Просмотр содержимого документа
«Групповые занятия с детьми с ОВЗ»
Групповые занятия с детьми с ОВЗ
Овчинникова Наталия Евгеньевна
Цели групповых. Общие
Обучение навыкам
ГЛАВНАЯ – включить ребенка в естественную среду
Обобщение навыков
Подготовка к групповому занятию
1. Интервью
Вопросы:
Что умеет делать ребенок? Какие навыки есть у ребенка? Мелкомоторные, крупномоторные , умеет ли рисовать, вырезать, лепить, танцевать и т.п.
Чем любит заниматься ребенок? Любимые игрушки, мультики.
Есть ли любимые задания у ребенка?
Над какими навыками идет работа в данный момент
Какие задания у ребенка категорически не получаются
Какие задания нервируют ребенка
Как строить свою речь
Особенности восприятия информации
Проблемное поведение (Что запускает, что усиливает, что подкрепляет)
Сколько ребенок может без перерывов заниматься.
В каких условиях обычно занимается ребенок
Просится ли сам в туалет, попить
Были ли занятия у ребенка до вас? Оставался ли ребенок наедине с педагогом без мамы? • Спросите «должны ли вы еще знать что-то про ребенка» • Посетите занятие с другими педагогами.
Понаблюдайте за ребенком. И всегда помните, что любое поведение имеет функцию.
Необходимые навыки перед групповыми
Навыки имитации
Навык следования инструкциям
Цели групповых
Правила для всех групповых
Начинать с малых групп
Собрать информацию о ребенке
Протестировать ребенка
Выбрать несколько навыков, над которыми будет вестись работа
Правила для всех групповых
Разбить эти навыки на поднавыки
Тщательно тренировать каждый подпункт отдельно
Приращивать следующий этап и тренировать более сложный уровень навыка только после освоения более легкого
работать в группе – находится рядом с другими детьми, учиться навыкам при наличии других детей, учится навыкам, глядя на детей,
знать приемлемый способ, как присоединится к деятельности других детей
просить о помощи учителя, сверстников
делиться чем-либо со сверстниками
ждать своей очереди, ждать заданий
поднимать руку
сидеть тихо
смотреть на учителя
выполнять режимные моменты со всеми –прием пищи, посещение туалета, мытье рук, зарядка.
Общие групповые навыки
переходить от одного вида деятельности к другому без нежелательного поведения
не трогать без инструкций учебные материалы
готовится к занятию – достает необходимые материалы, отвечать на вопросы воспитателя, детей, использовать приемлемое поведение для привлечения внимания педагога, детей
Ребенок с ОВЗ + нейротипичный сверстник
Подготовить нейротипичного ребенка
Сделать занятие функциональным для обоих детей
Мы все похожи!
Внутри мы тоже устроены одинаково. У всех нас есть кости, мышцы, сердце и желудок.
А в голове у нас мозг. Он играет роль «центра управления» для всего организма.
С помощью мозга мы решаем проблемы.
По сигналам мозга мы ходим, говорим, прыгаем, бегаем!
Мозг посылает сообщения ко всем частям тела. Сообщения идут по каналам, которые пронизывают все наше тело
У всех детей есть мозг.
У каждого человека мозг работает по-разному
Мозг … работает немного по-другому. И поведение человека может выглядеть странно.
Например, закрывать уши, когда совсем не громко
Или не отвечать на вопрос, или начать говорить, когда нужно молчать
Или петь…в разных ситуациях
Или быстро бегать, на первый взгляд без цели
У … очень много общего с вами!
Как я могу помочь …?
То, что я делаю – очень важно для …!
Ребёнок с ОВЗ + ребенок с ОВЗ
Собрать информацию по обоим детям
Провести наблюдение за обоими детьми
Выбрать общие важные навыки для обоих
Воспользоваться помощью тьютора
Отменить групповое
Появилось нежелательное поведение
Навыки усваиваются с сильно разной скоростью
Появилась потребность в тренировке разных навыков.
Дети стали готовы к общим условиям
Тьютор. Обязанности
1. Сопровождение ребенка - помощь при выполнении групповых и индивидуальных заданий, данных воспитателем/учителем. 2. Тьютор предоставляет необходимые подсказки во время обучения, постепенно уменьшая их количество
3. Проведение обучающих тренингов с учеником в свободное от занятий время (например, самостоятельное посещение туалета) 4. Оказание помощи в выстраивании взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Сопровождение ребенка на дополнительные занятия, на прогулке при необходимости.
Выстраивание дружеских отношений с детским коллективом класса/группы.
Оказание информационной помощи учителю/воспитателю, в рамках программы своего подопечного.
Важно!
Тьютор не выполняет функции воспитателя /учителя/няни
Главный для ребенка в группе/классе - всегда учитель/воспитатель !
Тьютор - связующее звено, помощник ребенку ( и опосредованно учителю/воспитателю)
Учитель/воспитатель - всегда обращается напрямую к ребенку, тьютор лишь помогает ребенку выполнить задание или дать нужный ответ воспитателю. 5. Тьютор не влияет на ход жизнь класса /группы , а подстраивается под нее таким образом, чтобы время , проведенное его подопечным ребенком в группе/классе было максимально функциональным.
Основные ошибки тьютора
Повторение инструкции или вопроса ведущего
Тьютор не отходит или слишком медленно отходит от подсказок.
Рекомендации педагогам. Универсальные.
Почаще хвалить за желательное поведение.
Похвала как индивидуальная, так и при всем классе.
Хвалить только за реальные успехи.
Давать обратную связь по нежелательному поведению.
Создавать больше ситуаций успеха.
Избегать ситуаций неуспеха.
Придумать для ребёнка значимое занятие в классе.
Источники
ФБ:
Инклюзия, образование
Центр проблем аутизма
Аутизм – терапия, инклюзия. Форум родителей и профессионалов.
Сайт фонда «Выход» - outfund.ru
(«В чем особенности сенсорного восприятия при аутизме?»)