Просмотр содержимого документа
««Формирование экологической культуры у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».»
ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №1»
«Формирование экологической культуры у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Декабрь 2020г Воспитатель Гусева Е.В .
Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля.
В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.
Экологическое воспитание обучающихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающем миром.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить обучающихся правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Главная цель нашей деятельности: сохранение и укрепление здоровья детей. Для достижения этой цели в нашей школе созданы все условия, дающие возможность организовать просветительную и познавательную экологическую деятельность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти обучающиеся нуждаются в экологическом воспитании, так как они являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а став взрослыми способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества – моральным, этическим, социальным, правовым.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая обучающимся на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности.
Формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания обучающихся воспитанников школы-интерната – это формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Методы: организации деятельности (учебная, познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и другие) в природе. Методы формирования сознания и поведения. Методы стимулирования, поощрения.
Экологическое воспитание в школе-интернате начинается с самых простых вещей, например с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем.
Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического и правового. Особое значение уделяем здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязненные вода и воздух. Мы учим обучающихся задумываться о своем отношении к вредным привычкам, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание, какие витамины необходимы для здоровья и т.д.
Мой опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайщим окружением.
Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость разработки программы по внеурочной деятельности «Юные друзья природы», Данная программа реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.
Данную цель мы решаем через ряд взаимосвязанных задач:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;
формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;
учить выявлять особенности живого и растительного мира Ярославской области;
прививать любовь и бережное отношение к природе.
Экологию мы преподносим воспитанникам, как науку о доме, «месте обитания». Дом – это природа. Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать (и использовать во благо) эти законы.
Экология – наука об отношениях растительного и животного мира с окружающей средой. Существуют законы природы:
Все взаимосвязано.
Все должно куда-нибудь деваться.
Все что-нибудь да стоит.
Природа знает лучше нас.
В школе проводим воспитательные занятия, мероприятия на экологическую тему. На занятии на тему: «Что такое природа?», беседуя с детьми, они узнают, что мы вкладываем в это понятие. Откуда берутся продукты питания, которые они каждый день видят на столе. С помощью вопросов приходим к выводу: все, что видим на своем столе, выращено на земле. Земля – кормилица, ее так называют в народе.
Вода – это бесценный дар природы, утоляет жажду. Реки, озера дают нам рыбопродукты. «У нас, в России, лес за все в ответе…» писал автор романа «Русский лес» Л.Леонов. Во все времена лес даровал строительный материал, из которого рубили избы. Но не только…
В конце войны женщины, оставшись одни с малыми детьми, без мужей, зимой шли в лес собирать веточки, чтобы протопить избу, летом дети ходили в лес собирать грибы, орехи, ягоды. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит и здоровьем ребятишек.
Природа – общенародное достояние, «источник красоты и нравственного здоровья», - писал М.Пришвин.
Так, земля, вода, лес – все это вмещается в одно слово – ПРИРОДА.
При проведении праздников и развлечений в игровой форме обучающиеся не только получали теоретические знания, но и воздействовали на эмоциональную сферу личности ребенка. На них дети воспроизводили знакомые музыкальные произведения, слушали журчание ручейка, шум моря, пение птиц.
Детские души очень восприимчивы к окружающей природе. Особенно при проведении мероприятия, викторины «Знатоки природы», наши воспитанники были очень наблюдательны и без ошибок правильно определили голоса птиц, радовались, как будто они сами находятся в лесу и разговаривают с ними. Учащиеся знают что произойдет, если каждый отдыхающий ребенок оставит мусор, а взрослый человек – окурок от непотушенной сигареты. Наша задача привить детям чувство ответственности перед природой.
Работа по экологическому сознанию ведется у обучающихся ежедневно, непрерывно в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни детей и режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, в том числе тематические, по временам года, а чтобы они были интересными в начале мы читаем обучающимся стихотворения. Например, А.С.Пушкин «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!...
Приятна мне твоя прощальная краса,-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Потом беседуем по вопросам: Как понять «унылая пора» и «очей очарованье»? (Природа задумчива, но она прекрасна). В ходе беседы включаем моменты коррекционной работы, носящий характер повторения знакомого материала. В ходе наблюдения предлагаем вспомнить – загадки, поговорки, пословицы, названия перелетных и зимующих птиц и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор, память, речь обучающихся, закрепляет имеющиеся знания.
Труд также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводят чистоту и порядок в спальных комнатах, классах, помогают младшим ребятам заправлять кровати, ходят в сменной обуви. Дети очень любят трудиться на территории школьного двора, предлагают свою помощь старшим ребятам. Такой вид работы призван сформировать у обучающихся с ОВЗ трудолюбие, потребность соблюдать чистоту.
Дидактические игры – отличное средство систематизации и закрепление знаний о природе. Они проводятся с обучающимися индивидуально или группой на занятиях в свободное время. Например: даем картинки с изображением больных животных, растерзанных птиц, поломанных растений. Задаем вопросы обучающимся.
Вопросы:
Какие эмоции вызывают у вас картинки? (боль, гнев, ужас, печаль)
Что мы можем сделать, чтобы помочь природе? Так никогда не делать.
Детям раздаем сюжетные картинки:
Дети подкармливают птиц зимой.
Дети стреляют в птиц из рогаток.
Девочка кормит из рук белку.
Мальчик отрывает крылышко у бабочки.
Дети разводят в лесу костер.
Дети сажают деревья.
Задание: обучающиеся должны отобрать те картинки, где нарисован сюжет показывающий, как люди помогают природе.
Итак, в природе все взаимосвязано и человеческая жизнь полностью зависит от существования животного и растительного мира нашей планеты. Такие же занятия мы проводили в виде видео уроков. Уроки тетушки совы.
Экологическому воспитанию в нашей школе уделяется большое внимание. Проводим выставки рисунков, поделок из природного материала, конкурсы и викторины знатоков природы и другое.
Систематически проводимая работа дает свои положительные результаты. Обучающиеся стали внимательны не только к растениям, но и к окружающим. Расширились и углубились знания о растениях, научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями, делать умозаключения. Явно возрос интерес к природе. Обучающиеся стали проявлять сочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, удовлетворения от проделанной работы.