kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть в истории страшные времена, когда дети были  узниками лагерей смерти , испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда… Особенно эта трагедия коснулась евреев  и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках – Холокост.

 Мероприятие поможет донести знания    о Холокосте с целью воспитания  толерантности у  учащихся;

воспитывает   чувства  сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формирует  межнациональную терпимость, уважение  человеческого достоинства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти/ »

"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти

Цели :

  • донести знания о Холокосте с целью воспитания толерантности у учащихся;

  • воспитывать и развивать чувства сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста;

  • формировать межнациональную терпимость, уважение человеческого достоинства.

Оснащение:

  • фотографии времён геноцида;

  • Плакаты с высказываниями :

  • «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Д. С. Лихачёв

  • «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой , как рыбы , нам не хватает одного: научиться жить на земле, как люди…Б . Шоу

  • «Можно представить худшее, но как представить непредставимое?» Шарлотта Дельбо

  • "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."
    И. Бауэр

  • "Придет время, когда живые свидетели уйдут.

Вот почему совесть обязывает нас помнить,

что произошло и с кем это произошло" Д.Буш

  • « Бухенвальдский набат» Музыка В. Мурадели

Слова А. Соболева

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.

Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
М. Джалиль

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя. Есть в истории страшные времена, когда дети были узниками лагерей смерти , испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда… Особенно эта трагедия коснулась евреев и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках – Холокост. « Холокост» - слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.

Наши задачи – выяснить,

  • Что такое Холокост?

  • Каковы его уроки?

  • Почему стала возможна эта трагедия?

  • Почему об этом нужно «помнить и никогда не забывать»?



Ведущий: Холокост— общий термин  для обозначения злодеяний, совершенных Гитлером и партией нацистов в Европе в течение второй мировой войны, и в особенности систематического истребления до шести миллионов евреев в массовых газовых камерах и концентрационных лагерях.

« Холокост» - слово греческое, термин произошел от hob (целое) kauston (сожженный) — "сожженное целое".

1 ученик: Катастрофа еврейского народа охватывает период с1933 по 1945гг. Всё началось с прихода к власти нацистов и назначения Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера. Программа фашистской партии пронизана ра­систской теорией. «Ни один еврей не может счи­таться сыном нашего народа», — записано в глав­ном документе нацистов. В 1935 году в Германии принят закон «О защите немецкой крови и немец­кой чести». Согласно ему запрещены браки евреев с подданными государства немецкой крови. Что это означало? Во-первых, то, что фашисты были верны своей программе

действий... Во-вторых, что если брак был заключён, то родившиеся дети считались вне закона.

2 ученик: 1938 год известен «Хрустальной ночью», спланированной заранее. Телеграмма начальника 2-го отдела гестапо гласит: «Необходимо подгото­вить арест 20-30 тысяч евреев. Следует выбрать в первую очередь богатых евреев». Цинизму нацис­тов не было предела. Разрушались синагоги, разби­вались витрины магазинов, осквернялись кладби­ща... Были зверски убиты 90 человек. Несправед­ливо, жестоко, недостойно. Пропаганда античеловеческих идей давала свои всходы! Школьница Эрна Листинг напишет сочинение, в ко­тором будут слова: «Ев­рей — это гибрид... а гибрид— от дьявола».

Судьба евреев и их детей, рождённых и не­рождённых, решится в 1942 году. В Берлине на Ванзейском совещании будет заявлено: «Вытес­нение евреев из жизненного пространства» — вот главная задача. Там прозвучит цифра — 11 милли­онов... В документе нет слов «уничтожить», «лик­видировать», они подменяются словами «согласо­вать тактику», «окончательно решить»... А тем вре­менем уже работали газовые камеры, в гетто умирали люди. Вся «вина» их бы­ла в том, что их родила еврейская женщина. Поэто­му они не имели права на детство, на тепло и уют, на ожидание праздника, на спокойные, добрые сны.

3 ученик читает стихотворение «Дети- жертвы Холокоста»

Война — страшнейшее из слов,
Но позволяет оценить вдвойне
Здоровье, преданность, любовь
К чужим, к родным, к разбитым и к себе.
Я помню, словно было всё вчера:
Запуганных соседей, брата, мать
И мокрые от слёз и ужаса глаза —
Все жить хотели, а не умирать.
Обычным утром после девяти
Услышал новость, что касалась нас:
К другому плану немцам перейти —
До города дошёл с утра приказ.
Фашисты выгоняли из домов людей
Больных и стареньких совсем,
Всех женщин, матерей и их детей —
На улицах выстраивали всех.
Сказала мама брата младшего забрать,
И мы ушли, мы поползли к реке.
Я помню тихий и её безмолвный плач,
Как прижимала напоследок нас к себе.
Под крышей старой бани мы нашли приют
И видели, как строили людей и нашу мать.
Я знал, что их сегодня всех убьют,
Мы слышали их крики, стоны, плач.
Когда прошло немного времени, то брат
Стал мёрзнуть, плакать и сказал,
Что к маме хочет и ушёл назад,
А я смотрел, как гнали их в провал.
Когда стемнело, спрятался в лесу,
А выжил, потому что встретил партизан.
И я с тяжёлым сердцем каждый день несу
Те боль и горечь, что достались нам.

Марина Ермолович

 3 ученик: Преступников-нацистов по окончании войны будут судить. Суд раскроет страшную карти­ну преступлений. «Из допроса группенфюрера СС Олендорфа на суде Международного военного трибунала в Нюрнберге 3 января 1946 года.

Олендорф: Был приказ о том, что всё еврейское насе­ление должно быть полностью уничтожено.

Никитченко: В том числе и дети?

Олендорф: Да.

Никитченко: Только ли детей евреев уничтожали?

Олендорф: Да».

4 ученик: «Можно представить худшее, но как представить непредставимое?» (Шарлотта Дельбо).

Документы нацистов, страшные по своей су­ти, воплощались в жизнь. Механизм уничтожения нации был беспощадным и кровавым. Адская ма­шина Смерти и Унижения с пугающей быстротой ломала судьбы, обрекала на гибель даже детей. Евреев селили в гетто. Для их проживания выделялись самые густонаселённые улицы. В гетто приходили эпидемии. Трудоспособных евреев ждал непосильный труд. Голод, холодные дома, ат­мосфера постоянных запретов...«Евреям следует запретить:.. .хождение по тротуарам, пользование общественными видами транспорта...»— гласит «Директива» X. Лозе, под­писанная в городе Каунасе. Как объяснить ребёнку, что он не имеет права ходить по тротуару, ездить в трамвае, играть на детской площадке? На вопрос почему — от­вечает И.А. Альтман в книге «Жертвы ненависти»: на­до было «унизить евреев и сделать их объектом изде­вательств и насилия». И даже на одежке ребёнка был этот знак обречённости- ярко-жёлтые шестиконечные звёзды. Дима Дрейцер очень точно сформулировал свои ощущения: «Это было против­но». Узница Калужского гетто А.В. Веллер вспомина­ла: «С нашивкой желтых звёзд мы поняли, что стали бесправ­ны, что в любой момент нас оскорбят и защиты ис­кать будет не у кого, даже ребёнок это понимал».

Особенно тяжёлые условия были в еврей­ских детских домах. Однажды, когда детей нечем было кормить, их расстреляли... Несмотря на это, живущие в гетто люди верили в буду­щее, в счастье, надеялись на то, что Зло исчезнет, покинет души Страх... В гетто открывались школы, и еврейские дети учились, не осознавая, какой страшный приговор подписан им, виноватым лишь в том, что родились евреями... Иногда помещений для школ не было. Так, в Белоруссии, в гетто Несвижа, ребята учились у учителя дома. В Вильнюсе, в гетто, в 1941 г. от­крылась библиотека, там же был создан и театр. Но всё — полулегально, под страхом наказания.

Когда в Вильнюсе открывался театр, появи­лась и другая проблема: к зданию театра пришли люди с плакатом: «Не бывает представления на кладбище». Правы ли были они? Нет. Ещё раз -нет… Школы, книги, песни, театр дарили Надежду, Веру, Любовь.

Документы нацистов, создание гетто — всё преследовало страшную цель «полностью ликвидировать евреев». Было объявлено, что «евреи недочеловеки, наносящие большую уг­розу миру». Евреев уничтожали зверскими спосо­бами: топили в реках и болотах, травили в газо­вых камерах, сжигали. На них ставили медицин­ские опыты. В беспощадных документах войны всё нашло своё отражение: сожжение детей в Хороле на Полтавщине, травля детей газом на гла­зах у родителей в Смоленске... В Элисте детям одевали марлевые повязки, пропитанные ядом, после чего потерявших сознание детей закапыва­ли в яму ещё живыми...

С каждым днём совершенствовались способы убийств. Чтобы не оставлять следов преступления , создали специальное приспособление костедробилку.

5 ученик: И остались в живых те немногие, уцелевшие, выжившие чудом очевидцы Катастрофы, чтобы рассказать о ней…

В фильме Павла Чухрая «Дети бездны» рассказывается о девочке, оказавшейся в яме с мёртвыми людьми. Женщина вспоминает: «Я пряталась за последующую партию евреев. Когда оставалась последняя партия, меня подвели ко рву... видимо, из-за шока, я упала туда за секунду до выстрела. Пуля меня не задела, но я потеряла сознание. Оч­нулась я уже ночью, на небе мерцали звёзды и светила луна». Она подумала, что оказалась на том свете, но затем наступило осознание холодя­щей душу реальности: «Выяснилось, что из живых осталась не только я, но ещё старушка и маленькая девочка. Вместе мы поползли. После первого рва оказался второй, я туда провалилась. Девочка за­ревела, стала меня звать, их сразу застрелили»...

6 ученик: Символами Холокоста являются концентрационные лагеря, лагеря смерти, гетто, ярко-желтые шестиконечные звезды Давида на одеждах узников, дымящиеся трубы крематория...

Фоторепортаж- Презентация «Холокост- трагедия 20 века» Слайды №1-12.

«Все сожжено,

Пороки с добродетелями

И дети с престарелыми родителями.

А я стою пред тихими свидетелями и тихо повторяю :

« Сожжены...»

7 ученик:

  • в лагере смерти Собибор было убито и сожжено 250 тыс. евреев;

  • в лагере Белжец -более 600 тыс. евреев;

  • в лагере Треблинка –более 750 тыс. евреев.

  • в лагере Майданек - 1 млн 600 тыс. евреев.

  • в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.

Концентрационные лагеря – это яркое проявление политики преступной идеологии против человечества. Слайд №2

«В ночи гудели печи, не стихая…»

В ночи гудели печи, не стихая,

Мой пепел ворошила кочерга,

Но, дымом восходя из труб Дахау,

Живым я опускался на луга.

Мне кое с кем хотелось расквитаться,

Не мог лежать я в прахе и золе,

Не мог в земле убитым оставаться,

Пока убийцы ходят по земле!

Пускай в аду давно уже забито,

Там явно не хватает многих лиц.

И песней поднимаю я убитых,

И песней я зову искать убийц!

Идите по земному шару гневно,

Ищите и при свете, и во мгле…

Как можешь ты синеть спокойно, небо,

Пока убийцы ходят по земле!

Восстаньте же, замученные дети,

Среди людей ищите нелюдей

И мантии судейские наденьте

От имени всех будущих детей!

И вы не спите, вы не спите, люди.

В Париже и в Варшаве, и в Орле,-

Пусть ваша память вас ночами будит

Пока убийцы ходят по земле.

Е. Евтушенко

8 ученик читает стихотворение

Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских…

Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце,
комбриг

Не допросил “языка”.
Сказал по-русски:
“Взгляни”.

Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины
Седые дети войны.

А. Балина

9 ученик: Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, страхом. Фашизм – это когда на детей отпускают овчарок. “Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановится. Снегом присыплем… Вот ему и могилка до весны-,” вспоминает Аня Павлова, 9 лет.

10 ученик: Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.

Ведущий: Согласно оценкам, в период катастрофы европейского еврейства от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн детей Это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали- убивали с особой жестокостью: закапывали живьем детей, сжигали.

Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие, ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

(На фоне “Реквиема” Моцарта)

В глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства. Почтим минутой молчания всех погибших и замученных в концентрационных лагерях людей. (Минута молчания).

В начале мероприятия были поставлены вопросы, давайте обсудим.

- Что такое Холокост?.

- Каковы его уроки? Эта трагедия показывает нам, что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок : земля- наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.

«… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации». Д. С. Лихачёв

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой , как рыбы , нам не хватает одного: научиться жить на земле, как люди»…Б . Шоу

Пропустив через себя историю Катастрофы, понимаешь, какое счастье жить в мире, со­гласии, ощущать себя человеком в полном смысле этого слова.

- Почему стала возможна эта трагедия?

Фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев, цыган… И многие сначала не придавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно. Холокост начался с молчания одного человека, с молчания общества, с молчания нации.

10 ученик читает «П ослание пастора Нимеллера, жертвы нацизма »

Сначала они пришли за евреями,

И я не заступился за них,

Потому что я не был евреем.

Потом они пришли за коммунистами,

И я не заступился за них,

Потому что я не был коммунистом

Потом они пришли за членами профсоюзов,

И я не заступился за них,

Потому что я не был членом профсоюза.

Потом они пришли за мной –

Но не осталось никого,

Чтобы заступиться за меня.

Людям 21 века надо всегда помнить эти слова.

- Что значит “помнить, и никогда не забывать?”

"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями, -говорил И. Бауэр. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу, и никто не имеет права убивать. О Холокосте надо рассказывать. Как взрослым, так и детям. Это такой страшный пример и национализма , и антисемитизма, и жестокости! "Придет время, когда живые свидетели уйдут. Вот почему совесть обязывает нас помнить, что произошло и с кем это произошло".Д.Буш

Ученик11.

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И я в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное,
Омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось,
что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась тьма вокруг.
Я слышал: мощный свалился вдруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за плоды.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, может, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ее ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закапал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Ведущий: Именно сейчас, в начале 21 века, когда мир гудит от революций, национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте как о самом страшном проявлении античеловечности, убившем 6000000 человек. Говорить о Холокосте необходимо для того, чтобы активизировать добро! Рассказ о Холокосте должен стать уроком толерантности и нести добро и мысль о том, что именно от нас зависит мир на Земле.

Ученик 12читает стихотворение

Уж пролито немало слез.

Мы помним эхо той войны.

Так не забудьте Холокост,

Хоть в этом Вашей нет вины!

Опомнись, мир! Немой вопрос

-Чечня иль памятный Норд — Ост...

Пусть ты рабочий, пусть банкир

Не забывайте Холокост!

Быть толерантными не просто! Терпимость свет в конце тоннеля! Горят пожары Холокоста

Для не евреев и евреев!

Мы надеемся, что Час памяти станет настоящим уроком толерантности для всех нас.

Домашнее задание: Написать эссе-размышление « Холокост - трагедия 20 века», «Совесть обязывает помнить».



















Глоссарий

Антисемитизм - национальная идеология и политика враждебного отношения к евреям и их преследования; одна из форм шовинизма, осужденная международным сообществом.



Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Геноцид признан международным преступлением.

Гетто - часть города, выделенная для проживания евреев.



Освенцим - немецко-фашистский концентрационный лагерь; был создан фашистами на территории оккупированной Польши, близ Кракова.



Оккупация - временное занятие, территории одного государства военными силами другого государства.



Террор - подавление, преследование, устрашение по политическим мотивам насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения, политических противников.



Фашизм - идейно-политическое течение, возникшее в 1919 году в Италии и Германии и выражавшие интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии.

Фашизм в словарях:

политическая идеология,  преобладавшая в партиях и движениях, возникших в Европе между двумя мировыми войнами, составившая основу крайне националистических правительств Италии в 1922—1943 гг. и Германии в 1933—1945 гг. и продолженную партиями во многих странах, начиная с 40-х гг.



Депортация - насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов, осуществляемое по приказу властей.



















15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти/

Автор: Мурзина Евгения Николаевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118363


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства