Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы современного обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют категорию учащихся с различными отклонениями психического или физического плана, которые в свою очередь обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь на уровне со здоровыми сверстниками.
Проблемы и трудности инклюзивного образования
Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям:
коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ;
многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком;
педагоги не до конца могут освоить идеологию и функционал инклюзивного образования;
существуют трудности при реализации методов обучения;
не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и индивидуальных условий обучения.
Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа должна:
обеспечить исполнение нормативных документов, регламентирующих специфику инклюзивного образования детей с ОВЗ;
обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
создать комфортную образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы толерантности и взаимопомощи;
создать непрерывную учебную и практическую среду для деятельности педагогов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной школе;
реализовать методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);
активно использовать возможности дистанционного образования и ИКТ как эффективного инструмента обучения;
обеспечить доверительное отношения не только с учащимися, но и их родителями, для организации совместной коррекционно- восстановительной работы;
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ необходимо работать по следующим направлениям:
необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания;
необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик;
необходимо внедрение и использование индивидуальной карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ;
необходимо постоянное проведение оценки состояния ребенка и динамики его развития, для корректировки нагрузок;
необходимо обеспечить активное вовлечение семьи ребенка в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи; организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.
Основная задача образования ребенка с ОВЗ - подготовка его к жизни в обществе в процессе обучения и усвоения навыков коммуникации. В результате решения такой задачи человек оказывается интегрированным в социуме. Движение к этой цели — серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов. Важно помнить, что для особого ребёнка должно быть особое образование.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
Дети с ограниченными возможностями здоровья изначально испытывают эмоциональное давление. При этом следует заметить, что психологи и психиатры рекомендует абсолютно всем детям, независимо от их особенностей, учиться в коллективе. Так как это позволяет приобрести не только заданный по предмету багаж знаний, но и получить социальные и коммуникационные навыки, которые пригодятся им в жизни. Соответственно, необходимо обеспечить:
индивидуальный подход к каждому ученику.
предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемамикоррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.
Дети с ОВЗ, обучающиеся в образовательных учреждениях, находятся зачастую не в одинаковых условиях с остальными детьми. Плохое зрение, сниженный слух, проблемы с опорно- двигательным аппаратом оказывают негативное влияние на обучение. Быстрая утомляемость, пропуски занятий по болезни - всё это наносит ущерб системе знаний ребёнка. Поэтому педагогу важно правильно организовать работу, сделать её максимально адаптированной к ученику с ограниченными возможностями.
Обучение ребёнка необходимо проводить в соответствии с его физиологическими способностями, психологическим состоянием, с опорой на темперамент ребёнка. Для того чтобы ребёнок научился грамотно писать и правильно читать, необходима длительная практика, требующая от ребёнка с ограниченными возможностями максимального напряжения.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
Ребёнок с ОВЗ, который исторически на протяжении многих лет не принимался обществом, с помощью инклюзивного образования может участвовать в жизни общества наравне со своими сверстниками и не быть ущемленным в правах. Со стороны общества – это следующий шаг к принятию не только самого ребёнка как равного гражданина, но и принятия результатов его труда. Сегодня социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения выстраивать отношения с окружающими. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая при создании определенных образовательных условий, обеспечит им овладение программой школьного образования.
Формирование личности ребенка с ОВЗ — это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения: совместной работы и сотрудничества всех педагогических служб, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей. Только в этом случае, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный план для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, позволит обеспечить личное развитие каждого школьника.
В современных условиях модернизации образования, как общего, так и специального, стало возможным обучать всех детей без исключения. Ушёл в прошлое термин «необучаемые дети». С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться в образовательных организациях системы специального образования: в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), или в общеобразовательных школах, как в отдельных классах, так и в условиях инклюзии. Даже дети с тяжёлыми и множественными нарушениями (ТМНР) имеют возможность обучаться. Для них в школах разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР). Но к сожалению, именно эта категория детей с ОВЗ зачастую не может пребывать на территории той или иной образовательной организации в силу тяжести своего дефекта. Тогда образовательная организация осуществляет образование таких детей в домашних условиях. Обучение на дому применялось и раньше в системе специального образования, поэтому многие педагоги имеют опыт организации такого обучения. Автор данной статьи поделится своим опытом домашнего обучения детей с ОВЗ в рамках психолого-педагогического сопровождения их образования. Основная задача педагога, будь то учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, заключается в формировании и развитии тех «качеств», которые позволят обучающемуся совершить данное «вхождение» в социум. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделяет два вида результатов освоения АООП: личностные и предметные. Предметные результаты представляют собой заданный перечень знаний и умений в определенной предметной области, а также умение обучающегося применять их в практической деятельности, т. е. в жизниможно сказать, что личностные результаты представляют собой тот набор знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку жить в обществе, социализироваться. Совокупность же предметных и личностных результатов представляет собой содержание жизненных компетенций обучающихся. Также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорит о том, что недостижение предметных результатов не является поводом для перевода обучающегося на АООП по варианту 2. Первенство в этом вопросе отдаётся личностным результатам. Таким образом, ФГОС подчеркивается значимость именно овладения обучающимися жизненными компетенциями. Теперь можно сказать, что овладение личностными результатами является основной целью образования детей с умственной отсталостью, а именно освоение жизненных компетенций. При этом значимость предметных результатов нисколько не умаляется. Таким образом, получается, что жизненные компетенции и являются теми самыми «качествами», которые должны в первую очередь формировать педагоги у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). «Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями» приводит следующее деление жизненных компетенций [2]: – компетенции в сфере познавательной деятельности: способность самостоятельно приобретать и перерабатывать информацию и т. д.; 19 – компетенции в сфере общественной деятельности: осознание себя гражданином и выполнение своих гражданских обязанностей, осознание себя обучающимся и выполнение своих обязанностей как обучающегося; способность к сопереживанию и т. д.; – компетенции в сфере трудовой деятельности: умение оценивать и совершенствовать свои трудовые возможности, самоорганизовывать, анализировать свою деятельность и т. д.; – компетенции в бытовой сфере: сюда входят аспекты, касающиеся семейной жизни, укрепления и поддержания своего здоровья, умение определять свои финансовые возможности и т. д.; – компетенции в сфере культурной деятельности: организация своего свободного времени; умение воспринимать произведения искусства и тем самым обогащать культурно и духовно свою личность и т. д. Такое разделение на пять групп позволяет проконтролировать разностороннее развитие личности обучающегося, воспитывающегося в системе современного образования, требующего быть активным гражданином, способным к осознанному и ответственному труду, а также к самообразованию и самосовершенствованию.
Доклад:
«Актуальные проблемы современного обучения и воспитания детей с ОВЗ»