Просмотр содержимого документа
«Конфликтные ситуации и пути их решения.»
ГБОУ Воскресенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Беседа на тему
«Конфликтные ситуации. Пути их решения»
Подготовила воспитатель: Рябова И.С.
2017 год
Конфликтные ситуации и пути решения.
Цель: обучение подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи: познакомить подростков с разными стратегиями выхода из конфликтов; научить их договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.
Ход занятия:
Беседа с элементами тренинга.
Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. КОНФЛИКТ - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Конфликты бывают реальные и нереалистические (надуманные)
КОНФЛИКТ РЕАЛЬНЫЙ противоречие, разногласие в интересах, желаниях, стремлениях, нарушающее нормальное взаимодействие людей, мешающее достигать цели и приводящее к противоборству. Разрешение такого конфликта направлено на достижение определенного результата — устранение противоречия.
НАДУМАННЫЙ (НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ) целью конфликтующих сторон является выражение отрицательных эмоций, выяснение отношений, а не устранение реального препятствия, противоречия. Конфликт здесь лишь повод обидеть, уязвить, унизить собеседника; зачастую, если спросить у конфликтующих: «Что вы реально хотите выяснить, чего добиться?», то они сами не могут ответить на этот вопрос. (СЛАЙД 5)
Соревнование.
Стремление добиться своего за счет другого, «силовой» способ разрешения конфликта. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы. Выигрывает тот кто сильнее. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. (СЛАЙД 26)
Избегание или УХОД
Уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется в том случае, когда цена вопроса не велика или нужна пауза для принятия окончательного решения. Достоинством этой стратегии можно считать сохранение отношений, однако в этом случае ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе или находящиеся в тисках непреодолимых обстоятельств. (СЛАЙД 27)
Приспособление или ПОДЧИНЕНИЕ
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна в том случае, когда ради видимости сохранения партнерских отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Данная стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (СЛАЙД 28)
КОПРОМИСС
Метод взаимных уступок. Компромисс дает возможность частично учесть интересы обеих сторон. Стратегия уместна в том случае, если сохранение отношений с партнером важнее выгоды или когда другие способы разрешения конфликта не эффективны. Она свидетельствует о гибкости, дипломатичности применяющих ее людей. (СЛАЙД 29)
СОТРУДНИЧЕСТВО
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды. (СЛАЙД 30)
Давайте разделимся на две группы: одна - мальчики, другая - девочки. Сейчас мы проведем игру «Перетягивание каната».
Победила команда __________. Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт?
(Ученики отвечают.)А из-за чего он мог произойти?
Ответ. Мальчики сильнее; судья подсуживал; мешали зрители; некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида.
Да, эта ситуации похожа на конфликт. А как вы думаете, что нужно для возникновения конфликта?
Для возникновения конфликта необходимо присутствие двух человек, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
А теперь разыграем другую ситуацию.
Два ученика разыгрывают ситуацию, связанную с дежурством по классу.
- Я вчера дежурил.
- Нет.
- Дежурил.
- Нет.
- Да.
- Нет. Ничего не знаю, дежурь сегодня.
Классный руководитель. Конфликт ли это? Как вы считаете, почему?
Ученик. Да, конфликт, потому что есть два человека, предмет спора - выяснение, кто должен дежурить.
Правила поведения в конфликтной ситуации
Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.
У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение партнера.
Улыбка и доброжелательность — лучшие помощники в решении спорных вопросов.
Сохраняйте лицо. Гнев, злоба и крик его испортят.
Проявляйте чувство юмора — хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении даже самых напряженных вопросов.
Позитивные последствия конфликта. (СЛАЙД 31)
Проблема решена так, что это устраивает все стороны.
Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.
Отношения между людьми улучшаются.
Разногласия рассматриваются как зло, приводящее к плохим последствиям.
Негативные последствия конфликта. (СЛАЙД 32)
Обостряются конкурентные отношения между людьми.
Отсутствует стремление к добрым отношениям.
Представление о противоположной стороне как о враге.
Убеждение, что проблема важнее, чем её решение.
Чувство обиды, плохое настроение.
2. Упражнение – тренинг «Как я разрешаю свои конфликты».
Сейчас вы сможете потренироваться в разрешении конфликтов, которые могут возникнуть как со сверстниками, так и со взрослыми. Классу предлагается разделиться на группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации и карточку с названием той стратегии, при помощи которой нужно разрешить конфликт, затем группы разыгрывают ситуацию и выход из нее. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) должны отгадать какая стратегия выхода из конфликта была использована.
Ситуации
(В скобках приводятся возможные варианты выхода из ситуаций для стратегий «Компромисс» и «Сотрудничество», а ниже — варианты поведения для остальных стратегий.)
Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору. (Компромисс: вы смотрите половину фильма, а затем идете на дискотеку; сотрудничество: вы идете на дискотеку, а ты просишь своего друга записать фильм на видео.)
Твой знакомый (знакомая) просит взаймы денег и обещает вернуть их на следующий день, но ты знаешь по опыту, что он (она) эти деньги не вернет. (Компромисс: ты даешь половину суммы; сотрудничество: ты узнаешь, для чего эти деньги и думаешь, как бы ты мог помочь иначе.)
Друг (подруга), который (ая) учится на класс ниже, чем ты, позвонил(а) по телефону и попросил(а) помочь ему(ей) сделать математику к завтрашнему дню. Ты очень занят(а) в этот вечер, потому что готовишься к завтрашней контрольной по физике. (Компромисс: ты помогаешь сделать только половину, и предлагаешь другу (подруге) сделать остальную часть домашнего задания самостоятельно, сотрудничество: ты просишь кого-нибудь из твоих знакомых помочь ему (ей) и готовишься к контрольной по физике.)
Родители хотят подарить тебе на день рождения новые лыжи, чтобы ты больше проводил времени на свежем воздухе, но у тебя есть одни лыжи и тебе этого достаточно, ты бы хотел получить в подарок хороший дорогой музыкальный центр. (Компромисс: ты договариваешься с родителями, чтобы они тебе купили дешевый музыкальный центр или плейер и, например, не лыжи, а что-нибудь для катания на лыжах: палки или костюм; сотрудничество: ты объясняешь родителям ситуацию и просишь их купить центр, при этом обещая слушать музыку только по вечерам, а днем проводить больше времени на свежем воздухе.)
В автобусе ты нечаянно уронил свой билет. Вошел контролер. Другой пассажир, который не может найти свой, но точно знает, что покупал его, поднимает твой. (Компромисс: вы оба договариваетесь оплатить штраф пополам; сотрудничество: ты объясняешь ситуацию и помогаешь пассажиру найти его билет вокруг него.)
У тебя плохое настроение и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут тебя гулять. (Компромисс: ты договариваешься с ними, что выйдешь немного позже; сотрудничество: ты объясняешь ситуацию и договариваешься с ними, что обязательно выйдешь гулять завтра или в другой раз, когда они зайдут за тобой.)
Варианты поведения для стратегии «Избегание» ко всем ситуациям могут быть примерно такие: просишь позвонить попозже; отвечаешь уклончиво: «Я подумаю»; ничего не предпринимаешь и т. д.
Варианты поведения для стратегии «Соревнование» ко всем ситуациям могут быть примерно такие: настаиваю на своем; наотрез отказываюсь делать то, о чем меня просят, и занимаюсь тем, чем считаю нужным; доказываю свою точку зрения и отстаиваю свои интересы и т. д.
Варианты поведения для стратегии «Приспособление» ко всем ситуациям могут быть примерно следующие: уступаю; откладываю свои дела на потом; тут же бросаюсь выполнять просьбу и т. д.
3. Рефлексия:
- Что нового узнали? Что понравилось? Чему научились
Задание: продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения.