kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Холокост. Мы помним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Холокост причины, предпосылки, результат, что делать и как быть

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Холокост. Мы помним.»

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»

И. Бауэр

Цели мероприятия:

1. Усвоение уроков Холокоста учащимися для воспитания толерантного сознания в современном мире.

2. Формирование навыков личностного осмысления исторических событий.

3. Формирование у подрастающего поколения мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества.

Задачи:

1) Способствовать расширению знаний о преступлениях фашизма во время Второй мировой войны.

2) Воспитать чувства сострадания к трагедии еврейского народа.

3) Формировать у учащихся толерантный стиль поведения, способствующий преодолению этнических предрассудков.

4) Формировать у подростков понимание необходимости сохранения исторической памяти.

5) Сформировать у учащихся негативное отношение к фашистской идеологии.

6) Расширить понятийный аппарат учащихся области истории, обществознания и культуры.

7) Продемонстрировать роль искусства и культуры в увековечивании памяти жертв Холокоста.

Оборудование:

o компьютер;

o экран;

o проектор;

o раздаточный материал (справочник терминов, анкетные листы).

Продолжительность занятия 55-60 минут.

2

1. Опасность возрождения фашизма в современном мире

На экране – заставка «Холокост: мы помним»

Воспитатель начинает рассказ: (слайд 1) Казалось бы немало лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, разгрома фашизма. Но фашистская идеология оказалась живучей. Вновь неонацизм возрождается под обличиями экстремизма и терроризма. В настоящее время мир обеспокоен проявлениями нетерпимости, неуважения, неприятия некоторых наций друг к другу, учащение расовых конфликтов, даже в России, которая больше всего сделала для победы над фашизмом, мы сегодня часто видим проявления неонацизма.

2. Суть гитлеровской антиеврейской политики нацистов

Воспитатель: Что представляет из себя антиеврейская политика нацистов Идейным вдохновителем нацистской идеологии был Адольф Гитлер. Частью гитлеровской идеологии в годы Второй мировой войны была политика антисемитизма (одна из форм национальной нетерпимости, которая выражается во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе) и геноцида (действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую), направленная на планомерное массовое физическое уничтожение евреев, которые попали в разряд "низшие" расы согласно этой идеологии.

Главари нацистов создали новый термин по отношению к неарийцам – «унтерменш» («недочеловек"). С самого начала к "унтерменшн" были отнесены евреи. Сам факт принадлежности к еврейскому народу обуславливал смерть человека. Евреев убивали не за их политические взгляды или какое-то сопротивление нацистскому режиму, а только за то, что они были евреям.

Вопрос воспитателя ребятам: Почему же мы выделяем еврейское население в особую категорию жертв нацизма?

Ребята пытаются рассуждать на эту тему.

В случае затруднения воспитатель помогает: С самого начала евреи были самой бесправной группой населения. Если представитель другой национальности еще мог рассчитывать на выживание, то у евреев такого шанса не было. Они были обречены на смерть все, без исключения. Изначально.

Имя этой чудовищной трагедии XX века – Холокост. (слайд 2)

3

3. Что такое Холокост? (слайд 3)

Воспитатель: Холокост происходит от греческого Holocaustos — всесожжение, жертвоприношение животного путём сожжения. Впервые этот термин стали применять в 1950 году. В Израиле вместо слова Холокост употребляют Шоа (на иврите – это «бедствие, трагедия»), т. е Катастрофа европейского еврейства.

4. Этапы антиеврейской политики нацистов (слайд 4)

4.1 «Нюрнбергский закон» 1935 года

1: Преследование евреев началось в Германии в 1933 с лишения их гражданских прав. По «Нюрнбергскому закону» от 15 сентября 1935 года евреи Германии лишались прав на совместное обучение с арийцами, права смешанных браков арийцев и евреев, был закрыт доступ почти ко многим должностям и профессиям, ограничена свобода их передвижения. В конце концов евреев полностью лишили немецкого гражданства. «Нюрнбергские законы» давали юридические основания всем антиеврейским акциям нацизма в будущем.

На экране слайд «жёлтая звезда». (слайд 5)

2: С первых дней оккупации начался грабеж еврейской собственности. 8 сентября 1939 г. немецкие власти распорядились, чтобы все евреи, владельцы лавок и магазинов, отметили их отличительным знаком — маген-Давидом. Такой же знак должны были носить все евреи независимо от возраста, пришив его на одежду.

Нацисты конфисковывали все деньги, которые они находили в кассах еврейских общин; все банковские счета евреев были блокированы. Евреям запрещалось держать дома свыше определенной суммы денег, владеть какими-либо промышленными предприятиями.

4.2 «Хрустальная ночь»

3: Первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии произошла в ночь с 9 на 10 ноября (вошла в историю под названием «Хрустальная ночь», из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов), когда был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. отправлены в концентрационные лагеря, были разрушены еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Немецкое население пассивно отнеслось к погрому, что явилось сигналом к более радикальным шагам, т. е. к насильственной депортации всего еврейского населения «на восток», в Польшу и Белоруссию.

4

4.3 Депортация евреев в гетто

На экране демонстрируются слайды «Депортация евреев в гетто».(слайд 6)

4: С этой целью изоляции евреев были созданы гетто, куда насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором. Это жилые зоны, расположенные в самых бедных и неблагоустроенных районах крупных городов оккупированных территорий. Выход с территории гетто был запрещён. Крупные гетто были огорожены колючей проволокой или даже стеной. От нехватки еды, распространения болезней в гетто погибло множество евреев. На это и рассчитывали нацисты.

Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения.

Показ слайда «Карта расположения гетто и лагерей смерти». (слайд 7)

Воспитатель обращается с вопросом к ребятам: Как Вы думаете, какие эмоции, чувства испытывали люди, лишённые всех человеческих прав, жилья, работы и практически обречённые на смерть?

Предполагаемые ответы учащихся:

 Они испытывали страх,

 унижение,

 обиду,

 чувство безысходности, безнадёжности их положения,

 голод, холод,

 ненависть к врагам,

 желание отомстить за своих родных.

Воспитатель: Но, наверное, в самой глубине своего сознания, они всё-таки надеялись на спасение, несмотря на всю безысходность положения. Они хотели жить!

4.4 Депортация в лагеря смерти

С июня 1941 г. нацисты приступили к выполнению так называемого «окончательного решения» еврейского вопроса. Началась депортация евреев из гетто в лагеря смерти для ускорения массового истребления еврейской нации. Это называлось «переселение на восток евреев, не способных к продуктивному труду».

В Польше были созданы шесть самых крупных лагерей смерти: Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Белжец и Освенцим. В этих лагерях уничтожение людей проводилось в газовых камерах и крематориях (печах).

Далее рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией слайдов «Гетто и лагеря смерти»: (слайд 8-11)

Пересылка людей в лагеря смерти производилась в товарных вагонах, не предназначенных для перевозки людей, в жутких условиях, без еды и воды, по несколько суток. Многие умирали. После прибытия на железнодорожные станции лагерей смерти люди направлялись в «душевые»

5

под предлогом прохождения санитарной обработки. В помещения подавался газ, от которого все люди умирали. Таким способом больше всего людей было уничтожено в лагере Аушвиц под польским городком Освенцим: свыше миллиона человек.

5. Дети во время Холокоста (слайд 12)

Я не помню частностей, деталей.

Помню только этот тёмный зал,

Где как звёзды, сотни душ витали.

Помню страшный поезд и вокзал.

И когда зажмуриваю очи,

Ощущаю эту тишину.

И огни, как звёзды тёмной ночью.

И войну. Проклятую войну…

Я не помню частностей, деталей.

Только звёздочки сверкают в вышине.

Души детские из необъятных далей

О Войне рассказывают мне.

Воспитатель: Особую горечь и душевную боль вызывает тот факт, что невольными свидетелями и жертвами тех ужасных событий были дети. Нацистами было загублено 1,5 миллиона детских жизней. Множество детей погибло в гетто — из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Нацистское руководство считало, что дети из гетто непригодны для какой-либо полезной деятельности, они — тунеядцы. Их использовали только на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали. Огромное количество детей было уничтожено в лагерях смерти.

На экране показ слайдов «Дети в гетто и лагерях» на фоне песни Нателлы Болтянской.

Воспитатель продолжает после показа, обращаясь к ребятам: Как вы думаете, почему песня обрывается на полуслове?

Ответы учащихся: Этого ребёнка убили, как и многих, многих других во время Холокоста.

Воспитатель продолжает после показа: Оборвалась ещё одна детская жизнь, одна из полутора миллионов других загубленных жизней.

6. Бабий Яр

6.1 Трагедия Бабьего Яра

ученик рассказывает стихотворение Фридриха Золотковского «Плачут сны».

Усталые от жизни лица.

Водитель мрачно: «Бабий Яр»!

И болью в сердце мне стучится

год сорок первый, тот сентябрь…

Всегда печальная страница

жестокой памятной войны…

6

Мне часто по ночам не спится,

а если сплю, то плачут сны …

29-30.09.1984 г. Киев

Н экране фото Бабьего Яра до войны (слайд 13)

Воспитатель. Урочище Бабий Яр известно как одно из самых массовых мест расстрела людей во время Второй мировой войны. Расположено в северно-западной части Киева (Украина). До событий 1941-го – 1943-го Бабий Яр был один из самых больших на территории Киева природных оврагов. Его общая длина составляла свыше 2,5 километров, а глубина в разных районах была от 10 до 50 метров. Фашисты и их пособники использовали его как место для массового уничтожения людей.

(слайд 14) 29—30 сентября 1941 г. здесь были расстреляны 33,771 еврей.

Когда 20 сентября 1941 г. германская армия оккупировала Киев, значительная часть еврейского населения города ещё не успела эвакуироваться.

Спаслось из Бабьего Яра всего 29 человек.

Лишь 19 ноября 1941-го в Советском Союзе впервые вслух заговорили о трагедии Бабьего Яра, когда в английских и американских газетах появилась первая информация о киевских расстрелах. Тогда же и появилась первая информация о пятидесяти тысячах расстрелянных.

6.2 Праведники Бабьего Яра

Воспитатель: Многие евреи спаслись благодаря смелости и состраданию других людей нееврейской национальности. В апреле 1989 года было утверждено звание «Праведник Бабьего Яра». Это почётное звание, присваивается людям, которые во время оккупации Киева укрывали евреев, рискуя своей жизнью. Не каждый человек мог решиться на это.

Воспитатель обращается к ребятам: Как вы думаете, какими качествами характера должны обладать люди, решившиеся на это?

Предполагаемые ответы учащихся: Это люди, обладающие такими качествами как неравнодушие, сострадание, смелость. Это люди мужественные, волевые, люди большой человеческой души.

Воспитатель: Это звание присвоено 4500 киевлянам.

Выходят два подготовленных ученика и читают стихотворение наизусть Фридриха Золотковского «Бабий Яр. Память».

Ученик 1

Засыпал снег сегодня Бабий Яр.

Прикрыл собою братскую могилу.

Сто тысяч в ней взывают молча к миру,

чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!

Там, где фашисты сваливали в ад

убитых и живых, растут берёзы.

Смотрю на них и плачу… Эти слёзы

погибших не вернут уже назад.

7

Но слёзы скорби нашей не напрасны.

Они, как мудрость, над душою властны:

они её печальный, вечный плод.

Они напоминают тем, кто молод,

как будет страшен войн грядущих Молох,

что в гневе уничтожит людской род.

7.12.1985 г. Киев

7. Нюрнбергский приговор

(слайд 15) В мае 1945 г. гитлеровская Германия была разгромлена.

8 августа 1945 г. по соглашению четырёх союзные держав (СССР, США, Великобритания, Франция) был создан Международный военный трибунал для суда над нацистскими главарями.

Нюрнбергский трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни. В Нюрнберге судили нацистский режим в целом, его политику, его идеологию. В дальнейшем военные трибуналы осудили еще более 30 тысяч нацистских преступников и их пособников. Многие из них пытались скрыться от правосудия. Но розыск продолжался и продолжается - нет срока давности для их преступлений.

8. Уроки Холокоста

8.1 «Никогда больше…»

На экране фото «Мемориальная плита в концлагере Дахау». (слайд 16)

Воспитатель: Подводя итоги нашего разговора о жутких событиях, связанных с Холокостом, мне хочется вспомнить слова, нанесённые на мемориальную плиту на центральной площади концлагеря Дахау. Это первый в фашистской Германии концлагерь, открытый в 1933 году. «Никогда больше» написано на пяти языках мира.

Как вы понимаете эти слова? Какие уроки должно вынести нынешнее поколение из этой страшной трагедии? Предлагаю Вам закончить мысль, начатую словами «никогда больше».

Предполагаемые ответы учащихся: (слайд 17)

 Никогда больше не должно повториться то, что учинили фашисты с евреями.

 Никогда больше не может быть геноцида и рабства в отношениях между нациями.

 Никогда больше не должны страдать и гибнуть дети.

В случае затруднения, воспитатель помогает сформулировать высказывания.

Воспитатель обобщает сказанное: И что самое важное, никогда мир не должен равнодушно или пассивно относиться к проявлениям геноцида, независимо от того, против какого народа он направлен.

8

8.2 Толерантность – путь к миру

Чтобы не повторилось трагедии, подобной Катастрофе еврейского народа, отношения между нациями должны строиться на принципах толерантности.

На генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года была принята Декларация принципов толерантности. Давайте обратимся к тексту этого документа. В статье 1 п.1 Декларации принципов толерантности даётся определение толерантности. Прочитайте его.

(слайд 18) «Статья 1. Толерантность.

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…».

(слайд 19)На экране фото «Свечи»

1: Наша задача сохранить историческую память о трагических событиях Холокоста,

2: …чтобы никогда больше не допустить насилия над человеческой природой и личностью.

3: (слайд 20) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.

На экране заставка «Свечи». Звучит музыка Баха в течение 30-60 секунд

9. Рефлексия:

В заключение воспитатель говорит: Тема трагедии не исчерпывается той информацией, которую вы сегодня получили. Тема эта безгранична. И мы могли бы её продолжить. А сейчас давайте подведём итоги нашего занятия. (Учащиеся отвечают на вопросы воспитателя) 1. О чем мы сегодня говорили? 2. Что такое Холокост? 3. Какой день считается «Международным днем памяти жертвам Холокоста»? 4. Что является причинами Холокоста? 5. Кто стал его жертвами?

6. Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?

Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Холокост. Мы помним.

Автор: Садина Любовь Викторовна

Дата: 31.03.2024

Номер свидетельства: 648331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Холокост- помнить или забыть? "
    ["seo_title"] => string(26) "kholokost-pomnit-ili-zabyt"
    ["file_id"] => string(6) "173527"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424004109"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тематический классный час   “Дети Холокоста ” "
    ["seo_title"] => string(46) "tiematichieskii-klassnyi-chas-dieti-kholokosta"
    ["file_id"] => string(6) "165196"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422783829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час  памяти/ "
    ["seo_title"] => string(60) "kholokost-i-dieti-pomnit-i-nikoghda-nie-zabyvat-chas-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "118363"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413121727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "«Холокост. Забвению не подлежит»"
    ["seo_title"] => string(32) "kholokost_zabveniiu_ne_podlezhit"
    ["file_id"] => string(6) "650097"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1715092761"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "методическая разработка классного часа "Холокост-помнить или забыть?" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-kholokost-pomnit-ili-zabyt"
    ["file_id"] => string(6) "243414"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445714255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства