Мероприятие в честь 70 годовщины со дня освобождения узников концлагерей (27.01.)
Холокост – помнить или забыть?
Цели урока:
Образовательная:
1) активизация и актуализация знаний, по теме: “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;
2) раскрытие сущности геноцида, проводимого фашистами в годы Второй мировой войны, направленного не только против евреев, но и против других народов
4) показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма;
5) показать итоги холокоста и его значение в истории человечества и каждого из нас.
Воспитательная:
1) воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму,
2) научить сопереживать, нравственно и гуманно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг друга;
3) на примере холокоста, показать негативные стороны расовых, национальных войн.
4) раскрытие сущности толерантности и важности толерантного поведения человека как условия существования и развития общества;
Развивающая:
1) развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы;
2) умение работать с текстом исторического источника, анализировать его, делать выводы;
3) умение вести дискуссию.
Учебное оборудование:
1) компьютер и проектор
2) презентация «Холокост – помнить или забыть?»;
5) стихотворение Муссы Джалиля «Варварство»
План:
1) Зарождение антисемитизма в Германии. История холокоста до Второй мировой войны (1933-1939 гг.)
2) Вторая мировая война и Холокост.
3) Итоги холокоста.
Используемая литература:
1) Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001
2) Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2001.
3) Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии/ Сост. Ф. Д. Свердлов.- М., 1996.
4) Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста».
5) http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/11/13/klassnyy-chas-na-temu-kholokost-pomnit-ili-zabyt
Введение.
Как вы уже знаете, 27 января 2015 г. исполнилось 70 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте я хотела бы поговорить на нашем классном часу.
Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.
К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.
Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.
Зарождение антисемитизма в Германии.
В Берлине 19 века одна треть населения – евреи. В Германии основы ненависти к евреям – религия и хозяйственная конкуренция. В 19 веке евреи бегут из Российской Империи в страны Европы и США. Основная причина – получения качественного образования. Отправной точкой, плацдармом – являлась Германия. Для немца еврей это смешно одетый, бедный человек – чужак. В 80 –х годах 19 –ого века на этой основе рождается немецкий антисемитизм. Традиционная проблема религии в немецком антисемитизме заменяют вопросы расового различия, вопросы происхождения. Антисемитизм тесно связан с радикальным национализмом.
Приезжие евреи интегрируются в низшие слои немецкого общества, находят работу фабричных рабочих, домашних слуг. Далее их положение улучшается. Больше стремятся к хорошему образованию, к жизни в больших городах. Основной род деятельности повышается в своем социальном статусе. Евреи теперь это торговые предприниматели, адвокаты, журналисты, критики, банковские работники. Занимают профессиональную нишу в тех областях народного хозяйства, где особенно необходим ум. Немцы становятся гражданами второго сорта. Вынуждены искать свое место в жизни. Рождается одна особенность жизни Германии – где много евреев нельзя устроить антисемитскую среду. В среде немецких студентов 80 – х годов 19 –ого века растет антисемитизм, укореняется в характере будущих национал – социалистов. В 20-30 годы двадцатого века, бывшие студенты активные политики, общественные деятели, движущая сила национал – социализма. В кругах ремесленников и крупных землевладельцев так же развивается антисемитизм. Развивается правая идеология, краеугольный камень которой – антисемитизм. Напротив, в среде либералов – много евреев. В конце 70 –х годов 19 –ого столетия капиталистический экономический уклад терпит первый из серьезных кризисов современности. Либеральные идеи теряют свою политическую привлекательность, так как в кризисе винят свободный рынок, свободную конкуренцию. Вместе с упадком либеральной идеологии развивается волна антисемитизма, так как еврейское население напрямую связывают с либеральной практикой, что, действительно, отражает реальность.
Немцы ждали, что еврейское население ассимилирует, надеждам сбыться было не суждено. Евреи ограждаются. Центр еврейской политической жизни – католическая партия. Многие евреи меняют веру, но не предают национальность, не желают смешиваться с немцами, стараясь не вступать с ними в брачные отношения. Консервативные евреи рассуждают о социал-демократии, ищут золотой путь интернационализма (Чем не «согласисты» сегодня?). Сторонники немецкой социал-демократии противники антисемитизма, подчеркивают его невостребованность, именуя, пережитком прошлого. С другой стороны в среде рабочих и крестьян антисемитизм часто находит поддержку.
В 1902 году одна из малых антисемитских партий на своем конгрессе принимает резолюцию, в которой провозглашает следующие понятия: «полная изоляция еврейства, полное уничтожение еврейства». Идея зародилась, но до войны (когда Германия протерпит поражения и агрессия к еврейству станет явственна ощутимой) нет шансов для ее воплощения.
15 сентября 1935 г. были приняты Нюрнбергские законы - законы "О защите немецкой крови и немецкой чести".
Давайте послушаем выдержки из данного документа.
Скажите, в чем суть данного закона?
Таким образом, Нюрнбергским законом запрещаются браки немецкого населения с евреями. А те, кто вступает в такой нравный брак, подвергаются наказанию.
Слайд 14. 14 ноября 1935 г. нацисты приняли Положение о национальном гражданстве.
Впервые в юридическом документе было сформулировано, кто есть еврей, и определен статус метисов. Условием любой государственной службы становится арийское происхождение. Первая инструкция по выполнению Нюрнбергских законов запретила смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении. Так же говориться о том, что еврей не может быть гражданином Рейха.
Слайд 15. В 1937 году нацисты переходят от теории к практике. Они начали отправлять евреев в концентрационные лагеря. В этих лагерях трудоспособные евреи должны были трудиться как рабы, когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Молодых еврейских девушек стерилизовали и использовали в качестве проституток для немецких солдат. Старики и инвалиды направлялись прямиком в газовые камеры.
В 1933-1939 гг. Германию покинули около 250 тысяч евреев (эмигранты перебирались главным образом в США, Великобританию и Палестину). Из оставшихся в стране нацистский режим пережили лишь несколько тысяч …
Новый период Холокоста начинается в 1939 г., когда Германия развязывает войну со странами – участницами Антанты ( Англия, Франция, США, СССР).
После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу
Слайд 16-17. В ночь на 4 ноября 1938 г. произошел еврейский погром, вошедший в историю как «Хрустальная ночь» (ночь битых стекол). Тогда погибли около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря.
Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики фашистов. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения - айнзацгруппы, главной задачей которых было уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной зоне. Евреи составили большинство жертв.
Массовые убийства советских евреев осуществлялись при поддержке местного нееврейского населения. Евреев вынуждали выходить из городов на окраины, заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали. Подобным образом в Литве, Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.
В 1942 г. было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).
В конце 1941 - начале 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, из западной части России. Большое количество советских солдат и гражданского населения СССР попадали в лагеря – смерти. Они были такими же узниками фашистов, как и евреи и цыгане.
Из записей заместителя государственного секретаря имперского Министерства иностранных дел Мартина Лютера во время поездки в лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка). (Звучит композиция Т. Альбиони «Адажио»)
"Лагерь. Первое впечатление - сами масштабы сооружений, протянувшихся, по словам Гесса, коменданта лагеря, на два километра в ширину и четыре в длину. Внутри лагеря, насколько хватает глаз, сотни деревянных бараков, покрытых зеленым толем.
В южном секторе лагеря железнодорожная ветка длиной приблизительно 1,5 километра. По обе стороны проволочные заграждения на бетонных столбах и, кроме того, деревянные наблюдательные вышки с пулеметными гнездами. С западной стороны над деревьями возвышается извергающая дым квадратная фабричная труба из красного кирпича.
ПРИБЫВАЕТ ПОЕЗД!
Отпирают и отодвигают двери. Вдоль поезда раздаются одни и те же команды: "Всем выходить! Ручную кладь забрать с собой! Весь тяжелый багаж оставить в вагонах!"
Первыми выходят мужчины: жмурясь от света, прыгают вниз - полтора метра, потом помогают женщинам, детям и старикам и принимают вещи.
Состояние прибывших жалкое - грязные, пыльные, показывая на рот, протягивают миски и чашки, плачут от жажды. В вагонах остаются лежать мертвые и неспособные двигаться больные. Эсэсовские охранники строят способных идти в две шеренги. Крики разлучаемых людей. После многочисленных команд колонны трогаются в противоположных направлениях. Трудоспособные мужчины направляются в сторону рабочего лагеря. Остальные двигаются в сторону деревьев. Заключенные в полосатых одеждах вскарабкиваются в вагоны, выволакивая оттуда багаж и трупы.
В колонные почти две тысячи человек: женщины с младенцами на руках, цепляющиеся за юбки детишки, старики и старухи, подростки, больные, сумасшедшие. Они движутся по пять человек в ряд по шлаковой 300-метровой дороге, проходят во двор, попадают на другую дорогу, в конце которой двенадцать бетонных ступеней ведут в огромный, стометровой длины подвал. Вывеска на нескольких языках (немецком, французском, греческом, венгерском) гласит: "Бани и дезинфекция". Хорошее освещение, десятки скамеек, сотни пронумерованных вешалок.
Охранники кричат: "Всем раздеться! Дается десять минут!" Люди стесняются, смотрят друг на друга. Приказ повторяют более резко, и на этот раз нерешительно, но спокойно, люди подчиняются. "Запомните номер своей вешалки, чтобы получить одежду!" Среди них снуют лагерные холуи, подбадривая, помогая раздеться слабым телом и духом. Некоторые матери пытаются спрятать младенцев в кучах одежды, но они быстро обнаруживают себя.
Сопровождаемая по бокам охранниками толпа обнаженных людей через большие дубовые двери медленно перемещается во второе помещение, такое же большое, как и первое, но абсолютно голое, если не считать поддерживающие потолок четыре толстые квадратные колонны, расположенные с интервалом в двадцать метров. В нижней части каждой колонны металлическая решетка. Помещение заполняется, двери закрываются.
По траве, растущей на крыше сооружения, подпрыгивая, едет небольшой фургон со знаками Красного Креста. Останавливается. Из машины появляются офицер СС и врач в противогазах, несущие четыре металлические канистры. Из травы в двадцати метрах друг от друга выступают незаметные бетонные трубы. Врач и эсэсовец поднимают крышки на трубах и высыпают желтовато-лиловое зернистое вещество. Снимают противогазы и закуривают на солнышке.
Двери открываются. Трупы навалены в одном конце; руки искусаны, исцарапаны. Входит "зондеркоманда" евреев в резиновых сапогах и фартуках, в противогазах. Скопления газа держатся на уровне пола до двух часов. Обмывают из шлангов скользкие трупы. Чтобы оттащить их к четырем двухдверным лифтам, на кисти рук набрасываются веревочные петли.
Крематорий. Удушающая жара: 15 печей работают на полную мощь. Оглушительный шум: дизельные вентиляторы раздувают пламя. Трупы из лифта выгружаются на конвейер (металлические катки). Кровь и т.п. стекают в бетонный желоб. Стоящие с обеих сторон парикмахеры бреют головы. Волосы собирают в мешки. Кольца, бусы, браслеты и т.п. бросают в металлический ящик. В конце зубная команда - 8 человек с крючками и щипцами - удаление золота (зубы, мосты, пломбы). Трупы сбрасывают в печи с металлических тачек.
В лагере четыре такие газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой - по 2000 трупов в сутки; итого 8000. Обслуживается еврейской рабочей силой, заменяемой каждые 3 месяца. Операция, таким образом, осуществляется по принципу самообслуживания; секреты исчезают вместе с их носителями. Самая большая головная боль в отношении секретности - зловоние, а по ночам пламя из труб, видимое на много километров, особенно воинским эшелонам, направляющимся по основной линии на Восток".
Итак, концлагеря – это лагеря смерти, в которых издевались, ставили опыты над людьми, использовали как рабочую силу, расстреливали, заживо сжигали.
В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе.
Этот страшный, ужасный и кровопролитный период в истории человечества закончился 27 января 1945 г. Именно в этот день солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима.
За период Холокоста было уничтожено около 16 000 000 человек. Из них 6 000 000 евреев, 5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов. Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР.
Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно.
Итак, ответьте на вопрос нашего классного часа «Холокост - помнить или забыть»?
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.Хочу закончить наш урок высказыванием Бауэра: "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Муса Джалиль "Варварство"
Они их собрали
Спокойно до боли
Детишек и женщин
И выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли,
Фашисты стояли
Смотрели шутили.
Затем возле ямы
Поставили в ряд
Измученных женщин
И малых ребят.
Поднялся на верх
Хмуроносый майор
Но этих людей посмотрел
Он в упор.
А день был дождливый
Касались луга
Свинцовые тучи
Толкая друг-друга
Своими ушами
Я слышал тогда,
Как дети рыдали
Как выла вода
Кричали ручьи
Словно малые дети,
Я этого дня не забуду
До смерти.
Я солнце сквозь тучи
Я видел все это
Рыдая ласкало
Детей своим светом.
Как ветер ревел
Бессердечен и груб
С корнями тот ветер
Вдруг вывернул дуб
Дуб рухнул огромный
Со вздохом тяжелым
И в ужасе дети
Вцепились в подолы
Но звук автомата
Сумел вдруг сдержать
Проклятье что бросило
Извергам мать.
У сына дрожали
Ручонки и губки
Он плакал в подол
Ее выцветшей юбки
всю душу ее на куски
разрывая
сын будто кричал
уже все понимая
“Стреляют укрой
не хочу умирать”.
Нагнувшись
Взяла его на руки мать
Прижала к груди
“Ну не бойся, сейчас
не будет на свете
мой маленький нас.
Нет, больно не будет
Мгновенная смерть,
Закрой только глазки
Не надо смотреть.
А то палачи
Закопают живьем
Нет! Лучше от пули
Мы вместе умрем”.
Он глазки закрыл
Пуля в шею вошла
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших белее чем мел
И ветер вдруг взвизгнул
И гром загремел.
Пусть стонет земля
Пусть рыдает крича
Как можно слеза
Будет пусть горяча.
Планета!
Живешь миллионы ты лет
Садам и озерам числа твоим нет
Но видела ль ты хоть единственный раз
Позорнее случай, чем тот, что сейчас.
Страна моя
Правда, на знамени алом
Омыто то знамя слезами
Немало огнями той правды
Громил плачей
За детскую кровь
За кровь матерей