Просмотр содержимого документа
«Доклад выступления на МО учителей начальных классов»
Выступление на МО: «Активизация познавательной деятельности учащихся с ТМНР через использование игровых технологий на уроках.» учителя Гресевой Т.И.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь приходит замечательное средство – игра. Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.
Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе выполняют ряд других функций:
игра тренирует когнитивные функции,
игра способствует воспитанию познавательных интересов
игра помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся,
игра развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и углубляться. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Включение в урок игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?" и т.д.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким
Типология педагогических игр по характеру игровой методики применяемых на уроках:
игры-манипуляции;
предметные или дидактические;
имитационные;
сюжетные;
ролевые;
игры-драматизации;
игры-путешествия;
конструкторские;
компьютерные;
комплексные игры (коллективно-творческие дела, досуговая деятельность).
Приведу примеры дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности детей с ТМНР. Это игры, имеющие коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Составление разрезной картинки», «На ощупь» и т. д. Для постановки учебного задания можно использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть куклы, игрушки, пальчиковый и настольный театр, герои сказок и др. Помимо игрушек в играх с предметами в качестве дидактического материала можно использовать реальные предметы, объекты природы. Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом. Мир однообразных заданий оживает перед ребёнком, в игре раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания. Также активизации познавательной деятельности способствуют такие приемы как загадки, произведения детской художественной литературы и фольклора, сюрпризные моменты, соревнования и др. Введение такого материала оживляет занятия, делая их занимательными, а дети, участвуя в игре, незаметно включаются в воспитательный процесс и получают новые знания, умения и навыки.
Место дидактических игр в учебной работе.
Вместо обычного вступления предлагается разгадать (расшифровать) тему урока, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
Магазин игрушек Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Ход игры. Учащиеся должны разложить игрушки по корзинам. В корзину с красным кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с гласного звука. В корзину с синим кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с согласного звука.
Построим пирамидку. Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове. Ход игры. Среди картинок учащиеся находят сначала те, в названиях которых 3, затем 4 и 5 звуков. Выбирают букву, соответствующую каждому звуку. Буквы одного слова выделены одним цветом.
Игра “Твёрдый – мягкий”.
Цель: Развивать фонематический слух. Содержание: Поднимите синюю карточку, если в слове услышите [н], зелёную – [н’]. Слова: сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина. Поднимите синюю карточку, если в заключительном слове каждой строки стихотворения услышите [м], зелёную – [м’]. На полу скребётся мышка. Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил, Только лапы он не мыл. Убежала в норку мышка. Спать залёг в берлогу мишка.
Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.