kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование экологической культуры у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование экологической культуры у детей с овз

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование экологической культуры у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».»


ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №1»















«Формирование экологической культуры у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».























Декабрь 2020г Воспитатель Гусева Е.В .



Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.

Экологическое воспитание обучающихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающем миром.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить обучающихся правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Главная цель нашей деятельности: сохранение и укрепление здоровья детей. Для достижения этой цели в нашей школе созданы все условия, дающие возможность организовать просветительную и познавательную экологическую деятельность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти обучающиеся нуждаются в экологическом воспитании, так как они являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а став взрослыми способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества – моральным, этическим, социальным, правовым.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая обучающимся на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.

Формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания обучающихся воспитанников школы-интерната – это формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.

Методы: организации деятельности (учебная, познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и другие) в природе. Методы формирования сознания и поведения. Методы стимулирования, поощрения.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные, дежурство, общественно-полезный труд, праздники, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы.

Экологическое воспитание в школе-интернате начинается с самых простых вещей, например с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем.

Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического и правового. Особое значение уделяем здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязненные вода и воздух. Мы учим обучающихся задумываться о своем отношении к вредным привычкам, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание, какие витамины необходимы для здоровья и т.д.

Мой опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайщим окружением.

Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость разработки программы по внеурочной деятельности «Юные друзья природы», Данная программа реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.

Данную цель мы решаем через ряд взаимосвязанных задач:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;

  • учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;

  • формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;

  • учить выявлять особенности живого и растительного мира Ярославской области;

  • прививать любовь и бережное отношение к природе.

Экологию мы преподносим воспитанникам, как науку о доме, «месте обитания». Дом – это природа. Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать (и использовать во благо) эти законы.

Экология – наука об отношениях растительного и животного мира с окружающей средой. Существуют законы природы:

  1. Все взаимосвязано.

  2. Все должно куда-нибудь деваться.

  3. Все что-нибудь да стоит.

  4. Природа знает лучше нас.

В школе проводим воспитательные занятия, мероприятия на экологическую тему. На занятии на тему: «Что такое природа?», беседуя с детьми, они узнают, что мы вкладываем в это понятие. Откуда берутся продукты питания, которые они каждый день видят на столе. С помощью вопросов приходим к выводу: все, что видим на своем столе, выращено на земле. Земля – кормилица, ее так называют в народе.

Вода – это бесценный дар природы, утоляет жажду. Реки, озера дают нам рыбопродукты. «У нас, в России, лес за все в ответе…» писал автор романа «Русский лес» Л.Леонов. Во все времена лес даровал строительный материал, из которого рубили избы. Но не только…

В конце войны женщины, оставшись одни с малыми детьми, без мужей, зимой шли в лес собирать веточки, чтобы протопить избу, летом дети ходили в лес собирать грибы, орехи, ягоды. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит и здоровьем ребятишек.

Природа – общенародное достояние, «источник красоты и нравственного здоровья», - писал М.Пришвин.

Так, земля, вода, лес – все это вмещается в одно слово – ПРИРОДА.

При проведении праздников и развлечений в игровой форме обучающиеся не только получали теоретические знания, но и воздействовали на эмоциональную сферу личности ребенка. На них дети воспроизводили знакомые музыкальные произведения, слушали журчание ручейка, шум моря, пение птиц.

Детские души очень восприимчивы к окружающей природе. Особенно при проведении мероприятия, викторины «Знатоки природы», наши воспитанники были очень наблюдательны и без ошибок правильно определили голоса птиц, радовались, как будто они сами находятся в лесу и разговаривают с ними. Учащиеся знают что произойдет, если каждый отдыхающий ребенок оставит мусор, а взрослый человек – окурок от непотушенной сигареты. Наша задача привить детям чувство ответственности перед природой.

Работа по экологическому сознанию ведется у обучающихся ежедневно, непрерывно в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни детей и режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, в том числе тематические, по временам года, а чтобы они были интересными в начале мы читаем обучающимся стихотворения. Например, А.С.Пушкин «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!...

Приятна мне твоя прощальная краса,-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

Потом беседуем по вопросам: Как понять «унылая пора» и «очей очарованье»? (Природа задумчива, но она прекрасна). В ходе беседы включаем моменты коррекционной работы, носящий характер повторения знакомого материала. В ходе наблюдения предлагаем вспомнить – загадки, поговорки, пословицы, названия перелетных и зимующих птиц и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор, память, речь обучающихся, закрепляет имеющиеся знания.

Труд также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводят чистоту и порядок в спальных комнатах, классах, помогают младшим ребятам заправлять кровати, ходят в сменной обуви. Дети очень любят трудиться на территории школьного двора, предлагают свою помощь старшим ребятам. Такой вид работы призван сформировать у обучающихся с ОВЗ трудолюбие, потребность соблюдать чистоту.

Дидактические игры – отличное средство систематизации и закрепление знаний о природе. Они проводятся с обучающимися индивидуально или группой на занятиях в свободное время. Например: даем картинки с изображением больных животных, растерзанных птиц, поломанных растений. Задаем вопросы обучающимся.

Вопросы:

  • Какие эмоции вызывают у вас картинки? (боль, гнев, ужас, печаль)

  • Что мы можем сделать, чтобы помочь природе? Так никогда не делать.

Детям раздаем сюжетные картинки:

  1. Дети подкармливают птиц зимой.

  2. Дети стреляют в птиц из рогаток.

  3. Девочка кормит из рук белку.

  4. Мальчик отрывает крылышко у бабочки.

  5. Дети разводят в лесу костер.

  6. Дети сажают деревья.

Задание: обучающиеся должны отобрать те картинки, где нарисован сюжет показывающий, как люди помогают природе.

Итак, в природе все взаимосвязано и человеческая жизнь полностью зависит от существования животного и растительного мира нашей планеты. Такие же занятия мы проводили в виде видео уроков. Уроки тетушки совы.

Экологическому воспитанию в нашей школе уделяется большое внимание. Проводим выставки рисунков, поделок из природного материала, конкурсы и викторины знатоков природы и другое.

Систематически проводимая работа дает свои положительные результаты. Обучающиеся стали внимательны не только к растениям, но и к окружающим. Расширились и углубились знания о растениях, научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями, делать умозаключения. Явно возрос интерес к природе. Обучающиеся стали проявлять сочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, удовлетворения от проделанной работы.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Гусева Елена Викторовна

Дата: 29.01.2023

Номер свидетельства: 624406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Роль экологического воспитания  в подростковом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья "
    ["seo_title"] => string(114) "rol-ekologhichieskogho-vospitaniia-v-podrostkovom-vozrastie-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "187867"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426592515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу всё знать""
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_khochu_vsio_znat"
    ["file_id"] => string(6) "658799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1730401304"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Материал по внедрению инноваций в УВП через внеурочную деятельность  с учетом ФГОС. Региональный компонент «Кузбасс – жемчужина Сибири». "
    ["seo_title"] => string(151) "matierial-po-vniedrieniiu-innovatsii-v-uvp-chieriez-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-s-uchietom-fgos-rieghional-nyi-komponient-kuzbass-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "113923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411139671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Материал по внедрению инновационных технологий  в УВП через внеурочную деятельность  с учетом ФГОС в коррекционной школе "
    ["seo_title"] => string(141) "matierial-po-vniedrieniiu-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-uvp-chieriez-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-s-uchietom-fgos-v-korriektsionnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "113926"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411140232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства