Тема. Согласный звук [й,] и буква и краткое. 2 класс
Цели. Познакомить учащихся с особенностями буквы й.
Научить слышать звук [й,]; обозначать звук [й,] буквами й,е,ё,ю,я; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы: рассказывать правила написания звука [й,] буквами; грамотно писать слова содержащие звук [й,]; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебные действия, используя правила.
Термины и понятия : Согласный звук [й,] и буква и краткое.
Планируемые результаты
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- позитивное отношение к процессу написания письма;
- осознание успешности при освоении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия согласный звук [й] и буква и краткое;
- использовать приобретённые знания для грамотного написания слов с изученной орфограммой.
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;
- строить монологическое высказывание, представляя собственную позицию;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения
- грамотно писать слова содержащие звук [й,];
- рассказывать правило написания звук [й,]
- определять букву, которой в данном слове будет обозначен звук [й,] .
Учебно-методический комплекс
Информационный материал: Учебник «Русский язык» ч.1
Демонстрационный материал: Карточки для работы в группах.
Интерактивный материал: презентация
Межпредметные связи - Окружаюший мир
Организационный момент. Добронастрой.
- Сегодня я предлагаю вам оправимся по дорогам знаний вместе с уже знакомым нам Муравьишкой Вопросиком. (1 слайд)
- Ребята, как вы думаете, что первым делом сделал Вопросик сегодня утром когда проснулся? (высказывания детей)
(динамический настрой и пальчиковая гимнастика под веселую музыку)
I этап. Самоопределе-ние к деятельности
1. Минутка чистописания. – Теперь я предлагаю вам проверить как выполнил Муравьишка Вопросик д\з по русскому языку. Вот первое (2 слайд)
- Внимательно рассмотрите изображение. Какая буква здесь встречается чаще, чем другие? Сколько раз она изображена? Какой звук обозначает это буква? Какую роль выполняет этот звук если стоит после согласного?
Уу Ууу Уууу
( Оцени свою работу)
2. Словарная работа.
Следующее задание у вопросика было такое (3 слайд) :
Реши пример: Ура – а + о + жай =
- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне.
- Можно ли подобрать проверочное слово? Как называются такие слова? Проверьте написание этого слова по словарю. (4 слайд)
Хороший, сбережёт, урожай, снежок.
- Как вы думаете, какое задание было у Вопросика?
- Составьте предложение из этих слов. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите.
( Оцени свою работу)
- Молодцы! Теперь вопросику можно спокойно отправляться в школу. Какие правила мы всегда должны помнить, отправляясь в дорогу? (ПДД)
- Вот и наш муравьишка отправился в школу один, без Мудрой черепахи ( слайд 5 ).
- Кто же будет главным помощником на дороге для Вопросика. Конечно, светофор и дорожные знаки. (Слайд 6 на экране изображение светофора)
- Я прочитаю стихотворение, а вы будьте внимательны и постарайтесь закончить фразы:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для пешехода:
Красный цвет – прохода НЕТ,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый – приходи!
- Следующее задание поможет вам определить тему нашего урока.
- Назовите еще раз цвета светофора. Какой звук мы слышим на конце каждого слова? Какой это звук, гласный или согласный? Докажите. Глухой или звонкий? Докажите. Твердый или мягкий?
- Как называется буква, обозначающая этот звук?
- Сформулируйте тему урока: Согласный звук [й,] и буква и краткое. (Слайд 7 )
- Запись домашнего задания. Д\з РТ стр. 51 упр. 109, 110
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Работа в парах. (Ребятам предлагается самим придумать задание к упражнению)
Вставьте пропущенные буквы.
_блоко, за_чик, _лка, музе_, за_ц, скаме_ка, _жик, трамва_
2 ученика работают у доски. (Слова на доске записаны в два столбика)
Проверка.
(Оцени себя!)
Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так…»
Игра. (Топай-хлопай) поможет нам найти сходство и различие в этих словах.
- Мы будем хором читать записанные на доске слова, если в слове слышится звук й – хлопайте, если нет – топайте.
- Мы доказали, что во всех словах есть звук [й,]. Предположите, почему я разделила эти слова в 2 столбика?
(Высказывания детей)
Работа с учебником – с. 116 «Звук-неведимка»
Повторение правила о переносе слов с буквой Й.
- Назовите слова, где бы изучаемая буква была в середине слова. Запишите эти слова с черточкой для переноса.
III этап. Развитие речи.
Работа в группах.
- Какое слово из предыдущего задания обозначает вид транспорта? (Трамвай) В названии какого пассажирского транспорта есть звук [й,]? (Троллейбус)
- Герой нашего урока – Муравей Вопросик отправился в школу на троллейбусе. А как это происходило, вы узнаете из следующего задания.
Задание:
- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Приклейте на ватман. Придумайте заголовок полученному тексту.
Подчеркни слова, в которых есть звук [й,].
- Вопросик забежал в троллейбус и занял свободное место.
- На следующей остановке вошел старичок.
- Муравьишка уступил ему место.
- Около школы Вопросик выпрыгнул из троллейбуса и побежал на уроки.
Проверка. (Оцени свою работу!)
- Какие правила нарушил Вопросик?
IV этап.
Итого урока. Рефлексивная деятельность
- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.
Продолжите предложение
- Мне понравилось…
- Я научился…
- Для меня стало новым…
Оцените свою работу на уроке.
Д\з РТ стр. 51 упр. 109, 110