Концепция
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют тенденцию к увеличению. Этому есть ряд причин и патологические факторы, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям. Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта. Категория таких детей представляет собой весьма разнородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализации в обществе. Негативное влияние ограниченного поражения центральной нервной системы (ЦНС) имеет систематический характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психического развития ребёнка: мотивационно - потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально – волевая сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Через творчество у ребенка развиваются мышление, воображение. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения, мышления должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Актуальность
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.
Назначение школы для обучающихся с ОВЗ – обучение и воспитание детей, имеющих стойкую умственную отсталость в степени дебильности. Общая, наиболее характерная черта всех детей с данным диагнозом – существенные нарушения в развитии познавательных процессов, не позволяющие им учиться в условиях обычной массовой школы. Именно поэтому одной из приоритетов коррекционной школы является - коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся. Данная задача ставится и перед трудовым обучением. Основной целью обучения и воспитания учащихся является их подготовка к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей
Проблема
У учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты самостоятельность, самоанализ и завышена самооценка. В связи с их интеллектуальной недостаточностью слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей с нормальным интеллектом.
Новизна
Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в постижении знаний. Ведь потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие порождает лень, а лень — безделье и потерю способностей. Вот почему важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание — современным, будило мысль и развивало способности, а также открывало пути как в научную, так и в практическую деятельность.
Гипотеза
Предполагается, что применение наглядного метода с использованием ИКТ на уроках профессионально - трудового обучения в школах для детей с ОВЗ и внедрение в педагогическую практику глубоко – дифференцированного подхода, позволит активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствовать развитию самостоятельности, самоанализа и самоконтроля.
Цель
Формирование и повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках столярного дела, с последующим применением этих навыков в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели на уроках решаю следующие задачи:
- Включать учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает самостоятельность;
- Использовать ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
- Проанализировать результаты деятельности и условия получения результатов.
- Вскрыть проблемы и противоречия, возникшие в период работы.
- Проводить постоянный мониторинг учебного процесса, как основы анализа деятельности и развития.