Игровые технологии на занятиях в специальной (коррекционной) школы VIII вида Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии во второй половине дня.»
Игровые технологии на занятиях в специальной (коррекционной) школы VIII вида Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А. М.Горький. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимальноразвитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни. Психолог Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». И ещё «Для развития высших функций внимания и мышления умственно отсталого ребёнка должно быть создано нечто, напоминающее шрифт Брайля для слепого или дактилологию для глухонемого, т.е. систему обходных путей культурного развития там, где прямые пути оказываются отрезанными вследствие его природного недостатка». В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Темой самообразования является: «Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе». Свою задачу, как воспитатель, я вижу в развитии познавательной деятельности, расширению кругозора, творческого мышления, желанию учиться, находить удовлетворение в учении, развитию и формированию умственных способностей воспитанников: внимания, памяти, логического мышления и воображения. Не менее важной задачей, является воспитание личностных качеств: трудолюбия, терпения, усидчивости. ать ребёнка, создавать положительные эмоции. Такой формой. Я работаю с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья именно поэтому мне необходимо знать о возрастных особенностях и отклонениях в развитии детей. Поэтому необходимы были такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересов деятельности стала игра. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для воспитанников. В игре мои воспитанники охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умениявал. Игра помогает им сделать любое занятие доступным увлекательным, интересным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Она стимулирует познавательную активность воспитанников, вызывая у них положительные эмоции. Кроме этого игры развивают у ребят произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способство а интенсификации умственной работы. 2. Игровые технологии в воспитательном процессе специальной коррекционной школы VIII вида «Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».Л.С.Выготский Воспитательные занятия являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Значительно повышается общее развитие воспитанников, расширяются их представления о мире. У проблемных детей без специального коррекционного воздействия психические процессы развиваются медленно. Выполняя то или иное задание, воспитанник не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому он не в состоянии достичь положительного результата. Целью коррекционно-развивающей работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка с особенностями в развитии, в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер. В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. Современные технологии обучения обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов К таким технологиям относятся игровые технологии. Именно их я использую на занятиях. Игровые технологии я использую с тех пор, как начала работать, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а занятия не были скучными и обыденными, а радостными и интересными. Я убедилась, что на таких занятиях воспитанники работают более активно. Особенно радует, что те воспитанники, которые имеют затруднения, на таких занятиях работают с большим увлечением. После каждого занятия я слышу от воспитанников фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешностизанятия. Игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: - тренируют память; - помогают воспитанникам выработать речевые умения и навыки; - стимулируют умственную деятельность воспитанников; -развивают внимание и познавательный интерес к занятиям; - способствуют усилению работоспособности всех воспитанников; - помогают повысить эффективность коррекционной работы; - способствуют социализации воспитанников, раскрепощают; - развивают коммуникативную сторону. 3. Использование игр с целью повышения интереса к занятиям Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Сущность игры, заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемы, но чувства переживаемые им реальны. С. П. Рубинштейн подчёркивает, что «…ребёнок, играя ту или иную роль, не просто переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность». На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребёнка в целом. Значение игры в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья очень велико и выполняет следующие функции: — обучающая (помогает в овладении знаниями); —развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал); — коррекционная (исправляет недостатки); — коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого); — терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возника¬ющих у ребенка в поведении, общении, учении); — занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействия на психологию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Осуществление коррекции недостатков психофизического развития у воспитанников путём использования системы коррекционно-развивающих игр, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих особенности в развитии. При подготовке игры к занятию: - отбираю и конструирую в соответствии с содержанием занятия, с целями и задачами; - использую в сочетании с другими формами, методами и приемами; - четко организую игру; - дифференцирую в соответствии с интересами и познавательными возможностями воспитанников; В своей работе определяю цели: 1.развитие познавательных процессов воспитанников (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); 2. коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников; 3. овладение воспитанниками здоровьесберегающими технологиями; 4. формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация. А поставленные задачи четко формулирую: • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания); • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной, способы запоминания и воспроизведения); • коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного восприятия; • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений); • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинноследственных связей, планирующая функция мышления); • коррекция и развитие личностных качеств , эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства; • воспитывать умение работать в паре, в команде; • воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию; • воспитывать самостоятельность; • воспитывать нравственные качества. Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, для этого создаю соответствующие условия проведения игр: • игровые элементы (занятия должны быть разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены); • объем заданий должен быть умеренный; • совмещение элементов игры и учения; переход от игр забав к познавательной деятельности; • постепенное усложнение задач и условий игры; • использование имеющихся сильных сторон личности; • терпение, спокойный тон, доверие; • не сравнивать воспитанника с другими; • предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя; • по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение. Игры, можно использовать в готовом или изменённом виде на занятиях. Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий: • соответствие игры учебно-воспитательным целям занятий; • доступность для воспитанников данного возраста; • умеренность в использовании игр на занятиях. 4. Краткая характеристика применяемых игр В воспитательном процессе я применяю следующие виды игр: • дидактическая игра; • терапевтическая игра (психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика); • сюжетно-ролевая игра. В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность воспитанников, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у воспитанников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все воспитанники одновременно усваивают правила, поэтому мне необходимо в процессе игровой деятельности, помогать им. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других воспитатнников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Дидактическую игру использую на различных этапах заняти интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую ее за счёт замены оборудования. Применение терапевтических игр обосновано профилактикой и коррекцией трудностей во время занятий. Цель игры – помочь воспитанникам достичь состояния психического равновесия, т. е. имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным: - выявление скрытых страхов ребенка; - помочь ребенку снять накопившееся напряжение; - уменьшить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми; - научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом. Терапевтическую игру я провожу в спокойной обстановке. Использую характерный принцип повторяемости терапевтической игры. Усвоив эту игру как способ «легализации» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее. К терапевтическим играм относятся: психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика). При применении психогимнастических игр воспитатнники обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. В психогимнастике придается большое значение общению воспитанников со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. На занятиях психогимнастика занимает не более 5 минут. Её можно использовать на любом этапе занятия для активного отдыха, переключения внимания. Чтобы достичь высокой эффективности занятий следует учитывать физиологические и психологические особенности воспитанников, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Очень важным игровым приемом работы в коррекционно-развивающем воспитании, считаю релаксационные упражнения, которые способствуют снятию эмоционального напряжения. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать воспитанникам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения занятий. Незаменимым игровым упражнением, применяемым на моих занятиях, является физкультминутка. Она должна быть тесно связана с темой занятий, учитываться при планировании и быть переходным мостиком к следующей части занятия. Использую физминутки, как эффективный методический прием для переключения и поддержания внимания, для развития мышц кисти руки, мелких мышц пальцев. Физминутки являются кратковременным отдыхом в первую очередь для центральной нервной системы. Непременное применение физминутки на моих занятиях – важный способ воздействия на умственную деятельность воспитанников. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики. Ещё Эммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». В ходе «пальчиковых игр» воспитанники, повторяя мои движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. С большой эффективностью на занятиях я использую упражнения для снятия напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок – дыхательную и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, гимнастику для глаз. Это упражнения вида: «Сова», «Энергетическая зевота», «Сладкий сон», «Надуй шарик». Любимое упражнение воспитанников «Сладкий сон» – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего. Каждый воспитатель, должен знать речевые нарушения воспитанников, своего класса, и соответственно, планировать и осуществлять индивидуально и дифференцированно коррекционную работу. Я Использую сюжетно-ролевые игры, т. к. считаю, что они: • придают общению коммуникативную направленность, создают условия реального общения; • формируют социокультурную компетенцию; • развивают языковую компетенцию воспитанников; • позволяют раскрыть личностный потенциал каждого воспитанника, развивают его положительные качества: активность, самостоятельность, инициативность; • помогают успешной социализации воспитанников • являются важным компонентом в воспитательном процессе с точки зрения здоровьесбережения. • сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов. Воспитанники выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. В сюжетно-ролевых играх обучаю воспитанников ситуациям, где они воспроизводят деятельность взрослых и их взаимоотношения. На базе сюжетно-ролевых игр воспитанники приобретают определенные сведения, овладевают навыками поведения и общения. Под моим руководством дети получают представление о том, как поступать в той или иной ситуации. Подражая мне, они стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. Руковожу игрой на всех стадиях обучения для того, чтобы она носила организованный характер. Но опираться только на сюжетно-ролевые игры при работе c воспитанниками интеллектуальной недостаточностью не следует, потому что навыки, полученные в игре, необходимо перенести на практику, чтобы они имели возможность реализовать полученные ими знания. Игры-путешествия, еще одна разновидность сюжетно-ролевых игр, которая способствуют углублению, закреплению материала. Например, мы получили письмо от эльфов, в котором сообщалось, что Дед Мороз похищен. Предлагаю детям отправиться в путешествие по зимнему лесу с целью отыскать Дедушку Мороза. Таким образом, благодаря использованию игры на занятиях я добиваюсь более прочных знаний, умений, навыков. При разработке и проведении игры, я учитываю конкретные задачи каждой темы, каждого занятия. Стараюсь создать такую ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Не все воспитанники одновременно усваивают правила, поэтому я помогаю им в процессе игры. Однако, эта помощь должна быть по возможности скрытой от других ребят, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия, что они поступают правильно. Некоторым воспитанникам я упрощаю материал игры, напоминаю последовательность выполнения задания или сокращаю объём мыслительных операций. 5. Заключение Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью которого можно повысить интерес. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создаёт такой эмоциональный фон занятий, который помогает воспитанникам лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу, а также развивать личностные качества, например: взаимопомощь, взаимовыручку, поддержку, чувство товарищества. Игра развивает и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение. Опираясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что игры необходимы на процессах воспитания, их надо использовать на разных этапах занятий, включать в них разные виды деятельности. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определённым темам, для более эффективного их использования.