Инклюзивная образовательная среда в общеобразовательном учреждении
Инклюзивная образовательная среда в общеобразовательном учреждении
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого есть специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в дошкольном общеобразовательном учреждении.
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion).
Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.
Включение, или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзивная образовательная среда в общеобразовательном учреждении »
«Инклюзивная образовательная среда в ОУ»
Подготовили: Соколова О.Т.
Пугачева О.А.
Сухоруков М.А.
Шевцова Е.Л.
Пусть нет у меня ног, Но чувства же остались, Я видеть не могу, Но думаю все время, Не слышу я совсем, Но я хочу общаться, Так почему же люди Не видят моей пользы, Не знают моих мыслей, Общаться не хотят. Ведь я способна думать, Совсем как остальные, О том, что окружает Меня и всех других.
Корали Северс, 14 лет, Соединенное Королевство .
«Поддержите меня… ведь вы можете сделать это!» Бисмарк Бенавидес, 13 лет, Никарагуа.
Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Различная организация системы образования:
Стандартное образование
Специальное образование
Система остается неизменной
Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
Специальные педагоги
Специальные школы
"Обычный" ребенок
Круглые колышки для круглых отверстий
Обычные педагоги
Обычные школы
Инклюзивное образование
Интегрированное образование
Особый ребенок
Квадратные колышки для квадратных отверстий
Все дети разные
Все дети могут учиться
Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст,
происхождение, пол
Адаптация системы к потребностям ребенка
Адаптация ребенка к требованиям системы
Превращение квадратных колышков в круглые
Система остается неизменной
Ребёнок либо адаптируется к системе либо становится для нее неприемлемым
Главные преимуществаинклюзивного образования:
Условия организации инклюзивной практики
в образовательном учреждении
Внешние условия:
- системность развития инклюзивного образования в регионе – наличие образовательных учреждений разных ступеней образования;
- преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;
- наличие в регионе структур, оказывающих эффективную методическую, организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-центрах);
- создание и функционирование регионального Совета по инклюзивному образованию;
- взаимодействие с социальными партнерами.
Внутренние условия:
- Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК);
- Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;
- Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;
- Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
- Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по
инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.;
- Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с
соответствующими выделенными задачами;
- Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
- Наличие специальное оборудования и средства, модулирующих образовательное пространство класса /группы.
Основные задачи деятельности центров
психолого-медико-социального сопровождения
по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении.
Оценка особенностей и уровня развития ребенка;
Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное
образование;
Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в
среду обычных сверстников, в том числе определения необходимого
специального оборудования;
Выбор образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику;
Выбор оптимального уровня (формы) включения в среду обычных сверстников
частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и т.д.
Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ .
Для детей школьного возрастаПМПК определяет следующие компоненты
психолого-педагогического сопровождения:
Условия пребывания ребенка в образовательном учреждении (потребность в сопровождении (тьюторе);
Направленность коррекционной работы(логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.); рекомендуемый режим занятий и консультаций; дополнительная помощь специалистов вне школы; срок повторного обращения к специалистам центров психолого-медико-социального сопровождения, ПМПК
Содержание деятельности консилиума ОУ:
обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;
обсуждение сложившейся образовательной ситуации;
разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в данное образовательное учреждение.
Задачи и виды деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения:
разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;
разработка содержательной части индивидуального образовательного маршрута (проведение организационных мероприятий, способствующих адаптации включенного ребенка);
динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;
моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий;
изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.);
мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников инклюзивных групп/классов;
координация взаимодействия всех специалистов ОУ по организации инклюзивной практики;
при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.
Отличия деятельностьипсихолого-медико-педагогических консилиумов от деятельности ПМПК.
Функционал
Задачи
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
Определение образовательной программы, типа учреждения и основных направлений индивидуальной коррекции
Форма
Психолого-медико-педагогический консилиум
(ПМПк)
Разработка индивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенка
организации процедуры обследования
Коллективная работа при наличии одного специалиста, активно работающего с ребенком и предъявляющего комплексные методики
Состав
Время обследования
Ограничен задачами обследования
Индивидуальное обследование, производимое каждым специалистом по специализированным методикам
Не ограничен
Ограничено
Форма обсуждения результатов, выработки заключения
Не ограничено
Коллегиально с участием всех специалистов
Формулировка заключения
Коллегиально с участием всех специалистов
Констатация состояния ребенка. Краткое описание условий и целостного образовательного маршрута
Подробное, включающее заключения всех специалистов, рекомендации по организации индивидуальной помощи ребенку, организация междисциплинарного сопровождения
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
все дети, включенные в образовательный процесс
• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей с ОВЗ
• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
родители всех детей, посещающих инклюзивный класс
• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
педагоги
• принимают политику администрации
образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.