Обобщение опыта «Формирование самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения столярному делу»
Обобщение опыта «Формирование самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения столярному делу»
Концепция
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют тенденцию к увеличению. Этому есть ряд причин и патологические факторы, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям. Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта. Категория таких детей представляет собой весьма разнородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализации в обществе. Негативное влияние ограниченного поражения центральной нервной системы (ЦНС) имеет систематический характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психического развития ребёнка: мотивационно - потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально – волевая сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Через творчество у ребенка развиваются мышление, воображение. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения, мышления должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Актуальность
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.
Назначение школы для обучающихся с ОВЗ – обучение и воспитание детей, имеющих стойкую умственную отсталость в степени дебильности. Общая, наиболее характерная черта всех детей с данным диагнозом – существенные нарушения в развитии познавательных процессов, не позволяющие им учиться в условиях обычной массовой школы. Именно поэтому одной из приоритетов коррекционной школы является - коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся. Данная задача ставится и перед трудовым обучением. Основной целью обучения и воспитания учащихся является их подготовка к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей
Проблема
У учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты самостоятельность, самоанализ и завышена самооценка. В связи с их интеллектуальной недостаточностью слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей с нормальным интеллектом.
Новизна
Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в постижении знаний. Ведь потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие порождает лень, а лень — безделье и потерю способностей. Вот почему важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание — современным, будило мысль и развивало способности, а также открывало пути как в научную, так и в практическую деятельность.
Гипотеза
Предполагается, что применение наглядного метода с использованием ИКТ на уроках профессионально - трудового обучения в школах для детей с ОВЗ и внедрение в педагогическую практику глубоко – дифференцированного подхода, позволит активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствовать развитию самостоятельности, самоанализа и самоконтроля.
Цель
Формирование и повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках столярного дела, с последующим применением этих навыков в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели на уроках решаю следующие задачи:
Включать учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает самостоятельность;
Использовать ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Проанализировать результаты деятельности и условия получения результатов.
Вскрыть проблемы и противоречия, возникшие в период работы.
Проводить постоянный мониторинг учебного процесса, как основы анализа деятельности и развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта «Формирование самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения столярному делу»»
ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело): Седов А.В.
Тема педагогического опыта:
«Формирование самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения столярному делу».
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и т. д.):
Создание условий для развития самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к самостоятельности.
Идея изменений (в чем сущность ПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.):
Организация и проведение интегрированных уроков с использование компьютерных технологий в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски):
Применение инновационных технологий (здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и информационных) на уроках профессионально - трудового обучения в школах для обучающихся с ОВЗ и внедрение в педагогическую практику дифференцированного подхода? позволяет активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствует развитию творческих способностей, самоанализа и самоконтроля.
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма):
Для того чтобы обеспечить развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, развития их самостоятельности, неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ученика. Свои отношения с учащимися строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для ученика.
Результат изменений:
Как показывают результаты, применение данных технологий способствует повышению качества обучения: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. В итоге повышается не только успеваемость, но и качество ЗУН учащихся. Результаты обученности учащихся по предмету профессионально – трудовое обучение «Столярное дело» за последние 3 года повысились. Применение этих технологий помогает более эффективно использовать учебное время на уроке, снижает нагрузки учащихся, повышает их интерес к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке: мальчики учатся общению, взаимопомощи, ответственности, развивают навыки самостоятельной работы, творческие способности.
Концепция
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют тенденцию к увеличению. Этому есть ряд причин и патологические факторы, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям. Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта. Категория таких детей представляет собой весьма разнородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализации в обществе. Негативное влияние ограниченного поражения центральной нервной системы (ЦНС) имеет систематический характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психического развития ребёнка: мотивационно - потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально – волевая сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Через творчество у ребенка развиваются мышление, воображение. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения, мышления должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Актуальность
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов подготовки к самостоятельной жизни в социально-культурной среде детей с нарушением интеллекта в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.
Назначение школы для обучающихся с ОВЗ – обучение и воспитание детей, имеющих стойкую умственную отсталость в степени дебильности. Общая, наиболее характерная черта всех детей с данным диагнозом – существенные нарушения в развитии познавательных процессов, не позволяющие им учиться в условиях обычной массовой школы. Именно поэтому одной из приоритетов коррекционной школы является - коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся. Данная задача ставится и перед трудовым обучением. Основной целью обучения и воспитания учащихся является их подготовка к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей
Проблема
У учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты самостоятельность, самоанализ и завышена самооценка. В связи с их интеллектуальной недостаточностью слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей с нормальным интеллектом.
Новизна
Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в постижении знаний. Ведь потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие порождает лень, а лень — безделье и потерю способностей. Вот почему важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание — современным, будило мысль и развивало способности, а также открывало пути как в научную, так и в практическую деятельность.
Гипотеза
Предполагается, что применение наглядного метода с использованием ИКТ на уроках профессионально - трудового обучения в школах для детей с ОВЗ и внедрение в педагогическую практику глубоко – дифференцированного подхода, позволит активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствовать развитию самостоятельности, самоанализа и самоконтроля.
Цель
Формирование и повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках столярного дела, с последующим применением этих навыков в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели на уроках решаю следующие задачи:
Включать учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает самостоятельность;
Использовать ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Проанализировать результаты деятельности и условия получения результатов.
Вскрыть проблемы и противоречия, возникшие в период работы.
Проводить постоянный мониторинг учебного процесса, как основы анализа деятельности и развития.
Коррекционно-развивающие задачи:
корригировать внимание;
коррекция и развитие связной устной речи;
коррекция и развитие психических процессов (памяти, внимание, мышление);
коррекция и развитие зрительных восприятий;
коррекция и развитие тактильного восприятия;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы;
развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах, в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д.)
Технологии.
Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию самостоятельности является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности.
Для развития самостоятельности используются:
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, они нормализуют психическое и физическое состояние учащегося, направлены на коррекцию моторного развития, мышечного тонуса.
Личностно – ориентированные технологии.
Освоение учащимися полученными знаниями в соответствии с их возможностями и потребностями. Представление свободы выбора ряда элементов в процессе обучения. Формирование адекватной самооценки учащихся.
Информационные технологии.
Технологии ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню сложности содержания обучения.
Преимущество использования электронного способа работы с информацией:
- последовательность и системность информации;
- тезисность и информативность;
- лёгкость возврата к предыдущей информации;
- возможность дополнения или исправления
информации;
- копируемость;
- транспортабельность.
Методика
Компьютеризация процесса обучения, современные , методы и приёмы помогают развивать у учащихся самостоятельность для овладения новыми технологиями.
Использование презентаций на уроках делает процесс обучения более познавательным и эффективным.
Применяя в своей работе наглядные пособия, тесты, кроссворды, карточки-задания, схемы, технологические карты, пооперационные карты, печатные пособия, позволяет более продуктивно развивать у учащихся с нарушением интеллекта самостоятельность в принятии того или иного решения.
Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, её функции, характер и приемы её использования в учебном процессе играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями. Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и развитию творческих способностей. При выполнении практической работы, используя в одной поделке различные материалы, технологии, направления. Такая методика более эффективно развивает самостоятельность у учащихся.
Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.
Самостоятельный характер труда находит свое выражение в использовании новых идей, появление прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Специфика подготовки практических, самостоятельных работ по столярному делу.
-наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;- разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию; -соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся; - последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся; - чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой; - разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения;
- реализация охранительного режима обучения через комбинацию используемых на занятиях методов, обеспечивающую смену видов деятельности обучающихся и опору на разные анализаторы;
- уяснение дидактической функции наглядности;
- выступление учителя не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.
Результативность
Результатом моей работы по проблеме формирования самостоятельности на уроках столярного дела в рамках развивающего обучения, считаю следующие: - высокая активность учащихся в течение урока; - повышение познавательного интереса школьников к предмету; - создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи; - более успешное усвоение учебного материала.
Описание опыта работы.
Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:
– уроки трудового образования;
– трудовая практика;
– самообслуживание;
– различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы;
– трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;
– кружковая деятельность;
– различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы);
– организация профориентационной работы.
Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия напрасными. От педагогов зависит, каким будет результат трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Считаю, что каждому ребёнку необходима педагогическая поддержка в учебном процессе. Чтобы этого добиться, необходимо выполнение следующих принципов:
1. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В.Солоухин)
Это высказывание - об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий перед ним в классе – личность.
2. Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному
отношению к своим обязанностям. (Н.Крупская) Нельзя требовать от всех учеников знания всего материала, так как всегда есть ученики, которые не могут освоить весь материал, усваивают лишь базовые знания, поэтому я стараюсь не принуждать, а обеспечиваю дифференциацию обучения в соответствии их потребностями и интеллектуальными возможностями.
3. Обеспечение ученикам ситуации успеха в учении. На уроках создаю условия для того, чтобы все ученики усвоили учебный материал не хуже, чем на минимальную положительную оценку.
4. Доверительный контроль и «тактичность» оценки. Систематический контроль стимулирует добросовестность, при этом ученики имеют право на ошибку и «тактичное» оценивание результатов своей учебной деятельности.
5. Обеспечение каждого ученика на уроке «полем деятельности». Всё, что происходит на уроке, должно касаться каждого ученика. Поэтому на
каждом уроке работают все учащиеся.
6. Сотрудничество в обучении. Каждый ученик мне интересен, я искренне заинтересован в его успехе, готов прийти на помощь, в то же время помогу выявить проблемы в знаниях и добиться их устранения.
7. Развитие интереса к уроку до него, во время урока и после его окончания.
Сама специфика предмета требует от ученика большой подготовки к уроку,
поэтому я стараюсь создать такие условия, чтобы подготовка к уроку не была
мучительной и тягостной, на уроке ученик должен быть захвачен учебной работой, после урока – испытывать удовлетворённость от урока и собственной деятельности.
За годы работы убедился, что успешность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от формирования у учащихся активной позиции в отношении познавательной деятельности.
Для самостоятельного выполнения задания по труду учащемуся требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий и т. п. Умственные действия являются обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека и придают труду характер целесообразной деятельности, присущей только человеку.
Умственные действия, входящие в состав трудовой деятельности, проявляются в различных умениях: а) умении пользоваться инструкциями различного рода (устные, письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы, модели изделий т. п.); б) умении спланировать порядок рабочих операций, определить технологически процесс изготовления изделия; в) умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления; г) умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный контроль, например глазомерный;опосредованный – с помощью контрольных инструментов); д) умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы и т. п.).
Поэтому роль первого года обучения в столярных мастерских очень велика в деле формирования положительно отношения учащихся к занятиям, и задача моя, как педагога развить у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности. Для решения этих задач выявляю умения, и навыки делю на три группы и на основе этого провожу коррекционную работу.
К I группе относятся сильные учащиеся, где большой упор делаю на самостоятельность в выполнении той или иной работы. Дифференцированный подход применим ко II группе. Индивидуальная работа систематически проводится с отстающими учащимися, которые и определены в III группу. На уроках труда учащиеся 4 класса овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Когда у детей впервые возникает желание строгать? Чаще всего в тот момент, когда они видят перед собой необычное готовое изделие, поразившее их красотой. Красивые, аккуратно выполненные образцы. После этого руки сами тянутся к инструментам. Как подметил В.А. Сухомлинский, истоки способности и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем больше наблюдательности, пытливости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка. Это полностью отвечает и работе с нашими учащимися.
В системе обучения школьному столярному делу важное место занимает первый год, так как именно здесь закладывается фундамент трудового обучения в последующих классах. От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения, отношение к трудовой деятельности вообще. На данном этапе обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья поддерживается познавательный интерес, они выполняют все виды работы с охотой, увлечённо, особенно при изучении темы «Сверлильный станок». Новые для данного периода задачи связаны, прежде всего, с тем, что уроки проводятся в профессиональных мастерских. Наиболее важное из них - воспитание у учащихся организационных умений и навыков в работе в столярной мастерской. Например, учащиеся должны научиться организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться столярным оборудованием только по разрешению учителя, правильно одеваться для работы (спец. одежда), убирать своё рабочее место. Изучение, а за тем строгое выполнение правил техники безопасности при работе с различными инструментами, тем самым формирую дисциплинарные навыки у учащихся. В первый и второй год обучения, я воспитываю в детях такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая одноклассницам, выполнять любые задания, предложенные учителем, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Добиваюсь и считаю главным, что настойчивость в работе добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и навыков по столярному делу. В течение всех шести лет обучения я провожу беседы с детьми о том, как важно для мальчиков умение мастерить в дальнейшей жизни.
Провожу систематическую работу по коррекции речи, моторики мелких мышц. Воспитываю трудолюбие, аккуратность в работе.
Не менее важно воспитание в детях культуры труда: - подготовить свое рабочее место; - содержать его в порядке; - правильно располагать на нем необходимые инструменты, приспособления, материалы; - уметь экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы; - знать, что из отходов можно получать более мелкие детали; - сохранять во время работы удобную и правильную позу; - следить за чистотой рабочего места; - убирать после окончания работы инструменты и приспособления; - соблюдать правила безопасной работы.
Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности. Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной активности детей.
Одно из условий воспитания этих качеств - четкое представление о назначении изготовляемого изделия. Сообщая тему и цель занятия, необходимо сказать о том, для чего нужна данная конкретная работа. Дети должны знать, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим.
Специальная (коррекционная) школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
обучающие,
тренировочные,
закрепляющие,
повторительные,
развивающие,
творческие,
контрольные.
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной – например, при проведении опытов, при сборке изделий, конструировании моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.
При постановке целей и задач самостоятельной работы учитывать следующие дидактические требования:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо.
3. На первых порах нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.
4. Самостоятельная работа не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся.
6. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется разное время.
7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.
8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Активизация познавательных интересов и творческих способностей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в большей степени от методов обучения, которые я использую на уроках труда.
Чтобы учащиеся научились пользоваться рубанком, пилой, напильником, рейсмусом, измерительными инструментами, составлять план работы по изготовлению изделия, соблюдать порядок выполнения, порядок строгания, порядок сборки изделия, программа по столярному делу предусматривает применение на уроках наглядных пособий - «Принцип наглядности» является одним из важнейших методов активизации познавательных интересов и творческих способностей наших школьников. Это и образцы изделий, чертежи, карточки-задания, инструкционные, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия, помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал, который даёт учитель. В специальной (коррекционной) школе этот принцип имеет особенно большое значение. Это связанно с конкретностью мышления наших учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов абстрагирования и обобщения.
В учебно-воспитательной работе с учащимися нашей школы необходимо учитывать, что сам по себе показ предмета не создаёт у них точные и дифференцированные образцы. Задача формирования предметных образов у учащихся нашей школы решается путем специальной организации восприятия, когда наглядность сочетается с объяснениями учителя.
Наглядные пособия в школе создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности школьников. «Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически...», - писал Ушинский.
Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, раздаточного материала, карточек - заданий, различных по степени трудности. Компьютер в школьной мастерской – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности для учеников VIII вида, повысить уровень мотивации учащихся, применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе. Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод.
Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно - познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока: конкурс, викторина, деловая игра, пресс-конференция, диспут, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра.
Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее).
За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а так же усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Учащиеся с ОВЗ очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить усилия там, где это требуется. У подавляющего большинства из них могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно полноценных школьников, и наблюдается существенное отставание в развитии способности к переносу навыков.
Формирование здорового образа жизни
Физ. минутки:
профилактика утомления;
нарушения осанки;
разминки для глаз;
две разминки за урок.
(3-5 повторений каждого)
Соблюдение гигиенических требований:
воздушно – тепловой режим;
световой режим;
чистота в кабинете;
режим и организация учебно-воспитательного процесса.
Охрана жизни и здоровья учащихся:
создание положительной эмоциональной атмосферы;
пропаганда здорового образа жизни;
рекомендации медицинской службы;
советы психолога, социального педагога;
рекомендации классных руководителей;
особенности здоровья учащихся;
правила техники безопасности;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Целенаправленная, систематическая работа по оснащению кабинета,
создание благоприятных условий для учебной деятельности обучающихся и учителя.
Заключение.
О значении самостоятельности и самоконтроле на уроках профессионально - трудового обучения знают все учителя. Сложнее ответить на вопрос: как построить урок, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к самостоятельной работе? Главным при построение таких уроков является система планирования. Она должна охватить все годы обучения в среднем и старшем звене. С 5 класса учащиеся ведут тетради, в них они учатся кратко записывать теоретический материал (конспектировать), зарисовывать рисунки, схемы, данные по теме урока, выполненные образцы, хранятся в папках. За ведение тетрадей ученики получают отметки с краткой характеристикой их работы. На уроках регулярно используются инструкционно – технологические карты, карточки с заданиями, схемы, печатные пособия, многие учащиеся без особого труда умеют ими пользоваться при выполнении работы.
Занятия столярным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус. Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать ручным столярным инструментом, работать на станках, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.
Планируемый результат:
1. Повышен интерес к внеурочной деятельности учащихся с задержкой психического развития (подготовка к выставке детского творчества, недели труда).
2. Средний уровень результата образования.
Направления педагогической деятельности:
- научно-методические подходы к проблеме;
- определение принципов обучения: общеучебных и коррекционных; - изучение и введение продуктивных технологий обучения и воспитания;
- изучение уровней познавательной активности и тревожности учащихся;
- связь урочной педагогической деятельности с внеурочной.
Перспективы.
Продолжить формировать способности самостоятельности, самоконтроля и самоанализа у учащихся, в урочной и внеурочной деятельности как эффективного средства развития личности ребенка.
Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:
- научить и отработать навык составлять и использовать в своей работе технологические карты, чертежи и приёмы работы(например запиливание шипа);
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
- учить ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать композиционные навыки при составлении тематических композиций;
- воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.
На занятиях использовать разнообразные методы:
- репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам);
- репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки;
- творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии.
3. Презентации по разделам программы.
4.Использование на уроках заданий – тестов.
Итог результата работы.
Результатом моей работы является то, что ученики могут самостоятельно изготовить не сложные вещи, могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия. Выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений.
У детей появилась уверенность в своих знаниях, умениях и наработанных навыков при выполнении предлагаемых заданий. А это значит, что адаптация в социальной среде этих детей пройдет успешно.
Список литературы
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006.
Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996.