Просмотр содержимого документа
«Доклад " Патриотическое воспитание детей с ОВЗ"»
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание детей с ОВЗ»
Выполнила: Крючкова Н.Е.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В связи с тем, что в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, в коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Основные направления по привитию патриотизма у учащихся:
Краеведческое. Изучение истории, культуры, природы своей местности.
Военно-патриотическое. Изучение воинских традиций, военной истории.
Героико-патриотическое. Изучение и сохранение памяти о героических событиях и подвигах в ВОВ и примеров служения Отечеству.
В работе делается акцент на разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности учащихся. Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и краем в начальной школе в настоящее время актуально. Оно закладывает базу для формирования краеведческого мировоззрения и патриотического воспитания через полноценное развитие младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества.
В школе для детей с ОВЗ работа по патриотическому воспитанию очень важна и актуальна. Но в повседневной практике реализовать эти задачи очень сложно, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем:
- низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности учащихся, отсутствие у некоторых детей заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе. Важным средством гражданско-патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Работа по приобщению школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности.
Система работы предусматривает использование дискуссий, творческие работы детей, коллективное сочинение рассказов, рисунков и т.д. На занятиях применяются различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, продолжить пословицу, нарисовать иллюстрацию к рассказам, былине, разыграть ситуацию праздника ; исполнение народных песен, проигрывание народных праздников и др. Предпочтение отдается игре, т.к. она является важной формой приобщения младших школьников к народным традициям . Использовались игры, основа которых взаимодействовала с народной педагогикой: творческие, ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации, сочинение рассказов, игры слов - скороговорки, поговорки, потешки и т.д. Они обеспечивали ребенку позицию творца, субъекта деятельности (одно из условий приобщения к народному творчеству).
Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель, классный руководитель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоты родных мест, с любви к природе.
Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорим о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: “Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей”. Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели. Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.
Патриотическое воспитание учащихся - это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т.е. военно-патриотическое воспитание. Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительным примером патриотизма для учеников. Учащимся школы для детей с ОВЗ необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в школах для детей с ОВЗ состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но если ребята с трепетной любовью рассказывают о своих дедушках, об их прошлом - о том, где они воевали, приносят фотографии из семейных альбомов, узнают интересные факты из жизни соседей, интересуются прошлым своего поселка, города - это и есть результат нашей работы. Вот на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм русского человека. Конечно, невозможно в полной мер показать все стороны патриотического воспитания, но воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо, в первую очередь, воспитывать в них настоящих граждан России.
В заключение хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества, и привлечение подростков групп “риска” к общественным мероприятиям патриотической направленности, снижает число школьников, совершивших правонарушения.
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.
Я считаю, что работа по патриотическому воспитанию в нашей школе осуществляется в полной мере.