kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История становления педагогической психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Общенаучная характеристика педагогической психологии" составлена в рамках проведения семинара

Просмотр содержимого документа
«История становления педагогической психологии»

Выполнила: Алпатова А.В. История становления педагогической психологии

Выполнила: Алпатова А.В.

История становления

педагогической психологии

Педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.

Педагогическая психология

представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.

Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.

Становление  педагогической психологии На становлении педагогической психологии как самостоятельной науки оказали влияние следующие психологические теории: Ассоциативная психология  (Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы и механизмы ассоциации. Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась память, приемы научения. Аристотель выделил чувство удовлетворения как фактор научения.  Теория проб и ошибок (Э.Торндайк) – дает основные законы научения (закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, кривую научения,  тесты достижения).  Бихевиористы (Дж. Уотсон), необихевиористы Э.Толмен, К.Халл, Б.Ф.Скиннер разработали несколько теорий научения в русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения (1954г.). Заслуга необихевиористов состоит в разработке довольно целостной концепции научения.

Становление педагогической психологии

На становлении педагогической психологии как самостоятельной

науки оказали влияние следующие психологические теории:

Ассоциативная психология

(Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы и механизмы ассоциации.

Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась память, приемы научения.

Аристотель выделил чувство

удовлетворения как фактор

научения.

Теория проб и ошибок

(Э.Торндайк) – дает основные

законы научения (закон упражнения, закон эффекта, закон

готовности, кривую научения,

тесты достижения).

Бихевиористы (Дж. Уотсон),

необихевиористы Э.Толмен,

К.Халл, Б.Ф.Скиннер разработали несколько теорий научения в

русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения (1954г.).

Заслуга необихевиористов

состоит в разработке довольно

целостной концепции научения.

Становление  педагогической психологии На становлении педагогической психологии как самостоятельной науки оказали влияние следующие психологические теории: Психоанализ (Фрейд, Юнг) разработал категорию бессознательного в разных направлениях, стадиальность развития «я», экстраверсию, интраверсию.  Гештальпсихологи разработали концепцию динамической системы поведения, теорию Поля К.Левина.  Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.) Дж. Брунер, Норман делали акцент на информативность, прогнозирование, приемы переработки информации процессов чтения и понимания материальные и когнитивные стили.   Генетическая эпистемология или теория стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об интеллектуальном развитии ввела в науку понятия – централизация, децентрализация, адаптация, стадии интеллектуального развития.

Становление педагогической психологии

На становлении педагогической психологии как самостоятельной

науки оказали влияние следующие психологические теории:

Психоанализ (Фрейд, Юнг) разработал категорию бессознательного в разных направлениях, стадиальность развития «я», экстраверсию, интраверсию.

Гештальпсихологи разработали концепцию динамической системы поведения, теорию Поля К.Левина.

Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.) Дж. Брунер, Норман делали акцент на информативность, прогнозирование, приемы переработки информации процессов чтения и понимания материальные и когнитивные стили.

Генетическая эпистемология или теория стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об интеллектуальном развитии ввела в науку понятия – централизация, децентрализация, адаптация, стадии интеллектуального развития.

Становление  педагогической психологии На становлении педагогической психологии как самостоятельной науки оказали влияние следующие психологические теории:  Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) ввела понятия центрированная на клиенте терапия, самоактуализация, пирамида человеческих потребностей, понятия фасилитация (облегчение, вспомоществование) и сформулировала позиции гуманистического подхода к учащемуся.  Педагогическая антропология К.Д.Ушинского. Его учение требовало обучать воспитывая. Он разработал категории содержания и методов обучения. . Культурно-историческая теория Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития (обучение ведет за собой развитие).

Становление педагогической психологии

На становлении педагогической психологии как самостоятельной

науки оказали влияние следующие психологические теории:

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) ввела понятия центрированная на клиенте терапия, самоактуализация, пирамида человеческих потребностей, понятия фасилитация (облегчение, вспомоществование) и сформулировала позиции гуманистического подхода к учащемуся.

Педагогическая антропология К.Д.Ушинского. Его учение требовало обучать воспитывая. Он разработал категории содержания и методов обучения.

.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития (обучение ведет за собой развитие).

Отечественная  педагогическая психология Только к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной деятельности. В отечественной педагогической психологии их представили:

Отечественная педагогическая психология

Только к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной

деятельности.

В отечественной педагогической психологии их

представили:

  • Г.С. Костюк, - Д.Б. Эльконин,
  • Н.А. Менчинская, - А.К. Маркова,
  • З.И. Калмыкова, - Л.В. Занков,
  • П.Я. Гальперин, - Н.В. Кузьмина,
  • Н.Ф. Талызина, - А.А. Люблинская,
  • В.В. Давыдов и другие ученые.
Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами):

Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами):

  • первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.)
  • второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)
  • третий этап (с 50-х годов XX в. и по сей день)
Первый этап  (с середины XVII в. и до конца XIX в.) - общедидактический   Этот период представлен именами:   Яна Амоса Коменского (1592-1670),  Жан-Жака Руссо (1712-1778),  Иоганна Песталоцци (1746-1827),  Иоганна Гербарта (1776-1841),  Адольфа Дистервега (1790-1866),  К.Д. Ушинского (1824-1870),  П.Ф. Каптерева (1849-1922). Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развитая, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие.

Первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.) - общедидактический

Этот период представлен именами:

  • Яна Амоса Коменского (1592-1670),
  • Жан-Жака Руссо (1712-1778),
  • Иоганна Песталоцци (1746-1827),
  • Иоганна Гербарта (1776-1841),
  • Адольфа Дистервега (1790-1866),
  • К.Д. Ушинского (1824-1870),
  • П.Ф. Каптерева (1849-1922).

Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развитая, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие.

К.Д. Ушинский

Написал работу «Человек как предмет воспитания», которая сыграла большую роль в становлении педагогической психологии - опыт педагогической антропологии, в которой предложена целостная концепция развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию.

С.Т. Шацкий

Разработал целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.

Ему принадлежит одна из моделей педагога, в которой соединены обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как к субъекту социально-педагогической деятельности.

П.Ф. Каптерев

Один из основателей педагогической психологии. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология».

Он ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие.

Второй этап  (с конца XIX в. до середины XX в.) В этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий, ориентируясь и используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований. Этот этап представлен :

Второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)

В этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль,

аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий, ориентируясь и

используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований.

Этот этап представлен :

  • в работах А.Л.Нечаева, А.Вине и Б.Анри, М.Оффнера, Э.Меймана, В.Л.Лайя;
  • в исследованиях Г.Эббингауза, Ж.Пиаже, А.Валлона, Дж.Дьюи, С.Фрэне, Э. Клапереда;
  • экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж.Уотсон, Э.Толмен, Э.Газри, К.Халл, Б.Скиннер);
  • развития детской речи (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Ш.К.Бюлер, В.Штерн и др.);
  • развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори также оказали большое влияние на формирование этой отрасли психологической науки.
Э. Мейман В Германии возникла лаборатория Э. Меймана, в которой для решения учебных и воспитательных задач использовались приборы и методики, созданные в лабораториях университетов. В 1907 г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике. А. Бинет Основал при одной из школ Парижа экспериментальную детскую лабораторию. В лаборатории изучались физические и душевные способности ребенка, а также методы преподавания учебных дисциплин. Совместно с Т.Симоном А.Бине создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основой которой стал метод тестов. Дж. Селли Известный детский психолог. Занимался вопросами экспериментального изучения типологических особенностей школьников В 1898 г. опубликовал работу «Очерки по психологии детства».

Э. Мейман

В Германии возникла лаборатория

Э. Меймана, в которой для решения учебных и воспитательных задач использовались приборы и методики, созданные в лабораториях университетов. В 1907 г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике.

А. Бинет

Основал при одной из школ Парижа экспериментальную детскую лабораторию.

В лаборатории изучались физические и душевные способности ребенка, а также методы преподавания учебных дисциплин.

Совместно с Т.Симоном А.Бине создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основой которой стал метод тестов.

Дж. Селли

Известный детский психолог.

Занимался вопросами экспериментального изучения типологических

особенностей школьников

В 1898 г. опубликовал работу

«Очерки по психологии детства».

Данный этап характеризуется: формированием особого психолого-педагогического направления — педологии (Дж.М. Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в педагогическую психологию как бы с двух строи входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.

Данный этап характеризуется:

формированием особого психолого-педагогического направления — педологии (Дж.М. Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в педагогическую психологию как бы с двух строи входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.

Третий этап  (с 50-х годов XX в. и по сей день) Основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения: 1) учитывающие активизацию форм обучения; 2) учитывающие педагогическое сотрудничество; 3) учитывающие общение; 4) развитие обучающего как цели обучения. На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

Третий этап (с 50-х годов XX в. и по сей день)

Основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.

Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения:

1) учитывающие активизацию форм обучения;

2) учитывающие педагогическое сотрудничество;

3) учитывающие общение;

4) развитие обучающего как цели обучения.

На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

С.Л. Рубинштейн В «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний . Б. Скиннер В 1954 г. выдвинул идею программированного обучения. Л.Н. Ланда В 60-х годах сформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения. П.Я. Гальперин В 50-е годы появились первые публикации, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. Г.К. Лозанов Новое направление в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии. Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии. Г.А. Китайгородская  Метод активизации резервных возможностей личности группового сплочения.

С.Л. Рубинштейн

В «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний .

Б. Скиннер

В 1954 г. выдвинул идею программированного обучения.

Л.Н. Ланда

В 60-х годах сформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения.

П.Я. Гальперин

В 50-е годы появились первые публикации, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии.

Г.К. Лозанов

Новое направление в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии.

Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии.

Г.А. Китайгородская Метод активизации резервных возможностей личности группового сплочения.

Спасибо  за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История становления педагогической психологии

Автор: Алпатова Анжелика Владимировна

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 522988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Нравственно-духовное становление личности в организации учебно-воспитательного процесса"
    ["seo_title"] => string(92) "nravstviennodukhovnoiestanovlieniielichnostivorghanizatsiiuchiebnovospitatielnoghoprotsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "262662"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449399997"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Социально- педагогические  технологии работы  социального педагога  с  неблагополучной семьей "
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-s-nieblaghopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "164073"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422568703"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-i-tvorchieskoi-aktivnosti-u-uchashchikhsia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "229537"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441785682"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия" "
    ["seo_title"] => string(63) "piedaghoghichieskoie-essie-moia-piedaghoghichieskaia-filosofiia"
    ["file_id"] => string(6) "226039"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440023409"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Статья "Игры- терапия психолого- педагогической направленности с детьми дошкольного возраста." "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-ighry-tierapiia-psikhologho-piedaghoghichieskoi-napravliennosti-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "136033"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417018615"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства