую схему ведения диалога, иначе малейшие изменения в его ходе вызывают большие трудности. Важно научить детей логике развертывания диалога, а для этого в ходе живого общения надо учить их выяснять, прежде всего, самое главное, а уже затем менее существенное, подсказывать, какой вопрос, реплику задать потом, о чем лучше спросить сейчас.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс упражнений для развития речи глухих учащихся

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Статья на тему: "Способы формирования навыка письма по правилу у учащихся с нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(89) "statianatiemusposobyformirovaniianavykapismapopraviluuuchashchikhsiasnarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "289942"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454889406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Согласный звук [й,] и буква и краткое. Урок русского языка во 2 классе. "
    ["seo_title"] => string(71) "soghlasnyi-zvuk-i-i-bukva-i-kratkoie-urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140980"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418046532"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства