Технологии работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Технологии работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Современные реалии таковы, что особому ребенку тяжело адаптироваться к жизни в обществе. И здесь на помощь приходят коррекционно-развивающие технологии обучения детей с ОВЗ. Очень важно, чтобы на всех этапах обучения педагоги использовали такие методики, которые помогали бы воспитанникам коррекционных учебных заведений становиться полноправными членами общества, максимально адаптированными к полноценной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологии работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.»
Технологии работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) Буянова Н.Л .
Основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку.
Постепенное усложнение учебного материала.
Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.
Усиление практической направленности учебного материала , опора на жизненный опыт ребенка.
Многократное, поэтапное повторение
Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера.
Технология – это совокупность
приемов, применяемых в
каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:
технология разноуровневого обучения;
технология проблемного обучения;
технология компенсирующего обучения;
технология проектного обучения;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
нравственная технология;
здоровьесберегающие технологии.
Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого
обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Игровые технологии
По словам Йо́хан Хёйзинга (нидерландский философ, историк, исследователь культуры) человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра .
Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По виду деятельности игры подразделяются на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;
учёт структуры дефекта;
подбор игрового материала с постепенным усложнением;
связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
соответствие коррекционной цели занятия;
учёт принципа смены видов деятельности;
использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Информационно-коммуникационные технологии
Внедрение ИКТ в специальных
школах, прежде всего, даёт
возможность улучшить качество
обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ОВЗ, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Технология нравственного воспитания
Технология нравственного
воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств; развивает становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям; развивает самовоспитание.
Здоровьесберегающая технология
Основная цель применения здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ - создание у воспитанников тех навыков, умений и знаний, которые позволят им жить полноценной жизнью с минимальным количеством ограничений, а также помогут привить культуру здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
создание особой, доброжелательной среды, индивидуальная работа с каждым ребенком;
гармоничное сочетание воспитания и оздоровления непосредственно в стенах учебного заведения;
восстановление физических сил (для этого педагоги используют частую смену видов деятельности, чередование нагрузок и отдыха).
Технология проектного обучения
Суть технологии проектного
обучения - стимулировать
интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Технологии компенсирующего обучения
В технологиях компенсирующего обучения предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития детей, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении
отстающих учеников.
Виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); • взаимообучение, диалогические методики; • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Технологии Арттерапии(музыкотерапия, фототерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия)
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Современная школа располагает технологическими приемами работы с детьми с особыми образовательными потребностями, обдуманное применение которых поможет таким учащимся достигнуть достойного уровня умственного и личностного