kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование адекватной самооценки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбираем с воспитанниками признаки завышенной, заниженной самооценки. Обсуждаем почему нежелательно иметь завышенную или заниженную самооценку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование адекватной самооценки»

Занятие

Формирование адекватной самооценки

Разбираем с воспитанниками признаки завышенной, заниженной самооценки. Обсуждаем почему нежелательно иметь завышенную или заниженную самооценку.



Признаки завышенной самооценки ребенка

  • Он выбирает задачи, которые ему явно не по силам. После неуспеха продолжает настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимый мотивом престижности.

  • Он часто расхваливает себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие.

  • Он считает, что всегда прав. Мнение окружающих на его счет его абсолютно не интересует.

  • Успехи объясняет собственными способностями, а неудачи — это случайные стечения обстоятельств или предвзятое отношение окружающих

  • Умеет самоутвердиться за чужой счет.

  • Подчеркивает свои достоинства перед тем, кого оценивает ниже себя.

  • Демонстрирует заносчивость и неуместную амбициозность.

  • Проявляет «слепоту» к собственным недостаткам.



Признаки низкой самооценки ребенка

  • Он избегает выполнения задания либо решения проблемы, даже не попробовав справиться с ней. Зачастую это сигнализирует о его боязни неудачи либо наличии у него чувства беспомощности.

  • Вскоре после начала выполнения задания или игры ребенок выходит из нее, отказываясь от завершения выполнения при появлении первых признаков вероятной неудачи.

  • Если он чувствует, что может проиграть, либо же проявить себя как слабый игрок, он начинает жульничать или привирать.

  • У него проявляются признаки регресса: он начинает вести себя как маленький ребенок либо дурачиться. Такое поведение вызывает у сверстников желание дразнить и издеваться над ребенком — тем самым к уже нанесенному урону добавляется еще и чувство обиды и оскорбления.

  • Он начинает руководить, выдавать распоряжения либо же, напротив, проявляет упрямство — все это способы скрыть чувство несостоятельности, крушения надежд и собственной неспособности справиться с поставленными задачами.

  • Он находит себе оправдания («Учитель глупый»), либо преуменьшает важность событий («Мне все равно не очень понравилась эта игра») — эти объяснения он использует для того, чтобы переложить вину либо на других людей, либо же на внешние силы.

  • Оценки в школе стали хуже, либо ребенок потерял интерес к прежним увлечениям.

  • Он избегает общения с людьми, меньше общается с друзьями или не общается совсем.

  • У него случаются частые смены настроения: он демонстрирует уныние, разочарование, плачет, у него случаются вспышки ярости, либо же, напротив, ребенок чрезмерно тихий.

  • Он отпускает в свой адрес критические замечания типа: «Я никогда не делаю ничего так, как надо», «Меня никто не любит», «Я неприятен окружающим», «Все это моя вина» либо «Все умнее, чем я».

  • Он не способен принять ни критику, ни похвалу.

  • Его начинает слишком сильно беспокоить мнение о нем других людей, либо он становится слишком ранимым.

  • Он легко поддается негативному влиянию сверстников: он принимает и повторяет их поведение и пренебрежительное отношение к школе, прогуливает уроки, ведет себя дерзко, начинает воровать в магазинах либо пробует курить, употреблять алкоголь, наркотики.

  • Он либо всегда готов помочь с домашними делами, либо же, напротив, помощи от него не дождешься.

  • Многие дети с низкой самооценкой могут объяснять свой успех в жизни простой удачей, судьбой либо другими обстоятельствами, которые неподвластны их собственному контролю, тем самым разрушая чувство уверенности в себе и снижая шансы достижения успеха в будущем. В случае, если такие дети совершают ошибку, то ищут причину этого где-то на стороне, но не в самом себе (к примеру, они могут объяснять это следующим образом: «Сегодня просто неблагоприятный день» или «Я просто не нравлюсь учителю»). Вследствие этого таким детям сложнее создавать новые и более успешные стратегии своих действий, либо обращаться за помощью и советом.





Признаки адекватной самооценки у ребенка

ü Ощущает собственную важность и нужность.

ü Создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания.

ü Доверяет себе, но способен просить о помощи.

ü Уважает других, их взгляды.

ü Не прячется от трудностей.

ü Готов принять собственный неуспех.

ü Воспринимает сложности как временные.

ü Манера разговора и лицо отражают удовольствие от жизни.

ü Легко, прямо и честно говорит о своих достоинствах и недостатках.

ü Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражение симпатии и одобрения.

ü Открыт для критики, спокойно к ней относится, признает свои ошибки.

ü Приемлет юмор.

ü Не боится взяться за что-то новое.

ü Хочет и умеет исправлять свои ошибки.

ü Умеет постоять за себя.

ü Умеет отвечать за себя.





Тест Лесенка для определения самооценки

Выявить уровень самооценки ребенка позволит простой в использовании тест «Лесенка», который можно провести в форме увлекательной игры (можно варьировать с высокой горой, деревом).

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе выполнения задания необходимо учитывать, как ребенок это делает: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.



Способ выполнения задания (Тип самооценки)

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». (Неадекватно завышенная самооценка).

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». (Завышенная самооценка).

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. (Адекватная самооценка).

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». (Заниженная самооценка).

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он, либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Уровень самооценки можно корректировать. И чем младше ребенок, тем проще это сделать.



«Комплименты»

Цель: осознание ребенком своих положительных сторон и понимание того, что его ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.





«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, то можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.



«Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек). Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.



«Похвала по кругу»

В большой семье можно поиграть с детьми в такую же игру. Ребята садятся в круг, каждый на чистом листе бумаги пишет свои имя, после чего листы передают по кругу. Каждый член семьи должен написать о другом на его листочке что-нибудь хорошее, какое-нибудь положительное качество. Причем комплименты должны быть как можно более конкретными: не просто что Вася — хороший, а, например, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, у него красивые глаза, он лучше всех подтягивается на перекладине.



«Я это умею!»

Когда мы ощущаем, что что-то умеем, когда выполняем данное нам задание, решаем проблему, самоуважение наше возрастает. Невозможно быть одинаково успешными во всех областях. Признав этот факт и попытавшись определить, что именно нам нравится делать (и в чем соответственно мы достигаем больших успехов), мы сможем существенно облегчить себе жизнь. Выполняя это упражнение, дети получают возможность продемонстрировать другим, то, что они умеют хорошо делать. Кроме того, оно помогает сформировать позитивное отношение к умениям других ребят.

Инструкция. Каждый участник выбирает какое-нибудь действие, которое ему хорошо удается. Возможно, он хорошо рисует, поет, катается на скейте и др.

Участники по очереди выходят вперед, представляются и без слов, с помощью пантомимы, показывают, что они умеют. Группа пытается отгадать, что показывает участник.

Обсуждение.

Почему важно знать свои умения?

Является ли хвастовством демонстрация того, что мы умеем?

Есть ли люди, которые одинаково хорошо умеют все?

Есть вещи, которые нам особенно нравится делать, и мы достигаем при этом наибольших успехов. Почему?

Могу ли я порадоваться за других, если им что-то хорошо удается?

Как избавиться от зависти и ревности?







«Копилка достижений»

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей — маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием «успех», или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за ребенком. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: «Хорошо прочитала стихотворение у доски», «Нарисовала отличный рисунок на тему «Осень»», «Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился», «Все-таки смог написать контрольную по математике на «пять», хотя боялся» и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если воспитатели и другие члены семейно-воспитательной группы относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности, и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у воспитанника есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Примечание. Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей «копилке достижений по русскому языку» появятся записи типа: «Сразу запомнила новое правило и поняла тему», «Хорошо написала изложение — близко к тексту», «В сочинении сделал всего одну ошибку» и т. п.

«Добрая фея»

Детям нравится, когда мы говорим, что они становятся более сильными и независимыми, учатся любить и ценить себя, потому что знают, что люди, полностью зависящие от любви, рискуют остаться ни с чем. Детей из неблагополучных семей особенно необходимо учить навыкам самоподдержки.

Инструкция. «Многие люди, дети и взрослые, жалуются, что их мало хвалят, подбадривают, ценят и общаются с ними недостаточно нежно: «Моя мама меня никогда не целует, когда я возвращаюсь из школы… Мой отец не хвалит меня, когда я убираю свою комнату …» Часто мы хотим, чтобы другие проявили к нам внимание и заботу, в то время как они раздражены или заняты. Мы бежим за любовью, а она убегает от нас.

Но есть выход: мы можем научиться сами любить себя. Устройся поудобней и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и позволь своему телу с каждым выдохом все больше расслабиться…

Представь, что у тебя появилась добрая фея. Она к тебе пришла, когда ты родился. Она помогала тебе расти и справляться с трудностями. Она всегда любила тебя, ничего не требуя и не прося от тебя, и никогда не разочаровывалась в тебе. Она не строила на твой счет никаких планов, но всегда хотела, чтобы ты был счастлив.

Теперь пришло время увидеть добрую фею, которая до сих пор была невидимой. Посмотри, как она выглядит, во что она одета, какое у нее выражение лица… Смотрит ли она на тебя с любовью? Если это не так, то это не твоя добрая фея. Прогони ее и позови свою настоящую фею. Посмотри, как она улыбается тебе и говорит глазами: «Что бы ни случилось, я люблю тебя».

А теперь представь, что добрая фея – это ты. Скажи ребенку, которого ты охраняешь, как сильно ты его любишь, уважаешь и хочешь, чтобы он был счастлив. Расскажи, что ты давно рядом с ним и видишь все, что с ним происходит …» (2 минуты.)

«Побудь еще некоторое время доброй феей, которая разговаривает со своим подопечным. Скажи ему, что ты будешь с ним и дальше, что ты хочешь дарить ему свою любовь, уважаешь его и радуешься, что сопровождаешь его на всем жизненном пути …» (1 минута.)

«А теперь ты снова становишься самим собой. Скажи фее что хочешь. Поблагодари ее, может быть, ты захочешь договориться с ней чаще встречаться…

Возьми с собой уверенность, что у тебя есть добрая фея, у которой ты можешь научиться любить себя …

Потянись и сделай три глубоких вдоха. Медленно открой глаза и посмотри вокруг, посвежевший и обновленный …»

Обсуждение.

Зачем нам нужна вера в добрую фею или ангела-хранителя?

Как я себя сейчас чувствую?

В «Новом завете» Иисус говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Что вы об этом думаете?

Как ведет себя человек, который любит себя?





Терапевтические сказки



«Гусеница-крапивница»

Для детей:7-11 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Страх трудностей и неуспеха.

Ключевая фраза: «Я хуже всех! Я никому не нужен!»

В одном лесу на берегу синего озера был луг. Каждый день около озера собирались его обитатели: пчелы и шмели, стрекозы и мотыли, жуки и кузнечики, мухи, комары; приползала туда и маленькая-маленькая Гусеница. Когда все были в сборе, начинался бал. Ежедневно устраивались соревнования на лучший танец в воздухе.

Вы спросите, причем здесь Гусеница, ведь она не умеет летать. Да, конечно, не умеет. Но если бы вы знали, как она хотела этому научиться. И каждый раз она приползала на праздник, чтобы хоть краем глаза взглянуть на чудные танцы-полеты и помечтать.

Вот и в это день, когда почти все уже были в сборе, приползла Гусеница и, как обычно, спряталась за листом лопуха.

Начался бал. В воздухе послышался шум крыльев: то взлетел первый танцор – толстый важный шмель. Но не успел он начать свой танец, как раздался голос мухи, обнаружившей маленькую Гусеницу:

— А ты что здесь делаешь?

— Я просто хотела…- начала было Гусеница, но ее перебили:

— Что ты хотела? Что ты хотела? Зачем вообще ты пришла сюда, ты ведь противная никому не нужная Гусеница-крапивница, даже птицы тебя не едят. И ты не умеешь летать. Фу, какая гадкая, некрасивая Гусениц!

«Да, я бездарная, никому не нужная Гусеница. И я не умею летать», — подумала Гусеница и грустно поползла прочь с поляны под смешки и крики счастливых обладателей крыльев.

Гусеница не знала, что ей делать дальше, ей было очень обидно, так обидно, что хотелось умереть. Она забилась в самый темный угол и горько заплакала. Она плакала и плакала, пока не выплакала все слезы, а их у нее оказалось на удивленье много, а потом задумалась.

— Как несправедливо устроен мир, — думала Гусеница, — почему так получается, что одних любят все, потому что они нужные, а других не любит никто, потому что они не умеют ничего делать, даже летать!

Но ведь так же не бывает, так не честно! Не может быть, чтобы я была никому не нужна, надо только постараться что-то сделать, надо очень-очень постараться, а вдруг я тогда смогу научиться летать?! – так подумала Гусеница и вдруг почувствовала, что с ней что-то происходит. Она стала выделять странную липкую жидкость в виде маленькой паутинки и окутывать себя ею. Гусеница заматывалась и заматывалась этой клейкой ниточкой, пока не покрылась ею целиком.

А потом она заснула. И снилось ей, что она учится летать, учится долго и упорно.

И у нее сперва ничего не получается, но постепенно она добивается успеха. И хотя ей трудно, Гусеница не отступает, потому, что ей очень хочется полететь.

Проснулась гусеница от того, что ей нечем было дышать; она словно выросла, и колыбелька стала ей мала. Гусеница напряглась и разорвала стенки своего домика. Как долго она спала! Прошло ровно год с того дня, когда она последний раз видела солнце и луг. И тут Гусеница вспомнила, как она училась летать. Ей казалось, что это было не во сне, а наяву, и если она попробует, то полетит.

Гусеница добралась до края листа, на котором сидела, и … полетела.

Это было необыкновенно. Гусеница смеялась от счастья и летела, летела все дальше. Незаметно она добралась до того самого озера, около которого устраивался бал воздушных танцоров.

— А ведь сегодня как раз день танцев, — не успела подумать гусеница, как вдруг услышала:

— Смотрите, смотрите, какая красивая! И как плавно и грациозно парит она в воздухе!

— Да это же Бабочка, прекрасная Бабочка!

— Это они мне? Это я прекрасная Бабочка?! – удивилась Гусеница и поспешила заглянуть в зеркальную гладь озера.

О, да …Она превратилась в Бабочку. Гусеница, вернее Бабочка, даже подпрыгнула от восторга в воздухе.

«Какое счастье!» — подумала она.

— Да ведь это наша Гусеница, — догадался кто-то. – Она перезимовала и превратилась в Бабочку, да еще в такую красивую!

А прекрасная Бабочка уже кружилась в вихре танца. Она танцевала и танцевала, пока совсем не устала. Тогда она села на цветок отдохнуть, а все побежали поздравлять ее, ведь наша Бабочка заняла первое место среди воздушных танцоров в этот день.

Каждый спешил подойти к ней и похвалить ее. – Какая же ты прекрасная, Бабочка! – Как чудно ты умеешь летать! – Сколько радости и удовольствия ты нам доставила!

А Бабочка была самой счастливой, ведь ее теперь все любили, и она научилась летать! Без сомнения, в этот день она была королевой бала.

Вопросы для обсуждения:

Почему плакала Гусеница?

Что она чувствовала?

С тобой когда-нибудь случалось похожее?

Что помогло Гусенице превратиться в Бабочку?

Как ты думаешь, в настоящей жизни может случиться такая же история, как с Бабочкой?

«Повесть о настоящем… цвете»

Возраст: 9-16 лет.

Направленность: Депрессивные и суицидальные тенденции. Чувство неполноценности и «никомуненужности».

Ключевая фраза: «Я никому не нужен»

Давным-давно в сказочной стране Акварелии жили краски. Природа Акварелии была яркой и красочной: огромные пурпурные дворцы своими остроконечными башнями разрезали золотое небо над бескрайними зелеными лугами. Сотканный древним Художником-творцом, мир Акварелии жил размеренной жизнью, каждый день принося своим жителям радость.

Тюбики с красками целый день занимались лишь тем, что создавали яркие и красивые здания. Это искусство было возведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивался турнир красок, на котором Художник-творец определял лучший цвет.

В преддверии праздника часто можно было увидеть жителей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал себя самым лучшим и самым красивым, а самое главное – нужным. «Я нужен, чтобы изобразить цветущие розы и развивающиеся флаги» — говорил Красный. «Меня выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодородие земли», — отвечал Зеленый. «Я создаю на холсте Творца богатство и роскошь, а главное — солнечную теплоту», — вставлял свое меткое слово Золотисто-желтый.

Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинствами. Бледно-голубой привык думать о себе с презрением. Он был чуть темнее цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно-голубой мог еще хоть как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собратьев, но перед турниром он пытался спрятаться от их жестоких насмешек в самых отдаленных уголках Акварелии.

На этот раз увлекшись спором красок, Бледно-голубой забыл о всякой осторожности, и поэтому, когда краски вышли из себя от злости, пытаясь переспорить других, он попался под горячую руку. Град злых насмешек обрушился на маленького и беззащитного Бледно-голубого. Спасаясь бегством, тюбик много раз спотыкался и больно падал. Но, наконец, преследователи отстали и он, отдышавшись, спрятался в дальнем и темном углу. «Полежу пока здесь, пока турнир не закончится», — решил Бледно-голубой и принялся разглядывать из своего убежища, как шли приготовления к празднику. Сон застал его именно за этим занятием.

Утром, когда Бледно-голубой проснулся, он сразу понял, что-то не так: праздничное настроение исчезло. Все бегали в панике, кричали что-то непонятное и совсем не обращали на него внимания. Бледно-голубой набрался смелости и остановил пробегавшего тюбика, спросив, в чем дело? Оказалось, что ночью Черный цвет, решив помешать выиграть остальным, окрасил собой все кисти, и Творца ожидал ужасный сюрприз. Когда Художник прикоснется кистью к холсту, турнир будет сорван!

Бледно-голубой бросился на центральную площадь, где хранились кисти. Он несся быстрее ветра, не в силах поверить в коварство Черного. На площади царило смятение, никто не знал, что делать! Краски были очень расстроены. И тогда малыш принял очень смелое решение – он сорвал свою крышку и выплеснул весь свой почти белый цвет на кисти. Скоро он почувствовал, что силы покидают его, но все равно он продолжал окрашивать собой кисти, пока не потерял сознание.

В этот момент рука Художника коснулась самой толстой кисти и сделала первый мазок. Краски замерли в ожидании. Казалось, вся Акварелия смотрела сейчас на холст Творца. «Хм, — произнес Художник. – Замечательный цвет. Он-то мне и был нужен – река выйдет превосходно!»

Очнулся Бледно-голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал он еще, что победил на турнире, не знал, что был провозглашен королем Акварелии, не знал, что спас всю страну и самого Творца от мрака …Знал он лишь одно – что в следующий раз он гордо скажет: «Я – нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!»

Вопросы для обсуждения:

Что чувствовал и что думал о себе Бледно-голубой?

Тебе самому знакомы эти чувства?

С какими ситуациями из твоей жизни они могли быть связаны?

Что самое важное узнал для себя Бледно-голубой из этой истории? Знаешь ли это ты?

«Хвостатик»

Возраст: 6-10 лет.

Направленность: Сниженная самооценка. Чувство неполноценности. «Презрение» к себе и желание быть «другим».

Ключевая фраза: «Я плохой! Я хочу быть таким, как он!»

В тени огромных темных каштанов жила семья Хвостатиков. Каждое утро все они дружно принимали солнечные ванны на огромной лесной поляне, а затем возвращались домой, наполняя округу голосами, звонким смехом и криками. Мама каждый раз тщетно пыталась урезонить смеющихся «хулиганов», а потом, махнув рукой, также заливалась звонким смехом вместе с ними. Только самый младший из Хвостатиков не резвился от души, как его братья и сестры. Маленький Хвостатик был озабочен своими мыслями, а были они хмурыми.

По соседству с ними жила семья Хвоста, один из них даже учился с ними вместе, в одном классе. Маленький Хвостатик думал, как здорово звучит имя Хвоста. Его воображение рисовало нечто большое, грандиозное, величественное. И это носило имя Хвоста. Звучит гордо, а какой шлейф почета окружает его имя. Родители Хвосты более чем уважаемые граждане Хрустального Леса. А портрет его деда висит у них в школе. Вот было бы здорово носить такое имя – Хвоста!!! А ведь они почти родственники.

В самом мрачном расположении духа маленький Хвостатик шел в школу. А что в школе, — там учителя начнут хвалить его одноклассника Хвосту. Он и самый умный у них, и самый пригожий, и самый смелый. И товарищам всегда помогает, и контрольную лучше всех пишет. Ну, еще бы, разве может сын таких родителей быть плохим. Ну почему он не Хвоста, а всего лишь какой-то Хвостатик.

Подходя к берегу реки, маленький Хвостатик неожиданно увидел своего одноклассника Хвосту. «Ну вот, стоит подумать, и принесла нелегкая», — пробурчал Хвостатик. Но что это? Хвоста то бегал взад и вперед по берегу, обхватив голову руками, то снова останавливался и замирал на месте. Рядом стояли другие ребята из их класса и что-то оживленно обсуждали, указывая рукой в сторону реки.

Маленький Хвостатик проследил за направлением их руки и увидел, что в реке барахтается девочка. Было видно, что у нее уже почти не осталось сил держаться на плаву. Она отчаянно била руками по воде и просила о помощи. Хвостатик, не раздумывая, скинул ботинки и сумку и в одежде бросился в воду. В его голове была только одна мысль: «Успеть! Успеть, пока еще не поздно!» И он успел.

Уже на берегу он передал испуганную девочку, которая оказалась младшей сестренкой Хвосты, в руки ребят. А позже он выслушал слова благодарности от родителей Хвосты и лично от директора школы. Его портрет повесили среди портретов лучших учеников школы, и он вдруг стал очень известным среди девочек. Теперь они сами подкидывали ему записки, а одна даже строила глазки.

Дома папа пожал ему руку и сказал, что гордится, что у него вырос такой сын. А мама в этот вечер долго гладила его по голове, укладывая спать. И, уже засыпая, маленький Хвостатик подумал о том, что вовсе не так уж плохо быть Хвостатиком. «Не важно, кто твои родители, важно, кто ты. Твои действия и поступки заставляют звучать имя Хвостатик гордо, громко и важно».

Вопросы для обсуждения:

Из-за чего переживал Хвостатик?

О ком он думал?

О ком и о чем думал Хвостатик, когда бросился спасать девочку?

Как ты думаешь, что (если не брать в расчет случай) помогло Хвостатику снова ощутить, что его имя звучит «гордо и важно»?

«Цветок по имени Незабудка»

Возраст: 4-9 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя «белой вороной». Зажатость, скованность.

Ключевая фраза: «Я не такой, как все».

Недалеко от большого города был лес, а в лесу – поляна, на которой росли разные полевые цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Лёгкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное, — они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне.

И вот однажды утром на поляне появился новый цветок – на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зелёным бутоном.

— Ты похож на обыкновенную зелёную травку,- сказали большие красные цветы Мака. – Ведь ты такой же зелёный.

— Нет, — ответил новый цветок, — я цветок Незабудка.

— Да какой же ты цветок, если твой цветок не раскрылся! – сказали Ромашки, покачиваясь на тоненьких ножках.- Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Незабудка мы не знаем.

— Таких цветов не бывает, — зазвенели колокольчики. – Нас много живёт на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали: «Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем с тобой дружить!»

Маленькая тоненькая зелёная Незабудка посмотрела на себя. « Да. Я вся зелёная и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже…» От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелёк стал ещё тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле… Незабудка совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

— Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

— А мы,- зазвенели Колокольчики, — самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да её и никто не слушал, ведь она и не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже цветок», — подумала Незабудка.

Вдруг на поляну пришли какие-то люди, и Незабудка испугалась, что на неё наступят, что уже никто её не увидит, ведь она такая же зелёная и тонкая, как трава. Но, к счастью, этого не случилось.

И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок – очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.

— Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне! – зазвенели Колокольчики.

— Какой он изящный, и как прекрасны его лепестки! – заметили Маки.

— Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны, — сказали Ромашки. – Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

— Летая по вашему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала, рассказала самую интересную лесную историю и пела лучше всех. Бал в её честь продолжался целый месяц. Её выбрали Королевой бала цветов, и на её венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она смога найти в себе силы для того, чтобы её бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка — прекрасный цветок.

Вопросы для обсуждения:

Почему цветы «нападали» на Незабудку?

Что она при этом чувствовала?

С тобой когда-нибудь случалась похожая история?

Что помогло Незабудке превратиться в красивый цветок?

«На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласен ли ты с этим?









«Фламинго, или Скала Желаний»

Возраст: 9 -13 лет.

Направленность: Неуверенность, сомнения в собственных силах, чувство неполноценности и «незначительности».

Ключевая фраза: «Я не такой, как все».

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются Фламинго.

Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет и любой, кто когда-либо увидел такое, никогда этого не забудет.

Тебе интересно узнать, откуда появились Фламинго? Тогда слушай.

Жило-было маленькое Облако. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками – туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на закат.

Однажды мимо нашего Облачка пролетали маленькие цветные птички. Они очень понравились Облачку, и ему захотелось полетать с ними и посмотреть на закат поближе. Облачко решило поговорить с птичками.

— Куда вы летите? – спросило оно.

— Мы, птички, куда хотим – туда и летим, – сказала одна.

— Да, да, – сказала другая. – Мы можем летать, куда нам хочется.

— Возьмите меня с собой, – попросило Облачко.

— Ха-ха-ха, – засмеялись птички, – да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое Облако, которое летит туда, куда дует ветер, – сказали птички и улетели.

Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое Облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее, серое Облако».

Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков, и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.

«Какая разница, – подумало Облако. – Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым Облаком».

Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный Ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.

— Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, облака, только мешаетесь нам – ветрам. За это я разобью тебя о скалу, – сказал Ветер.

Облачко пыталось справиться с порывом Ветра, сказать, что это какой-то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но Ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».

Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облако решило в последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.

«Неужели я его больше не увижу, – подумало Облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день. – Что же мне делать?.. Надо попробовать улететь от ветра».

В этот момент Ветер со всей силы кинул его на скалу. Облачко оттолкнулось и пыталось улететь, но Ветер схватил его и с силой швырнул опять. Облако подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил Облако, разогнался и кинул его на скалу.

«У меня все получится. Я не сдамся», – решило Облако и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за Облаком. Облако старалось лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от Ветра».

И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.

Облачко думало: «Какое же это чудо. Я – птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу». Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет.

Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица, и как хорошо она летит».

Маленькое серое Облако превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали Фламинго.

Вопросы для обсуждения.

Из-за чего переживало Облачко?

Случалось ли когда-нибудь с тобой подобное?

Почему мечты Облачка не разбились о Скалу Желаний?

Что помогло ему справиться с Ветром.



Копилка моих достижений

Дунаев Евгений





Копилка моих достижений

Дунаев Коля



Копилка моих достижений

Дунаева Настя



Копилка моих достижений

Анцупов Стас



Копилка моих достижений

Овчинникова Алина



Копилка моих достижений

Сумина Лиза



Копилка моих достижений

Бурлев Роберт




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Формирование адекватной самооценки

Автор: Магеррамова Анастасия Евгеньевна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Опытно – экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(98) "opytno-ekspierimiental-naia-rabota-po-formirovaniiu-adiekvatnoi-samootsienki-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "225709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439830644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Опытно – экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки младших школьников..doc "
    ["seo_title"] => string(102) "opytno-ekspierimiental-naia-rabota-po-formirovaniiu-adiekvatnoi-samootsienki-mladshikh-shkol-nikov-doc"
    ["file_id"] => string(6) "225715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439831974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Родительское собрание "Формирование адекватной самооценки""
    ["seo_title"] => string(58) "roditielskoiesobraniieformirovaniieadiekvatnoisamootsienki"
    ["file_id"] => string(6) "266072"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450091058"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Применение приемов рефлексии на уроках в начальной школе как средство формирования адекватной самооценки учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "primienieniie_priiemov_rieflieksii_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo"
    ["file_id"] => string(6) "418452"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495697422"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Рекомендации для родителей начальных классов, заинтересованными в формировании адекватной самооценки своего ребёнка"
    ["seo_title"] => string(80) "riekomiendatsii_dlia_roditieliei_nachal_nykh_klassov_zaintieriesovannymi_v_formi"
    ["file_id"] => string(6) "454269"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517567877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства