"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти/
"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти/
Есть в истории страшные времена, когда дети были узниками лагерей смерти , испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда… Особенно эта трагедия коснулась евреев и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках – Холокост.
Мероприятие поможет донести знания о Холокосте с целью воспитания толерантности у учащихся;
воспитывает чувства сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формирует межнациональную терпимость, уважение человеческого достоинства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти/ »
"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Час памяти
Цели :
донести знания о Холокосте с целью воспитания толерантности у учащихся;
воспитывать и развивать чувства сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста;
формировать межнациональную терпимость, уважение человеческого достоинства.
Оснащение:
фотографии времён геноцида;
Плакаты с высказываниями :
«… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».
Д. С. Лихачёв
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой , как рыбы , нам не хватает одного: научиться жить на земле, как люди…Б . Шоу
«Можно представить худшее, но как представить непредставимое?» Шарлотта Дельбо
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями." И. Бауэр
"Придет время, когда живые свидетели уйдут.
Вот почему совесть обязывает нас помнить,
что произошло и с кем это произошло" Д.Буш
« Бухенвальдский набат» Музыка В. Мурадели
Слова А. Соболева
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят.
Нет, этого я не забуду дня, И не забуду никогда, вовеки! М. Джалиль
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя. Есть в истории страшные времена, когда дети были узниками лагерей смерти , испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда… Особенно эта трагедия коснулась евреев и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках – Холокост. « Холокост» - слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.
Наши задачи – выяснить,
Что такое Холокост?
Каковы его уроки?
Почему стала возможна эта трагедия?
Почему об этом нужно «помнить и никогда не забывать»?
Ведущий: Холокост— общий термин для обозначения злодеяний, совершенных Гитлером и партией нацистов в Европе в течение второй мировой войны, и в особенности систематического истребления до шести миллионов евреев в массовых газовых камерах и концентрационных лагерях.
« Холокост» - слово греческое, термин произошел от hob (целое) kauston (сожженный) — "сожженное целое".
1 ученик:Катастрофа еврейского народа охватывает период с1933 по 1945гг. Всё началось с прихода к власти нацистов и назначения Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера. Программа фашистской партии пронизана расистской теорией. «Ни один еврей не может считаться сыном нашего народа», — записано в главном документе нацистов. В 1935 году в Германии принят закон «О защите немецкой крови и немецкой чести». Согласно ему запрещены браки евреев с подданными государства немецкой крови. Что это означало? Во-первых, то, что фашисты были верны своей программе
действий... Во-вторых, что если брак был заключён, то родившиеся дети считались вне закона.
2 ученик: 1938 год известен «Хрустальной ночью», спланированной заранее. Телеграмма начальника 2-го отдела гестапо гласит: «Необходимо подготовить арест 20-30 тысяч евреев. Следует выбрать в первую очередь богатых евреев». Цинизму нацистов не было предела. Разрушались синагоги, разбивались витрины магазинов, осквернялись кладбища... Были зверски убиты 90 человек. Несправедливо, жестоко, недостойно. Пропаганда античеловеческих идей давала свои всходы! Школьница Эрна Листинг напишет сочинение, в котором будут слова: «Еврей — это гибрид... а гибрид— от дьявола».
Судьба евреев и их детей, рождённых и нерождённых, решится в 1942 году. В Берлине на Ванзейском совещании будет заявлено: «Вытеснение евреев из жизненного пространства» — вот главная задача. Там прозвучит цифра — 11 миллионов... В документе нет слов «уничтожить», «ликвидировать», они подменяются словами «согласовать тактику», «окончательно решить»... А тем временем уже работали газовые камеры, в гетто умирали люди. Вся «вина» их была в том, что их родила еврейская женщина. Поэтому они не имели права на детство, на тепло и уют, на ожидание праздника, на спокойные, добрые сны.
Война — страшнейшее из слов, Но позволяет оценить вдвойне Здоровье, преданность, любовь К чужим, к родным, к разбитым и к себе. Я помню, словно было всё вчера: Запуганных соседей, брата, мать И мокрые от слёз и ужаса глаза — Все жить хотели, а не умирать. Обычным утром после девяти Услышал новость, что касалась нас: К другому плану немцам перейти — До города дошёл с утра приказ. Фашисты выгоняли из домов людей Больных и стареньких совсем, Всех женщин, матерей и их детей — На улицах выстраивали всех. Сказала мама брата младшего забрать, И мы ушли, мы поползли к реке. Я помню тихий и её безмолвный плач, Как прижимала напоследок нас к себе. Под крышей старой бани мы нашли приют И видели, как строили людей и нашу мать. Я знал, что их сегодня всех убьют, Мы слышали их крики, стоны, плач. Когда прошло немного времени, то брат Стал мёрзнуть, плакать и сказал, Что к маме хочет и ушёл назад, А я смотрел, как гнали их в провал. Когда стемнело, спрятался в лесу, А выжил, потому что встретил партизан. И я с тяжёлым сердцем каждый день несу Те боль и горечь, что достались нам.
Марина Ермолович
3 ученик: Преступников-нацистов по окончании войны будут судить. Суд раскроет страшную картину преступлений. «Из допроса группенфюрера СС Олендорфа на суде Международного военного трибунала в Нюрнберге 3 января 1946 года.
Олендорф: Был приказ о том, что всё еврейское население должно быть полностью уничтожено.
Никитченко: В том числе и дети?
Олендорф: Да.
Никитченко: Только ли детей евреев уничтожали?
Олендорф: Да».
4 ученик: «Можно представить худшее, но как представить непредставимое?» (Шарлотта Дельбо).
Документы нацистов, страшные по своей сути, воплощались в жизнь. Механизм уничтожения нации был беспощадным и кровавым. Адская машина Смерти и Унижения с пугающей быстротой ломала судьбы, обрекала на гибель даже детей. Евреев селили в гетто. Для их проживания выделялись самые густонаселённые улицы. В гетто приходили эпидемии. Трудоспособных евреев ждал непосильный труд. Голод, холодные дома, атмосфера постоянных запретов...«Евреям следует запретить:.. .хождение по тротуарам, пользование общественными видами транспорта...»— гласит «Директива» X. Лозе, подписанная в городе Каунасе. Как объяснить ребёнку, что он не имеет права ходить по тротуару, ездить в трамвае, играть на детской площадке? На вопрос почему — отвечает И.А. Альтман в книге «Жертвы ненависти»: надо было «унизить евреев и сделать их объектом издевательств и насилия». И даже на одежке ребёнка был этот знак обречённости- ярко-жёлтые шестиконечные звёзды. Дима Дрейцер очень точно сформулировал свои ощущения: «Это было противно». Узница Калужского гетто А.В. Веллер вспоминала: «С нашивкой желтых звёзд мы поняли, что стали бесправны, что в любой момент нас оскорбят и защиты искать будет не у кого, даже ребёнок это понимал».
Особенно тяжёлые условия были в еврейских детских домах. Однажды, когда детей нечем было кормить, их расстреляли... Несмотря на это, живущие в гетто люди верили в будущее, в счастье, надеялись на то, что Зло исчезнет, покинет души Страх... В гетто открывались школы, и еврейские дети учились, не осознавая, какой страшный приговор подписан им, виноватым лишь в том, что родились евреями... Иногда помещений для школ не было. Так, в Белоруссии, в гетто Несвижа, ребята учились у учителя дома. В Вильнюсе, в гетто, в 1941 г. открылась библиотека, там же был создан и театр. Но всё — полулегально, под страхом наказания.
Когда в Вильнюсе открывался театр, появилась и другая проблема: к зданию театра пришли люди с плакатом: «Не бывает представления на кладбище». Правы ли были они? Нет. Ещё раз -нет… Школы, книги, песни, театр дарили Надежду, Веру, Любовь.
Документы нацистов, создание гетто — всё преследовало страшную цель «полностью ликвидировать евреев». Было объявлено, что «евреи — недочеловеки, наносящие большую угрозу миру». Евреев уничтожали зверскими способами: топили в реках и болотах, травили в газовых камерах, сжигали. На них ставили медицинские опыты. В беспощадных документах войны всё нашло своё отражение: сожжение детей в Хороле на Полтавщине, травля детей газом на глазах у родителей в Смоленске... В Элисте детям одевали марлевые повязки, пропитанные ядом, после чего потерявших сознание детей закапывали в яму ещё живыми...
С каждым днём совершенствовались способы убийств. Чтобы не оставлять следов преступления , создали специальное приспособление костедробилку.
5 ученик: И остались в живых те немногие, уцелевшие, выжившие чудом очевидцы Катастрофы, чтобы рассказать о ней…
В фильме Павла Чухрая «Дети бездны» рассказывается о девочке, оказавшейся в яме с мёртвыми людьми. Женщина вспоминает: «Я пряталась за последующую партию евреев. Когда оставалась последняя партия, меня подвели ко рву... видимо, из-за шока, я упала туда за секунду до выстрела. Пуля меня не задела, но я потеряла сознание. Очнулась я уже ночью, на небе мерцали звёзды и светила луна». Она подумала, что оказалась на том свете, но затем наступило осознание холодящей душу реальности: «Выяснилось, что из живых осталась не только я, но ещё старушка и маленькая девочка. Вместе мы поползли. После первого рва оказался второй, я туда провалилась. Девочка заревела, стала меня звать, их сразу застрелили»...
6 ученик: Символами Холокоста являются концентрационные лагеря, лагеря смерти, гетто, ярко-желтые шестиконечные звезды Давида на одеждах узников, дымящиеся трубы крематория...
А я стою пред тихими свидетелями и тихо повторяю :
« Сожжены...»
7 ученик:
в лагере смерти Собибор было убито и сожжено 250 тыс. евреев;
в лагере Белжец -более 600 тыс. евреев;
в лагере Треблинка –более 750 тыс. евреев.
в лагере Майданек - 1 млн 600 тыс. евреев.
в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.
Концентрационные лагеря – это яркое проявление политики преступной идеологии против человечества. Слайд №2
«В ночи гудели печи, не стихая…»
В ночи гудели печи, не стихая,
Мой пепел ворошила кочерга,
Но, дымом восходя из труб Дахау,
Живым я опускался на луга.
Мне кое с кем хотелось расквитаться,
Не мог лежать я в прахе и золе,
Не мог в земле убитым оставаться,
Пока убийцы ходят по земле!
Пускай в аду давно уже забито,
Там явно не хватает многих лиц.
И песней поднимаю я убитых,
И песней я зову искать убийц!
Идите по земному шару гневно,
Ищите и при свете, и во мгле…
Как можешь ты синеть спокойно, небо,
Пока убийцы ходят по земле!
Восстаньте же, замученные дети,
Среди людей ищите нелюдей
И мантии судейские наденьте
От имени всех будущих детей!
И вы не спите, вы не спите, люди.
В Париже и в Варшаве, и в Орле,-
Пусть ваша память вас ночами будит
Пока убийцы ходят по земле.
Е. Евтушенко
8 ученик читает стихотворение
Я видел седых детей… Не белобрысых, не русых. На стыках военных путей, В болотах лесов белорусских…
Я видел седых детей. Пресней дождевой воды Спирт показался во фляге, Когда привели седых Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик – Пронзительнее штыка, И рыжий, как солнце, комбриг
Не допросил “языка”. Сказал по-русски: “Взгляни”.
Тот понял и посмотрел… Седые дети, они Знали слово “расстрел”. Не спали среди тишины Седые дети войны.
А. Балина
9 ученик: Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, страхом. Фашизм – это когда на детей отпускают овчарок. “Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановится. Снегом присыплем… Вот ему и могилка до весны-,” вспоминает Аня Павлова, 9 лет.
10 ученик: Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.
Ведущий:Согласно оценкам, в период катастрофы европейского еврейства от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн детей Это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали- убивали с особой жестокостью: закапывали живьем детей, сжигали.
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие, ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.
(На фоне “Реквиема” Моцарта)
В глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства. Почтим минутой молчания всех погибших и замученных в концентрационных лагерях людей. (Минута молчания).
В начале мероприятия были поставлены вопросы, давайте обсудим.
- Что такое Холокост?.
- Каковы его уроки? Эта трагедия показывает нам, что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок : земля- наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.
«… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации». Д. С. Лихачёв
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой , как рыбы , нам не хватает одного: научиться жить на земле, как люди»…Б . Шоу
Пропустив через себя историю Катастрофы, понимаешь, какое счастье жить в мире, согласии, ощущать себя человеком в полном смысле этого слова.
- Почему стала возможна эта трагедия?
Фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев, цыган… И многие сначала не придавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно. Холокост начался с молчания одного человека, с молчания общества, с молчания нации.
"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями, -говорил И. Бауэр. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу, и никто не имеет права убивать. О Холокосте надо рассказывать. Как взрослым, так и детям. Это такой страшный пример и национализма , и антисемитизма, и жестокости!"Придет время, когда живые свидетели уйдут. Вот почему совесть обязывает нас помнить, что произошло и с кем это произошло".Д.Буш
Ученик11.
Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И я в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, Омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз… Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась тьма вокруг. Я слышал: мощный свалился вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, - Прижались к матерям, цепляясь за плоды. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной. Ребёнок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Всё понял, понял всё малютка. - Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать! – Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо… - Я, может, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? И хочет вырваться из рук ее ребёнок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. - Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закапал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!
Ведущий: Именно сейчас, в начале 21 века, когда мир гудит от революций, национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте как о самом страшном проявлении античеловечности, убившем 6000000 человек. Говорить о Холокосте необходимо для того, чтобы активизировать добро! Рассказ о Холокосте должен стать уроком толерантности и нести добро и мысль о том, что именно от нас зависит мир на Земле.
Ученик 12читает стихотворение
Уж пролито немало слез.
Мы помним эхо той войны.
Так не забудьте Холокост,
Хоть в этом Вашей нет вины!
Опомнись, мир! Немой вопрос
-Чечня иль памятный Норд — Ост...
Пусть ты рабочий, пусть банкир
Не забывайте Холокост!
Быть толерантными не просто! Терпимость свет в конце тоннеля! Горят пожары Холокоста
Для не евреев и евреев!
Мы надеемся, что Час памяти станет настоящим уроком толерантности для всех нас.
Антисемитизм - национальная идеология и политика враждебного отношения к евреям и их преследования; одна из форм шовинизма, осужденная международным сообществом.
Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Геноцид признан международным преступлением.
Гетто - часть города, выделенная для проживания евреев.
Освенцим - немецко-фашистский концентрационный лагерь; был создан фашистами на территории оккупированной Польши, близ Кракова.
Оккупация - временное занятие, территории одного государства военными силами другого государства.
Террор - подавление, преследование, устрашение по политическим мотивам насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения, политических противников.
Фашизм - идейно-политическое течение, возникшее в 1919 году в Италии и Германии и выражавшие интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии.
Фашизмв словарях:
политическая идеология, преобладавшая в партиях и движениях, возникших в Европе между двумя мировыми войнами, составившая основу крайне националистических правительств Италии в 1922—1943 гг. и Германии в 1933—1945 гг. и продолженную партиями во многих странах, начиная с 40-х гг.
Депортация - насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов, осуществляемое по приказу властей.