Просмотр содержимого документа
«Организация индивидуальной работы по персональным темам самообразования»
« Организация индивидуальной работы по персональным темам самообразования»
Автор: учитель-дефектолог Луц Е.В.
Персональное самообразование учителя
Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Потребности и мотивы, побуждающие учителя
к самообразованию
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – практический
3 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчет
4 этап - внедренческий
1.1. – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .
Направлениями самообразования могут быть:
профессиональное;
психолого-педагогическое;
психологическое;
методическое;
информационно-компьютерные технологии ;
здоровьесбережение;
правовое и т.д.
1.2. – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
«Интерактивные методики на уроках …»;
«Технология проектного метода обучения»;
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо»;
«ИКТ на уроках…»;
«Здоровьесберегающие технологии»;
«Портфолио учителя и учащихся»;
«Интегрированные уроки»;
«Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
«Работа с одаренными детьми» ;
«Дифференцированное обучение».
«Развитие произносительной стороны речи на занятиях по стимуляции речи движением
как условие эффективного
речевого развития
неслышащих
младших школьников»
1.3. – составление плана индивидуальной работыпо самообразованию
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы ;
цели ;
задачи ;
предполагаемый результат ;
этапы работы ;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
1.4. – формулировка цели и задачпо теме самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
1.5. – определение круга источников информации
Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы ;
семинары и конференции ;
мастер-классы ;
мероприятия по обмену опытом ;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации ;
уроки коллег и т.д.
1.6. – предполагаемый результат самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов :
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, рекомендации , сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления ;
разработка дидактических материалов , тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде.
2 этап – практический
Одной из особенностей построения урока стимуляции речи движением является разнообразие видов коррекционной деятельности:
вызывание звуков;
работа над ритмом;
обучение отделению слога от ряда слогов;
работа над изменением силы голоса;
работа над длительностью звучания;
работа над темпом речи;
работа над высотой голоса;
работа над интонационной стороной речи;
работа над словом и фразой.
3 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта ;
доклад ;
составление методических рекомендаций для педагогов;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
4 этап - внедренческий
Распространение опыта работы через:
Публикации урока и презентации к нему на сайтах ns.portal ; numi.ru ;
Публикации в печатных изданиях.
Разработка конспектов уроков.
Проведение открытых уроков.
Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.