kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дорога которую ты выбираешь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проект направлен -   не  определить,  кем  быть  выпускнику  в  будущем, а  лишь  подвести  к  взвешенному  самостоятельному  выбору  профессиональной  деятельности, сформировать  у  выпускников  психологическую  готовность  к  профессиональному  самоопределению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дорога которую ты выбираешь».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»











Педагогический проект


«Дорога которую ты выбираешь».










Выполнила

воспитатель:

Уразаева З.Ф.









Барда, 2019.

Пояснительная  записка.


Если  вы  удачно  выберите  труд  и  вложите  в  него

свою  душу, то  счастье  само  вас  отыщет.

К.Д. Ушинский


    Современная  экономическая    обстановка    предъявляет  всё  более  высокие  требования  к  индивидуальным  психофизиологическим  особенностям  человека. Рыночные  отношения  кардинально  меняют  характер  и  цели  труда; возрастает  его  интенсивность, увеличивается  напряжённость, требуется  высокий  профессионализм, выносливость  и  ответственность.

В  связи  с  этим  наиболее  остро  стоит проблема подготовки  к  жизни   и  труду  учащихся  с  интеллектуальной недостаточностью, т.к. выбор профессии для таких учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной коррекционной общеобразовательной школе - интернат является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.   

    Повышение  темпа  и  качества  производительного  труда, неуклонное  сокращение  несложных  видов  работ  в  общественном  производстве, переход  предприятий  на  новые  пути  хозяйствования  создают  определённые  трудности  социальной  адаптации  лиц, окончивших  коррекционные  образовательные  учреждения , поэтому вопрос  правильного  выбора  профессии  имеет  огромное  значение  в  жизненном  самоопределении  учащихся.

Нужно организовать   профориентационную  работу так, чтобы обучающиеся смогли   приспособиться  к  трудовой  деятельности, овладеть  несложной  профессией  и  вести  впоследствии  самостоятельную  жизнь. Для решения этой задачи творческой группой воспитателей школы МБОУ «Бардымская СКОШИ» был разработан проект «Дорога, которую ты выбираешь». Проект направлен - не  определить,  кем  быть  выпускнику  в  будущем, а  лишь  подвести  к  взвешенному  самостоятельному  выбору  профессиональной  деятельности, сформировать  у  выпускников  психологическую  готовность  к  профессиональному  самоопределению.

Цель проекта:

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы.

При реализации проекта решались следующие задачи:

  • актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;

  • подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к выбору доступной профессии;

  • ознакомить  с   профессиями сельских предприятий,  доступных  выпускникам  коррекционной  школы;

  • ознакомить учащихся с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах;

  • формировать профессиональные интересы, склонности.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям села, города, района в котором они живут, общества в целом.

При реализации проекта мы ориентируемся на основные результативные критерии и показатели эффективности работы:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

 Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей

общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая обучающимися активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности

3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда,

т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания обучающегося

От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

В своей работе мы опирались на критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Когнитивный критерий.

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно-ценностный критерий.

1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемой профессией.
3. Осознанная мотивация на обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профессии на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профессии, самостоятельность и активность при осуществлении выбора

6. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 
7. Адекватная самооценка специальных профессионально важных качеств (ПВК).

Деятельностно-практический критерий.

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

 2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

3. Стремление к совершенствованию специальных профессионально важных качеств (ПВК).

Проект реализуется в  несколько  этапов:

 1. Этап -  Подготовительный:

- анкета   изучения  интересов  и  склонностей  учащихся;

- экскурсии на предприятия и организации Барды и Бардымского района, в ЦЗН;

      - изучение готовности к  профессиональному  самоопределению.

2. Этап – Основной:

 -  знакомство  с  профессиями сельских предприятий и в организациях в сфере услуг;

- изучение  требований  к  поступлению на предприятия;

 - тренинги, комбинированные уроки, деловые и ролевые игры, квест игра, мастер - классы;

3. Этап - Обобщающий:

- обобщающий урок «Как устроиться на работу»;

- анализ и обработка материалов экскурсий (ведение тетрадей по профориентации);

- выпуск газеты по итогам проекта;

- создание  стенда  по  профориентационной  работе.

Проект реализуется по плану


Дата

Мероприятия

Ответственные

Класс


1 – этап организационный



Сентябрь


Вводное тестирование «Характер профессионального самоопределения»


Начало оформление тетради по профориентации

   - анкета   изучения  интересов  и  склонностей  учащихся

Дополнение воспитательной программы мероприятиями по профориентационной работе.


Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9


2 этап - внедренческий



Октябрь

Экскурсия в парикмахерскую

Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9

Ноябрь

Экскурсия в салон красоты

Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9

Декабрь

Экскурсия в мастерскую ИП Мавликаева А.


Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9

Январь

Экскурсия в ателье

Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9

Февраль

Просмотр видеосюжетов «Как устроиться на работу».

Квест – игра.

Встреча с выпускниками.

Экскурсия в КФХ Халилов И.И.

Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9

Март

Экскурсия в пилораму.

Экскурсия на мебельное производство

Составление резюме.

Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9


Апрель

Деловая игра «Культура поведения при устройстве на работу»

Итоговое занятие «Как устроиться на работу»

Экскурсия в ЦЗН

Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.

8 - 9


3 этап - итоговый



Май

Итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»

Выпуск газеты по итогам проекта.

Обобщение и систематизация материалов проекта.

Разработка макета стенда по профориентации

Уразаева З.Ф., Апкова Н.Б.









Прогнозируемый  результат.


В результате реализации проекта учащиеся  коррекционной школы   получат знания:

- о возможности   трудоустройства;

- о вариантах  поиска  работы;

- о перечне  документов  для трудоустройства;

Научатся:

- оформлять  необходимые  документы.
















Критерии оценки эффективности проекта

Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и качественные.

Количественные:

– вовлечённость подростков в мероприятия профориентационной направленности;

– количество мероприятий профориентационной направленности ежемесячные, квартальные, процентное соотношение;

– количество организаций-партнёров, вовлечённых в реализацию данного проекта;

– расширение горизонтов сотрудничества;

– информационно-методическая работа по реализации проекта, количество разработанных и распространённых информационно-методических материалов (буклеты, листовки, рекламные проспекты, обобщение опыта, методические разработки).

Качественные:

– положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта освещение на школьном сайте, публикации;

– направленность воспитательного процесса на формирование жизненных ориентиров в профессиональной деятельности;

– скоординированность деятельности организаций-партнёров со школой.



Перспектива дальнейшего развития проекта.

Составление программы по профориентационной работе с детьми ОВЗ с 5 – 9 классы и дальнейшая ее апробация в школе.


Литература.

  1. Дробинина Н.Н. «Классные часы» [текст] / Н.Н. Дробинина – М.:ВАКО, 2008 г. – 224 с.

  2. Кравалис Я.Я. «Правильный выбор профессии во вспомогательной школе – залог успешной подготовки детей к жизни» [текст] / Я.Я. Кравалис// Дефектология, 1976 г.-№5;

  3. Красовская Л.Г. «Методы изучения выпускников вспомогательных школ [текст]: методические рекомендации / Л.Г. Красовская – Иркутск: ИГПИ, 1982 г. – 16 с.

  4. Ксензова Г.Ю. «Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя» [текст]/ Г.Ю. Ксензова– М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 г.., 224 с.

  5. Мирский С.Л. «Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы» [текст] / С.Л. Мирский//Дефектология - 1997 г. - № 4 - стр. 16.

  6. Олендарь О.С. «Как проводить родительское собрание в школе» [текст] О.С. Олендарь – М.: ДонецкСталкер, 2005г., 205 с.

  7. Рубнштейн С.Я. Психология умственно-отсталого ребёнка [текст] /С.Я. Рубенштейн - М.: Просвещение. 1986 г.

  8. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе [текст] К.М. Турчинская -К.: «Радянська школа», 1978 г. – 128 с.










Приложение 1.


Анкета

Профессиональное самоопределение


ИНСТРУКЦИЯ:

Внимательно слушайте вопросы и предложенные на них ответы. Выберите тот вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению. В клетке с номером вопроса укажите букву или цифру с выбранным Вами ответом.

ОПРОСНИК:

1. Ваши намерения после окончания школы:

а) Попробую поступить в ПУ.

б) Буду работать.

в) Затрудняюсь ответить.

2. Что для вас является главным при выборе профессии?

а) Чтобы нравилась.

б) Чтобы много платили.

в) Чтобы было легко.

3.. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

  1. Да, выбрал.

б) Не уверен, что выбрал окончательно.

в) Нет.

Если да, то назовите какую.

4. Где вы узнали о своей профессии:

а) В школе.

б) На экскурсии.

в) По телевизору.

5. Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.

б) Совершенно не нравится.

в) Не могу сказать.

6. Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду учиться и работать по этой специальности.

б) Выберу другую специальность.

в) Затрудняюсь ответить.

7. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки се­бя к будущей профессии?

а) Да, готовлюсь к будущей профессии.

б) Частично готовлюсь.

в) Не вижу в этом необходимости.

8. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

а) Поменяю эту специальность на другую, а потом опять попробую добить того, чего задумал.

б) Пусть будет, что будет.

в) Затрудняюсь ответить.

9. Перечислите варианты, как можно устроиться на работу:

а) Обращаться в центры и на предприятия.

б) Ходить по объявлениям.

в) Затрудняюсь ответить.

10. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать (обвести)?

1) Аккуратный, 6) Активный,

2) Честный, 7) Доброжелательный,

3) Внимательный, 8) Общительный,

4) Сдержанный, 9) Дисциплинированный,

5) Заботливый, 10) Трудолюбивый.

Подчеркните те качества из них, которыми вы обладаете?

Приложение 2.

Итоги тестирования о характере профессионального самоопределения обучающихся 8 - 9 классов по профориентации «Дорога, которую ты выбираешь».


В опросе участвовало 10 обучающихся 8 - 9 классов.

Результаты вводной диагностики:

1. Уровень профессионального самоопределения обучающихся составил – 80%

2. Намерения обучающихся после школы:

- поступить в ПУ– 86%

- сомневаются – 14%

3. Профессию выбрали – 45%

4. Критерии выбора профессии:

- нравится – 32%

- большая зарплата – 41%

- легкая – 27%

5. Профессия, связанная с профилем трудовой подготовки в школе у 36% опрошенных.

6. Способы поиска работы и трудоустройства знают 96% опрошенных (1-2 варианта – ЦЗН, объявления).

7. Самооценка профессиональной значимости качеств:

- неадекватно завышена – 64%

- занижена – 9%

Адекватная – 27%


13






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Дорога которую ты выбираешь».

Автор: Уразаева Зиля Фаиловна

Дата: 03.02.2019

Номер свидетельства: 498250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Дороги, которые мы выбираем" "
    ["seo_title"] => string(29) "doroghi-kotoryie-my-vybiraiem"
    ["file_id"] => string(6) "168542"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423243576"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Деловая игра "Дороги, которые мы выбираем. Я - строитель""
    ["seo_title"] => string(58) "dielovaia-ighra-doroghi-kotoryie-my-vybiraiem-ia-stroitiel"
    ["file_id"] => string(6) "254605"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447779360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Особенности безопасности поведения детей на дорогах в зимний период."
    ["seo_title"] => string(69) "osobiennostibiezopasnostipoviedieniiadietieinadoroghakhvzimniipieriod"
    ["file_id"] => string(6) "280232"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453350889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "игра что, где, когда по безопасности на железной дороге"
    ["seo_title"] => string(64) "ighra-chto-ghdie-koghda-po-biezopasnosti-na-zhielieznoi-doroghie"
    ["file_id"] => string(6) "317158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460290435"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства