Особенности формирования и развития самооценки у детей с нарушениями зрения
Особенности формирования и развития самооценки у детей с нарушениями зрения
Автор поддерживает наиболее распространенный в психологии взгляд на самооценку как на главную составляющую личностного развития. Уровень самооценки определяет степень центрального личностного образования и степень интеграции в социум.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования и развития самооценки у детей с нарушениями зрения»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования
Кафедра психолого-педагогического образования
Презентация по статье
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Научный руководитель: канд. пс. наук, доц. кафедры ППО
Н. А. Буравлёва
Автор работы: Студент 801Мппп группы Иванова Е.Н.
Томск 2021 г.
Что такое самооценка?
Самооценка- это есть оценочный образ «Я»
Самооценка- главная составляющая личностного развития
Самооценка играет важную роль в формировании произвольного поведения и развития самоконтроля, что особенно необходимо при работе по развитию компенсаторных способов действий у слабовидящих детей.
Самооценка влияет на
Степень интеграции слабовидящего в социум
Психологическое здоровье
Личностное благополучие
Достижения личности
Психологи, которые занимались изучением особенностей формирования и развития самооценки у детей с нарушениями зрения
Ананьев Б.Г.
Выготский Л.С.
Леонтьев А.Н.
Мясищев В.Н.
Рубинштейн С.Л.
Современные исследования:
Никулина Г.В.
Фомичева Л.В.
Солнцева Л.И.
Денискина В.З.
Задача
Рассмотреть и проанализировать возможность влияния речевых и эмоциональных нарушений развития на формирование самооценки детей со зрительной депривацией
Особенности психического развития слабовидящего ребёнка
Формируется своя , очень своеобразная психологическая система , качественно и структурно не похожая ни на одну их систем нормально развивающегося ребёнка.
Процесс формирования межфункциональных связей у детей со зрительной депривацией осуществляется также специфично ( отдельная функция психики может длительное время находится в изолированном положении, что замедляет и её развитие и развитие других функций)
Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов , одним из которых является коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом.
Речь как средство передачи и получения информации о себе.
Эмоции как важная составляющая коммуникационного взаимодействия.
Речь
Расстройство речи как целостной функциональной системы
Формирование речи протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка;
Чаще встречаются комплексные отклонения от нормы;
1 .Таким образом, дети с нарушениями зрения предрасположены к пониженному уровню речевого развития изначально.
2. Речь как основное средство коммуникации на раннем этапе развития не выполняет свою главную функцию и подключаются компенсаторные механизмы, которые берут на себя основную роль помощника во взаимодействии с окружающими и установлении контакта.
Эмоции как важная составляющая коммуникационного взаимодействия ( принимают участие в установлении контакта с другими людьми и распознавании ответной реакции на себя)
Нарушение зрения влияют на сферу чувственного познания и психические процессы (восприятие, представление, мышление) и тем самым сужают возможность развития эмоциональной сферы.
Наблюдаются нарушения эмоциональной составляющей у детей со зрительной депривацией в системе установления коммуникативных связей с окружающими.
Самооценка всегда формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
А если такое взаимодействие нарушено?
Как это может повлиять на формирование представлений о себе?
Кризис 3- х лет
Усугубляется меньшим проявлением активности и самостоятельности.
Большая зависимость от окружающих взрослых.
Системные речевые нарушения.
Возможны конфликтные ситуации с родителями и близким окружением (недопонимание мотивов поведения и неправильные решения в отношении самостоятельности ребёнка).
Гиперопека. Неумение родителей эмоционально правильно реагировать и оказывать стимулирующую помощь.
И.Г.Карнилова в своём исследовании эмоционального восприятия детьми со зрительной депривацией дошкольного возраста различных по эмоциональной окраске жизненных ситуаций показала, что большинство детей описывали нейтральные ситуации как негативно окрашенные.
Это говорит о том, что у детей сформировался эмоционально тяжелый и неприятный жизненный опыт и он бузусловно влияет на формирование Я-образа и самооценку.
Многие зарубежные исследователи считают, что
зрительные недостатки и как следствие множественные нарушения развития ведут к формированию более низкой самооценки по сравнению с нормой;
К сожалению, в современной российской тифлопсихологии процесс формирования самооценки недостаточно изучен.
Считаю, что интерес к данной проблеме будет только расти.
Содержательный характер данного феномена малоизучен.
Требуются специальные методики исследования формирования самооценки у детей с нарушениями зрения в зависимости от выраженности нарушений развития, социальной ситуации развития, речевого и эмоционального развития, успешности адаптации к своему состоянию.