Дорогие педагоги, я рада вас приветствовать. Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему : “Конфликты и пути их разрешения”.
Сегодня мы попробуем разобраться в понятии: что же такое конфликт? Я научу вас некоторым приемам достойного разрешения конфликтов , а также успешной профилактике конфликтных ситуаций.
Что же такое конфликт?
Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликты могут быть:
Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)
Деструктивными– препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).
А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.
Упражнение “Руки”
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).
Обсуждение:
-то вы чувствовали?
-как вы себя чувствуете?
какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?
Конфликты бывают:
Межгрупповые
Межличностные
Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)
Между личностью и группой
Работа по группам
Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.
Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.
Плюсы
-конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
-дает возможность увидеть скрытые отношения;
-дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
-пересмотр своих взглядов на привычное;
-способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Минусы:
отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
представление о победителях или побежденных как о врагах;
временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после
Тест “Конфликтная ли вы личность?”
Упражнение “На мостике”. Сейчас мы с вами сыграем в одну игру: представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоиттоже человек, которому так же, как и вам, необходимо перебраться на другой берег. Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка, либо стелется лента.
Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.
Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.
Обсуждение:
Как вы себя чувствовали?
Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
Какого стиля общения придерживался каждый из участников?
А теперь выполним упражнение “Толкалки”.
Эта игра всем нам знакома с детства. Суть её очень проста. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки , обопритесь ладонями на ладони партнёра. Далее по моей команде сдвиньте своего противника с места.
Проигрывает тот игрок, который сойдет с места или хотя бы незначительно изменит положение своих ступней. После нескольких раундов игроки меняются партнёрами.
Обсуждение:
Как вы себя чувствовали?
Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
В реальных ситуациях вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
Какого стиля общения придерживался каждый из участников?
Упражнение “Я свой”
Все, кроме водящего, встают в круг и берутся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий остаётся вне круга, его задача - доказать, что он свой и попасть внутрь круга.
Ведущий может использовать разные способы:
1. Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков.
2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.
Но эта задача может оказаться слишком трудно решаемой для кого-то из ведущих.
(Нужно сказать, что в группе почти всегда находится один - два человека, которые теряются, оказавшись лицом к лицу с группой людей, которых нужно убедить что- либо сделать. Таким участникам сложно начать выполнение упражнения. Важно, чтобы и ведущий и группа оказали незаметную помощь таким игрокам).
Ведущему нужно следить за тем, чтобы никто не оставался за кругом больше одной минуты, так как это может привести к отказу.
А теперь попробуем научиться разрешать конфликт. (Слайд №13)
ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:
1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).
2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).
3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).
4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.