Индивидуализация обучения школьников через системно – деятельностный подход
Индивидуализация обучения школьников через системно – деятельностный подход
Индивидуализация – это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация обучения школьников через системно – деятельностный подход»
Индивидуализация обучения школьников через системно – деятельностный подход
МКОУ «Чермозская КШИ»
Доклад на МО
Учитель Солдатова Л.Ф.
3.04.17
«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизни ее учеников». Уильям А. Вард
Индивидуализация обучения
Индивидуализация– это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Индивидуализация обучения проводится в рамках коллективной учебной деятельности учащихся и направлена на устранение несоответствия между реальными возможностями отдельных учащихся и требованиями учебных программ.
Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
следить за каждым его действиям и
оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям
операцией при решении конкретных задач; с
следить за его продвижением от незнания
к знаниюк знанию
вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя
приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что:
дистанционное обучение (предлагает диплом любого университета мира заочно с помощью компьютерных технологий);
модульное обучение как продолжение и развитие идеи программированного обучения путём отбора дидактических единиц и тестирования обучаемых
программированное обучение (предлагает пошаговую подачу учебной информации с немедленным контролем, учётом и коррекцией ошибок);
Формы
индивидуального обучения
вариативное образование ( предлагает углублённое изучение отдельных предметов (спецшколы или классы с углублённым изучением предметов).
дифференцированное преподавание учебного материала (разработка систем, заданий различной сложности и объёма для отдельных учащихся
индивидуальные или групповые задания, выстраиваемые в систему для каждого отдельного учащегося
Средства индивидуального обучения
На этапе усвоения материала выделяются следующие действия педагога:
показ образца решения задачи(проблемы);
развёрнутое пояснение;
рекомендации по использованию справочной литературы;
организация самостоятельной работы
На этапе закрепления учебного материала
вся группа получает общее задание, а отдельные учащиеся – задания, дифференцированные по трудности
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
уровень обученности и обучаемости;
уровень общих умственных способностей;
скорость усвоения;
индивидуальный стиль умственной деятельности;
психофизические особенности учащихся .
Из методик внутрипредметной дифференциации можно выделить различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:
1) опоры различного типа (от плаката - примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);
2) алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);
3) указание типа задачи, закона, правила;
4) подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли;
5) предупреждение о возможных ошибках;
6 ) разделение сложного задания на составляющие.
По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:
6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять за старания, настойчивость, даже если результат далеко от желаемого;
1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
7) во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;
2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;
8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания , создавать спокойную обстановку;
3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;
4) не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;
9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а вначале школьного дня
10) важно научить школьника умению пережить неудачу. Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоуничтожения и презрения к себе
5) выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец» и т.п.), формировать уверенность в своих силах;
При работе с инертными учениками учителю необходимо:
1) не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
2) постепенно предлагать разные задания, не торопить с их выполнением, поскольку они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые вообще отказываются выполнять их;
3) не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах; инертным ученикам необходимо время на обдумывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам в ответах, домашним заготовкам, избегают импровизаций;
4) не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене);
5) избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку
6) в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое
7) не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал, лучше отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
«Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения».
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.