Просмотр содержимого документа
«История становления педагогической психологии»
Выполнила: Алпатова А.В.
История становления
педагогической психологии
Педагогическая психология
представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.
Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.
Становлениепедагогической психологии
На становлении педагогической психологии как самостоятельной
науки оказали влияние следующие психологические теории:
Ассоциативная психология
(Д. Гартле, В. Вундт) – выявила типы и механизмы ассоциации.
Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась память, приемы научения.
Аристотель выделил чувство
удовлетворения как фактор
научения.
Теория проб и ошибок
(Э.Торндайк) – дает основные
законы научения (закон упражнения, закон эффекта, закон
готовности, кривую научения,
тесты достижения).
Бихевиористы (Дж. Уотсон),
необихевиористы Э.Толмен,
К.Халл, Б.Ф.Скиннер разработали несколько теорий научения в
русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения (1954г.).
Заслуга необихевиористов
состоит в разработке довольно
целостной концепции научения.
Становлениепедагогической психологии
На становлении педагогической психологии как самостоятельной
науки оказали влияние следующие психологические теории:
Психоанализ (Фрейд, Юнг) разработал категорию бессознательного в разных направлениях, стадиальность развития «я», экстраверсию, интраверсию.
Гештальпсихологи разработали концепцию динамической системы поведения, теорию Поля К.Левина.
Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.) Дж. Брунер, Норман делали акцент на информативность, прогнозирование, приемы переработки информации процессов чтения и понимания материальные и когнитивные стили.
Генетическая эпистемология или теория стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об интеллектуальном развитии ввела в науку понятия – централизация, децентрализация, адаптация, стадии интеллектуального развития.
Становлениепедагогической психологии
На становлении педагогической психологии как самостоятельной
науки оказали влияние следующие психологические теории:
Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) ввела понятия центрированная на клиенте терапия, самоактуализация, пирамида человеческих потребностей, понятия фасилитация (облегчение, вспомоществование) и сформулировала позиции гуманистического подхода к учащемуся.
Педагогическая антропология К.Д.Ушинского. Его учение требовало обучать воспитывая. Он разработал категории содержания и методов обучения.
.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития (обучение ведет за собой развитие).
Отечественнаяпедагогическая психология
Только к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной
деятельности.
В отечественной педагогической психологии их
представили:
Г.С. Костюк, - Д.Б. Эльконин,
Н.А. Менчинская, - А.К. Маркова,
З.И. Калмыкова, - Л.В. Занков,
П.Я. Гальперин, - Н.В. Кузьмина,
Н.Ф. Талызина, - А.А. Люблинская,
В.В. Давыдов и другие ученые.
Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами):
первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.)
второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)
третий этап (с 50-х годов XX в. и по сей день)
Первый этап(с серединыXVIIв. и до концаXIXв.) - общедидактический
Этот период представлен именами:
Яна Амоса Коменского (1592-1670),
Жан-Жака Руссо (1712-1778),
Иоганна Песталоцци (1746-1827),
Иоганна Гербарта (1776-1841),
Адольфа Дистервега (1790-1866),
К.Д. Ушинского (1824-1870),
П.Ф. Каптерева (1849-1922).
Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развитая, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие.
К.Д. Ушинский
Написал работу «Человек как предмет воспитания», которая сыграла большую роль в становлении педагогической психологии - опыт педагогической антропологии, в которой предложена целостная концепция развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию.
С.Т. Шацкий
Разработал целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.
Ему принадлежит одна из моделей педагога, в которой соединены обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как к субъекту социально-педагогической деятельности.
П.Ф. Каптерев
Один из основателей педагогической психологии. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология».
Он ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие.
Второй этап(с концаXIXв. до серединыXXв.)
В этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль,
аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий, ориентируясь и
используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований.
Этот этап представлен :
в работах А.Л.Нечаева, А.Вине и Б.Анри, М.Оффнера, Э.Меймана, В.Л.Лайя;
в исследованиях Г.Эббингауза, Ж.Пиаже, А.Валлона, Дж.Дьюи, С.Фрэне, Э. Клапереда;
экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж.Уотсон, Э.Толмен, Э.Газри, К.Халл, Б.Скиннер);
развития детской речи (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Ш.К.Бюлер, В.Штерн и др.);
развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори также оказали большое влияние на формирование этой отрасли психологической науки.
Э. Мейман
В Германии возникла лаборатория
Э. Меймана, в которой для решения учебных и воспитательных задач использовались приборы и методики, созданные в лабораториях университетов. В 1907 г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике.
А. Бинет
Основал при одной из школ Парижа экспериментальную детскую лабораторию.
В лаборатории изучались физические и душевные способности ребенка, а также методы преподавания учебных дисциплин.
Совместно с Т.Симоном А.Бине создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основой которой стал метод тестов.
Дж. Селли
Известный детский психолог.
Занимался вопросами экспериментального изучения типологических
особенностей школьников
В 1898 г. опубликовал работу
«Очерки по психологии детства».
Данный этап характеризуется:
формированием особого психолого-педагогического направления — педологии (Дж.М. Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в педагогическую психологию как бы с двух строи входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.
Третий этап(с 50-х годовXXв. и по сей день)
Основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения:
1) учитывающие активизацию форм обучения;
2) учитывающие педагогическое сотрудничество;
3) учитывающие общение;
4) развитие обучающего как цели обучения.
На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.
С.Л. Рубинштейн
В «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний .
Б. Скиннер
В 1954 г. выдвинул идею программированного обучения.
Л.Н. Ланда
В 60-х годах сформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения.
П.Я. Гальперин
В 50-е годы появились первые публикации, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии.
Г.К. Лозанов
Новое направление в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии.
Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии.
Г.А. Китайгородская Метод активизации резервных возможностей личности группового сплочения.